Напоминание

Работа тьютора по сопровождению учащихся с ОВЗ в коррекционной школе.


Автор: Татьяна Геннадьевна Заскалета
Должность: тьютор
Учебное заведение: МБОУ «Школа №19 г Ельца
Населённый пункт: Елец Липецкая область
Наименование материала: План тьютора и его реализация.
Тема: Работа тьютора по сопровождению учащихся с ОВЗ в коррекционной школе.
Раздел: среднее образование





Назад




Работа тьютора по сопровождению учащихся с ОВЗ в коррекционной

школе

План работы тьютора

по сопровождению учащихся с ОВЗ

Цель:

обеспечение персонального сопровождения обучающихся, нуждающихся в

создании оптимальных условий для получения ими доступного образования,

совместно с законными представителями и в тесном взаимодействии с

педагогами и специалистами школы.

Задачи:

создание условий для успешного ОБУЧЕНИЯ обучающихся ;

создание условий для успешной СОЦИАЛИЗАЦИИ обучающихся;

максимальное РАСКРЫТИЕ ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ обучающихся.

Этапы работы тьютора:

Диагностико-

мотивационный

этап

Знакомство с системой сопровождения в школе, школь-

ной документацией, личными делами и картами обучаю-

щихся.

Знакомство с учителями, которые будут обучать обучаю-

щихся.

Знакомство с родителями обучающихся. Первичная бе-

седа. Получение запроса от родителей.

Знакомство с обучающими, фиксация первичного

образовательного запроса подопечных

Сбор данных об индивидуальных особенностях обучаю-

щихся, их интересах, склонностях, мотивах, сильных и

слабых сторонах, психофизическом и соматическом со-

стоянии, социальном окружении и др.

Создание ситуации «позитивной атмосферы», психологи-

ческого комфорта, который способствует вхождению уча-

щихся в тьюторское взаимодействие, готовности продол-

жать сотрудничество.

Организация работы по развитию и стимулированию у

тьюторантов мотивации к образовательной деятельно-

сти.

Оценка результатов деятельности, отслеживание динами-

ки в развитии детей с ОВЗ.

Проектировочный

этап

Сбор и анализ аналитических данных по поводу зоны

актуального и ближайшего развития обучающихся.

Выявление возможностей и ресурсов для преодоления

имеющихся у детей психолого-педагогических проблем.

Разработка средств и процедур тьюторского

сопровождения в образовательном процессе,

Выбор и составление индивидуального маршрута

сопровождения, индивидуальных программ развития.

Участие в разработке СИПР, опираясь на заключения и

рекомендации специалистов и медицинских работников

Ознакомление с содержанием СИПР родителей в

доступной для понимания форме

Конкретизация задач по каждому из предметов

(ключевых позиций)

Реализационный

этап

Сопровождение обучающихся и их специальных

индивидуальных программ развития

Оказание помощи в ориентации и включении в

образовательное пространство, поддержки при решении

возникающих затруднений и проблем, включение в

образовательных маршрут всех необходимых для

воспитанников служб и специалистов.

Проведение мониторинга

Наблюдение за обучающимися (систематическая

фиксация)

Повседневная, последовательная работа тьютора и

обучающихся по вхождению в образовательный процесс

и социальную жизнь школы

Аналитический

этап

Оценка результатов деятельности, отслеживание

положительной динамики в деятельности обучающихся.

Анализ динамики индивидуального продвижения

обучающихся в рамках реализации СИПР.

Деятельность школьного ПМПк.

Ознакомление с результатами реализации СИПР

родителей обучающихся.

Разработка дальнейшей стратегии работы

Основные направления работы тьютора в организации

условий

для формирования гармоничных отношений подопечных

с социумом школы.

Тьютор

и подопечный

Тьютор

Создание ситуации «позитивной

атмосферы», психологического

комфорта, который способствует

вхождению учащихся в тьюторское

взаимодействие, готовности

продолжать сотрудничество.

Формирование доверительных и

эмоционально насыщенных отно-

шений с подопечными, в начале ра-

боты стать «проводником», защит-

ником, выразителем желаний и вме-

сте с тем – организующей и гармо-

низирующей силой

Организация контроля за состоя-

нием обучающихся – эмоциональ-

ным (разрешение конфликтных си-

туации, создание эмоционального

фона и т.п.) и физическим (коорди-

нация общей деятельности учени-

ка, дозирование учебной нагрузки,

если подопечному нужно отдохнуть

– может вывести его из класса в иг-

ровую комнату; следит, чтобы ребе-

нок не был голоден)

ежедневно

Тьютор и учитель

(учителя)

Организация рабочей деятельности

в тесном контакте с учителями-

предметниками, создание

эффек-

тивных условий взаимодействия в

тройке: ребенок – учитель – тьютор.

Обсуждение с учителями цели и

ежедневно

основных задач на данном этапе;

возможных трудностей во взаимо-

действии в тройке: ребенок – учи-

тель – тьютор (посторонний шум

во время переговоров тьютора и

подопечного), уходы с урока и воз-

вращение, особенности характера и

специфику поведенческих проявле-

ний ребенка; принятие совместных

решений в данном аспекте.

Тьютор

и другие дети

Тьютор

Организация и проведение работы

по взаимодействию обучающихся

друг с другом, обучение культуре

общения и выстраивание благопри-

ятных межличностных отношений.

Организация помощи в разрешении

конфликтных ситуаций

ежедневно

Тьютор и родите-

ли

Тьютор

Информирование родителей подо-

печных о том, как прошел день,

какие успехи, что удалось, какие

были трудности.

