Напоминание

"Роль физической культуры в сохранении здоровья обучающихся"


Авторы: Мукубенов Очир Дмитриевич, Бадмаев Уралан Джангарович
Должность: ученик 10 класса, учитель физической культуры
Учебное заведение: МКОУ "Ики-Бухусовская СОШ им.П.М.Эрдниева"
Населённый пункт: п.Ики-Бухус
Наименование материала: статья
Тема: "Роль физической культуры в сохранении здоровья обучающихся"
Раздел: среднее образование





Назад




В данной статье рассматривается вопрос о роли физической культуры как фактора, который

способствует сохранению здоровья учащихся и студентов. Проведено исследование

проблемы развития физической культуры среди молодых студентов, а также рассмотрена

актуальность данного вопроса. Определены стимулы и мотивы студентов, которые влияют на

желание заниматься физической культурой и спортом.

В настоящее время одной из главной составляющей здоровья будущих студентов выступает

их правильный образ жизни. Это регулярное поддержание физической формы и здоровья

молодежи, которую в ближайшее время выпустят высшие учебные учреждения. Это будущее

поколение специалистов, которые начнут выстраивать экономику страны, налаживать внешне

- политические связи, разрабатывать новые технологии в сферах нефтяной промышленности

и так далее.

Как-никак здоровая молодежь сегодня — это здоровое будущее России, это благополучие

всей внутриполитической обстановки страны в целом. (Рисунок 1) Работоспособность

студентов напрямую зависит как от их физического, так и от психического состояния. Тем

более что воздействие на второй показатель, наиболее часто встречающееся явление в

нынешних реалиях. Потому что скорость жизни, частота смены событий, стрессовые ситуации

в период сдачи сессии, решение текущих проблем, все это оказывает негативное влияние на

молодой организм, и как итог влияет на его здоровье. Спорт в данном случае – это

необходимый элемент, который помогает студентам снимать стресс и наладить свое

психологическое состояние.

Рисунок 1.

Человек сам несет ответственность за свой организм, наше тело – это наш храм. И не стоит

впускать в него нежеланных гостей, которые могут оказать плохое влияние. Здесь речь идет о

вредных привычках и неправильном образе жизни. Ведь если разумно подойти к данному

вопросу, то человек сам может обеспечить себе активный баланс в жизни, продлить ее на

долгие годы и вовсе не знать совсем проблем со здоровьем.

Регулярные занятия физической культурой помогают молодежи достичь физического

здоровья, а также воспитать в себе, так называемую трудовую и социальную активность. В

будущем, когда студенты перейдут на новую ступень и займут свои профессиональные посты

в жизни и начнут выполнять свои социальные роли, их здоровье и физическая подготовка

заявят о себе. Крепкое здоровья и высокая физическая активность оказывает влияние на

трудоспособность, быстроту реакций, а также на нервную систему организма. Помимо этого,

занятия физической культурой - это многофункциональный способ самовыражения и развития

личности студента вуза [1].

Занятия физической культурой – это важный элемент деятельность студентов, так как их

будущая работа, порой, предполагает постоянную внимательность и умственную активность,

но одновременно понижает уровень физической активности. По этой причине, заметно

снижается физическое здоровье, случаются различного рода отклонения в центральной

нервной системе человека, ухудшаются важнейшие функции мышления, внимания, памяти,

нарушается эмоциональная устойчивость. [2] Вследствие этого, очень важно в процессе

обучения молодых студентов правильно сформировать все аспекты здорового образа жизни,

а также привить необходимость занятий физкультурой. Но, к сожалению, стоит отметить, что,

порой, современные студенты не выполняют даже простые нормы здорового образа жизни,

прибегают к сидячему образу жизни и проявляют минимум физической активности, чередуя с

вредными привычками.

Ученые и специалисты в области здравоохранения, часто говорят о том, что стресс – это одна

из основных причин развития большинства заболеваний, поэтому он оказывает

непосредственное влияние на состояние здоровья студентов. А это, в свою очередь,

отражается на снижении учебной и трудовой деятельности.

Существует большое количество методов и способов борьбы со стрессом, так например

популярные на сегодня – психологические практики. Все больше появляется организаций,

которые с помощью специальных наборов упражнений, как физических, так и

психологических, которые помогают человеку преодолеть их стрессовые ситуации. В крайних

случаях – это лекарственные препараты, а в более щадящих – это может быть переключение

внимания. Стоит отметить, исходя из практики, что занятия спортом и повышенная

физическая активность человека наиболее эффективно может справиться с нервным

перенапряжением и нагрузками.

