Автор: Клейносова Валентина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ СОШ №7
Населённый пункт: с.Старомарьевка Грачевского муниципального округа Ставропольского края
Наименование материала: Проект
Тема: "Памятники литературным героям"
Раздел: начальное образование
В моем исследовательском проекте по литературе на тему "Памятники
литературным
героям"
я
выясняю,
памятники
каким
литературным
персонажам российских авторов установлены на территории страны,
описываю в работе историю создания литературных памятников в разных
городах страны, определяю взаимосвязь литературного героя с городом, в
котором установлен его памятник.
В данном индивидуальном проекте "Памятники литературным героям"
дается определение понятию "памятник" и "скульптура", выясняются
литературные достопримечательности Ставропольского края, определяется
роль скульптуры литературных персонажей в формировании у учащихся
интереса к чтению.
Оглавление
Введение
1. Литературные памятники в России.
1.1 Памятники персонажам русской литературы.
1.2 Литературные достопримечательности Ставропольского края.
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Памятники –
это
не
только
архитектурные
сооружения
со
своими
композиционными особенностями, но это, прежде всего, история, объект (как
правило, сооружение), поддерживающий воспоминания о чём-либо.
Скульптура – очень древний вид искусства. Она всегда была в почете и
посвящалась богам, земным правителям и полководцам, великим людям и
историческим событиям. Скульптурные памятники украшают сады и парки,
парадные залы общественных зданий. Маленькие статуэтки, вероятно,
найдутся у многих дома.
Традиция
ставить
скульптурные
памятники
героям
литературных
произведений родилась сравнительно недавно, но подобных памятников в
мире, я думаю, накопилось уже немало, и это означает, что люди ценят
книжных героев не меньше, чем настоящих.
Цель: Расширить знания о литературных памятниках в России.
Задачи:
Изучить историю их появления.
Выявить знание учащихся МКОУ СОШ 7 по данной теме.
Провести исследование по теме.
Создать презентацию проекта.
Гипотеза: тема мало изучена. Предполагаю, что памятников литературным
героям много.
Предмет исследования: скульптурные изображения героев литературных
произведений.
Методы исследования: поиск и анализ материала. Опрос учащихся.
Проблема исследования: современные школьники мало уделяют времени
для чтения, поэтому мало знают о памятниках литературным героям.
Результат опроса
Мы провели опрос среди учащихся МКОУ СОШ 7 включив в него два
вопроса: Какие памятники литературным персонажам вам известны? Какому
литературному герою установили бы памятник и почему? В анкетировании
приняли участие 91 учащийся 5-6 классов и 28 учеников 10-11 классов.
Выяснилось, что 64 опрошенных ученика 5-6 классов (70,3%) вообще
никогда не видели и не знают ни одного памятника литературным
персонажам. 13,2% опрошенных (12 чел.) назвали памятник Муму, но где он
установлен, сказать не смогли. 12% опрошенных (11 чел.) назвали памятник
Чижику-Пыжику. Шерлока Холмса вспомнили 8 учеников 6б класса (8,8% от
всех респондентов). 6 учащихся (6,6%) знают, что установлен памятник
почтальону
Печкину.
5
человек
(5,5%)
назвали
памятники
героям
произведения Ильфа и Петрова Остапу Бендеру и Кисе Воробьянинову в
Пятигорске. 3 ученика 5 кл. назвали героев басен И.А. Крылова. По одному
респонденту - памятники Бременским музыкантам, Айболиту, Русалочке,
крокодилу Гене и Чебурашке, коту Матроскину, почтальону Печкину.
Старшеклассников, знающих памятники литературным героям, оказалось
больше. 26 учащихся (93%) называют различные памятники. Лидирующую
позицию (21,4%) заняли памятники Ставрополья, а именно Остапу Бендеру и
Кисе Воробьянинову. По 4 старшеклассника (14, 3%) знают памятник
Русалочке и Муму. 3 человека (10,7%) называют Медный всадник, по 2
человека (7,1%) – кузнеца и блоху (героев сказа Лескова «Левша»), Нос
(героя одноимённой повести Н.В. Гоголя), Бременских музыкантов. По
одному ученику – Чижика-Пыжика, Золотую рыбку, Кота учёного, Ассоль,
Садко, Даму с собачкой.
