урок литературы в 5 классе по ФГОС. Басня И. А. Крылова "Собака, Человек, Кошка и Сокол". Методика приёма "диалог с текстом".
Автор: Бабка Валентина Анатольевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МКОУ "Октябрьский лицей" Населённый пункт: Калачёвский район Волгоградская область Наименование материала: методическая разработка Тема: урок литературы в 5 классе по ФГОС. Басня И. А. Крылова "Собака, Человек, Кошка и Сокол". Методика приёма "диалог с текстом". Раздел: полное образование
Разработка учителя русского языка и литературы
МКОУ«Октябрьский лицей»
Бабка Валентины Анатольевны.
Технологическая карта урока литература в 5 классе по ФГОС
по теме: Басня И.
А.
Крылова «Собака, Человек, Кошка и Сокол»
Цели урока:
Регулятивные: способность участвовать в речевом общении. .Изучение медленного художественного чтения.
Обучающие: Познакомить с басней И.А. Крылова, «Собака, Человек, Кошка и Сокол», обобщить и систематизировать знания ребят о басне
как литературном жанре и баснях И. А. Крылова.
Коммуникативные: развивать устную речь (умение вести диалог), эмоционально воспринимать художественный текст, образно и
аналитически мыслить;развивать творческое воображение, творческие способности, умение выделять существенные признаки, способность
наблюдать, анализировать, делать выводы.
Личностные: воспитывать любовь и уважение к произведениям, созданным великим человеком.
Цели для обучающихся.
Обучающие :
формирование умений анализа произведения
формирование практических умений и навыков правильного понимания произведения
умение аргументировать свои мысли
Развивающие:
развитие логического мышления, коммуникативных умений, познавательного интереса.
Воспитывающие:
воспитание бережного отношения к слову, воспитание культуры поведения при фронтальной и индивидуальной работе
Цели для учителя
Образовательные: обучение основам анализа произведении
. Развивающие: создание мотивационной основы для восприятия учебного материала, развитие навыков осмысленного чтения, умения
«всматриваться и вслушиваться» в слово художественного произведения, развитие речи учащихся, умения актуализировать личный
жизненный опыт.
Воспитательные:
воспитание бережного отношения к слову, толерантности, доброты и чуткости через восприятие произведения
Планируемые результаты:
Личностные: ориентация в системе моральных норм и ценностей; выявление в басне заложенных вневременных ценностей и их
принятие; формирование устойчивого познавательного интереса к изучению литературного наследия классиков.
Метапредметные: развитие навыков само- и взаимоконтроля, способностей к формулированию собственного мнения и позиции по
отношению к изучаемой проблеме, умение работать в группе; умение выделять существенное в тексте. Формирование умения
критически мыслить, анализировать, оценивать прочитанное, формирование умения выражать свои мысли в оценочном суждении.
Предметные: формирование навыков вдумчивого чтения, развитие навыков самостоятельной работы с текстом; владение
литературоведческими термином «мораль».
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
УУД
Этап мотивации
(самоопределения) к учебной
деятельности.
Организационный
Приветствует обучающихся,
проверяет их готовность к уроку
Эмоциональный настрой.
Приветствуют учителя,
проверяют свою готовность к
уроку
Регулятивные:
– волевая саморегуляция;
2) Личностные:
– смыслообразование (Я должен
посмотреть...)
3) Коммуникативные:
– планирование учебного
сотрудничества с учителем и со
сверстниками
Этап актуализации знаний
Слайд1.. Портрет Крылова И.А.
- Кто изображён на экране?
-Какими произведениями
известен читателям?
- Что такое басня?
Слайды 2- 7 - Подбери названия
Смотрят на слайд презентации.
Формулируют тему урока:
Вспоминают известные басни
Регулятивные:
– волевая саморегуляция;
2) Личностные:
– смыслообразование (Я должен
посмотреть...)
3) Коммуникативные:
басен к иллюстрациям
- Сколько всего басен написал
И.А. Крылов? (более 200).
