Автор: Балдакова Татьяна Батуевна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБОУ "Курумканская СОШ №1"
Населённый пункт: с.Курумкан
Наименование материала: статья
Тема: Внедрение системы метапредметных заданий на уроках химии как одно из условий активизации познавательной деятельности одаренных детей
Раздел: полное образование
«Внедрение системы метапредметных заданий на уроках химии как одно из
условий активизации познавательной деятельности одаренных детей».
Сегодня, на пороге вступления в силу новых ФГОС в основной и старшей школе перед
учителем стоит сверхзадача — достижение планируемых образовательных результатов нового
формата: метапредметных и личностных. Это отражается прежде всего в планировании и
реализации
образовательного
процесса,
усиления
значимости
его
ценностного
и
деятельностного компонентов. В соответствии с требованиями ФГОС достижение личностных
и метапредметных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся. Однако, при
этом
существует
необходимость
диагностики
сформированности
метапредметных
и
личностных универсальных учебных действий (УУД) у школьников. Одним из таких способов
диагностики, в частности на уроках химии, являются учебно-познавательные задания, анализ
решений которых позволяет проследить степень сформированности учебных действий не
только предметных, но и личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных.
Специальным
образом
сконструированные,
эти
задания
позволяют
оценить
умения
самоорганизации, саморегуляции, общения в диалоге и рефлексивные умения школьников.
“ Учение, лишённое всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в
ученике охоту к учению, а учение, основанное только на интересе, не даёт возможности
окрепнуть самообладанию и воле ученика, так как всё в учении интересно и необходимо брать
силою воли”
К.Д. Ушинский
Согласно современным требованиям к образовательному процессу, организация учебной
деятельности на уроке должна быть построена с опорой на мыслительные и практические
действия учащихся в целях поиска и обоснования наиболее оптимальных вариантов разрешения
учебной проблемы. Химия относится к числу школьных предметов с наиболее выраженными
межпредметными связями. На химических уроках важно установить связующие понятия,
явления, процессы с такими предметами, как математика, физика, биология, география.
Интересным и познавательным становится решение не чисто химических, а физико-химических,
биолого-химических задач. Они способствуют формированию целостной картины мира.
Поэтому внедрение метапредметных заданий на уроках химии дает положительную динамику
развития познавательной деятельности учащихся.
II.Метапредметные задания к отдельным темам курса химии в 8-9 классах:
Тема: ВВЕДЕНИЕ
1.В поэме Лукреция «О природе вещей»(1 в. до н.э.) существование в природе невидимых
частичек доказывается следующими фактами:
«Ветер, во-первых, неистово волны бичует,
Рушит громады судов и небесные тучи разносит.
…Стало быть, ветры-частицы, незримые нами,
Раз и по свойствам своим и по действиям могут сравниться
С водами мощными рек, обладающих видимым телом.
…Далее, запахи мы обоняем различного рода,
Хоть и не видим совсем. Как в ноздри они проникают.
…И, наконец, на морском берегу, разбивающем волны,
Платье сыреет всегда, а на солнце, вися, оно сохнет.
Видеть, однако, нельзя, кА влага на нем оседает,
Как и не видно того, как от зноя она исчезает.
Значит, дробится вода на такие мельчайшие части, Что недоступны они совершенно для нашего
взора».
Вопросы:а) Упоминаются ли здесь химические явления?б) Как называются частицы, о которых
говорится в сочинении, на языке современной науки?
2. В книге Бойля «О происхождении форм и качеств» существование невидимых частичек
доказывается следующими фактами: «Хотя атомы серы и ртути в веществе, называемом
киноварью, тесно спаяны между собой, совместно улетучиваются при возгонке, не будучи
разделяемы огнем. … однако, прекрасно известно, что при тесном смешении киновари с
железом атомы железа сильнее соединяются с атомами серы, и вследствие этого из ярко-
красной киновари мы получаем ртуть».
Вопросы:а) Где говорится о физическом явлении?б) Где говорится о химическом явлении?в) Где
говорится о ртути как о простом веществе?
3.В приведенные ниже предложения вставьте пропущенные слова «молекула», «атом»:
а) … углекислого газа состоит из … углерода и кислорода;
б) … спиртовой лак представляет собой смесь … смолы и … спирта;
в) … кислорода состоит из … кислорода;
г) при растворении сахара в воде … сахара распределяются между … воды;
д) в состав воздуха входят … кислорода, азота, углекислого газа.