Что
касается
второго
вопроса,
то
здесь
все
опрошенные
проявили
активность.
17 учащихся 5-6 классов (18,7%) установили бы памятник Тарасу Бульбе за
смелость и мужество; 7 человек (7,7%) - Остапу – за любовь к Родине и
преданность ей; по 4 человека (4,4%) - Дубровскому – за храбрость, любовь и
уважение к отцу; Льву, герою «Хроники Нарнии», - за храбрость и доброту.
По 2 человека из опрошенных (2,2%) установили бы памятники Щелкунчику
– за храбрость; Золушке – за доброту, красоту, трудолюбие. Один ученик 5
класса установил бы памятник Бабе Яге, потому что она «помогает, если бы
её не было, герои не вышли бы из ситуаций».
Другой
опрашиваемый
назвал
котёнка
по
имени
Гав:
«он
был
любознательный, смелый, дружелюбный, стремился найти новых друзей».
Ещё один 5-тиклассник назвал Незнайку, а на вопрос «Почему?» ответил так:
«Потому что он весёлый». Отдельно нужно сказать об учащихся 5а класса,
которые выполняли проект по литературе. Они «установили» памятники
Муму и Белому Биму Черное ухо, героине рассказа И.С. Тургенева, и
Царевне-лягушке.
Старшеклассники первое место отдали героям романа М. Булгакова «Мастер
и Маргарита»: Маргарите («многого достигла») и Воланду («обличает пороки
людей»). По 2 человека увековечили бы память о героине пьесы А.Н.
Островского «Гроза» Катерине за её противостояние несправедливости, за
стремление к любви и счастью; Матрёне, героине произведения А.И.
Солженицына, за то, что она «великая женщина, бескорыстно помогающая
всем в трудное время».
Также были названы герои из недавно прочитанных произведений: Татьяна
Ларина, Васька Пепел, Тарас Бульба, Ермил Гирин. Основным качеством
героев назвали доброту. Даже Обломов не обойдён вниманием. Ученик так
обосновал свой ответ: «Чтобы люди, глядя на него, боролись со своей
ленью». Старшеклассники вспомнили и героев произведений, прочитанных в
детстве: старика Хоттабыча, Золотую рыбку, деда Мазая.
Опрос показал, что учащиеся практически не осведомлены о существующих
памятниках литературным персонажам, это ещё раз убедило меня в
целесообразности
проведения
исследования
по
выбранной
теме
и
необходимости донесения собранной информации до учащихся.
Памятники персонажам русской литературы
В разных городах России много памятников А.С. Пушкину и героям его
произведений. Среди популярных памятников сказочным героям, бесспорно,
в первом ряду – герои пушкинских сказок. Наверное, нет в мире человека,
которому были бы неизвестны строки из произведения «Руслан и Людмила»:
У лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом...
В Обнинске решили воплотить эту мысль: возле Дома учёных в 2013 году
появился памятник Коту учёному из поэмы А. С. Пушкина. Идея по
установке скульптуры возникла благодаря случайному расположению рядом
друг с другом сохранённого столетнего дуба (литературный Кот учёный
ходит вокруг дуба) и Дома учёных. Авторы скульптуры — Владимир
Сапрыкин и Алексей Дубин.
«Дядя Фёдор, пёс и кот» — сказочная повесть Эдуарда Николаевича
Успенского, впервые опубликованная в 1974 году. Повесть является первой в
цикле произведений о Простоквашино. В Луховицах Московской области
находится памятник «Дядя Федор, пес и кот». Центральная фигура здесь,
конечно, почтальон Печкин с велосипедом. Автор памятника - Полина
Горбунова. Почтальон Игорь Иванович Печкин — мужчина возраста «лет
пятидесяти с хвостиком» с довольно вредным и занудным характером,
умный и хитрый. Вместе с тем он достаточно добрый и по-деревенски
наивный.
