Автор: Морозова Людмила Борисовна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МАУ ДО "Центр детского творчества города Аткарска, Саратовской области" Населённый пункт: г. Аткарск, Саратовская обл. Наименование материала: Проект Тема: Социально-педагогический проект "Семья" Раздел: дополнительное образование
Социально-педагогический проект "Семья"
ДТО «Сударушка» рук. Морозова Л.Б.
Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность
всего большого человеческого общества ( И.Г.Песталоцци.)
Обоснование потребностей создания проекта
Семейное воспитание в широком смысле слова – изначальная форма социализации и
воспитания детей, в процессе которого происходит развитие и становление личности.
Нестабильность в обществе, изменения в социальной сфере, кризис в экономике, падение
нравственности оказали существенное влияние на семью, на выполнение ею своих функций:
репродуктивной (рождение детей), воспитательной, хозяйственно-экономической,
коммуникативной, рекреативной (взаимопомощь, поддержание здоровья, организация отдыха,
досуга), нравственно-нормативной.
Часто приходится наблюдать ухудшение отношений между родителями и детьми;
проявление отчуждённости детей от родителей и родителей от детей; значительное ослабление, а
нередко и полное отсутствие мужского влияния на формирование личности ребёнка; крушение
жизненных перспектив определённых категорий родителей и детей; увеличение числа детей с
отклонениями в поведении от общепринятых норм ; неподготовленность семьи к ведению
здорового образа жизни; низкий уровень педагогической культуры, воспитанности родителей и,
соответственно, слабый воспитательный потенциал преобладающего числа семей.
Основные ценности проекта
Наиболее значимые ценности, определяющие содержание семейного воспитания: семья,
уклад и традиции семьи, право ребёнка на семью, родительский дом, родословная, отцовство и
материнство, родительская любовь и забота, защищённость ребёнка в семье, забота о
престарелых, младших, больных, инвалидах.
Цель и задачи проекта
Цель:
поиск новых подходов в работе с семьёй, оптимальных форм и методов
взаимодействия для укрепления и оздоровления детско-родительских отношений.
Задачи:
Диагностирование и определение социально - педагогических и психологических
проблем, оказывающих негативное воздействие на становление и развитие личности ребёнка в
семье. Выявление и анализ факторов, обуславливающих социальную дезадаптацию.
Осуществление посредничества в кризисных ситуациях для семьи и ребёнка, мобилизация
потенциальных возможностей семьи, информирование родителей о правах несовершеннолетнего
ребёнка.
Организация просветительской работы по овладению родителей психолого-педагогическими
знаниями в области семейного воспитания. Изменение отношений в
семье в результате анализа семейной ситуации, формирование новой позитивной стратегии и
тактики.
Основные приоритетные направления деятельности
1. Оказание педагогической поддержки семье.
2. Просвещение родителей по вопросам семейного воспитания, знакомство с
положительным опытом воспитания детей.
3. Проведение семейных мероприятий (бесед, вечеров отдыха, походов и т. д.)
Методы диагностики семейного воспитания:
наблюдение;
анкетирование;
тестирование;
беседа с воспитанником;
беседа с родителями;
анализ результатов деятельности.
Организация взаимодействия педагога с семьёй
Форма взаимодействия
Цель
Родительское собрание Согласование совместных действий, педагогических
позиций,
Информирование друг друга о проблемах, анализ
достигнутых результатов.
Психолого-педагогические Оказание помощи семьям в поиске выхода из проб-
лемной ситуации, повышение психологической
культуры родителей.
День открытых дверей Знакомство, обмен опытом, приобщение родителей к
воспитательному процессу в ДТО.
Совместные культурно –
массовые мероприятия Организация совместного культурного отдыха,
объединение опыта и усилий родительско-педаго-
гической общественности в формировании положительных качеств и потребностей
обучающихся.