Во время занятия спортом студент может выплеснуть негативную энергию, которая

накопилась в нем, а также уменьшить уровень своего эмоционального напряжения. Помимо

этого, физическая активность позитивно влияет не только на психологическое состояние

человека, но и на его физическое состояние всего организма, также позволяет улучшить

различного рода навыки, которые напрямую влияют на учебу и работу в будущем.

Систематические занятия физической культурой помогают студентам:

1. Повысить уровень устойчивости к стрессовым ситуациям;

2. Уменьшить нервное перенапряжение, а также улучшить основные функции мозга;

3. Достичь высоких спортивных результатов;

4. Снизить уровень тревожности, повысить тонус и уровень активности;

5. Избавить себя от депрессивных и негативных мыслей;

6. Повысить уровень самооценки;

7. Улучшить иммунитет и поспособствовать улучшению обмена веществ;

8. Держать хорошую осанку;

9. Повысить качество сна.

Занятия физической культурой, с целью укрепления самочувствия студентов, должны

обеспечивать постоянную двигательную активность. Достаточно известный факт, что

минимальная длительность двигательной активности студентов должна быть не менее 6-10

часов в неделю. Одновременно с этим, стоит отметить следующую тенденцию - наибольшая

доля студентов занимается спортом только на уроках физической культуры, а это

катастрофически мало для молодого организма, всего около 4 часов в неделю. Студентам

очень важно на регулярной основе проявлять свою физическую активность и уделять своему

организму и физическому состоянию достаточное количество времени. Но в то же время,

необходимо обозначить проблемы, с которыми сталкиваются студенты при посещении

занятий физической культурой.

Во-первых, та программа, по которой проводятся занятия, как правило, рассчитана на

университеты, которые достаточно обеспечены всем необходимым оборудованием и

инвентарем для занятий спортом. Но большинство, институтов не обладают необходимым

уровнем обеспеченности, и как следствие, выполнение данной программы в полном объеме

не становится возможным. И поэтому, преподаватель вынужден делать акцент в своих

занятиях преимущественно на нормативы, которые предполагаются в данной программе. [3]

Второй проблемой выступает тот факт, что занятия физической культурой будут оказывать

влияние на здоровье учащихся исключительно в тех случаях, когда их спортивные интересы

будут удовлетворены в достаточном объеме, по крайней мере, у большей части студентов. На

сегодняшний день наиболее популярными видами спорта выступают: большой теннис,

плавание, йога, аэробика, борьба и спортивные игры. (Рисунок 2) Но на практике, как правило,

удовлетворить подобные интересы студентов просто невозможно. Так как, было уже

подмечено ранее в статье - по той же причине отсутствия специального оборудования и

спортивных площадок, а также завышенной платы в современных спортивных комплексах и

бассейнах. [4]

Рисунок 2.

Тот факт, что большинство преподавателей в своей программе по занятиям физической

культурой, отдают предпочтение сдаче нормативной базы, приводит к тому, что студенты

выдают, как правило, усредненный результат, так как ничем не мотивированы. На

сегодняшний день ситуация складывается следующим образом: нормативы, которые

установлены студентам для получения зачета, не вызывают никаких стимулов, и более того,

снижают желание и интерес в занятиях физической культурой. Так как данная ориентация на

«усредненное значение» только с целью сдачи зачета никак не является мотивом к занятиям

спортом и повышению показателей студента. [5]

Третья проблема, это тот факт, что для повышения авторитета занятий физической культурой

важен кардинально новый подход к физическому воспитанию студентов. Стоит отметить, что

в настоящее время идет процесс усовершенствования учебной программы по физической

культуре с помощью внедрения различных дополнительных видов спорта, которые

обеспечивают двигательную активность студентов, а также оказывают позитивное

воздействие на оздоровительную направленность занятий. А также таких видов спорта,

которые способствуют росту интеллектуальной и мозговой активности студентов, а также

интерес в целом к посещению занятий физической культурой.

Сегодня очень популярна среди молодого населения, так называемая физическая рекреация.

В жизни студентов ее могут обозначить такими терминами как «массовый спорт», «массовая

физическая культура», «активный отдых». Физическая рекреация – это использование

физических упражнений, игр, разных видов спорта в более упрощенной форме с целью

развлечения, смены деятельности, активного отдыха, смена обстановки, замена

депрессивных мыслей более позитивными, а также снятие психологического утомления.