И.А. Крылова, изображенные
на иллюстрациях.(называют
басни)
– планирование учебного
сотрудничества с учителем и со
сверстниками
Формулирование темы и цели
урока.
Ещё посмотрите на названия
басен.
- Что чаще всего называет
Крылов в заглавии басен?(
- Сегодня мы будем работать над
текстом басни, которая
называется так:
Слайд9.
«Собака, Человек, Кошка и
СокОл».
Какую цель мы поставим пред
собой?
В заглавии басен Крылов чаще
всего называет их героев)
Формулируют цель: продолжить
знакомство с баснями
И.Крылова.
- Понять мораль басни«Собака,
Человек, Кошка и СокОл».
прочитать.
-. Проанализировать басню.
-. Сделать выводы.
Работа с текстом до чтения
(предкоммуникативный)
Стадия вызова.
- Прежде чем перенести это
заглавие в тетради, давайте
подумаем вот над чем: что в
написании этого заглавия
Работают со словами- образами.
1)Познавательные:перерабатывать
информацию и предъявлять её
разными способами.
2) Коммуникативные:умение
аргументировать своё мнение.
выглядит странным?
- Почему действующие в басне
персонажи написаны с большой
буквы?
Примечание
Если данный вопрос не находит
прямого ответа, облегчить его
можно посредством
дополнительного: “Как вы
думаете: в басне Крылова
действует собака вообще или
какая-то конкретная собака,
человек вообще или какой-то
конкретный человек и так
далее?” (Конкретная собака,
конкретный человек и так далее.)
- А теперь перейдём к другой
странности в написании заглавия
басни «Собака, Человек, Кошка и
Сокол». В чём же она состоит?
(Ударение в слове “Сокол”
поставлено неправильно.)
-Почему не СОкол, а СокОл?
- А теперь ещё раз перечитаем
заглавие (уже по своим
тетрадям). Итак, в нём
Выявляют особенности в
названии басни.
Рассуждают, делают вывод.
(Человек между Собакой и
Кошкой)
3) Регулятивные:планирование
последовательности действий,
волевая саморегуляци
перечислены герои басни.
Обратим внимание на порядок
перечисления: нет ли и здесь
странности?
Проблемный вопрос
- Такое расположение
персонажей в заглавии случайно?
Чтение с остановками.
- Пофантазируйте, предположите
каков сюжет этой басни?
- А теперь у вас на листочках
текст басни. Прочтём её начало
(Текст, выделенный синим
цветом).
Вопросы после прочтения
фрагмента
- Что связывало героев басни? -
Что значит Дружба по-вашему?
Кто такой ДРУГ?
(Значение слов на слайде10)
- Какие ключевые слова,
выражения о дружбе вы прочли в
тексте? Найдите. Подчеркните.
- Как дальше будут развиваться
события?
Высказывают свои
предположения
Рассуждают, высказывают своё
мнение.
(Дружба)
Работают с текстом басни.
Частично поисковый метод.
Формируют умения выделять
ключевые слова.
Высказывают свои
предположения
1) Познавательные:
– общеучебные умения
структурировать знания, контроль
и оценка процесса и результатов
деятельности.
2) Логические:
– анализ, сравнение, синтез.
3) Регулятивные:
– контроль и оценка
прогнозирования (при анализе
учебного действия).
4) Коммуникативные:
– умение аргументировать своё
мнение, вступать в диалог с
художественным текстом.
-Читаем дальше басню.( Текст
выделен зелёным цветом).
- Что может дальше произойти?
-А почему они будут защищать ?
Найдите ключевые слова,
подтверждающие
ваш ответ.
-Читаем продолжение басни. .
( Текст выделен красным
цветом).
-Как же Человек будет
действовать?
-Прочтите строчки, выделенные
чёрным цветом.
- Вы ожидали , что Человек так
себя поведёт?
-Почему он убежал?
-Вам неловко, стыдно за
поведение Человека?