На Пионерском проспекте в Анапе установили скульптуры кота Матроскина
и почтальона Печкина. У школьников есть возможность писать знаменитому
сказочнику с уверенностью, что письма эти он, правда, читает. Скульптуру
почтальона Печкина и кота Матроскина установили по инициативе самого
автора, Эдуарда Успенского. А буквально в двух шагах есть почтовый ящик,
куда можно бросить письмо детскому писателю.
Многие в детстве зачитывались сказкой «Золотой ключик» А.Толстого.
Главному герою сказки – Буратино - в 2013 году около музея писателя
Алексея Толстого в Самаре был установлен памятник. Открытие приурочено
к 130-летию со дня рождения автора. Скульптура, автором которой является
Степан Карслян, представляет собой фигуру Буратино с золотым ключиком в
руке, у его ног большая книга. Выполнена скульптура из бронзы, высота её -
175 см, вес - 300 кг.
Дядя Стёпа — персонаж советского писателя Сергея Михалкова. 6 ноября
2015 года в преддверии Дня сотрудника полиции, который страна отмечает
10 ноября, в Самаре состоялось торжественное открытие памятника
персонажу
знаменитых
детских
стихотворений
С.В.
Михалкова, дяде
Степе, – доброму «гражданину высокого роста», по прозвищу «Каланча»,
помогающему всем, кто в этом нуждается.
Установка скульптурной композиции приурочена к 80-летию произведения
известного поэта Сергея Михалкова и Году литературы в России. Памятник
установлен на пересечении улиц Ленинградская и Молодогвардейская. Автор
памятника – крупнейший современный художник З.К. Церетели. Долгие
годы мастера связывали дружеские отношения с Сергеем Михалковым. Это
первая работа Церетели в Самаре. В центре скульптурной композиции -
фигура Дяди Степы в окружении восторженно глядящей на него ребятни, над
скульптурной группой возвышается светофор. Постовой изображен в
довоенной милицейской форме.
Существуют памятники животным – за их верность и преданность. Особенно
дорога
детям
литературная
героиня
рассказа
И.С.
Тургенева
–
собачка Муму. 25
марта
2004
г.
в
Петербурге
состоялось
открытие
литературного памятника Муму, оно было приурочено к 150-летию со дня
выхода в свет знаменитого произведения И.С. Тургенева. Скульптура отлита
из чугуна и представляет собой собачку, свернувшуюся у сапог Герасима.
Художественным
руководителем
проекта
является
Лев
Hемировский.
Скульптуры, посвященные тургеневской Муму, есть в Москве, а также её
можно увидеть в одном из французских парков (работа русского скульптора).
Я уверен, все с большим увлечение читали романтическую феерию
Александра Грина «Алые паруса». 3 июня 2011 года на Центральной
набережной Геленджика была установлена скульптура «Ассоль», созданная
по мотивам книги А. Грина. Бронзовая двухметровая Ассоль заняла свое
место недалеко от цветочной клумбы с композицией «Алые паруса», которая
появилась там за год до хрупкой девушки, всматривающейся в море в
ожидании своего капитана Грея. Автор памятника – ростовский скульптор
Дмитрий Лындин. В скульптуре легко узнаваемы черты знаменитой актрисы
Анастасии Вертинской, которая сыграла героиню романа Грина в известном
одноименном фильме.
Старшеклассники с огромным интересом изучают роман М.А. Булгакова
«Мастер и Маргарита». Недавно появились Мастер и Маргарита работы
скульптора Рукавишникова. Это была лишь одна из множества скульптур,
входивших в масштабный проект памятника Булгакову, который должен был
быть установлен на Патриарших прудах.
