Напоминание

Специфика работы учителя с детьми с нарушением зрения


Автор: Рыжова Альбина Леонидовна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №24
Населённый пункт: город Ковров Владимирской области
Наименование материала: статья
Тема: Специфика работы учителя с детьми с нарушением зрения
Раздел: среднее образование





Назад




Рыжова А.Л., учитель физики МБОУ СОШ №24 города Коврова
Специфика работы учителя с детьми с нарушением зрения.
Нарушение зрения - психофизическое нарушение, проявляющееся в ограничении зрительного восприятия, что влияет на весь процесс формирования и развития личности. Нарушения зрения могут быть врожденными и приобретенными. Врожденные - обусловлены повреждениями или заболеваниями плода в период внутриутробного развития или являются следствием наследственной передачи некоторых дефектов зрения; приобретенные - последствие заболеваний органов зрения, заболеваний центральной нервной системы, осложнений после общих заболеваний организма, травматических повреждений мозга. Время наступления зрительного дефекта имеет существенное значение для психического и физического развития ребенка. Слабовидящие - дети со значительным снижением зрения, имеющие остроту зрения на лучше видящем глазу (с использованием очковой коррекции) 0,05-0,2 или выше, при значительном нарушении других зрительных функций (цвето- и светоощущений, периферическое и бинокулярное зрение). Причинами данных нарушений могут быть как глазные болезни, так и общее ослабление здоровья ребенка. Характерным для данной патологии является недостаточность зрительного восприятия, фрагментарность, замедленность, вследствие чего наблюдается обедненный чувственный опыт; нарушение цветоощущения, затруднения в пространственной ориентировке. Так как зрение у этих детей остается ведущим анализатором, возникающее утомление при зрительной работе может привести к дальнейшему ухудшению зрения, а также вызвать снижение умственной и физической работоспособности. Темп работы слабовидящего ребёнка быстро отстает от темпа работы остальных учеников, что часто приводит к неуспеваемости и психическому дискомфорту ребёнка. Такие дети чувствительные и ранимые. Они не всегда правильно воспринимают словесную инструкцию. У них слабо развито словесно-логическое мышление, недостаточно развиты моторные навыки. Обязательным условием работы с детьми данной категории является рациональное построение учебных занятий, ограничение зрительных нагрузок, применение корригирующих и тифлотехнических средств, а также организация специальных коррекционных занятий, направленных на преодоление отклонений в психофизическом развитии. Учитывая особенности учащихся с нарушением зрения, я учитываю сама и предлагаю коллегам учитывать следующие моменты: 1
 выбирая рабочее место для ребёнка с нарушением зрения, следует учитывать, что близорукого ребёнка нужно посадить ближе к доске, за первую или вторую парту, а дальнозоркого, напротив, посадить подальше от доски, ребёнку с косоглазием нужно сидеть только на среднем ряду. Это обусловлено особенностями зрительной аномалии детей;  учитель должен знать индивидуальные особенности функционирования зрительной системы ученика. Дети с нарушением зрения при одинаковом состоянии зрительного анализатора (при одинаковой остроте и поле зрения) отличаются друг от друга возможностями его использования: один может выполнять задания с опорой на зрение, другой - на осязание, третий - на осязание и зрение;  в процессе выполнения письменной работы, необходимо следить за осанкой ученика с нарушением зрения, прежде всего в младших классах. Расстояние от глаз ученика до рабочей поверхности должно быть не менее 30 см. Для чтения нужно использовать подставки;  не делать замечаний, если слабовидящий ученик держит учебник слишком близко к глазам. Но знать: чем ближе к странице, тем труднее обозрение;  необходимо проводить