Автор: Татьяна Геннадьевна Заскалета
Должность: тьютор
Учебное заведение: МБОУ «Школа №19 г Ельца
Населённый пункт: Елец Липецкая область
Наименование материала: План тьютора и его реализация.
Тема: Работа тьютора по сопровождению учащихся с ОВЗ в коррекционной школе.
Раздел: среднее образование
Работа тьютора по сопровождению учащихся с ОВЗ в коррекционной
школе
План работы тьютора
по сопровождению учащихся с ОВЗ
Цель:
обеспечение персонального сопровождения обучающихся, нуждающихся в
создании оптимальных условий для получения ими доступного образования,
совместно с законными представителями и в тесном взаимодействии с
педагогами и специалистами школы.
Задачи:
создание условий для успешного ОБУЧЕНИЯ обучающихся ;
создание условий для успешной СОЦИАЛИЗАЦИИ обучающихся;
максимальное РАСКРЫТИЕ ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ обучающихся.
Этапы работы тьютора:
Диагностико-
мотивационный
этап
Знакомство с системой сопровождения в школе, школь-
ной документацией, личными делами и картами обучаю-
щихся.
Знакомство с учителями, которые будут обучать обучаю-
щихся.
Знакомство с родителями обучающихся. Первичная бе-
седа. Получение запроса от родителей.
Знакомство с обучающими, фиксация первичного
образовательного запроса подопечных
Сбор данных об индивидуальных особенностях обучаю-
щихся, их интересах, склонностях, мотивах, сильных и
слабых сторонах, психофизическом и соматическом со-
стоянии, социальном окружении и др.
Создание ситуации «позитивной атмосферы», психологи-
ческого комфорта, который способствует вхождению уча-
щихся в тьюторское взаимодействие, готовности продол-
жать сотрудничество.
Организация работы по развитию и стимулированию у
тьюторантов мотивации к образовательной деятельно-
сти.
Оценка результатов деятельности, отслеживание динами-
ки в развитии детей с ОВЗ.
Проектировочный
этап
Сбор и анализ аналитических данных по поводу зоны
актуального и ближайшего развития обучающихся.
Выявление возможностей и ресурсов для преодоления
имеющихся у детей психолого-педагогических проблем.
Разработка средств и процедур тьюторского
сопровождения в образовательном процессе,
Выбор и составление индивидуального маршрута
сопровождения, индивидуальных программ развития.
Участие в разработке СИПР, опираясь на заключения и
рекомендации специалистов и медицинских работников
Ознакомление с содержанием СИПР родителей в
доступной для понимания форме
Конкретизация задач по каждому из предметов
(ключевых позиций)
Реализационный
этап
Сопровождение обучающихся и их специальных
индивидуальных программ развития
Оказание помощи в ориентации и включении в
образовательное пространство, поддержки при решении
возникающих затруднений и проблем, включение в
образовательных маршрут всех необходимых для
воспитанников служб и специалистов.
Проведение мониторинга
Наблюдение за обучающимися (систематическая
фиксация)
Повседневная, последовательная работа тьютора и
обучающихся по вхождению в образовательный процесс
и социальную жизнь школы
Аналитический
этап
Оценка результатов деятельности, отслеживание
положительной динамики в деятельности обучающихся.
Анализ динамики индивидуального продвижения
обучающихся в рамках реализации СИПР.
Деятельность школьного ПМПк.
Ознакомление с результатами реализации СИПР
родителей обучающихся.
Разработка дальнейшей стратегии работы
Основные направления работы тьютора в организации
условий
для формирования гармоничных отношений подопечных
с социумом школы.
Тьютор
и подопечный
Тьютор
Создание ситуации «позитивной
атмосферы», психологического
комфорта, который способствует
вхождению учащихся в тьюторское
взаимодействие, готовности
продолжать сотрудничество.
Формирование доверительных и
эмоционально насыщенных отно-
шений с подопечными, в начале ра-
боты стать «проводником», защит-
ником, выразителем желаний и вме-
сте с тем – организующей и гармо-
низирующей силой
Организация контроля за состоя-
нием обучающихся – эмоциональ-
ным (разрешение конфликтных си-
туации, создание эмоционального
фона и т.п.) и физическим (коорди-
нация общей деятельности учени-
ка, дозирование учебной нагрузки,
если подопечному нужно отдохнуть
– может вывести его из класса в иг-
ровую комнату; следит, чтобы ребе-
нок не был голоден)
ежедневно
Тьютор и учитель
(учителя)
Организация рабочей деятельности
в тесном контакте с учителями-
предметниками, создание
эффек-
тивных условий взаимодействия в
тройке: ребенок – учитель – тьютор.
Обсуждение с учителями цели и
ежедневно
основных задач на данном этапе;
возможных трудностей во взаимо-
действии в тройке: ребенок – учи-
тель – тьютор (посторонний шум
во время переговоров тьютора и
подопечного), уходы с урока и воз-
вращение, особенности характера и
специфику поведенческих проявле-
ний ребенка; принятие совместных
решений в данном аспекте.
Тьютор
и другие дети
Тьютор
Организация и проведение работы
по взаимодействию обучающихся
друг с другом, обучение культуре
общения и выстраивание благопри-
ятных межличностных отношений.
Организация помощи в разрешении
конфликтных ситуаций
ежедневно
Тьютор и родите-
ли
Тьютор
Информирование родителей подо-
печных о том, как прошел день,
какие успехи, что удалось, какие
были трудности.
