Напоминание

В статье рассматривается формы организации образовательного пространства- бинарный урок


Автор: Татьяна Александровна Батурина
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ СШ села Буревестник
Населённый пункт: САХАЛИНСКАЯ ОБЛАСТЬ, КУРИЛЬСКИЙ РАЙОН, ГОРНОЕ
Наименование материала: статья
Тема: В статье рассматривается формы организации образовательного пространства- бинарный урок
Раздел: среднее образование





Назад




1

Бинарный урок -преемственность начального и основного общего

образования

Батурина Татьяна Александровна

учитель географии

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя школа села Буревестник

Аннотация: В статье рассматривается формы организации образовательного

пространства- бинарный урок

Ключевые

слова:

преемственность,

адаптация,

бинарный

урок,

география,

универсальные учебные действия, коммуникативная компетенция.

Проблема преемственности начального и общего образования

«Преемственность» - это слово

можно услышать на педсоветах и различных

совещаниях. Некоторые педагоги, работающие в среднем и старшем звене, благодарят

учителей начальной школы за хорошую подготовку детей, другие учителя ругают за плохую

подготовку, третьи же, советуются с педагогами начальных классов, подсказывают им на

какие разделы учебных программ начальных классов следует обратить особое внимание.

Что ж такое «преемственность» – это непрерывная и последовательная связь между

различными ступенями в развитии качеств личности школьника, опора на его нравственный

опыт, знания, умения, навыки, расширение и углубление их в последующие годы

образования.

Суть преемственности в обучении заключается в установлении необходимой связи и

правильного соотношения между частями учебного предмета на разных ступенях его

изучения, в перспективности изучения материала, в согласованности ступеней и этапов

учебно-воспитательной работы.

Некоторые педагоги считают, что преемственность касается лишь содержания

обучения. На самом деле это не так! Ученикам переход в среднее звено дается не легко,

поэтому необходимо выстраивать преемственность не только на уровне содержания, но и на

дидактическом, методическом и психологическом уровнях. Различия в общем подходе к

выполнению учебной работы связаны с индивидуально-типологическими особенностями

детей, их работоспособностью, спецификой познавательного развития, преобладающим

типом восприятия и переработки информации, неодинаковым интересом к различным

учебным предметам и т.д.

Препятствием для создания благоприятных условий для обеспечения преемственности

является непонимание того, что образовательную систему должна выбирать вся школа — от

первого до 11 класса - и работать над созданием единой образовательной среды, что учителя

2

физики и географии математики и словесники, биологи и историки,— все должны

действовать, опираясь на общие принципы, общие методические приемы.

Даже в том случае, когда начальная школа полностью и успешно решает свои задачи,

это не означает, что ребёнок сможет без проблем продолжать учиться в средней школе.

Переходя из начальной школы в среднее звено, учащийся попадает в совершенно

новый мир. В средней школе коренным образом меняются условия обучения: дети переходят

от одного основного учителя к системе классный руководитель – учителя-предметники. В

это время происходит переход к новым условиям деятельности, к новому образу жизни,

к новому положению в обществе и новым взаимоотношениям со взрослыми, учителями

сверстниками . Это интересный и достаточно сложный этап в жизни обучающегося. Он

ориентирован на то, чтобы максимально развести во времени кризис подросткового возраста

и переходность в школьном обучении, то есть осуществить плавный и постепенный переход

на новую ступень образования до манифестации подросткового кризиса. Четвертый год

обучения

в начальных

классах

завершает

первый

этап

школьной

жизни

ребенка.

Четвероклассники — это выпускники начальной школы. Именно этот факт во многом

определяет те акценты, которые расставляют взрослые во взаимодействии с детьми данного

возраста. Перспектива перехода в среднюю школу заставляет взрослых обращать внимание

на сформированность у четвероклассников универсальных учебных действий (УУД).

Пятый класс – трудный и ответственный этап в жизни каждого обучающегося. Учебная

и социальная ситуация пятого класса ставит перед ребенком задачи качественно нового

уровня по сравнению с начальной школой, и успешность адаптации на этом этапе влияет на

всю дальнейшую школьную жизнь.

Рассмотрим основные затруднения, которые испытывают учащиеся при переходе из 4-

го в 5-й класс. В 5-м классе увеличивается количество предметов , у каждого учителя будут

свои требования. Уроки будут вестись в разных кабинетах, что вызывает стресс у каждого

ребенка. Многие дети довольно долгое время не понимают, куда и к какому учителю они

должны

идти.

Ребенок

вынужден

приспосабливаться

к

темпу

каждого

учителя

,

особенностям речи, стилю преподавания.