Тема: ПЕРИОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ЭЛЕМЕНТОВ И ЭЛЕКТРОННОЕ СТРОЕНИЕ АТОМОВ
1. Максимальная концентрация этого элемента отмечена в пигментной сетчатке глаза. По
электронной формуле внешнего электронного слоя определите этого элемента: …6s2 6p0.
Напишите его названия, символа и порядкового номера, укажите семейство элемента.(Ответ:
барий)
2
2. Северная орхидея венерин башмачок растет на почвах, богатых этим элементом. По
электронной формуле внешнего электронного слоя определите этого элемента: …4s24p0.
Напишите его названия, символа и порядкового номера, укажите семейство элемента.(Ответ:
кальций)
3. По содержание этого элемента можно определить пол человека: в женском организме его в 2
раза больше. По электронной формуле внешнего электронного слоя определите этого элемента:
…6s1 6p0. Напишите его названия, символа и порядкового номера, укажите семейство элемента.
(Ответ: золото).
4. Максимальная концентрация этого элемента отмечена в твердых тканях зубов. По
электронной формуле внешнего электронного слоя определите этого элемента: …3s23p0.
Напишите его названия, символа и порядкового номера, укажите семейство элемента.(Ответ:
магний)
5. При недостатке этого элемента приостанавливается рост растений, задерживается созревание
плодов. По электронной формуле внешнего электронного слоя определите этого элемента: …
3s23p3. Напишите его названия, символа и порядкового номера, укажите семейство элемента.
(Ответ: фосфор).
Тема: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ В ПЕРИОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ПО
ЭЛЕКТРОННЫМ ФОРМУЛАМ
1. Этот химический элемент преимущественно концентрируется в ногтях. Определите
положение этого элемента в периодической системе элементов (период, группа, подгруппа) по
электронной формуле: 1s2 2s2 2p6 3s2 3p6 4s2 3d3.(Ответ: ванадий).
2. Розовые лепестки роз при избытке этого элемента становятся голубыми и даже черными.
Определите положение этого элемента в периодической системе элементов (период, группа,
подгруппа) по электронной формуле: 1s2 2s2 2p6 3s2 3p6 4s1 3d10.(Ответ: медь).
3. Карликовость деревьев некоторых районов Бразилии объясняется избытком этого элемента.
Определите положение этого элемента в периодической системе элементов (период, группа,
подгруппа) по электронной формуле: 1s2 2s2 2p6 3s2 3p6 4s2 3d10 4p6.(Ответ: свинец).
4. Этот химический элемент преимущественно концентрируется в слизистой оболочке языка.
Определите положение этого элемента в периодической системе элементов (период, группа,
подгруппа) по электронной формуле: 1s2 2s2 2p6 3s2 3p6 4s2 3d10 4p6.(Ответ: олово).
5. Избыток некоторого элемента делает древесину березы неестественно зеленой. Определите
положение этого элемента в периодической системе элементов (период, группа, подгруппа) по
электронной формуле: 1s2 2s2 2p6 3s2 3p6 4s2 3d10 4p6.(Ответ: барий).
Тема: МЕТАЛЛЫ
Задача №1 Цинк
3
Оптимальная интенсивность поступления цинка в организм 15 мг/день, суточная потребность
составляет 50 мг/сутки. Дефицит цинка может развиваться при недостаточном поступлении
этого элемента в организм (1 мг/день и менее), а порог токсичности составляет 600 мг/день. В
организм человека 99% цинка попадает с пищей. Особенно много цинка содержится в говядине,
печени, устрицах (400 мг в 100 г продукта), пшеничных зародышах. Цинк поступает в растение
в виде иона Zn2+ . Для лучшего усвоения цинка организмом необходимы витамины А и В6.
Усвоению цинка препятствуют медь, марганец, железо и кальций. В организме взрослого
человека содержится 3 г/70кг. Цинк можно обнаружить во всех органах и тканях:
мышцы
кости
ногти
печень
волосы
240 мг в 1кг
170 мг в 1кг
300 мг в 1кг
150 мг в 1кг
400 мг в 1кг
Ежедневно около 11 мг цинка выводится из организма, 5% из них выводится с мочой. В
медицине цинксодержащий препарат сульфат цинка используется для лечения дефицита цинка,
болезней кожи, волос, ногтей, цирроза печени, и при заживлении ран. Препарат не совместим с
карбонатами,
фосфатами,
сульфитами
–
осаждение
не
растворимых
солей
цинка;
с
восстановленным магнием выпадает осадок цинка.
