Напоминание

урок литературы в 5 классе по ФГОС. Басня И. А. Крылова "Собака, Человек, Кошка и Сокол". Методика приёма "диалог с текстом".


Автор: Бабка Валентина Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ "Октябрьский лицей"
Населённый пункт: Калачёвский район Волгоградская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: урок литературы в 5 классе по ФГОС. Басня И. А. Крылова "Собака, Человек, Кошка и Сокол". Методика приёма "диалог с текстом".
Раздел: полное образование





Назад




Разработка учителя русского языка и литературы МКОУ«Октябрьский лицей» Бабка Валентины Анатольевны. Технологическая карта урока литература в 5 классе по ФГОС по теме: Басня И. А. Крылова «Собака, Человек, Кошка и Сокол» Цели урока: Регулятивные: способность участвовать в речевом общении. .Изучение медленного художественного чтения. Обучающие: Познакомить с басней И.А. Крылова, «Собака, Человек, Кошка и Сокол», обобщить и систематизировать знания ребят о басне как литературном жанре и баснях И. А. Крылова. Коммуникативные: развивать устную речь (умение вести диалог), эмоционально воспринимать художественный текст, образно и аналитически мыслить;развивать творческое воображение, творческие способности, умение выделять существенные признаки, способность наблюдать, анализировать, делать выводы. Личностные: воспитывать любовь и уважение к произведениям, созданным великим человеком.
Цели для обучающихся.

Обучающие
: формирование умений анализа произведения формирование практических умений и навыков правильного понимания произведения умение аргументировать свои мысли
Развивающие:
развитие логического мышления, коммуникативных умений, познавательного интереса.
Воспитывающие:
воспитание бережного отношения к слову, воспитание культуры поведения при фронтальной и индивидуальной работе
Цели для учителя

Образовательные:
обучение основам анализа произведении .
Развивающие:
создание мотивационной основы для восприятия учебного материала, развитие навыков осмысленного чтения, умения «всматриваться и вслушиваться» в слово художественного произведения, развитие речи учащихся, умения актуализировать личный жизненный опыт.

Воспитательные:
воспитание бережного отношения к слову, толерантности, доброты и чуткости через восприятие произведения
Планируемые результаты:
 Личностные: ориентация в системе моральных норм и ценностей; выявление в басне заложенных вневременных ценностей и их принятие; формирование устойчивого познавательного интереса к изучению литературного наследия классиков.  Метапредметные: развитие навыков само- и взаимоконтроля, способностей к формулированию собственного мнения и позиции по отношению к изучаемой проблеме, умение работать в группе; умение выделять существенное в тексте. Формирование умения критически мыслить, анализировать, оценивать прочитанное, формирование умения выражать свои мысли в оценочном суждении.  Предметные: формирование навыков вдумчивого чтения, развитие навыков самостоятельной работы с текстом; владение литературоведческими термином «мораль». Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика УУД
Этап мотивации
(самоопределения) к учебной деятельности. Организационный Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку Эмоциональный настрой. Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку Регулятивные: – волевая саморегуляция; 2) Личностные: – смыслообразование (Я должен посмотреть...) 3) Коммуникативные: – планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками
Этап актуализации знаний

