Авторы: Мукубенов Очир Дмитриевич, Бадмаев Уралан Джангарович
Должность: ученик 10 класса, учитель физической культуры
Учебное заведение: МКОУ "Ики-Бухусовская СОШ им.П.М.Эрдниева"
Населённый пункт: п.Ики-Бухус
Наименование материала: статья
Тема: "Роль физической культуры в сохранении здоровья обучающихся"
Раздел: среднее образование
В данной статье рассматривается вопрос о роли физической культуры как фактора, который
способствует сохранению здоровья учащихся и студентов. Проведено исследование
проблемы развития физической культуры среди молодых студентов, а также рассмотрена
актуальность данного вопроса. Определены стимулы и мотивы студентов, которые влияют на
желание заниматься физической культурой и спортом.
В настоящее время одной из главной составляющей здоровья будущих студентов выступает
их правильный образ жизни. Это регулярное поддержание физической формы и здоровья
молодежи, которую в ближайшее время выпустят высшие учебные учреждения. Это будущее
поколение специалистов, которые начнут выстраивать экономику страны, налаживать внешне
- политические связи, разрабатывать новые технологии в сферах нефтяной промышленности
и так далее.
Как-никак здоровая молодежь сегодня — это здоровое будущее России, это благополучие
всей внутриполитической обстановки страны в целом. (Рисунок 1) Работоспособность
студентов напрямую зависит как от их физического, так и от психического состояния. Тем
более что воздействие на второй показатель, наиболее часто встречающееся явление в
нынешних реалиях. Потому что скорость жизни, частота смены событий, стрессовые ситуации
в период сдачи сессии, решение текущих проблем, все это оказывает негативное влияние на
молодой организм, и как итог влияет на его здоровье. Спорт в данном случае – это
необходимый элемент, который помогает студентам снимать стресс и наладить свое
психологическое состояние.
Рисунок 1.
Человек сам несет ответственность за свой организм, наше тело – это наш храм. И не стоит
впускать в него нежеланных гостей, которые могут оказать плохое влияние. Здесь речь идет о
вредных привычках и неправильном образе жизни. Ведь если разумно подойти к данному
вопросу, то человек сам может обеспечить себе активный баланс в жизни, продлить ее на
долгие годы и вовсе не знать совсем проблем со здоровьем.
Регулярные занятия физической культурой помогают молодежи достичь физического
здоровья, а также воспитать в себе, так называемую трудовую и социальную активность. В
будущем, когда студенты перейдут на новую ступень и займут свои профессиональные посты
в жизни и начнут выполнять свои социальные роли, их здоровье и физическая подготовка
заявят о себе. Крепкое здоровья и высокая физическая активность оказывает влияние на
трудоспособность, быстроту реакций, а также на нервную систему организма. Помимо этого,
занятия физической культурой - это многофункциональный способ самовыражения и развития
личности студента вуза [1].
Занятия физической культурой – это важный элемент деятельность студентов, так как их
будущая работа, порой, предполагает постоянную внимательность и умственную активность,
но одновременно понижает уровень физической активности. По этой причине, заметно
снижается физическое здоровье, случаются различного рода отклонения в центральной
нервной системе человека, ухудшаются важнейшие функции мышления, внимания, памяти,
нарушается эмоциональная устойчивость. [2] Вследствие этого, очень важно в процессе
обучения молодых студентов правильно сформировать все аспекты здорового образа жизни,
а также привить необходимость занятий физкультурой. Но, к сожалению, стоит отметить, что,
порой, современные студенты не выполняют даже простые нормы здорового образа жизни,
прибегают к сидячему образу жизни и проявляют минимум физической активности, чередуя с
вредными привычками.
Ученые и специалисты в области здравоохранения, часто говорят о том, что стресс – это одна
из основных причин развития большинства заболеваний, поэтому он оказывает
непосредственное влияние на состояние здоровья студентов. А это, в свою очередь,
отражается на снижении учебной и трудовой деятельности.
Существует большое количество методов и способов борьбы со стрессом, так например
популярные на сегодня – психологические практики. Все больше появляется организаций,
которые с помощью специальных наборов упражнений, как физических, так и
психологических, которые помогают человеку преодолеть их стрессовые ситуации. В крайних
случаях – это лекарственные препараты, а в более щадящих – это может быть переключение
внимания. Стоит отметить, исходя из практики, что занятия спортом и повышенная
физическая активность человека наиболее эффективно может справиться с нервным
перенапряжением и нагрузками.