Вопросы к тексту: 1) Подсчитайте, сколько миллиграммов цинка поступает в организм; а) с
продуктами питания; б) с другими источниками поступления ( например: с воздухом и т.д); 2)
Сколько молей цинка попадает с пищей в организм человека?3) Вычислите, в каких процентах
находится цинк в органах и тканях человека и запишите полученный результат в таблицу.
печень
мышцы
кости
ногти
волосы
4) В каком органе цинк наибольшей степени концентрируется?
5) Вычислите, сколько граммов устриц необходимо съедать ежесуточно для того, чтобы
восполнить суточную потребность организма в цинке.
6) Напишите электронную формулу иона цинка.
7)
Как
грамотно
принимать
цинксодержащие
препараты?
Напишите
инструкцию
по
применению цинксодержащих препаратов. Воспользуйтесь заготовкой такой инструкции.
Задание№ 2 «Медь». Среднее содержание меди в человеческом организме: 150 мг/70 кг. В
организм медь поступает в основном с пищей. В некоторых овощах и фруктах содержится до
230 мг % меди. Много меди содержится в морских продуктах, бобовых, капусте, картофеле,
крапиве. Содержание меди в 100 г. огурцов составляет 8,4 мг. В желудочно-кишечном тракте
адсорбируется до 95% поступившей в организм меди. В крови медь связывается с
4
сывороточным альбумином (12-17%), аминокислотами (10-15%), транспортным белком (12-
14%). Оптимальная интенсивность поступления меди в организм составляет 2-3 мг/сутки.
Суточная потребность организма в меди-2 мг. Медьсодержащий препарат: при ожогах кожи
фосфором ее обильно смачивают 5% -ным раствором сульфата меди.
1. Сколько молей меди содержится в организме человека.
2. Подсчитайте, сколько миллиграммов меди связывается при оптимальном поступлении: а) с
сывороточным альбумином; б) с аминокислотами; в) транспортным белком .
3. Вычислите, сколько граммов огурцов необходимо съедать ежесуточно для того, чтобы
восполнить суточную потребность организма в меди. (Ответ: 23,8 г)
4. В минеральной воде обнаружены ионы железа(Fe3+), алюминия, хлорид- ионы, иодид- ионы,
нитрат- ионы, сульфат- ионы, сульфит –ионы. Какие из них могут повлиять на доступность
меди (Сu+) организму человека при приеме медьсодержащих препаратов и почему?
5.Представьте, что вы старший фармацевт и должны дать неопытному лаборанту задание
приготовить 500 мл раствора сульфата меди, необходимого для смачивания обожженного
фосфором кожи. Составьте карту-инструкцию приготовления раствора.
Задание №3 «Марганец». Соединения марганца в основном поступают в организм с пищей.
Много марганца содержится в ржаном хлебе, пшеничных и рисовых отрубях, сое, горохе, свекле
(содержание марганца в 100 г. свеклы составляет 0,65 мг). Марганец поступает в растение в
виде иона Мп2+. В теле человека содержится 2,2∙ 1020 атомов марганца. Среднесуточная
потребность в марганце человека составляет 5-9 мг. Биоусвояемость марганца невысока, всего
3-5%. Оптимальная интенсивность поступления марганца в организм 5-9 мг/день; уровень,
приводящий к дефициту, и порог токсичности оцениваются в 1 и 40 мг/день соответственно. В
медицинской практике для промывания ран применяют раствор перманганата калия с w=0,5%
(р=1 г/мл).
1. Подсчитайте, сколько молей марганца содержится в организме человека.
2. Вычислите, сколько граммов свеклы необходимо съедать ежесуточно для того, чтобы
восполнить суточную потребность (9 мг) организма в марганце. (Ответ: 1384 г)
3. Напишите электронную формулу иона марганца.
4. Подсчитайте, сколько миллиграммов марганца усваивается организмом человека.
5. Для обработки ран вы должны приготовить раствор перманганата калия, а в наличии
оказался 10 г. препарата. Какой объем раствора сможете приготовить из такого количества
перманганата калия, если плотность раствора должна быть 1 г/мл.