Одной из важнейших причин трудностей, обуславливающих

переход

в

среднюю

школу, является дезадаптация детей в новых условиях учебной деятельности Однако,

кроме новизны

объективной

ситуации

обучения,

характерной

для 5 классов,

добавляется еще так называемый субъективный фактор: отсутствие единых требований по

многим вопросам учебной деятельности между начальной и средней школой.

В частности:

1. взаимодействие программ обучения;

2. преемственность форм и методов обучения: темпа, объема и уровня изложения

предметного материала, а также требований к качеству его оформления.

3. единство (точнее, его отсутствие) подхода к критериально – оценочной

деятельности в начальных классах и средних.

Таким образом, основные причины возникновения проблемы:

недостаточное изучение учителями основного звена данных о выпускниках

начальной школы, их возможностях;

3

несоответствие оценок выпускников начальной школы реальным результатам

обучения;

неполнота или отсутствие данных о выпускниках начальной школы;

скачкообразный переход к новым в сравнении с начальной школой методам

обучения;

неподготовленность учителей к работе с детьми младшего школьного возраста;

непонимание учащимися учебного материала вследствие его вступления в

противоречие с ранее изученным в начальной школе;

неадаптивность

методики

преподавания

к

возможностям

детей

данного

возраста;

неспособность учеников адаптироваться к различным требованиям учителей-

предметников;

рассогласование в сложности содержания образовательных программ;

неподготовленность к восприятию усложненного содержания учебных курсов в

5-м классе;

неспособность учеников справиться с возросшим объёмом домашнего задания;

недостаток самостоятельной работы учащихся на учебных занятиях в начальной

школе;

невладение

методикой

активизации

учебно-познавательной

деятельности

пятиклассников;

низкая

сформированность

общеучебных

умений

и

навыков

учащихся

выпускных классов начальной школы.

недостаток дифференцированного дидактического материала для организации

самостоятельной работы учащихся;

Таким образом изменения условий обучения, разнообразие и качественное усложнение

требований предъявляемых к школьнику разными учителями, и даже смена позиции

«старшего» в начальной школе на «самого маленького» в средней, – все это является

довольно серьезным испытанием для психики школьника. Это проявляется в понижении

работоспособности, тревожности обучающихся.

Что касается оценивания, то учителя – предметники подчас не имеют возможности

учесть индивидуальные особенности учащегося , которые влияют, особенно вначале, на

качество обучения. Поэтому учителя средней школы при оценивании ориентируются,

прежде всего, на результат его деятельности, без учета тех индивидуальных особенностей.

Вот

почему

учет

индивидуальных

особенностей

обучаемости

ребенка

и

соответственный подход к оцениванию его деятельности в начальной школе иногда ставится

под сомнение как необъективный («мягкий») при переходе ребенка в среднюю школу.

Преемственность предполагает принятие для всех ступеней общей основной идеи,

содержания образования, методов, организационных форм обучения и воспитания, методики

определения результативности. Приоритетная цель школьного образования: развитие

у ученика способности самостоятельно ставить учебную задачу, проектировать пути её

реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Путь достижения этой цели —

формирование УУД, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только

освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных

дисциплин. Овладение учащимися УУД создает возможность самостоятельного успешного

усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е.

4

умения учиться. Поэтому приоритетной целью обучения становится формирование в

начальной школе, а затем развитие личностных и метапредметных УУД в основной школе.

Преемственность — это процесс двухсторонний. Сначала - начальная ступень, которая

формирует УУД, необходимые для дальнейшего обучения в основной школе. С другой

стороны — основная школа, которая развивает накопленный потенциал в начальной школе.

Преемственность предполагает плавный переход на среднюю ступень обучения. Такой,

чтобы под натиском новых впечатлений, непривычных приемов работы не растерять все

хорошие приобретения и наработки в начальной школы и не утратить интерес к обучению.

Какие же задачи должен решать педагогический коллектив по обеспечению благополучного

протекания адаптационного периода в 5 классах?

На современном этапе для успешного решения проблемы преемственности необходимо

начинать работу как можно раньше, четкий план работы по преемственности.

работа должна вестись по трем направлениям:

a)

совместная методическая работа учителей начальной школы и учителей-

предметников в среднем звене;

b)

работа с учащимися;

c)

работа с родителями.

Преемственность между начальной школой и 5-м классом предполагает следующие

направления:

a)

образовательные программы;

b)

организация учебного процесса;

c)

единые требования к учащимся;

d)

структура уроков.

Бинарный урок одна из форм организации образовательного пространства

В последнее время все большую популярность по организации преемственности между

начальным и основным общим образованием набирает использование образовательной

технологии бинарного урока. Бинарный урок — это нестандартная форма обучения по

реализации

межпредметных

связей,

которая

успешно

организует

познавательную

деятельность и формирование практических умений, навыков. Два педагога проводя такие

уроки, чувствуют себя командой единомышленников. А обучающиеся начальных классов

знакомятся со своими будущими учителями-предметниками, что делает их переход на новую

ступень образования более подготовленным, комфортным и безболезненным.

