Автор: Елена Романовна Елисеева
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ ООШ № 5 города Ейска МО Ейский район
Населённый пункт: Краснодарский край, город Ейск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: урок алгебры "Степени"
Раздел: среднее образование
Путешествие в страну "Степени"
Разделы: Алгебра
Класс: 7
Тип урока: обобщающий.
Цели урока:
проверить в игровой форме теоретические и практические знания по теме «Степень»;
активизировать мыслительную деятельность учащихся посредством участия каждого из них в
игре;
развитие математического кругозора, речи, внимания;
развитие информационных и коммуникативных компетенций.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Оборудование: Урок проводится в классе, где имеется компьютер и проектор, т.к. основным
дидактическим обеспечением урока является презентация, специально разработанная для этого
урока.
Ход урока.
Сегодня у нас необычный урок по алгебре. Вы узнаете как раньше в странах обозначались цифры,
узнаем немного из истории возникновения цифр и справимся со всеми заданиями, которые я
приготовила.
Играют команды по 5-6 человек в каждой из учащихся 7 классов (можно проводить в одном
классе). Каждая команда имеет свое название, которое должны продумать заранее, представиться в
начале игры. Для оценивания конкурсов приглашаются учащиеся старших классов, учителя
(достаточно 3 человека).
1.
Представление команд, жюри.
Итак уважаемые игроки мы начинаем с вами необычный урок в виде игры. Первая команда «
____________», вторая команда «__________», в жюри у нас сегодня
1.
2.
3.
I.
Пристань «Историческая». Для того,чтобы узнать как называется тема урока ,
необходимо разгадать ребус
19
20
6
17
6
15
30
Необходимо из алфавита выбрать нужные буквы, каждая цифра обозначает номер буквы
Очень замечательно, тема нашего урока «Степень».Итак что такое степень? (арифметическое
действие, где есть основание и показатель степени, который показывает сколько раз мы должны
число умножить само на себя) так же закрепление навыков и умений применять свойства степеней.
История .
В разных странах были разные обозначения цифр, до наших дней остались только римские и
арабские .
Я вам предлагаю составить выражение для команды соперников, выбрав только обозначение цифр
одной страны, состоящих из всех действий (решив его)
2.
С первым заданием справились, жюри посчитывает баллы.
Раньше в славянской системе исчисления для обозначения тысяч перед буквой ставился знак
(҂). Посмотрите на него и я предлагаю вам второе задание под название «Знаменательные даты».
Перед вами даты, вам необходимо на время записать даты в виде славянской кириллицы
десятиричной системы исчисления и написать к чему приурочена эта дата.
Примеры
1917-революция октябрьская
1941-начало войны
1937-образование Краснодарского края
1792-образование казачества
998- крещение Руси
3.
Итак мы с вами справились со вторым заданием, жюри подсчитывает баллы, это задании е с
каким предметом мы связали? (история).так жы мы можем цифры связать с разными
предметами. Вот к примеру степени являются ли только математическими?
Степень сравнения
Степень истощения
Степень окисления
Степень загрязнения
Степень точности
Степень разрушения
То есть слово степень имеет много значений и так следующее задание называется «магический
квадрат» Впишите в клетки квадрата такие степени числа х, чтобы произведение их по любой
горизонтали, вертикали, диагонали было равно х
12
Х²
Х⁷
Х³
Х⁵
Х
⁴
Х³
Х⁵
Х
Х
4.
Сейчас конкурс капитанов и помощников . Перед вами одночлены,вам на скорость нужно
возвести их в степень или умножить между собой, но сложность заключается в том, что пока
вы будете решать ваш помощник будет рисовать нули в геометрической фигуре и кто больше
и быстрее заполнит фигуру тот и выиграл.
5.
(‒ 3) ∙ ( 2ав)
6.
(3а
в
2
¿
∙
(
5 а
3
в
4
)
7.
(−
3 а
4
с
)
3
8.
( ‒ 5
а
3
в
2
¿∗(−
2 а
5
в
)
2
9.
7 ∙ ( 12вс)
10. ( ‒ 8
а
7
х
6
¿∗(−
а
4
х
)
4
11.
(
4 а
5
в
)
∙
(
12 а
2
в
3
)
12. ( ‒ 6
а
2
у
6
¿∗(−
3а
2
у
)
3
13. (
а
2
в
4
¿∗(−
2 в
3
а
)
5
5. Молодцы все справились с работами, наше жюри подведет итоги и наградит грамотами наших
участников, а пока идет подсчет голосов, вы приводите в порядок свои рабочие места.
НАГРАЖДЕНИЕ
Итак давайте подведем итоги нашей.
Скажите какую тему мы сегодня с вами закрепляли?
С чем же перекликается степень? Что модно днлать с одночленами? Что значит стандартный вид
одночлена?
Что нового для себя узнали?
Спасибо большое за игру. Все свободны.
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
№
1 команда
Баллы
2 команда
Баллы
1
Историческая
Историческая
2
«Знаменательные
даты»
«Знаменательны
е даты»
3
Магический
квадрат
Магический
квадрат
4
Конкурс
капитанов
Конкурс
капитанов
5
6
ИТОГ
7