Напоминание

Повторение и обобщение темы "Отглагольные формы: причастие и деепричастие"


Автор: Ахметова Нафиса Идиятовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ КК ШИСП
Населённый пункт: г.Краснодар
Наименование материала: Презентация к уроку русского языка в 7 классе
Тема: Повторение и обобщение темы "Отглагольные формы: причастие и деепричастие"
Раздел: среднее образование





Назад




Повторение и обобщение темы «Отглагольные формы: причастие и деепричастие»

Причастие

Линии

сравнения

Деепричастие

1. Причастия обозначают признак

предмета по действию

Что обозначают?

1.Деепричастия обозначают

добавочное действие.

относятся к именам существительным и

к другим частям речи, выступающим в

роли существительного.

К какому слову

относятся?

Деепричастия относятся только к

глаголу-сказуемому,

2. В предложении причастия

определениями или составной частью

именного сказуемого. Отвечают на

вопросы

какой? Какая?

Каким членом

предложения

являются

2. Деепричастия в предложении

бывают только различными

обстоятельствами. Отвечают на

вопросы когда? как? каким

образом? с какой целью? почему?

3. Относясь к именам

существительным, причастия

согласуются с существительным в роде,

числе и пад.

Грамматические

признаки

3. Деепричастие – неизменяемая

форма.

4. Имеют суффиксы

: -ущ-(-ющ-), -ащ-(-ящ-)-действит.

-вш-, -ш-, -т-, -нн-, -енн-страдатель

Как образуются?

4. Имеют суффиксы:

-а-(я-)- несоввид; -в-,-вши-, -ш-

сов.вид.


Причастие – это

особая форма

глагола, в которой

совмещаются

значения двух частей

речи: глагола и

прилагательного,

т.е. значение

действия и

собственно

определительное

значение

Деепричастие – это

особая форма

глагола, в которой

совмещаются

значения двух частей

речи: глагола и

наречия, т.е.

значение действия и

обстоятельственно-

определительное

значение

Упражнение 214 Образовать от данных глаголов 1вариант 2вариант 3 вариант 3 л. ед ч.изъяв н. Стр. прич. Деепричаст. наст. и прош. времени.
Причастие в художественном тексте образно описывает пред мет, явление, пред став ляет его признак в динамике, в процессе его развития, измене ния, способствуют смысловой точности, сжатости и лаконичности речи, вносит в высказы вание элемент книжности Деепричастие позволяет передать его различные качественные оттенки глагола- действия, в том числе временную последовательность нескольких действий в лаконичной и яркой форме.

Типы речи: -описание -повествование - рассуждение
упражнение 215. 1.Определить: • Стиль • Тип речи • Тему • Основную мысль 2.Найти тропы. 3.Пересказ краткий и полный.
Восстановить текст, используя деепричастия • От всей фигуры так и веяло безмятежностью, врожденной, почти артистической страстью к житью зря,… . • Он был в состоянии простаивать целые часы на одном месте, … и глядя в одну точку. • … под себя по-турецки ноги и свесив голову, он задумчиво глядел на Кутьку.
От всей фигуры так и веяло безмятежностью, врожденной, почти артистической страстью к житью зря, спустя рукава. Он был в состоянии простаивать целые часы на одном месте, не шевелясь и глядя в одну точку. Поджав под себя по-турецки ноги и свесив голову, он задумчиво глядел на Кутьку.
• Знаки препинания при деепричастиях и деепричастн.ых оборотах. • Упражнение 216- взаимодиктант, проверка и оценка.
Рефлексия
- Что узнали по пройденной теме?

- Что хотели бы узнать?


Спасибо за внимание!

Домашнее

задание:
упр.217


В раздел образования