Проект этот так и не был реализован, но скульптуры постепенно находят
себе место в разных уголках Москвы. Автомобиль, в котором Маргарита
летала на бал Сатаны, стоит во дворе мастерской скульптора А.И.
Рукавишникова по адресу улица Большая Молчановка. На территорию двора
попасть нельзя, но если сильно исхитриться, то можно из-за ограды
рассмотреть
автомобиль
и
управляющего
им
грача. Коровьев
и
Бегемот теперь встречают посетителей у музея "Булгаковский дом".
Литературные достопримечательности Ставропольского края
Знакомясь с памятниками литературным героям в нашей стране, я и не
подозревал,
что
самым
популярным
персонажем
окажется
великий
комбинатор Остап Бендер. Во многих городах есть скульптурные фигуры
этого молодого человека.
В день рождения великого комбинатора в Петербурге был открыт памятник
Остапу Бендеру. Памятник установлен не так давно (25 июля 2000 года), но
сын турецкого султана уже занял законное место в сердцах горожан.
Памятник,
автором
которого
является
скульптор
Альберт
Чаркин,
представляет собой фигуру Остапа, опирающегося на стул работы мастера
Гамбса. На стул сможет присесть любой желающий. Скульптурный портрет
великого комбинатора наделен чертами Сергея Юрского, который играл
Бендера в кино. Место установки памятника выбрано не случайно –
Итальянская улица, у дома, где когда-то располагалось кабаре "Бродячая
собака".
В 2008 году в городе Пятигорске состоялось открытие памятника.
Скульптура расположена около туристической достопримечательности –
«Провал». По книге Остап был очень удивлен, когда узнал, что «город не
догадался до сих пор брать гривенники за вход в Провал». Скульптура
выполнена из бронзы.
Интересный факт:
Считается, что для везения в каком-нибудь авантюрном мероприятии,
следует потереть Остапу нос, а для удачи в делах нужно сесть на стул и
попросить помощи у Остапа.
Памятник Кисе Воробьянинову является одним из самых оригинальных
достопримечательностей Пятигорска. Все помнят главных героев знаменитой
кинокартины «Двенадцать стульев» и места города, где были сняты самые
смешные
моменты
фильма.
Здесь
установлены
памятники
главным
персонажам литературного шедевра Ильфа и Петрова. Великий Комбинатор
поджидает
у входа
в Провал,
а его
компаньон
с надеждой
смотрит
на публику у входа в парк «Цветник». Перед скульптурой стоят зонт и
саквояж, на котором лежит шляпа для сбора подаяний.
Заключение
Таким образом, после изучения литературы и результатов опроса я пришел к
выводу, что выбранная мной тема достаточно актуальна. К сожалению,
сегодня многие люди мало читают, плохо ориентируются в литературном
потоке, не знают героев художественных произведений, их авторов. В
немалой степени это продемонстрировал и проведенный нами опрос: многие
из респондентов затруднились назвать персонажей, которым установлены
памятники. В связи с этим думаю, что презентация памятников
литературным героям, которую я составил, будет способствовать
приобщению детей к чтению.
Ведь и сами скульптуры призваны влиять на людей, учить их быть добрыми,
верными, отважными и благородными, дарить счастье общения. Кроме того,
я узнал, что появление такого рода памятников связано, прежде всего, с
популярностью
конкретного
персонажа.
Иногда
одному
и
тому
же
литературному герою устанавливают несколько памятников в разных
городах. Если еще лет 30-40 назад памятники литературным героям были
редкостью, то в последние 10-15 лет их установка стала делом привычным,
почти в каждом крупном городе найдется хотя бы одно такое изваяние.
Подсчитать, сколько их всего установлено, пока не взялся никто. Но
известно, что по количеству таких памятников наша страна лидирует. В
своей работе я рассказал лишь о некоторых памятниках литературным
героям. А сколько их ещё существует! История каждого уникальна и
заслуживает того, чтобы продолжить их изучение. Надеюсь, что моя работа
поможет сверстникам расширить свой кругозор.
Приложение