Предоставление родителям обучаю-

щихся интересующей информации

в рамках работы тьютора. Ответы

на вопросы родителей.

Оказание родителям эмоциональ-

ной поддержки.

Формирование доверительных и

эмоционально насыщенных отно-

шений взаимодействия с родителя-

ми.

ежедневно

Тьютор и другие

специалисты

(логопед,

социальный

педагог,

медицинские

работники,

педагог-

психолог и

Тьютор и специалисты

Организация взаимодействия с пе-

дагогами и специалистами образо-

вательного учреждения в целях

поддержки обучающихся.

Участие в создании взаимодопол-

няемости профессиональных пози-

ежедневно

др.)

ций и знаний специалистов в подхо-

де к ребенку и его семье, их тесного

сотрудничества на разных этапах

работы.

Выработка единого философского и

методологического подхода в рабо-

те со всеми участниками образова-

тельного процесса.

Внесение предложений по опти-

мизации работы с тьюторантами.

Оказание помощи в составлении

индивидуальных программ.

Осуществление помощи при прове-

дении занятий (адаптация задания

для тьюторанта, помощь тьюторан-

ту в ориентировании в задании и

др.).

Сопровождение тьюторантов в образовательном процессе

ежедневно

Организация рабочего пространства тьюторанта

ежедневно

Приучение ребенка к выполнению инструкций учителя,

рекомендаций тьютора

ежедневно

Поддержание и развитие коммуникаций между окружаю-

щими и ребенком

ежедневно

Помощь в организации диалога между учениками в

рамках сотрудничества на уроке

ежедневно

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ТЬЮТОРА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

СРЕДЕ, НА УРОКЕ.

Помощь в адаптации дидактического материала

ежедневно

Работа по соотношению заданий учителя с возможностями

ученика;

при не успевании ребенком полностью выполнить

задание – определить нужный момент, когда следует оста-

новиться и переключиться на новое задание;

если общее задание для всех детей сложно для пони-

мания ребенка, то продолжать с подопечным работу по пре-

дыдущему заданию.

по мере

необходимости

Обогащение среды с учетом индивидуальных интересов

ребенка

ежедневно

Использование визуальной системы поддержки

по мере

необходимости

Обучение самостоятельности, снижение уровня подсказок

в теч года

Реализация и поддержание рекомендаций специалистов,

курирующих ребенка в образовательном процессе

ежедневно

Реализация планов по коррекции поведения

ежедневно

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ТЬЮТОРА

1.ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

2. ОРГАНИЗАЦИОНННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

3.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

4. ДИАГНОСТИКО- АНАЛИТИЧЕСКАЯ

Содержание деятельности

Сроки

1

Пополнение нормативно-правовой

и методической базы

В течение года

2

Консультации для педагогов

В течение года по запросу

3

Консультации родителей

по

вопросам коррекции

индивидуальных потребностей,

развития и реализации

способностей и возможностей.

Проведение индивидуальных

консультаций с родителями

(законными представителями)

обучающихся по вопросам

реализации индивидуальных

учебных планов.

В течение года

4

Организация участия родителей

(законных представителей)

обучающихся в проведении

мероприятий с обучающимися.

В течение года

5

Изготовление наглядного и

печатного материала.

В течение года

6

Привлечение обучающихся и их

родителей (законных

представителей) к участию в

конкурсах.

В течение года

7

Организация участия родителей

(законных представителей)

обучающихся в разработке и

реализации СИПР для

обучающихся

В течение года

Организационная деятельность

1

Разработка и ведение

документации

В течение года

2

Оказание помощи обучающимся

Балашову Н. и Филатову Д. в

Ежедневно

процессе занятий по успешному

включению в работу.

3

Создание условий для реальной

индивидуализации процесса

обучения Балашова Н. и Филатова

Д..

Ежедневно

4.

Содействие участию каждого

ученика во внеурочной творческой

деятельности с учетом интересов.

В соответствии с планом

воспитательной работы

Осуществление

педагогической

поддержки

обучающихся

в

проявлении ими образовательных

потребностей, интересов.

ежедневно

Проведение беседы, консультации,

игры, творческие мероприятия для

обучающихся

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями)

с

учетом

особенностей

психофизического

развития,

индивидуальных

возможностей и состояния здоровья

таких обучающихся.

ежедневно

Учебно-методическое направление

1

Участие в разработке СИПР

Сентябрь, май

2

Подбор

и

адаптация

педагогических

средств

для

индивидуализации

образовательного

процесса

подопечных

Ежедневно

3

Участие в педагогическом совете,

семинаре, работе методического

объединения тьюторов.

По учебно-

воспитательному плану

МБОУ

4

Выявление

индивидуальных

особенностей,

интересов,

способностей,

проблем,

затруднений

обучающихся

в

процессе

образования

и

воспитания.

ежедневно

Диагностико-аналитическая деятельность

1

Обновление банка данных

В течение года

2

Работа

по

выявлению

и

В течение года

оформлению

индивидуальных

образовательных

запросов

обучающихся

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями)

с

учетом

особенностей

психофизического

развития,

индивидуальных

возможностей

и

их

состояния

здоровья.

Анализ личных дел учащихся

В течение года

Анализ медицинских карт

В течение года

3

Анкетирование родителей

По мере необходимости

4

Анализ работы тьютора за 2022-

2023 учебный год

май

5

Анализ выполнения СИПР за

учебный год

По плану.

6

Составление психолого-

педагогической характеристики по

итогам учебного года

май



В раздел образования