Напоминание

Урок окружающего мира в 3 классе на тему :"Семейный бюджет"


Автор: Василенко Светлана Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ КГО "СОШ № 3"
Населённый пункт: Республика Карелия, г. Костомукша
Наименование материала: конспект
Тема: Урок окружающего мира в 3 классе на тему :"Семейный бюджет"
Раздел: начальное образование





Назад




Учитель начальных классов МБОУ КГО «СОШ № 3» Василенко С.Н.
Урок окружающего мира в3 классе
(по УМК «Школа России».А.А.Плешаков Окружающий мир. Учебник для 3 класса в 2-х частях)
Тема: «Семейный бюджет».

Раздел «Чему учит экономика»

Тип урока:
изучение новой темы.
Цель урока:
Создать условия для формирования у обучающихся элементарных экономических представлений о бюджете семьи.
Задачи:

– образовательные:
 познакомить учащихся с понятием «семейный бюджет»;  сформировать представление о структуре семейного бюджета;  повторить изученные экономические понятия «бюджет», «доход», «расход» и  познакомить с новыми понятиями «семейный бюджет», «семейные доходы/расходы», «накопление», «экономия», «гонорар», «прибыль»;
– развивающие:
развивать познавательные способности, устную речь детей, умение делать оптимальный выбор;
– воспитательные:
 формировать умение работать в группе;  воспитывать организованность, бережливость, уважение к старшим.
Оборудование:
интерактивная доска, учебник по окружающему миру, карточки-раздаточный материал (таблицы, словарики, карточка №1, карточка №2).
Примечание:
обучающиеся познакомились с понятием «государственный бюджет» на предыдущем уроке.
Домашнее задание:
Практическая работа в рабочей тетради. Планируемые результаты: Личностные -Осознание себя как ученика; -Умение доказывать своё мнение, понимание возможности различных точек зрения; - Не бояться собственных ошибок и проявлять готовность к их обсуждению; Метапредметные Регулятивные - Умение участвовать в оценке и обсуждении результата деятельности - Умение самостоятельно работать, управлять своей деятельностью - Принимать участие в обсуждении и формулировании цели конкретного задания Коммуникативные - Умение точно выражать свои мысли - Навыки сотрудничества
-Умение анализировать, слушать, высказывать свою точку зрения, принимать чужую позицию Познавательные - Умение наблюдать, сравнивать, анализировать и структурировать знания - Умение добывать информацию из различных источников
Этапы урока

Содержание деятельности

Формирование

УУД

Результаты

реализации

общеобразоват

ельной

программы

Примечание

Учителя

ученика
1. Организационный момент Мотивационный момент Приветствие учителя. Проверка готовности к уроку. Эмоциональный и организационный настрой обучающихся (2 мин). Ребята, здравствуйте, сегодня урок окружающего мира буду вести у вас я. Меня зовут Светлана Николаевна. Я люблю знакомиться с новыми людьми, поэтому пришла познакомиться и с вами. У нас сегодня присутствуют гости, поприветствуем их. Садитесь, пожалуйста. Поднимите руку, кто готов сегодня отправиться в страну «Знаний» для новых открытий. Обучающиеся проверяют, что приготовили к уроку. Осознание себя как ученика. Умение приготовить все необходимое к уроку. Личностные Личностные