Слайд1..
Портрет Крылова И.А. - Кто изображён на экране? -Какими произведениями известен читателям? - Что такое басня?
Слайды 2-
7 - Подбери названия Смотрят на слайд презентации. Формулируют тему урока: Вспоминают известные басни Регулятивные: – волевая саморегуляция; 2) Личностные: – смыслообразование (Я должен посмотреть...) 3) Коммуникативные:
басен к иллюстрациям - Сколько всего басен написал И.А. Крылов? (более 200). И.А. Крылова, изображенные на иллюстрациях.(называют басни) – планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками Формулирование темы и цели урока. Ещё посмотрите на названия басен. - Что чаще всего называет Крылов в заглавии басен?( - Сегодня мы будем работать над текстом басни, которая называется так:
Слайд9.
«Собака, Человек, Кошка и СокОл». Какую цель мы поставим пред собой? В заглавии басен Крылов чаще всего называет их
героев)
Формулируют
цель:
продолжить знакомство с баснями И.Крылова. - Понять мораль басни«Собака, Человек, Кошка и СокОл». прочитать. -. Проанализировать басню. -. Сделать выводы. Работа с текстом до чтения (предкоммуникативный) Стадия вызова. - Прежде чем перенести это заглавие в тетради, давайте подумаем вот над чем: что в написании этого заглавия Работают со словами- образами. 1)Познавательные:перерабатывать информацию и предъявлять её разными способами. 2) Коммуникативные:умение аргументировать своё мнение.
выглядит странным?
-
Почему действующие в басне персонажи написаны с большой буквы? Примечание Если данный вопрос не находит прямого ответа, облегчить его можно посредством дополнительного: “Как вы думаете: в басне Крылова действует собака вообще или какая-то конкретная собака, человек вообще или какой-то конкретный человек и так далее?” (Конкретная собака, конкретный человек и так далее.) - А теперь перейдём к другой странности в написании заглавия басни «Собака, Человек, Кошка и Сокол». В чём же она состоит? (Ударение в слове “Сокол” поставлено неправильно.) -Почему не СОкол, а СокОл? - А теперь ещё раз перечитаем заглавие (уже по своим тетрадям). Итак, в нём Выявляют особенности в названии басни. Рассуждают, делают вывод. (Человек между Собакой и Кошкой) 3) Регулятивные:планирование последовательности действий, волевая саморегуляци
перечислены герои басни. Обратим внимание на порядок перечисления: нет ли и здесь странности? Проблемный вопрос - Такое расположение персонажей в заглавии случайно? Чтение с остановками.
-
Пофантазируйте, предположите каков сюжет этой басни? - А теперь у вас на листочках текст басни. Прочтём её начало (Текст, выделенный синим цветом). Вопросы после прочтения фрагмента - Что связывало героев басни? - Что значит Дружба по-вашему? Кто такой ДРУГ? (Значение слов на слайде10) - Какие ключевые слова, выражения о дружбе вы прочли в тексте? Найдите. Подчеркните. - Как дальше будут развиваться события? Высказывают свои предположения Рассуждают, высказывают своё мнение. (Дружба) Работают с текстом басни. Частично поисковый метод. Формируют умения выделять ключевые слова. Высказывают свои предположения 1) Познавательные: – общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. 2) Логические: – анализ, сравнение, синтез. 3) Регулятивные: – контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия). 4) Коммуникативные: – умение аргументировать своё мнение, вступать в диалог с художественным текстом.
-Читаем дальше басню.( Текст выделен зелёным цветом). - Что может дальше произойти? -А почему они будут защищать ? Найдите ключевые слова, подтверждающие ваш ответ. -Читаем продолжение басни. . ( Текст выделен красным цветом). -Как же Человек будет действовать? -Прочтите строчки, выделенные чёрным цветом.
-
Вы ожидали , что Человек так себя поведёт? -Почему он убежал? -Вам неловко, стыдно за поведение Человека? - А автору стыдно за Человека? -Завершим чтение басни .Финал выделен красным цветом. Возвращаемся к проблемному Анализируют, рассуждают над прочитанным фрагментом. (Медведь нападёт на кого-то, а другие будут защищать и т. д) (Они же друзья, Клялись делить они и радость и заботу, Друг другу помогать, Друг за друга стоять.) Прогнозируют поведение Человека. предположения учеников: растерялся, испугался
вопросу. -Теперь можете ответить, почему в названии басни на первом месте названа Собака? потому что только она оказалась настоящим другом Контроль первичного усвоения материала -Каким должен быть настоящий друг? Составьте в группах синквейн к слову Друг. -Прочтите. Что у вас получилось . Слайд 11. Вопросы для анализа - Можно остальных героев назвать настоящими друзьями. Почему? -Найдите строчки . как Крылов описывает поведение СокОла, Кошки - А поведение Собаки? -Вас не удивляет, что поведение птицы и кошки описано кратко. А собаки подробнее? Почему? - Кто больше всего виноват в гибели Собаки? -Почему? Собака поступила честно? - Что значит ЧЕСТНЫЙ? Формируют умения выделять главное. Выполняют задание. Формируют умения общаться и взаимодействовать с другими Обучающие озвучивают синквейны. (Нет. Они нарушили клятву. Испугались, струсили). Работают с художественным текстом. Отвечают на вопросы (Человек) (У него было ружьё. Он одним выстрелом мог бы спасти ситуацию). 1) Личностные: – умение различать нравственно- этические понятия; оценивать поступки. 2) Регулятивные: – волевая саморегуляция, самоконтроль. 3) Познавательные: – умение выполнять логические операции: анализ, синтез, обобщение. 4) Коммуникативные: – умение участвовать в коллективном обсуждении, выстраивать диалог с товарищами, с учителем

Слайд12.
- А какие слова давали друг другу герои в начале басни? - Что такое КЛЯТВА?
Слайд13.
-Как давали клятву? - А на деле сдержали слова клятвы? . Друг другу поклялись однажды в дружбе вечной (На словах) (Нет) Обобщение. Рефлексия. - По законам баснигде , в чём выражается основная мысль. Авторская позиция? - Найдите слова морали в басне. Прочтите
Слайд14.
Работа в группах . -У вас на партах есть карточки .Прочтите задание. 1.Что представляют собой эти высказывания? 2.О чём они? Какой темой объединены? 3.Найдите высказывания, (В морали) Обучающие озвучивают. «К стыду, из нас не всякий /’Сравнится в верности с собакой!» И вывод уточняется: «Как редки таковы друзья!» Делают вывод. Друг не тот, кто клянётся в дружбе на словах, а кто на деле может прийти на помощь Пословицы о дружбе . 1)Личностные: – умение различать нравственно- этические понятия; оценивать поступки. 2)Регулятивные: – волевая саморегуляция, самоконтроль. 3) Познавательные: – умение выполнять логические операции: анализ, синтез, обобщение. 4) коммуникативные: – умение участвовать в коллективном обсуждении, аргументировать своё мнение.
которые не соответствуют морали басни. Работа с иллюстрациями к басне.
Слайды 15-25
Подберите к иллюстрациям цитаты из басни. Запишите их . В рабочем листке урока заполните небольшую анкету. продолжите строчки На уроке: Было интересно__ Было трудно____. Узнал(а)_____________________ Домашнее задание. П о ж е л а н и ю . Н а р и с о в а т ь верную дружбу. Или :развёрнутый ответ на Слушают и записывают в дневник.
вопрос: Что значит дружить по- настоящему


В раздел образования