Автор: Клавдия Ивановна Иванова
Должность: учитель
Учебное заведение: учитель
Населённый пункт: САХА (ЯКУТИЯ) РЕСПУБЛИКА, ЯКУТСК, ХАТАССЫ
Наименование материала: Развитие исследовательских навыков во внеурочное время
Тема: Развитие исследовательские навыки во внеурочное время
Раздел: среднее образование
«Развитие исследовательских
навыков во внеурочное
время»
МОБУ СОШ №1 г. Якутска
учитель технологии и ИЗО
Иванова Клавдия Ивановна
Учителя, долгие годы работающие в школе, знают, какое бесчисленное количество методов и форм обучения приходило
и уходило вместе со временем. Новое время ставит новые задачи, неизбежно требующие поиска новых решений. Для
меня на протяжении многих лет привлекательны были нетрадиционные формы обучения и воспитания, позволяющие
наиболее
полно
проявить
себя
как
учителю,
так
и
учащимся.
Цель моей работы: Применить метод проектов, который существенно повышает эффективность
образовательного
процесса,
воспитывает
всесторонне развитую, творческую
личность,
решает
задачи
личностно-ориентированного
обучения
Особое
место
в
преподавании
технологии,
как
практико-ориентированного
предмета,
занимает
проектное
обучение.
В школе
требуются
методы,
которые
помогают
формировать
у
учащихся
самостоятельность, усиливают интерес и
мотивацию
к
предмету
и
учебе
в
целом,
развивают
познавательные
и
творческие
способности.
Проектная
деятельность
-
это
всегда
творческая
деятельность.
Школьники
учатся
превращать
информацию
в
знания,
осуществляют
целенаправленный
поиск
информации,
систематизируют
знания.
Обучение учащихся началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через урок,
дополнительное образование, защиту проектов и рефератов, научно-образовательную и поисково-творческую
деятельность
при
систематическом
применении
исследовательского
подхода
в
обучении.
Особенность
организации исследовательской деятельности в начальном звене школы в том, что в ней могут принимать не
только
сильные
учащиеся,
но
и
отстающие.
Просто
уровень
исследования
будет
иным.
Очень
важно
учитывать,
что
процесс
обучения началам научного исследования
представляет собой поэтапный, с учетом
возрастных
особенностей,
целенаправленное
формирование
всех
компонентов
исследовательской
культуры
учащихся:
Проектное обучение - деятельность,
которая
направлена
на
решение
проблем,
сформулированных
самими
учащимися
в
виде
цели
и
задачи,
когда
результат
этой
деятельности – это найденный способ
решения
проблемы
имеет
важное
прикладное
значение.
Обучение при помощи проектного метода воспитывает
и развивает ребёнка таким образом, что он способен
решать
жизненно
важные
задачи
самостоятельно. Может занять себя в свободное время,
организовать и планировать
свои
действия в любой
отрасли, учёбе, быту. Может украсить интерьер своего
дома, сделать подарок своими руками. Показывает, как
лучше использовать материал, готовиться к получению
специальности, и итог помогает найти место в своей
жизни.
Благодаря
использованию
творческих
проектов девочки могут попробовать себя
в
роли
дизайнеров
или
кулинаров,
показать
свои
навыки
и
умения
в
различных
видах
декоративно
прикладного искусства, а самое главное –
реализовать свой потенциал . Необходимо
тщательно продумать темы проекта и
связать
их
с
учебной
программой.
Каковы результаты такой
деятельности?
Для учащегося:
1
Формируются и совершенствуются:
навыки сбора, систематизации, анализа информации
навыки публичного выступления
умение ёмко и кратко представить информацию
умение излагать свои мысли
умение работать в группе, в команде
умение работать самостоятельно, делать выбор, принимать
решения
2.
Расширяются
и
углубляются
знания
в
различных
областях декоративно-прикладного искусства
3. Повышается уровень информационной культуры
4. Появляется возможность воплотить свои творческие
замыслы
5.
Отношения
с
учителем
переходят
на
уровень
сотрудничества
6
Даёт
каждой
ученице
возможность
стать
успешной,
саморазвивающейся, самодостаточной личностью
Для учителя:
Отношения
с
учениками
переходят
на
уровень
сотрудничества
Учитель
имеет
возможность
создать
банк
ученических
работ,
которые
могут
применяться
на
уроках,
во
внеклассной работе, при проведении различных мероприятий
Повышается
уровень
учителя
как
специалиста,
консультанта, руководителя, координатора.
•
Мыслительных умений и навыков: анализ и выделение главного; сравнение, обобщение и систематизация; определение и объяснение
понятий;
конкретизация,
доказательства
и
опровержение;
умение
видеть
противоречия;
Умений
и
навыков
работы
с
книгой
и
другими
источниками
информации;
Умений
и
навыков,
связанных
с
культурой
устной
и
письменной
речи.
Учитель играет немаловажную роль в выполнении исследовательской деятельности учащихся: контролирует, направляет, помогает.
Моя задача. как учителя – не только
научить
ребенка
основам
своего
предмета и тому, чтобы применять
полученные знания на практике, но и
воспитать
чувство
прекрасного.
И
проектирование
помогает
в
этом
Спасибо за внимание!