2.Актуализация знаний

обучающихся о

государственном бюджете

и основных

экономических понятиях

(4 мин)
Расшифруйте слово. О каком бюджете вы говорили на прошлом уроке? Из чего он состоит? 1 тест проверка знаний (работа с интерактивной доской) выходят по одному . Соединить стрелочками. 1. Что такое государственный бюджет? 2. Что означает денежная сумка, на рисунке в учебнике? 3. Как называются деньги, которые в нее кладут? 4. Как называются деньги, которые тратят? 5. Как пополняется бюджет? Как называются платежи граждан и организаций в государственный бюджет? Дети читают про себя. Делятся своими мнениями. (ответы) 1. План доходов и расходов государства. 2. бюджет (рисунок) 3. доходы 4. расходы 5. налоги Коммуникативные и познавательные - Умение наблюдать, сравнивать, анализировать и структурировать знания Слайд №2 БЮДЖЕТ 3. . Постановка проблемы урока (3 мин) Вы уже знаете, из чего может складываться государственный бюджет. Вопросы учителя: 1.Как называются люди, которые живут вместе и ведут общее хозяйство? 2.А может ли быть другой бюджет, кроме государственного? 3.Рассмотрите картинку и 1.семья 2. Да 3.(семейный бюджет) – картинка в виде кошелька 4. (доходов и расходов) 5.да Коммуникативные, личностные и познавательные - Умение наблюдать, сравнивать, анализировать и структурировать знания Слайд 3
скажите, что она обозначает? 4. А из чего складывается семейный бюджет? 5. Может ли у семьи быть свой бюджет? Какая же цель сегодня стоит на нашем уроке? Формулируют цель (тему) урока. Познакомиться с понятием «Семейный бюджет» 4. Открытие нового знания 4.1 Работа над понятием «Семейный доход» На уроке мы должны заполнить данную таблицу и разобраться, из чего состоят доходы в семейном бюджете и расходы. У вас на столах карточки.
(Карточка №1
) - в ней записаны предложения, вставьте подходящие слова. Если какие-то слова вызывают затруднения посмотрите в словарики. Пара, которая справится быстрее, подает сигнал. А теперь внесите новые слова в табличку, выбрав нужный столбик. В какой столбик вы отнесли слова? Сверка с доской. Сделайте вывод по таблице. - Какие доходы могут Ученики выполняют задания по парам. Каждая пара читает предложения со вставленными словами. Объясняют свой выбор. Сверка с доской. Вывод З/плата, пенсия, Личностные, коммуникативные и познавательные Слайд №4, слайд №5 Карточка №1 приложение №1 Словарик в приложении №1 Слайд №5 Слайд №6
4.2 Работа над понятием «Семейный расход»(5 мин) поступать в семейный бюджет? - Что такое доход семьи? Записать в словарик. Приглашаю 2 учеников- папа и мама. Как оценивается труд папы и мамы на работе? Что они получают за свой труд? Что будем делать с заработанными деньгами? картинками (товары и услуги). Рассмотрите картинки. На какие группы их можно разделить? Мы рассмотрели, из чего состоит доход семьи, но нам предстоит выяснить: куда тратится семейный бюджет..
Практическая работа
(в группах по 4 человека) с таблицей. - У вас, у каждой семьи, на партах лежат листочки(карточка №2) с названиями товаров и услуг. Выберите то, на что потратите свой месячный семейный бюджет. стипендия, пособие деньги, заработан- ные членами семьи за месяц. Это расходы. Дети делятся своими мнениями. Товары и услуги Выполняют задание по группам (4 человека) Коммуникативные и познавательные, личностные. Слайд №7 Слайд №8 Карточка №2 (приложение №1)
4.3Работа над понятием «Экономия» Расставьте числа от 1 до 4 по степени важности товаров и услуг. - Послушаем семьи. Проверка в группах. Внесите наиболее важные расходы в таблицу. Сформулируйте понятие семейный расход- запись в словарик. Ребята, я вас приглашаю в гости к моим
любимым

героям м/ф
«Трое из Простоквашино». Внимательно посмотрите фрагмент и ответьте на вопрос: Почему Матроскин поссорился с Шариком? Как вы думаете, жадный и экономный это одно и то же? Прочти в словарике — подсказках объяснение слов «жадный» и «экономный». Карточка- подсказка: экономия — бережливое ведение хозяйства; жадный — стремящийся получить побольше, не желающий делиться тем, что имеет; Каждая семья зачитывает свои варианты. Вносят в табличку. (Шарик не умеют планировать свой семейный бюджет). Он жадный/экономный Пользуются словарем для определения понятий. Выбирают нужный вариант ответа. Доказывают свое мнение. Дают советы Познавательные, коммуникативные и личностные Слайд № 9 Слайд №10 Слайд №11 словарик Слайд №11 Видеофрагмент из мультфильма «Трое из Простоквашино»
экономный — бережливо расходующий что-либо. Матроскин жадный или экономный? Какой бы вы совет дали Шарику? Шарику. 5 Физкультминутка (0,5 мин) Где-то через 20 мин Слайд 12 6.Первичное закрепление нового материала 1) «Работа с учебником» Закрепим материал с помощью учебника с 77(2- 3 мин.) Какие еще понятия встретились в тексте. Что же такое Процент от сбережений? Гонорар? прибыль? Какую колонку выберем для записи данных определений? Посовещайтесь в паре и впишите их в таблицу. Проверка записей новых понятий. Таблица слайд Попробуйте определить какой ряд к какому понятию относится. Работают с учебником, проверяют в парах Делятся своими мнениями. Определяют слова: гонорар, прибыль и процент от сбережения. Познавательные, личностные и коммуникативные слайд №13 Слайд №14
5..Применение нового знания Решение экономических задач. Один из учеников зачитывает письмо с центра «Экономики». Почему так получилось в семье Беляевых? Какие советы по экономии вы можете порекомендовать семье Беляевых? Выводим формулу. Посоветуйтесь в группах. Какой знак поставим между расходами и доходами. выберите формулы успешного ведения семейного бюджета.(слайд №15) Выполните тест. Слайд №17 (проверка) – обменяйтесь листочками для проверки. Сверяются со слайдом на доске. Какое слово спряталось в тесте. (Ответ: бюджет.) (1 человек читает в слух)
Экстренное

сообщение! В

“Центр

Экономики”

обратилась семья

Беляевых. Их

семейный бюджет

несёт

катастрофические

потери. Доход их

семьи составляет

15 тысяч рублей.

Но расходы

превышают эту

сумму.
Делятся мнениями и дают советы. Внимательно слушают. Делятся мнениями. Взаимопроверка. Слово БЮДЖЕТ Познавательные, коммуникативные и личностные Слайд №16
6. Подведение итогов урока. Рефлексия и самооценка обучающихся. Домашнее задание Рефлесия урока . Зачитайте фразы и выберите подходящий ответ. . учебник с75-77р.т. с 49 №3 (Составьте Бюджет для семьи Сережи и Ани)с 50 №5 . Подводят итог работы на уроке Слайд 17


В раздел образования