Во время занятия спортом студент может выплеснуть негативную энергию, которая
накопилась в нем, а также уменьшить уровень своего эмоционального напряжения. Помимо
этого, физическая активность позитивно влияет не только на психологическое состояние
человека, но и на его физическое состояние всего организма, также позволяет улучшить
различного рода навыки, которые напрямую влияют на учебу и работу в будущем.
Систематические занятия физической культурой помогают студентам:
1. Повысить уровень устойчивости к стрессовым ситуациям;
2. Уменьшить нервное перенапряжение, а также улучшить основные функции мозга;
3. Достичь высоких спортивных результатов;
4. Снизить уровень тревожности, повысить тонус и уровень активности;
5. Избавить себя от депрессивных и негативных мыслей;
6. Повысить уровень самооценки;
7. Улучшить иммунитет и поспособствовать улучшению обмена веществ;
8. Держать хорошую осанку;
9. Повысить качество сна.
Занятия физической культурой, с целью укрепления самочувствия студентов, должны
обеспечивать постоянную двигательную активность. Достаточно известный факт, что
минимальная длительность двигательной активности студентов должна быть не менее 6-10
часов в неделю. Одновременно с этим, стоит отметить следующую тенденцию - наибольшая
доля студентов занимается спортом только на уроках физической культуры, а это
катастрофически мало для молодого организма, всего около 4 часов в неделю. Студентам
очень важно на регулярной основе проявлять свою физическую активность и уделять своему
организму и физическому состоянию достаточное количество времени. Но в то же время,
необходимо обозначить проблемы, с которыми сталкиваются студенты при посещении
занятий физической культурой.
Во-первых, та программа, по которой проводятся занятия, как правило, рассчитана на
университеты, которые достаточно обеспечены всем необходимым оборудованием и
инвентарем для занятий спортом. Но большинство, институтов не обладают необходимым
уровнем обеспеченности, и как следствие, выполнение данной программы в полном объеме
не становится возможным. И поэтому, преподаватель вынужден делать акцент в своих
занятиях преимущественно на нормативы, которые предполагаются в данной программе. [3]
Второй проблемой выступает тот факт, что занятия физической культурой будут оказывать
влияние на здоровье учащихся исключительно в тех случаях, когда их спортивные интересы
будут удовлетворены в достаточном объеме, по крайней мере, у большей части студентов. На
сегодняшний день наиболее популярными видами спорта выступают: большой теннис,
плавание, йога, аэробика, борьба и спортивные игры. (Рисунок 2) Но на практике, как правило,
удовлетворить подобные интересы студентов просто невозможно. Так как, было уже
подмечено ранее в статье - по той же причине отсутствия специального оборудования и
спортивных площадок, а также завышенной платы в современных спортивных комплексах и
бассейнах. [4]
Рисунок 2.
Тот факт, что большинство преподавателей в своей программе по занятиям физической
культурой, отдают предпочтение сдаче нормативной базы, приводит к тому, что студенты
выдают, как правило, усредненный результат, так как ничем не мотивированы. На
сегодняшний день ситуация складывается следующим образом: нормативы, которые
установлены студентам для получения зачета, не вызывают никаких стимулов, и более того,
снижают желание и интерес в занятиях физической культурой. Так как данная ориентация на
«усредненное значение» только с целью сдачи зачета никак не является мотивом к занятиям
спортом и повышению показателей студента. [5]
Третья проблема, это тот факт, что для повышения авторитета занятий физической культурой
важен кардинально новый подход к физическому воспитанию студентов. Стоит отметить, что
в настоящее время идет процесс усовершенствования учебной программы по физической
культуре с помощью внедрения различных дополнительных видов спорта, которые
обеспечивают двигательную активность студентов, а также оказывают позитивное
воздействие на оздоровительную направленность занятий. А также таких видов спорта,
которые способствуют росту интеллектуальной и мозговой активности студентов, а также
интерес в целом к посещению занятий физической культурой.
Сегодня очень популярна среди молодого населения, так называемая физическая рекреация.
В жизни студентов ее могут обозначить такими терминами как «массовый спорт», «массовая
физическая культура», «активный отдых». Физическая рекреация – это использование
физических упражнений, игр, разных видов спорта в более упрощенной форме с целью
развлечения, смены деятельности, активного отдыха, смена обстановки, замена
депрессивных мыслей более позитивными, а также снятие психологического утомления.
(Рисунок 3) Подобным образом, физическая рекреация помогает удовлетворить потребности
и интересы студентов учащихся в активном отдыхе, повысить физическое и эмоциональное
здоровье, рационально использовать свободное время.