Задание №4 «Молибден». За сутки в организм взрослого человека поступает вместе с пищей
около 0,3 мг молибдена. Более половины поступившего в желудочно-кишечный тракт
молибдена всасывается в кровь. Затем, около 80% поступившего в кровь молибдена,
5
связывается с белками и транспортируется
по всему организму. В организме молибден
скапливается в печени (0,5 мг/кг), а в крови распределяется равномерно. Накопления молибдена
в организме млекопитающих не происходит. Растворимые соединения молибдена выводятся из
организма с мочой ( 0,15мг) и калом. Тетрамолибдат аммония применяется в медицине для
лечения опухолей мозга.
1. Подсчитайте, сколько миллиграммов молибдена: а) всасывается в кровь, б) связывается с
белками.
2. Подсчитайте, сколько молей молибдена поступает в организм человека.
3. Подсчитайте, сколько атомов молибдена выводится: а) через почки; б) в целом из организма
человека.
4. Подсчитайте, какой процент молибдена выводится с мочой.
5. Вычислите молярную массу тетрамолибдата аммония.
Задание №5 «Калий». Число атомов калия в теле человека составляет 2,2*1024. Содержание
калия в пище жителей разных стран колеблется от 1800 до 5600 мг. В США рекомендуемая
минимальная величина суточного потребления калия установлена в размере не менее 2000 мг
для лиц 18-летнего возраста. Для людей старшего возраста к этой величине прибавляют
количество лет отдельного индивидуума: например, для людей в возрасте 50 лет этот показатель
равен 2000+50=2050. Биоусвояемость калия организмом составляет 90-95%. Соли калия легко
всасываются и быстро выводятся из организма с мочой (3,4 г), потом (до 0,3 г) и через
желудочно-кишечный тракт (0,4 г). Калийсодержащий препарат: перманганат калия. Препарат
не совместим в жидких лекарственных формах с восстановителями – взаимное разложение; с
бромидами, йодидами, хлоридами – выделение свободных галогенов; с солями двухвалентного
железа – образование трехвалентного железа; с хлористоводородной кислотой и ее солями
образует свободный хлор, с аммиаком - нитраты.
1. Подсчитайте, сколько граммов калия содержится в теле человека?
2. Подсчитайте, сколько граммов калия усваивается организмом человека в возрасте 60 лет;
3. Подсчитайте, сколько молей калия выводится из организма а) через желудочно-кишечный
тракт; б) с мочой.
4. В больнице для промывания горла пациенту назначили 0,5% -ный раствор перманганата
калия, а в наличии оказался только 6%-ный раствор этого вещества. Сколько воды и 6%-ного
раствора потребуется, чтобы приготовить 1кг 0,5 % раствора перманганата калия.
5. Как грамотно хранить жидкие препараты перманганата калия?
Тема: ВЫВОД ФОРМУЛ ХИМИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ
6
1. Определите молекулярную формулу вещества, из которого целиком состоит скелет
простейших морских животных аконтарий, если массовые доли элементов в нем составляют:
47,54 %(Sr), 17,48 %(S), 34,97 %(O).
(Ответ: SrSO4).
2. Для мечения территории вилорог использует вещество состава 59,41 % (С), 8,91 %(Н),
31,68 %(О). Определите молекулярную формулу вещества.
(Ответ: С5Н9О2).
3. При укусах муравьев на коже возникает чувство жжения за счет действия этой кислоты.
Установите ее молекулярную формулу, если массовые доли элементов в ней составляют: 26,08
%(С), 4,35 %(Н), 69,56 %(О). (Ответ: НСООН).
4. Определите молекулярную формулу «бариевой каши», используемой медиками (ее дают
пациентам перед просвечиванием желудка), если массовые доли элементов в ней составляют:
58,79 %(Ва), 13,73 %(S), 27,46 %(О).(Ответ: ВаSO4).
5. В некоторых растениях, произрастающих в Южной Африке и Австралии, содержится соль-
сильный яд. Менее одного грамма свежих листьев таких растений достаточно, чтобы убить
барана. Установите молекулярную формулу этого яда, если массовые доли элементов в нем
составляют: 16,38 %(F), 20,68 %(C), 1,73 %(H), 27,58 %(O), 33,62 %(K).
(Ответ: FCH2COOK).
6. Лечебный эффект алое во многом обусловлен алоээмодином. Определите его молекулярную
формулу, если массовые доли элементов в нем составляют: 66,42 % (С), 4,06 %(Н), 29,52
%(О) (Ответ: С15Н11О5).
7