Автор: Садрисламова Лилия Радисовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МАОУ г. Ульяновска «Физико-математический лицей №38»
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: Работа с детьми группы риска на уроках математики
Раздел: среднее образование
Работа с детьми группы риска на уроках математики.
Садрисламова Л.Р., учитель математики
МАОУ г. Ульяновска «Физико-математический лицей №38»
г. Ульяновск
Немецкий математик, механик, физик и астроном К.Ф. Гаусса сказал
«Математика – царица всех наук…» и был прав. Ведь от объема
математических знаний, умений и навыков, а так же от способности их
применять в практической деятельности, производить анализ и синтез
данных и переводить их на математический язык зависит успех в усвоении
таких точных наук, как физика, информатика, химия, география, биология.
Поэтому неуспеваемость учащихся в математике, а так же поиск причин и
способов
ее
устранения
будут
волновать
педагогов
всегда.
Именно
профилактика неуспеваемости и работа с детьми группы риска является
актуальной из года в год.
Особенности таких учеников:
низкий уровень знаний и низкий уровень интеллектуального развития,
низкий уровень развития словесно-логического мышления.
дефицит внимания с гиперактивностью.
отсутствие познавательного интереса.
отсутствие элементарных организационных и учебных навыков.
низкая работоспособность.
частые пропуски уроков по неуважительной причине.
конфликтность, отсутствие адекватной самооценки своих действий.
В связи с этим учитель должен заблаговременно выявить таких
учеников, продумать и составить для них индивидуальный план работы по
устранению образовавшихся пробелов в ЗУН и реализовывать их на уроках,
соблюдая принцип необходимости и достаточности; формировать
внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкого познавательного
интереса к учению.
Виды и формы работ с учащимися группы риска:
1) Коррекционные карточки, индивидуальные домашние задания.
2) Групповая форма работы.
3) Дифференцированные задания.
4) Практико-ориентированные задачи.
5) Творческие задания.
При составлении таких работ необходимо учитывать следующие:
1) включать те задания, с которым учащийся справиться на 100%, с каждым
шагом
постепенно
увеличивать
трудность;
2) на освоение и выполнение материала таким детям нужно давать больше
времени
и
больше
практики;
3) вести совместно с учащимися анализ всех работ, где и ребенку и учителю
видны успехи, а где нужно еще поработать (Динамику роста или неудач
учащихся);
4) путем правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и
словесно) формировать уверенность в своих силах.
Работа, которую я провожу с этими ребятами при подготовке к ОГЭ
(ЕГЭ):
с начала учебного года определить «группу риска»;
составить план индивидуальной работы с каждым учащимся, график
консультаций;
вести у них учет выполнения домашних работ; индивидуальных
заданий;
составить лист ликвидации пробелов по той или иной теме;
особое внимание уделяю вычислительным навыкам;
стараться выработать у них навыки работы с тестовыми заданиями;
научить избегать «слабых» мест при выполнении тестов;
учить учащихся технике выбора ответа методом «исключения» явно
неверного ответа;
обучать приему «спирального движения» по тесту;
учить обратить внимание на ключевые слова «верно» или «неверно»;
учить учащихся правильно заполнять бланки ОГЭ.
Профилактика неуспевающих, а так же ликвидация пробелов в ЗУН у
«слабых»
учащихся
огромный
труд,
требующий
терпения,
упорства,
неугасающего желания достичь поставленных целей, несмотря ни на что как,
у ученика, так и у педагога. Поэтому неотъемлемой составляющей для
успеха в этом деле является
психологический настрой, благоприятная
обстановка в классном коллективе. Что бы успехи таких учеников были
заметны не только ему одному и учителю, но и друзьям- одноклассникам.
К тому же нельзя сразу ожидать грандиозных результатов после нескольких
занятий. В этом деле нельзя торопиться, все должно быть постепенно.
Могут быть как взлеты, так и падения. Ведь «упущенный» материал разный,
и усвоен он был учеником хуже или лучше, чем предыдущий. Но шаг за
шагом нужно двигаться вперед, поддерживать у ученика мотивацию, сменяя
формы и методы, содержание материала. Уверена, что рано или поздно –
улучшение будет видно, что в свою очередь поспособствует дальнейшей
работе.