Рисунок 3.
Для женского пола наиболее популярным направлением выступает фитнес. Он поддерживает
тело в хорошей спортивной форме, а также укрепляет весь организм и способствует
снижению стресса. Фитнес повышает уровень самооценки девушек, пополняет запасы
энергии и жизненных сил, а также способствует улучшению пищеварения и сна, нейтрализует
депрессивные мысли. Помимо этого, положительное воздействие фитнеса может
проявляться в активном усвоении программ обучения в университете, и, конечно же,
способствует укреплению здоровья студентов.
Для того чтобы узнать реальное отношение студентов к предмету физической культуры и
увеличить количества занимающихся, нами был проведен онлайн-опрос среди студентов
Института ООООО. Всего было опрошено 150 респондентов, среди которых были
представители как мужского (42 человека), так и женского (108 человек) полов. (Рисунок 4)
Рисунок 4.
Первый вопрос касался отношения к физической культуре. Только 5% респондентов
высказались отрицательно. Большинство же — 79%, ответили положительно, понимая
влияние физической культуры в процессе сохранения и укрепления как физического, так и
психического здоровья молодежи. 17% студентов нейтрально относятся к спорту, а значит, не
заинтересованы в активных занятиях физкультурой и не воспринимают спорт, как важный
компонент для своего здоровья.
Для того, чтобы выявить наиболее эффективные способы привлечения учащихся к занятиям
физической культурой, нами был сформулирован следующий вопрос: «Как вы считаете, что
необходимо сделать для увеличения количества желающих заниматься физической
культурой и спортом?». Большинство студентов (64%) считают, что должна быть
альтернатива при выборе занятий физической культурой в рамках учебной программы. Но к
сожалению, не все ВУЗы могут предоставить такой выбор ввиду того, что для организации
занятий разной направленности требуется развитая база спортивных сооружений,
материальные затраты на приобретение и обновление в случае износа спортивного
инвентаря, привлечения дополнительного компетентного педагогического состава. В
меньшинстве (36%) оказались те, кто считает, что необходимо пропагандировать здоровый
образ жизни, а также доносить до студентов о той важной роли, которую каждый человек
играет в сохранении собственного здоровья и благополучия общества.
По данным результатам нашего опроса можно сделать вывод, о том, что в университетах
очень важно создавать все необходимые условия для того, чтобы учащиеся могли проявлять
все свои способности и навыки в спортивной и рекреационной деятельности, которую они
выбрали сами. Она должна быть построена с учетом всех современных тенденций в области
физической культуры и спорта. (Рисунок 5) Для этого необходимо создавать как можно
больше дополнительных программ формирования физической культуры студентов, которые
будут учитывать все региональные условия, в которых расположен данный университет,
профессиональную направленность вуза, а также все другие индивидуальные особенности.
[6]
Рисунок 5.
Подводя итог, стоит отметить, что «физическая культура и спорт», на протяжении всего
обучения студентов в университете, должна сформировать у них правильный подход к
физическим занятиям. А также поспособствовать тому, чтобы учащиеся осознали, какую
значимость представляет собой физическая активность и здоровый образ жизни каждого из
нас. Необходимо заложить в студентов те основные навыки и умения, которые они бы в своей
дальнейшей жизни могли использовать для поддержания себя в здоровой физической форме.
Важно поспособствовать тому, чтобы у студентов проявился интерес к спорту и занятиям
физической культурой. Будущие профессионалы в своих областях должны осознавать,
насколько полезен для них будет полученный результат в их будущей жизни. Необходимо,
чтобы студенты были мотивированы и проявляли интерес к данной сфере.
Список литературы:
1. Шириязданова Ю.А. Значение физической культуры и спорта в жизни человека //Научное
сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XXXIII междунар.
студ. науч.-практ. конф. № 6 (33).
2. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и каждого. – М: ФиС, 2014 – 208 с.
3. Вленский М.Я. Физическая культура в гуманитарном образовательном пространстве вуза //
Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2017 - №1.
4. Согришина М.О., Якуб И.Ю. Положительное влияние подвижных игр на
психоэмоциональное состояние студентов // Вестник современных исследований. -2018. -
№12-8 (27) – с. 389-391.
5. Ильинич В.И. Физическая культура студента и жизнь: учеб. для ВУЗов. М: Гардарики. - 2016.
-368с.
6. Лубышева Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология
реализации // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2016. - №1.