специальную работу по ориентировке. Работу по обучению ориентированию следует вести на всех занятиях, где материал позволяет усвоить и закрепить соответствующие знания. Это возможно при работе с книгой, с планом, на занятиях по изобразительному искусству и физической культуре. При этом важно использовать все сохранённые и нарушенные анализаторы;  наглядные пособия должны быть чёткими, яркими, достаточно крупными;  если учитель пишет задание для самостоятельной работы на доске, то необходимо убедиться, что ребёнок хорошо видит и понимает, что там написано;  ввести структуру написанному на доске, следить за почерком. Доска должна быть чистой, использовать мягкий белый мел (сильнее нажимать на мел);  больше материала излагать на бумаге, печатный текст набирать через два интервала. Применять соответствующий шрифт (курсив или жирные буквы часто усложняют чтение);  речь учителя должна быть выразительной и чёткой, учитель должен проговаривать всё, что он делает: пишет, рисует, демонстрирует опыт и т.д.;  спокойно употреблять выражения, в которых встречаются слова «видеть, смотреть» и т.п.;  не забывать о том, что слабовидящий ученик плохо видит выражения лица. Сопровождать все невербальные жесты, такие как кивок головы, жесты руками и т.п., словами и иногда прикосновением (похлопывание по плечу);  стараться словесное описание действий, предметов и ситуаций сочетать для слабовидящего ученика с собственным изучением материала на ощупь;  учитывая повышенную утомляемость, необходимо по возможности давать на уроке разные виды работы, т.е. чередовать зрительную работу с другими видами; 2
 снизить требования к письму. Не ждать, что слабовидящий ученик будет писать также как остальные ученики. Сложности может также вызывать расположение текста на страницах;  необходим индивидуальный подход и к домашним заданиям, связанным с длительной зрительной нагрузкой;  в ситуации, когда ребёнок с нарушением зрения обучается в общеобразовательном классе, необходимо внимательно наблюдать за тем, как ученик с нарушением зрения справляется с заданиями и приспосабливается к совместной работе с нормально видящими учащимися. Эти наблюдения необходимы для того, чтобы регулировать рабочую нагрузку ученика, увеличивать или уменьшать время решения учебных задач. Можно сократить количество упражнений, особенно если Вы уверены, что он понял материал. Надо разрешать ему вставать со своего места, чтобы лучше Вас понять или лучше видеть доску. Большая подвижность иногда лучше специального места ближе к доске, которое выделяет ученика и иногда мешает другим. Если же из-за организации класса такое отдельное место все же необходимо, способствовать тому, чтобы слабовидящий ученик чувствовал себя среди одноклассников на равных;  для выработки зоркости и расширения информационного пространства школьников, а также с целью быстрого запоминания правил, алгоритмов, схем и т.д. рекомендуется использовать прием постоянного зрительного поиска карточек с информацией, расположенных в любом месте класса. В целях профилактики утомления, нарушения осанки и зрения провожу физкультурные паузы и упражнения для глаз. В классах для слабовидящих на протяжении урока необходимо проводить две физкультминутки (очки должны быть сняты): через 15 минут от начала урока и на его 25 минуте. Время проведения можно варьировать. Содержание упражнений для физкультпауз должно меняться, не быть однообразным
(Приложение1)
.
Рекомендуемая литература:
1. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – СПб. 2006. – (Серия «Коррекционная педагогика»). 2.ЕрмаковВ.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. – М.: Просвещение, 2006. 3.Земцова М.И. Учителю о детях с нарушениями зрения.– М: Просвещение, 2005. 3
4. Кручинин В.А. Формирование пространственной ориентировки у детей с нарушениями зрения в процессе школьного обучения. – СПб. 2007.
Приложение

