Автор: Зиннатуллина Гульнара Хамидовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МАОУ Школа №87
Населённый пункт: город Уфа
Наименование материала: статья
Тема: Внеурочная деятельность по математике
Раздел: среднее образование
Внеурочная деятельность по математике.
Одним из главных направлений школы является повышение качества
образования и воспитания обучающихся. Главный акцент на развитие и
воспитание школьников. Именно в школе человек должен ознакомиться с
фундаментальными жизненными проблемами, получить знания, умения и навыки,
которые пригодятся ему в дальнейшем, выбрать тот жизненный путь, по которому
он пойдёт и развить в себе чисто человеческие качества, то есть сформироваться
как личность.
Воспитание и образование тесно связаны между собой. Ведь от того, как
воспитан человек, зависит, как он будет образован, каких высот достигнет. В
свою очередь, образование нельзя представить без должной роли воспитания.
Обучая, необходимо воспитывать.
Основной формой организации учебно-воспитательной работы
с
обучающимися является урок. Наряду с уроком огромное значение имеет
внеурочная деятельность. Способствуя глубокому и прочному овладению
изучаемым
материалом,
повышению
культуры,
привитию
навыков
самостоятельной работы, внеурочная деятельность развивает интерес к изучению
предмета и творческие способности школьников. Одним из главных предметов в
школе
является
математика.
Недаром
Карл
Фридрих
Гаусс
сказал,
что
«математика-царица наук». Зная и изучая математику, легче усваивать другие
предметы. Ничто не связано так тесно с иными предметами как математика.
Поэтому огромные задачи ставятся перед изучением математики в целом, в
организации внеурочной деятельности в частности.
Наличие проблем заставляет искать пути их решения. Переход на новые
программы и учебники обязывают по-новому оценить наши возможности,
требуют переосмысления содержания, форм и методов внеклассной работы.
Поэтому я исхожу из гипотезы: путем целесообразного выбора
содержания, форм и методов организации внеурочной деятельности можно
повысить эффективность в обучении, воспитании и развитии обучающихся.
Цель: Повышение качества знаний обучающихся.
Для того чтобы достичь поставленной цели необходимо решить следующие
задачи:
1.
Определить содержание внеурочной деятельности по математике в 5-9
классах, в соответствии с требованиями предъявляемых к ней.
2.
Выделить те формы внеклассной работы, которые эффективнее применять
для учащихся 5-9 классов с учётом их возрастных особенностей.
3.
Разработать методику организации внеклассной работы, нацеленной на
повышение качества обучения и определение наиболее оптимальных путей
её реализации.
В работе должны использоваться следующие методы:
- анализ педагогической и методической литературы по данной проблеме;
- диагностика учащихся;
- наблюдения в школе;
- беседа с учащимися;
- экспериментальная работа;
- теоретический анализ полученных результатов.
В ходе изучения литературы по теме выяснилось, что
Внеурочная деятельность направлена на:
- развитие интересов, способностей, мышления, внимания, воображения, памяти,
чувств, воли;
-развитие познавательных и практических умений;
-воспитание самостоятельности, чувства коллективизма и товарищества;
На практике мы применяем такие виды внеклассной работы, как
1.
Дополнительные занятия с отстающими.
2.
Факультативные занятия.
3.
Элективные курсы в старших классах;
4.
Кружковая работа.
5.
Мероприятия (турниры, олимпиады, конкурсы и т.п.).
Хочется отметить эффективность данной работы, только при условии её
серьёзной подготовки.
Несколько раз вела курс «Наглядной геометрии» в 5-6 классах. Нужно отметить,
что действительно, те, дети которые, прошли этот курс, намного лучше готовы к
изучению геометрии в 7 классе, нежели дети не прошедшие его.
Считаю, что проведение внеклассных мероприятий должно быть системным, а
не от случая к случаю. Хорошо организованная и налаженная система
внеклассной работы пробуждает интерес у ученика, повышает мотивацию к
изучению предмета, а также способствует сближению учителя и ученика,
повышает авторитет и квалификацию самого педагога. Руководство внеклассной
работой по математике требует от учителя любви к этому делу, большого желания
трудиться. Необходимо, вовлекать обучающихся в подготовку проведения
очередного внеклассного мероприятия.
Творческие способности к любому виду деятельности могут формироваться
и проявляться только в деятельности, когда обучающийся принимает активное
участие в ней. И никакой рассказ о деятельности и даже показ её не сможет
научить творчеству.
Приведу пример планирования занятий кружка «Математика вокруг нас».
1.
История оригами 1 час
2.
Виды и техники оригами 1 час
3.
Модульное оригами 1 час
4.
Простое оригами 1 час
5.
Складывание по развёртке 1 час
6.
Мокрое складывание 1 час
7.
Известные мастера и педагоги оригами 1 час
8.
«Журавлик» 1 час
9.
«Белка» 1 час
10.«Калейдоскоп-перевёртыш» 1 час
11.«Раскрывающийся цветок» 3 часа
12.Что такое кусудамы? 3 часа
13.Оригами и математика 1 час
14. Изонить–история, техника 1 час
15.Заполнение угла 1 час
16.Заполнение круга 1 час
17.Схемы изонити 1 час
18.«Цветы» 2 часа
19.«Бабочки» 3 часа
20.«Корова» 3 часа
21.«Тюльпаны» 2 часа
22.Украшения своими руками 2 часа
Успешное включение во внеурочную деятельность по предмету зависит от того,
насколько тесно связано содержание этой работы с рассматриваемым на уроках
материалом, насколько она развивает и дополняет этот материал.