Предоставление родителям обучаю-
щихся интересующей информации
в рамках работы тьютора. Ответы
на вопросы родителей.
Оказание родителям эмоциональ-
ной поддержки.
Формирование доверительных и
эмоционально насыщенных отно-
шений взаимодействия с родителя-
ми.
ежедневно
Тьютор и другие
специалисты
(логопед,
социальный
педагог,
медицинские
работники,
педагог-
психолог и
Тьютор и специалисты
Организация взаимодействия с пе-
дагогами и специалистами образо-
вательного учреждения в целях
поддержки обучающихся.
Участие в создании взаимодопол-
няемости профессиональных пози-
ежедневно
др.)
ций и знаний специалистов в подхо-
де к ребенку и его семье, их тесного
сотрудничества на разных этапах
работы.
Выработка единого философского и
методологического подхода в рабо-
те со всеми участниками образова-
тельного процесса.
Внесение предложений по опти-
мизации работы с тьюторантами.
Оказание помощи в составлении
индивидуальных программ.
Осуществление помощи при прове-
дении занятий (адаптация задания
для тьюторанта, помощь тьюторан-
ту в ориентировании в задании и
др.).
Сопровождение тьюторантов в образовательном процессе
ежедневно
Организация рабочего пространства тьюторанта
ежедневно
Приучение ребенка к выполнению инструкций учителя,
рекомендаций тьютора
ежедневно
Поддержание и развитие коммуникаций между окружаю-
щими и ребенком
ежедневно
Помощь в организации диалога между учениками в
рамках сотрудничества на уроке
ежедневно
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ТЬЮТОРА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
СРЕДЕ, НА УРОКЕ.
Помощь в адаптации дидактического материала
ежедневно
Работа по соотношению заданий учителя с возможностями
ученика;
•
при не успевании ребенком полностью выполнить
задание – определить нужный момент, когда следует оста-
новиться и переключиться на новое задание;
•
если общее задание для всех детей сложно для пони-
мания ребенка, то продолжать с подопечным работу по пре-
дыдущему заданию.
по мере
необходимости
Обогащение среды с учетом индивидуальных интересов
ребенка
ежедневно
Использование визуальной системы поддержки
по мере
необходимости
Обучение самостоятельности, снижение уровня подсказок
в теч года
Реализация и поддержание рекомендаций специалистов,
курирующих ребенка в образовательном процессе
ежедневно
Реализация планов по коррекции поведения
ежедневно
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ТЬЮТОРА
1.ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
2. ОРГАНИЗАЦИОНННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
3.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
4. ДИАГНОСТИКО- АНАЛИТИЧЕСКАЯ
№
Содержание деятельности
Сроки
1
Пополнение нормативно-правовой
и методической базы
В течение года
2
Консультации для педагогов
В течение года по запросу
3
Консультации родителей
по
вопросам коррекции
индивидуальных потребностей,
развития и реализации
способностей и возможностей.
Проведение индивидуальных
консультаций с родителями
(законными представителями)
обучающихся по вопросам
реализации индивидуальных
учебных планов.
В течение года
4
Организация участия родителей
(законных представителей)
обучающихся в проведении
мероприятий с обучающимися.
В течение года
5
Изготовление наглядного и
печатного материала.
В течение года
6
Привлечение обучающихся и их
родителей (законных
представителей) к участию в
конкурсах.
В течение года
7
Организация участия родителей
(законных представителей)
обучающихся в разработке и
реализации СИПР для
обучающихся
В течение года
Организационная деятельность
1
Разработка и ведение
документации
В течение года
2
Оказание помощи обучающимся
Балашову Н. и Филатову Д. в
Ежедневно
процессе занятий по успешному
включению в работу.
3
Создание условий для реальной
индивидуализации процесса
обучения Балашова Н. и Филатова
Д..
Ежедневно
4.
Содействие участию каждого
ученика во внеурочной творческой
деятельности с учетом интересов.
В соответствии с планом
воспитательной работы
Осуществление
педагогической
поддержки
обучающихся
в
проявлении ими образовательных
потребностей, интересов.
ежедневно
Проведение беседы, консультации,
игры, творческие мероприятия для
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
с
учетом
особенностей
психофизического
развития,
индивидуальных
возможностей и состояния здоровья
таких обучающихся.
ежедневно
Учебно-методическое направление
1
Участие в разработке СИПР
Сентябрь, май
2
Подбор
и
адаптация
педагогических
средств
для
индивидуализации
образовательного
процесса
подопечных
Ежедневно
3
Участие в педагогическом совете,
семинаре, работе методического
объединения тьюторов.
По учебно-
воспитательному плану
МБОУ
4
Выявление
индивидуальных
особенностей,
интересов,
способностей,
проблем,
затруднений
обучающихся
в
процессе
образования
и
воспитания.
ежедневно
Диагностико-аналитическая деятельность
1
Обновление банка данных
В течение года
2
Работа
по
выявлению
и
В течение года
оформлению
индивидуальных
образовательных
запросов
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
с
учетом
особенностей
психофизического
развития,
индивидуальных
возможностей
и
их
состояния
здоровья.
Анализ личных дел учащихся
В течение года
Анализ медицинских карт
В течение года
3
Анкетирование родителей
По мере необходимости
4
Анализ работы тьютора за 2022-
2023 учебный год
май
5
Анализ выполнения СИПР за
учебный год
По плану.
6
Составление психолого-
педагогической характеристики по
итогам учебного года
май