1.

Комплекс зрительных упражнений, разработанный

А.Г. Литваком и В.П. Жоховым.
1.Произвести медленные движения глаз налево, вверх, направо, вниз и в обратном направлении (глаза открыты). 2. Закрыть глаза, слегка помассировать (погладить) веки подушечками пальцев, раскрыть их и сделать несколько быстрых мигательных движений. 3.Плотно зажмурить глаза, затем расслабить веки и поднять брови кверху, открыть глаза. 4
4. Смотреть двумя глазами на конец пальца правой руки, поставленной по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз, опустить палец. Смотреть на конец пальца попеременно одним, другим глазом, двумя глазами. 5.Фиксировать взгляд на указательном пальце, приближающемся к носу и удаляющемся на расстоянии вытянутой руки. Упражнения нужно проводить в замедленном темпе, повторяя от 2 до 5 раз. Комбинируя и чередуя их.
Комплекс упражнений, составленный на основе рекомендаций

отечественных ученых Л.В. Морозовой, М.М. Безруких, Г.А. Витцлака,

Л.И. Плаксиной.



Упражнения на улучшение циркуляции крови в органе зрения
1. Сомкните веки обоих глаз на 3-5 секунд; повторите 6-8 раз. 2. Быстро моргайте глазами в течение 10-15 секунд, затем повторите то же самое 3 раза с интервалами в 7-10 секунд. 3. Сомкните веки обоих глаз и указательным пальцем соответствующей руки массируйте их круговыми движениями в течение 1 минуты. 4. Сомкните веки обоих глаз и тремя пальцами соответствующей руки слегка надавливайте на глазные яблоки через верхние веки в течение 1-3 секунд. 5. Прижмите указательными пальцами брови и закройте глаза, пальцы должны оказывать сопротивление мышцам верхних век и лба. Повторите 6-8 раз.
Упражнения на укрепление глазодвигательных мышц
1. Медленно переведите взгляд с пола на потолок и обратно, не меняя положения головы; повторите 8-10 раз. 2. Медленно переводите взгляд вправо, влево и обратно; так 8-10 раз. 3. Медленно переводите взгляд вправо - вверх, затем влево - вниз и обратно; так 8-10 раз. Делайте круговые движения глазами в одном, затем в другом направлениях. Повторите 4- 6 раз.
Упражнения на улучшение процесса аккомодации
1. Смотрите обоими глазами вперед в течение 2-3 секунд, затем переведите взгляд на палец правой руки, поставив его перед лицом на уровне носа на расстоянии 25-30 см, через 3-5 секунд руку опустите; повторите так 10-12 раз. 2. Обоими глазами смотрите 3-5 секунд на указательный палец левой руки, 5
вытянутый перед лицом, затем, сгибая руку; приближайте палец к носу до тех пор, пока палец не начнет двоиться; так 6-8 раз. 3. В течение 3-5 секунд смотрите обоими глазами на указательный палец вытянутой правой руки, после чего прикройте левой ладонью левый глаз на 3-5 секунд, а правую руку в это время сгибайте и разгибайте. То же самое делайте, закрывая правой рукой правый глаз. Повторите 6-8 раз.
Упражнения на снятие зрительного утомления
Упражнения выполняйте через каждые 15-25 минут зрительной работы. Исходное положение каждого упражнения — стоя или сидя. 1. Совершите 15 колебательных движений глазами по горизонтали справа — налево, затем слева – направо. 2. Совершите 15 колебательных движений глазами по вертикали: вверх - вниз и вниз - вверх. 3. Совершите 15 круговых вращательных движений глазами слева- направо. 4. То же самое, но справа - налево. 5. Совершите по 15 круговых вращательных движений глазами вначале в правую, затем в левую стороны.
Комплекс упражнений на развитие различных мышц

глазодвигательного аппарата (комплекс Ю. А. Утехина)

Упражнения на укрепление наружных мышц глаза
1. В положении сидя при неподвижной голове медленно перевести взгляд с пола на потолок и обратно, затем справа налево и обратно (повторить 10-12 раз). 2.. Круговые движения глазами в одном и другом направлении (4-6 раз). 3. Частое моргание в течение 20 секунд.
Упражнения на тренировку внутренних мышц глаза
На стекле окна на уровне глаз прикрепить круглую метку диаметром 3-5 мм на расстоянии 30-35 см от глаз. За окном найти любой удаленный предмет и переводить взгляд то на метку, то на этот предмет.
Упражнения на укрепление окологлазных мышц
1. Плотно закрывать и широко открывать глаза 5-6 раз подряд с интервалом 30 сек. 2. Смотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы. 6
3. Вращать глазами по кругу: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону.
Комплекс

упражнений на укрепление глазных мышц, тренировку и

массаж хрусталиков, улучшение кровообращения, питание глаз и

лечение близорукости (метод Бейтса)
Голова зафиксирована так, чтобы двигаться могли только глаза. 1.В вытянутой руке – карандаш. По широкой амплитуде он многократно двигается вправо, влево, вниз. Надо неотрывно следить за ним глазами. 2. Ноги – на ширине плеч, руки – на поясе. Резкие повороты головы вправо и влево, взгляд направляется по ходу движения. Выполнить 10 поворотов. 3. В течение 3 сек. смотреть на яркий свет, потом закрыть глаза рукой и дать им отдохнуть. Повторить 15 раз. 4. Широко открыть глаза, сильно прищуриться, закрыть глаза. Повторить 15 раз. 5. Взглянуть в окно на очень отдаленный предмет и пристально рассматривать его в течение 10 сек. Перевести взгляд на близкий объект. Повторить 15 раз.
Общеукрепляющие упражнения для глаз
1. Закрыть глаза. Поморгать сомкнутыми веками. 2. Закрыть глаза, посмотреть вверх, влево, вниз, вправо и в обратном направлении. 3. О т к р ы т ь гл а з а и с м от р е т ь в од н у точ ку, н е м о р г а я , 2 - 3 с е к . , потом прикрыть веки и опять открыть. 4. В течение 5 сек. смотреть обоими глазами на переносицу. 5. О б о и м и г л а з а м и с м о т р е т ь н а к о н ч и к н о с а д о п о я в л е н и я легкой усталости.
Методика проведения упражнений, рекомендуемых для