- А автору стыдно за Человека?
-Завершим чтение басни .Финал
выделен красным цветом.
Возвращаемся к проблемному
Анализируют, рассуждают над
прочитанным фрагментом.
(Медведь нападёт на кого-то, а
другие будут защищать и т. д)
(Они же друзья,
Клялись
делить они и радость и заботу,
Друг другу помогать, Друг за
друга стоять.)
Прогнозируют поведение
Человека.
предположения учеников:
растерялся, испугался
вопросу.
-Теперь можете ответить, почему
в названии басни на первом
месте названа Собака?
потому что только она оказалась
настоящим другом
Контроль первичного усвоения
материала
-Каким должен быть настоящий
друг?
Составьте в группах синквейн к
слову Друг.
-Прочтите. Что у вас получилось
.
Слайд 11.
Вопросы для анализа
- Можно остальных героев
назвать настоящими друзьями.
Почему?
-Найдите строчки . как Крылов
описывает поведение СокОла,
Кошки
- А поведение Собаки?
-Вас не удивляет, что поведение
птицы и кошки описано кратко.
А собаки подробнее? Почему?
- Кто больше всего виноват в
гибели Собаки?
-Почему?
Собака поступила честно?
- Что значит ЧЕСТНЫЙ?
Формируют умения выделять
главное.
Выполняют задание.
Формируют умения общаться и
взаимодействовать с другими
Обучающие озвучивают
синквейны.
(Нет. Они нарушили клятву.
Испугались, струсили).
Работают с художественным
текстом. Отвечают на вопросы
(Человек)
(У него было ружьё. Он одним
выстрелом мог бы спасти
ситуацию).
1) Личностные:
– умение различать нравственно-
этические понятия; оценивать
поступки.
2) Регулятивные:
– волевая саморегуляция,
самоконтроль.
3) Познавательные:
– умение выполнять логические
операции: анализ, синтез,
обобщение.
4) Коммуникативные:
– умение участвовать в
коллективном обсуждении,
выстраивать диалог с товарищами,
с учителем
Слайд12.
- А какие слова давали друг
другу герои в начале басни?
- Что такое КЛЯТВА?
Слайд13.
-Как давали клятву?
- А на деле сдержали слова
клятвы?
.
Друг другу поклялись однажды
в дружбе вечной
(На словах)
(Нет)
Обобщение. Рефлексия.
- По законам баснигде , в чём
выражается основная мысль.
Авторская позиция?
- Найдите слова морали в басне.
Прочтите
Слайд14.
Работа в группах .
-У вас на партах есть карточки
.Прочтите задание.
1.Что представляют собой эти
высказывания? 2.О чём они?
Какой темой объединены?
3.Найдите высказывания,
(В морали)
Обучающие озвучивают.
«К стыду, из нас не
всякий /’Сравнится в верности с
собакой!» И вывод уточняется:
«Как редки таковы друзья!»
Делают вывод. Друг не тот, кто
клянётся в дружбе на словах, а
кто на деле может прийти на
помощь
Пословицы о дружбе
.
1)Личностные:
– умение различать нравственно-
этические понятия; оценивать
поступки.
2)Регулятивные:
– волевая саморегуляция,
самоконтроль.
3) Познавательные:
– умение выполнять логические
операции: анализ, синтез,
обобщение.
4) коммуникативные:
– умение участвовать в
коллективном обсуждении,
аргументировать своё мнение.
которые не соответствуют
морали басни.
Работа с иллюстрациями к басне.
Слайды 15-25
Подберите
к
иллюстрациям
цитаты из басни. Запишите их .
В рабочем листке урока
заполните небольшую анкету.
продолжите строчки
На уроке:
Было интересно__
Было трудно____.
Узнал(а)_____________________
Домашнее задание.
П о
ж е л а н и ю .
Н а р и с о в а т ь
верную дружбу.
Или :развёрнутый ответ на
Слушают и записывают в
дневник.
вопрос: Что значит дружить по-
настоящему