(Рисунок 3) Подобным образом, физическая рекреация помогает удовлетворить потребности

и интересы студентов учащихся в активном отдыхе, повысить физическое и эмоциональное

здоровье, рационально использовать свободное время.

Рисунок 3.

Для женского пола наиболее популярным направлением выступает фитнес. Он поддерживает

тело в хорошей спортивной форме, а также укрепляет весь организм и способствует

снижению стресса. Фитнес повышает уровень самооценки девушек, пополняет запасы

энергии и жизненных сил, а также способствует улучшению пищеварения и сна, нейтрализует

депрессивные мысли. Помимо этого, положительное воздействие фитнеса может

проявляться в активном усвоении программ обучения в университете, и, конечно же,

способствует укреплению здоровья студентов.

Для того чтобы узнать реальное отношение студентов к предмету физической культуры и

увеличить количества занимающихся, нами был проведен онлайн-опрос среди студентов

Института ООООО. Всего было опрошено 150 респондентов, среди которых были

представители как мужского (42 человека), так и женского (108 человек) полов. (Рисунок 4)

Рисунок 4.

Первый вопрос касался отношения к физической культуре. Только 5% респондентов

высказались отрицательно. Большинство же — 79%, ответили положительно, понимая

влияние физической культуры в процессе сохранения и укрепления как физического, так и

психического здоровья молодежи. 17% студентов нейтрально относятся к спорту, а значит, не

заинтересованы в активных занятиях физкультурой и не воспринимают спорт, как важный

компонент для своего здоровья.

Для того, чтобы выявить наиболее эффективные способы привлечения учащихся к занятиям

физической культурой, нами был сформулирован следующий вопрос: «Как вы считаете, что

необходимо сделать для увеличения количества желающих заниматься физической

культурой и спортом?». Большинство студентов (64%) считают, что должна быть

альтернатива при выборе занятий физической культурой в рамках учебной программы. Но к

сожалению, не все ВУЗы могут предоставить такой выбор ввиду того, что для организации

занятий разной направленности требуется развитая база спортивных сооружений,

материальные затраты на приобретение и обновление в случае износа спортивного

инвентаря, привлечения дополнительного компетентного педагогического состава. В

меньшинстве (36%) оказались те, кто считает, что необходимо пропагандировать здоровый

образ жизни, а также доносить до студентов о той важной роли, которую каждый человек

играет в сохранении собственного здоровья и благополучия общества.

По данным результатам нашего опроса можно сделать вывод, о том, что в университетах

очень важно создавать все необходимые условия для того, чтобы учащиеся могли проявлять

все свои способности и навыки в спортивной и рекреационной деятельности, которую они

выбрали сами. Она должна быть построена с учетом всех современных тенденций в области

физической культуры и спорта. (Рисунок 5) Для этого необходимо создавать как можно

больше дополнительных программ формирования физической культуры студентов, которые

будут учитывать все региональные условия, в которых расположен данный университет,

профессиональную направленность вуза, а также все другие индивидуальные особенности.

[6]

Рисунок 5.

Подводя итог, стоит отметить, что «физическая культура и спорт», на протяжении всего

обучения студентов в университете, должна сформировать у них правильный подход к

физическим занятиям. А также поспособствовать тому, чтобы учащиеся осознали, какую

значимость представляет собой физическая активность и здоровый образ жизни каждого из

нас. Необходимо заложить в студентов те основные навыки и умения, которые они бы в своей

дальнейшей жизни могли использовать для поддержания себя в здоровой физической форме.

Важно поспособствовать тому, чтобы у студентов проявился интерес к спорту и занятиям

физической культурой. Будущие профессионалы в своих областях должны осознавать,

насколько полезен для них будет полученный результат в их будущей жизни. Необходимо,

чтобы студенты были мотивированы и проявляли интерес к данной сфере.

Список литературы:

1. Шириязданова Ю.А. Значение физической культуры и спорта в жизни человека //Научное

сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XXXIII междунар.

студ. науч.-практ. конф. № 6 (33).

2. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и каждого. – М: ФиС, 2014 – 208 с.

3. Вленский М.Я. Физическая культура в гуманитарном образовательном пространстве вуза //

Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2017 - №1.

4. Согришина М.О., Якуб И.Ю. Положительное влияние подвижных игр на

психоэмоциональное состояние студентов // Вестник современных исследований. -2018. -

№12-8 (27) – с. 389-391.

5. Ильинич В.И. Физическая культура студента и жизнь: учеб. для ВУЗов. М: Гардарики. - 2016.

-368с.

6. Лубышева Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология

реализации // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2016. - №1.



В раздел образования