Автор: Лисюткина Ирина Сергеевна
Должность: Педагог-психолог
Учебное заведение: МОУ "Всеволожский ЦО"
Населённый пункт: Ленинградская область город Всеволожск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Психологический тренинг наставника и молодого педагога "Сработаемся"
Раздел: дошкольное образование
Тренинг наставника и молодого педагога «Сработаемся!»
Разработала: педагог-психолог МОУ «Всеволожский ЦО» Лисюткина И.С.
Цель: содействие успешной социально-психологической адаптации молодых
специалистов.
Задачи:
помочь научиться быстро и оптимально устанавливать эмоциональный
и доверительный контакт;
создание
атмосферы
сотрудничества
в
группе
педагогов,
формирование уверенности в себе, доверия к людям, принятие
коллективных решений;
обработка различных способов межличностного восприятия,
осознание педагогами своих личностных особенностей и изменение в
позитивную сторону отношения к себе и другому человеку;
предоставление возможности молодым педагогам и воспитателям
лучше узнать друг друга в традиции учреждения.
1.
Упр. «Тренинговое имя».
Материалы: заготовки бейджиков, фломастеры, карандаши, малярный
скотч.
«Коллеги необходимо оформить свой бейджик, на котором указать своё
имя, так, как вам хотелось бы, чтоб к вам обращались сегодня на тренинге.
Визитку можно дополнить рисунком или эмблемой, отражающий ваш
образ».
2.
Упр. «Когда я был молодым педагогом…»
Материалы: лист с вопросами наставнику.
«Все люди отличаются друг от друга. Отличаются своим восприятием
окружающего, отношением к тому, что происходит вокруг них. Разные люди
имеют разные способности к адаптации в новых жизненных условиях, к
новому коллективу. Одному человеку для того, чтобы чувствовать себя
комфортно в новом коллективе необходимо небольшое количество времени,
другому длительный период. Но, так или иначе, все новые педагоги
сталкиваются с проблемами и всем необходим адаптационный период для
того,
чтобы
приспособиться
к
новым
условиям
жизнедеятельности.
Некоторые молодые педагоги описывают период адаптации к учреждению,
как сложный и напряженный. Другие наоборот, отмечают, что им было
довольно легко адаптироваться к новым условиям и требованиям.
Давайте попытаемся вспомнить, что происходило с вами, когда вы
впервые попали в наш коллектив. Попытайтесь вернуть те ощущения,
которые вы испытывали, вспомните о своих переживаниях. После этого
подумайте,
что
изменилось
сейчас.
Можно
ли
сказать,
что
вы
приспособились к специфическим условиям вашей деятельности, изменилось
ли ваше отношение к своей работе.»
Наставники вспоминают свой адаптационный период и делятся своим
опытом.
Вопросы для наставников:
- На что я обратила внимание, придя первый раз в данный коллектив?
- Какие чувства я испытывала при этом?
- Какие сложности возникали?
- Через какое время вы почувствовали, что вам комфортно в коллективе
работать?
- Как изменились ваши первоначальные представления?
3. Упр. «Слепой и поводырь»
Материалы: предметы - препятствия для упр., повязка на глаза.
«Сейчас мы попробуем смоделировать процесс адаптации нового
сотрудника».
Одному из участников одевается повязка на глаза. Остальные участники
играют роль поводырей. Их задача – провести его мимо препятствий с
помощью инструкций.
После проведения упражнения обсуждаются вопросы:
- «Как себя чувствовали в роли «слепого»?; в роли «поводыря?».
- «Какие были трудности в процессе выполнения задания?».
- «Какая связь обнаруживается между чувствами у «слепого» в этом
упражнении и чувствами молодого сотрудника в процессе адаптации?
4. Тест «Совпадения»
Материалы:
бланки теста, листы с интерпретацией, геометрические
фигуры.
Цели:
- определить психoгеометрический тип каждого участника тренинга,
- определить психологическую совместимость наставника и молодого
педагога по сочетанию психогеометрических типов.
5. Игра «Не расскажем, а покажем…»
Материалы: листочки с написанным текстом разных детских стишков.
Пары «наставник и молодой педагог» знакомятся с тексом детского
стишка. Обдумывают, используя невербальный способ общения (с помощью
мимики и жестов), как этот стишком показать другим участникам. Пары по
очереди показывают стишок «без слов», другие отгадывают.
6. Упр. «Рисуем одной рукой».
Материалы: листы А4, карандаши.
Парам «наставник и молодой педагог» предлагается взять один
карандаш на двоих. И по команде начать рисовать рисунок, при этом
разговаривать и договариваться нельзя.
Каждый участник из пары должен почувствовать своего партнера. По
характеру и манере поведения пары в этом упражнении можно провести
самодиагностику взаимодействия (равноправие, доминирование, подчинение
партнера в паре).
Вопросы для обсуждения: Получилось ли у вас нарисовать рисунок?
Что было сложным? Что было лёгко? Что вы чувствовали, работая в
паре?
7. Упр. «Мой портрет».
Материалы: листы альбомные, карандаши, фломастеры, малярный
скотч.
«Чтобы лучше узнать вас, нарисуйте свой автопортрет. Затем
необходимо автопортрет закрепить на спину. После этого ходить по кругу и
все желающие могут написать там пожелания и комплименты. Затем листок с
автопортретом снимается, все садятся в круг и происходит обмен мнениями и
чувствами.
8. Игра «Чемодан в дорогу».
Материалы: картинки с чемоданами на выбор.
«Наша встреча подходит к своему завершению, но каждого из вас ждет
долгий и интересный путь в нашем детском саду. Давайте соберем в дорогу
чемодан, в который положим самые важные и полезные вещи, необходимые
для успешного становления в профессии».
Каждый участник выбирает картинку, символизирующий чемодан,
подписывает его. Передает по кругу коллегам, те пишут на чемодане свои
пожелания обладателю чемодана. Когда чемоданы вернулись к своим
«хозяевам», обсуждаются впечатления.
9. Упр. «Удачи в дорогу».
Материалы: листы с предсказаниями, чемодан в дорогу из упр.№8, клей
- карандаш.
«Наша жизнь состоит не только из запланированных, но и спонтанных
моментов. Таким моментом будет пожелание – предсказание, которое вам
достанется в случайном порядке». Участники выбирают предсказания с
пожеланиями, читают вслух и кладут в чемодан.
9. Анкета «Обратная связь».
Материалы: листочки с вопросами.
Участникам тренинга выдаются листочки с незаконченными фразами.
Задача участников – закончить предложения.
«Для меня полезным сегодня было…»
«Во время встречи мне удалось….»
«Мои мысли о себе после занятия…»
«Мне хотелось бы…»
Желаем творческих успехов!