профилактики утомления
Упражнения проводятся в течение 1-2 мин. 1. Исходное положение (и. п.) – сидя, откинувшись на спинку стула. Глубокий вдох. Наклонившись вперед, выдох. Повторить 5-6 раз. 2. И. п. – сидя, откинувшись на спинку стула. Крепко зажмурить глаза, затем открыть веки. Повторить 4 раза. 7
3. И.п. – сидя, руки на поясе. Повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки. 4. И. п. – сидя. Посмотреть прямо перед собой на классную доску 2-3 сек, поставить палец руки на средней линии лица на расстоянии 15-20 см от глаз, перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3-5 сек., затем опустить руку. Повторить 5-6 раз. 5. И. п. – сидя, руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, не поднимая головы. Руки опустить (выдох). Повторить 4-5 раз.
Упражнения на расслабление глаз
1. Встать или сесть спокойно и устойчиво. Желательно, чтобы в поле зрения не было ярких источников света. 2. Закрыть глаза и расслабить веки. Можно мысленно погладить глаза теплыми мягкими пальцами, Почувствовать, как глазные яблоки совершенно пассивно лежат в глазницах. 3. Лицо и тело также пусть расслабятся. Это даст дополнительный отдых, но все внимание должно быть сосредоточено на расслаблении глаз. Чувство тепла и тяжести должны сменить легкость и невесомость, а в дальнейшем – полная потеря ощущения глаз.
Направление взгляда на горизонт
1. Принять любую удобную позу, спину держать прямо. 2. Направить расфокусированный взгляд на горизонт. Можно также остановить взор на любом удаленном объекте, не раздражающем глаза: облаке, дереве и т. д. Требуется не сосредотачиваться на каком-нибудь предмете, а напротив, смотреть как бы сквозь него, не напрягая зрения. 3. Выполнять 30-60 сек, после чего расслабить глаза.
Моргание
1.Принять любую устойчивую позу. Быстро сжимать и разжимать веки (моргать). Упражнение выполнять от 30 до 60 сек. Затем расслабить глаза. Это упражнение дает хороший отдых глазам, усиливает их кровообращение. Может выполняться в любое время. 8

Вращение глаз
1. Принять устойчивую позу, спину и голову держать прямо. 2. Посмотреть вверх и очень медленно переводить взор по часовой стрелке, описывая взглядом окружность максимального радиуса. Движения глаз должны быть плавными, без рывков. Голова все время остается неподвижной. Сначала надо научиться совершать по одному полному круговому вращению глазами в каждую сторону, не допуская рывков и потери концентрации. Со временем – выполнять 2- 3 поворота по часовой стрелке и столько же – против часовой стрелки. 3. Расслабить глаза.
Повороты глаз
1. Посмотреть вверх, вниз, влево, вправо, в правый нижний угол, в левый верхний угол, в правый верхний угол, в левый нижний угол. 2. Повторять от 1 до 2 минут, удерживать голову неподвижно, стараться поворачивать глаза в самые крайние положения. 3. Расслабить глаза.
Комплекс упражнений на развитие зрительных функций при

амблиопии (методика Э. С, Аветисова, Е. И. Ливадо)
1. Исходное положение (и. о.) – сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек., а затем открыть на 3-5 сек. Повторить 6-8 раз. Упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц. 2. И. п. – сидя. Быстро моргать в течение 1-2 мин. Упражнение способствует улучшению кровообращения век. 3. И. п. – стоя. Смотреть прямо перед собой 2-3 сек ., перевести взгляд на палец вытянутой правой руки, расположенной по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз, и смотреть на него 3-5 сек., затем опустить руку. Повторить 10-12 раз. Упражнение снижает утомление, облегчает зрительную работу на близком расстоянии. 4. И.п. – стоя. Вытянуть руку вперед, смотреть на кончик пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз, до тех пор, пока палец не начнет двоиться. Повторять 6-8 раз. Упражнение облегчает зрительную работу на близком расстоянии. 9
4. И. п. – сидя. Закрыть веки, массировать их круговыми движениями пальца. Повторять 1 мин. Упражнение расслабляет мышцы и улучшает кровообращение век. 10


В раздел образования