Напоминание

Психологический тренинг наставника и молодого педагога "Сработаемся"


Автор: Лисюткина Ирина Сергеевна
Должность: Педагог-психолог
Учебное заведение: МОУ "Всеволожский ЦО"
Населённый пункт: Ленинградская область город Всеволожск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Психологический тренинг наставника и молодого педагога "Сработаемся"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тренинг наставника и молодого педагога «Сработаемся!»

Разработала: педагог-психолог МОУ «Всеволожский ЦО» Лисюткина И.С.

Цель: содействие успешной социально-психологической адаптации молодых

специалистов.

Задачи:

помочь научиться быстро и оптимально устанавливать эмоциональный

и доверительный контакт;

создание

атмосферы

сотрудничества

в

группе

педагогов,

формирование уверенности в себе, доверия к людям, принятие

коллективных решений;

обработка различных способов межличностного восприятия,

осознание педагогами своих личностных особенностей и изменение в

позитивную сторону отношения к себе и другому человеку;

предоставление возможности молодым педагогам и воспитателям

лучше узнать друг друга в традиции учреждения.

1.

Упр. «Тренинговое имя».

Материалы: заготовки бейджиков, фломастеры, карандаши, малярный

скотч.

«Коллеги необходимо оформить свой бейджик, на котором указать своё

имя, так, как вам хотелось бы, чтоб к вам обращались сегодня на тренинге.

Визитку можно дополнить рисунком или эмблемой, отражающий ваш

образ».

2.

Упр. «Когда я был молодым педагогом…»

Материалы: лист с вопросами наставнику.

«Все люди отличаются друг от друга. Отличаются своим восприятием

окружающего, отношением к тому, что происходит вокруг них. Разные люди

имеют разные способности к адаптации в новых жизненных условиях, к

новому коллективу. Одному человеку для того, чтобы чувствовать себя

комфортно в новом коллективе необходимо небольшое количество времени,

другому длительный период. Но, так или иначе, все новые педагоги

сталкиваются с проблемами и всем необходим адаптационный период для

того,

чтобы

приспособиться

к

новым

условиям

жизнедеятельности.

Некоторые молодые педагоги описывают период адаптации к учреждению,

как сложный и напряженный. Другие наоборот, отмечают, что им было

довольно легко адаптироваться к новым условиям и требованиям.

Давайте попытаемся вспомнить, что происходило с вами, когда вы

впервые попали в наш коллектив. Попытайтесь вернуть те ощущения,

которые вы испытывали, вспомните о своих переживаниях. После этого

подумайте,

что

изменилось

сейчас.

Можно

ли

сказать,

что

вы

приспособились к специфическим условиям вашей деятельности, изменилось

ли ваше отношение к своей работе.»

Наставники вспоминают свой адаптационный период и делятся своим

опытом.

Вопросы для наставников:

- На что я обратила внимание, придя первый раз в данный коллектив?

- Какие чувства я испытывала при этом?

- Какие сложности возникали?

- Через какое время вы почувствовали, что вам комфортно в коллективе

работать?

- Как изменились ваши первоначальные представления?

3. Упр. «Слепой и поводырь»

Материалы: предметы - препятствия для упр., повязка на глаза.

«Сейчас мы попробуем смоделировать процесс адаптации нового

сотрудника».

Одному из участников одевается повязка на глаза. Остальные участники

играют роль поводырей. Их задача – провести его мимо препятствий с

помощью инструкций.

После проведения упражнения обсуждаются вопросы:

- «Как себя чувствовали в роли «слепого»?; в роли «поводыря?».

- «Какие были трудности в процессе выполнения задания?».

- «Какая связь обнаруживается между чувствами у «слепого» в этом

упражнении и чувствами молодого сотрудника в процессе адаптации?

4. Тест «Совпадения»

Материалы:

бланки теста, листы с интерпретацией, геометрические

фигуры.

Цели:

- определить психoгеометрический тип каждого участника тренинга,

- определить психологическую совместимость наставника и молодого

педагога по сочетанию психогеометрических типов.

5. Игра «Не расскажем, а покажем…»

Материалы: листочки с написанным текстом разных детских стишков.

Пары «наставник и молодой педагог» знакомятся с тексом детского

стишка. Обдумывают, используя невербальный способ общения (с помощью

мимики и жестов), как этот стишком показать другим участникам. Пары по

очереди показывают стишок «без слов», другие отгадывают.

6. Упр. «Рисуем одной рукой».

Материалы: листы А4, карандаши.

Парам «наставник и молодой педагог» предлагается взять один

карандаш на двоих. И по команде начать рисовать рисунок, при этом

разговаривать и договариваться нельзя.

Каждый участник из пары должен почувствовать своего партнера. По

характеру и манере поведения пары в этом упражнении можно провести

самодиагностику взаимодействия (равноправие, доминирование, подчинение

партнера в паре).

Вопросы для обсуждения: Получилось ли у вас нарисовать рисунок?

Что было сложным? Что было лёгко? Что вы чувствовали, работая в

паре?

7. Упр. «Мой портрет».

Материалы: листы альбомные, карандаши, фломастеры, малярный

скотч.

«Чтобы лучше узнать вас, нарисуйте свой автопортрет. Затем

необходимо автопортрет закрепить на спину. После этого ходить по кругу и

все желающие могут написать там пожелания и комплименты. Затем листок с

автопортретом снимается, все садятся в круг и происходит обмен мнениями и

чувствами.

8. Игра «Чемодан в дорогу».

Материалы: картинки с чемоданами на выбор.

«Наша встреча подходит к своему завершению, но каждого из вас ждет

долгий и интересный путь в нашем детском саду. Давайте соберем в дорогу

чемодан, в который положим самые важные и полезные вещи, необходимые

для успешного становления в профессии».

Каждый участник выбирает картинку, символизирующий чемодан,

подписывает его. Передает по кругу коллегам, те пишут на чемодане свои

пожелания обладателю чемодана. Когда чемоданы вернулись к своим

«хозяевам», обсуждаются впечатления.

9. Упр. «Удачи в дорогу».

Материалы: листы с предсказаниями, чемодан в дорогу из упр.№8, клей

- карандаш.

«Наша жизнь состоит не только из запланированных, но и спонтанных

моментов. Таким моментом будет пожелание – предсказание, которое вам

достанется в случайном порядке». Участники выбирают предсказания с

пожеланиями, читают вслух и кладут в чемодан.

9. Анкета «Обратная связь».

Материалы: листочки с вопросами.

Участникам тренинга выдаются листочки с незаконченными фразами.

Задача участников – закончить предложения.

«Для меня полезным сегодня было…»

«Во время встречи мне удалось….»

«Мои мысли о себе после занятия…»

«Мне хотелось бы…»

Желаем творческих успехов!



В раздел образования