Одним из главных преимуществ такого урока является возможность создать у

учащихся систему знаний, помочь представить взаимосвязь двух предметов. Бинарные

уроки требуют отдачи каждого учащегося, поэтому класс нужно готовить заранее к их

проведению

Бинарный урок является важным этапом в формировании мировоззрения учащихся,

развития их мышления. Так же в настоящее время большое внимание уделяется задачам

формирования

коммуникативной

компетенции

учащихся.

Чтобы

сформировать

коммуникативную компетенцию недостаточно насытить урок условно-коммуникативными

упражнениями, которые позволяют решать коммуникативные задачи. Важно предоставить

учащимся возможность мыслить, решать проблемы, рассуждать.

Бинарный урок предусматривает:

5

a)

может быть проведен в форме собеседования, семинара, конференции,

ролевой игры, зачетного задания, дискуссии и т.д.;

b)

обсуждение заданий, темы, способствующих развитию интереса учащихся к

предмету;

c)

оценивание деятельности групп экспертами, обобщение наработанного материала в

виде таблиц, бюллетеней, стенгазет и т.д.

Структура таких уроков включает:

вступление - постановка цели, задачу урока, актуализацию опорных знаний,

необходимых для сознательного восприятия его содержания, сообщение плана

работы;

основную часть - раскрытие содержания учебного материала;

заключение - подведения итогов, оценка работы учащихся, определение

домашнего задания.

В отличие от обычных уроков, бинарный урок может быть либо уроком изучения

новых знаний, либо уроком обобщения знаний, либо комбинированным.

Более удачными бинарными уроками являются уроки систематизации обобщения

знаний, потому что на этих уроках можно использовать новые варианты преподнесения

предыдущего материала, создать другие условия и формы работы на уроке, чтобы ученики

смогли проявить активность и воспользоваться знаниями, полученными ранее.

Бинарный урок позволяет выявить связь различных предметов, делает обучение

целостным и системным и интересным.

Обращаясь к бинарности ,можно увидеть ряд преимуществ:

1.

Окружающий мир познаётся учащимися в многообразии и единстве. В результате

школьники могут оперативно применять знания одного предмета при изучении другого,

а также продуктивно использовать их при решении проблем комплексного характера.

2.

Форма проведения бинарного урока нестандартна. Использование различных видов

деятельности на уроке даёт возможность учащимся поддерживать внимание на высоком

уровне. Бинарные уроки повышают потенциал детей, побуждают их к активному познанию

мира, развитию логики и т.д. Данные уроки способствуют развитию речи, формируют

умения сравнивать и обобщать материал, делать выводы. На бинарных уроках происходит

перенос умения в новые области, не изучавшиеся ранее, что помогает учащимся принимать

решения в нестандартных (творческих) ситуациях.

3.

Бинарные уроки дают возможность самореализовываться, способствуют раскрытию

других граней обучающихся.

Однако проведение таких уроков требует от педагогов тщательной подготовки.

Бинарные уроки могут быть успешными только в том случае, если работа учителей будет

сложенной.

Подготовка к проведению бинарного урока

Важную роль в подготовке и проведении бинарного урока играет совместимость

педагогов начальной школы и основной.

1. Формирование команды учителей - это один из важнейших моментов работы , так как

от этого зависит успех урока. Например, психологическая совместимость является

важным фактором успеха работы любой группы людей, даже маленькой. Создание

6

атмосферы доверия и уважения, в которой учителям будет легко и приятно работать,

будет являться элементом успеха. Планирование, важная составляющая.. Каждый

предмет имеет свою логику построения содержания, поэтому сложно реализовывать

все темы, вызывающие интерес. Так, в практике начальной школы для бинарных

уроков можно соединить следующие предметы и подобрать следующие темы из них:

урок географии и английскому языку: «Путешествие Доктора Ватсона и Шерлока

Холмса по России», урок математики и окружающего мира «Зона Арктических

пустынь», урок математики и географии «Решение простейших вероятностных и

комбинаторных задач, обработка статистических данных»,

и т.д. Необходимо

провести совместное планирование хода урока педагогами, в котором четко будет

определена роль каждого из них. Следует знать, что такой урок должен состоять из

дополняющих друг друга, но не дублирующих частей из разных предметов.

2. Определив тему, цели и задачи урока, необходимо определить состав и структуру

содержания урока. Желательно, чтобы бинарный урок имел проблемный характер.

Если это вводный урок, то на нем необходимо обозначить проблемные вопросы,

которые будут рассматриваться на последующих уроках. На обобщающем уроке

также можно сформулировать личностно - значимые проблемы.

3. Следующий этап работы над содержанием урока – это этап творчества обучающихся.

Каждый учитель самостоятельно подбирает материал по своему направлению,

методы и формы работы. Из всего многообразия идей и вариантов необходимо

выбрать оптимальное решение. Главная задача этого этапа -создать целостную

картину урока.

4. Подведение итогов: оценивание и оформление результатов деятельности учащихся.

При подготовке к уроку необходимо помнить, что урок ограничен временными

рамками, поэтому нужно определить роли учителей, переходы от монолога одного учителя к

монологу другого

и т.д. Практика показывает, что во время репетиций необходимо

проводить хронометраж урока, который поможет четко определить ход урока и уложиться в

установленные временные рамки.

Новые технологии позволяют экономить время, а это значит, что увеличивается

насыщенность урока. С одной стороны, хорошо - больше узнали, успели сделать. Но нельзя

забывать, что перенасыщение урока приводит к нарастанию напряжения учащихся и

учителя. Лучший отдых - это смена деятельности и бинарный урок позволяет реализовать

этот принцип на уроке.

Также бинарный урок помогает в решении следующих задач:

развивает сотрудничество педагогов,;

интегрирует знания из разных областей;

расширяется кругозор у учащихся и педагогов;

способствует формированию у учащихся убеждения в связности предметов, в

целостности мира;

служит средством повышения мотивации изучения предметов, так как

создаёт условия для практического применения знаний;

развивает у учащихся навыки самообразования, потому что часть подготовки

к уроку учащиеся могут осуществлять самостоятельно и во внеурочное время;

позволяет учащимся принимать решения в творческих ситуациях.

7

К сожалению, бинарные уроки в классно-урочной системе – это, скорее,

исключение из правила.

Организация преемственности между начальной и основной ступенью

образования с помощью бинарных уроков

Идея бинарных уроков очень увлекательна. Она открывает перед учителем новые

возможности.

Таким образом, преемственность в обучении школьников между начальным и средним

звеном имеет в настоящее время актуальное значение.

Успешное продолжение обучения в средней возможно лишь тогда, когда хорошо

согласована вся учебно-воспитательная работа начальной и средней школы.

В 5 классе дети начинают заниматься под руководством уже не одного, а нескольких

педагогов. Нередко учителя плохо знают детей, которые приходят к ним из четвертого

класса, не учитывают их возрастные и психологические особенности, не знакомы с

методами и содержанием работы в младших классах, не знают программы начальной

школы.

Так и старших классах

что многие недостатки в учебно-воспитательной работе

объясняются тем, что учителя начальных классов, не имеют четкого представления о

содержании и особенностях организации учебно-воспитательного процесса в 5–11 классах,

не развивают в должной мере умственные способности, логическое мышление детей

младшего школьного возраста, мало внимания уделяют подготовке к самостоятельной

работе с учебной литературе между тем установлено, что среди нормальных в психическом

отношении детей нет неспособных к логическому мышлению, а есть лишь дети с

различными темпами мышления, и при рациональной организации обучения, проведении

индивидуальной

работы

можно

достичь

высокого

уровня

развития

мыслительной

деятельности у всех учеников. Учителя начальных классов не всегда хорошо знают

требования к умениям и знаниям, которые предъявляются в старших классах.

Поэтому чтобы избежать всего этого можно и нужно проводить бинарные уроки.

Бинарные уроки - это продуктивное направление работы в образовании, которое надо

развивать.

Но такие уроки интересны и обучающимся, и педагогам.

И самое главное это то, что проведение бинарных уроков позволит учителям-

предметникам познакомиться со своими будущими учениками – увидеть их возможности,

раскрыть способности, а учащиеся смогут ближе познакомиться со своими будущими

учителями.

Список использованных источников:

1.

Бобырев А.В., Рудакова И.А. Типы «нестандартных» уроков в системе

организации профильного обучения в педагогическом лицее // Известия

Южного федерального университета. Педагогические науки. 2012. № 6.

2.

Зверев И. Д., Максимова В. Н. Межпредметные связи в современной школе. –

М.: Педагогика, 1999.

3.

Калягин Ю. М. Интеграция школьного обучения. Разработки интегрированных

уроков. / Ю. М. Калягин, О. Л. Алексенко// Начальная школа. - 1990.

8

4.

Абасов

З.А.

Нетрадиционные

уроки

как

педагогическая

инновация

//

Инновации в образовании. 2004.

5.

Сердюкова М. С. Интеграция учебных занятий в начальной школе / М. С.

Сердюкова // Начальная школа. - 1994. - № 11.

6.

Котова С.А. Педагогика начального образования. Учебник для вузов. Стандарт

третьего поколения

7.

Подласый, И. П. Педагогика : учебник / И. П. Подласый. – 2-е изд., доп. –. М.:

Издательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2011.



В раздел образования