Напоминание

"Народы Саратовской области"


Авторы: Колчина Тамара Алексеевна, Кусмарцева Лариса Юрьевна
Должность: учитель истории, учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ СО "Школа- интернат АОП №3 г.Энгельса"
Населённый пункт: Саратовская область
Наименование материала: Внеклассное мероприятие
Тема: "Народы Саратовской области"
Раздел: среднее образование





Назад




Внеклассное мероприятие «Народы Саратовского края»

Разработали: учитель истории – Колчина Т.А.

учитель литературы и русского языка Кусмарцева Л.Ю.

Цель: воспитание у обучающихся с ОВЗ интереса у культуре народов родного края, культуре

межнационального общения.

Задачи:

1. Воспитывать у обучающихся уважение к традициям разных народов.

2. Прививать идеи равенства людей вне зависимости от национальной и религиозной

принадлежности.

3. Способствовать возникновению и развитию интереса к культуре народов Саратовской области.

4.Формировать интерес к самобытности, фольклору и современному искусству народов Саратовской

области.

5.Формировать культуру межнационального общения, положительного отношения и уважения к

семьям одноклассников.

6.Сплочение классного коллектива, коллектива обучающихся и родителей, сплочение семей

обучающихся между собой.

Оборудование: компьютер, телевизор, презентация, видео- и аудиозаписи, на доске герб Саратовской

области, магниты

Учитель:

-Здравствуйте, ребята и уважаемые взрослые! Мы очень рады видеть вас

сегодня!

Послушайте, пожалуйста, отрывок песни.

Слайд 1:

Звучит отрывок песни «Песня о Саратовском крае» с видеорядом

Учитель:

-О чем поется в этой песни? Как вы думаете, чему будет посвящена наша

встреча?/

Правильно, говорить мы будем о нашей с вами родной земле, о

Саратовском крае. А точнее о разных народах, населяющих нашу землю.

Слайд 2:

«Народы Саратовского края»

(карта+ название)

Ученик 1:

Родина! Что это значит?

Ученик 2:

Это цветы, что растут в нашем крае.

Это река, что в полях наших скачет.

Это заря, что горит не сгорая…

Ученик 1:

Родина – это глаза моей мамы,

Полные слёз, или в искорках смеха.

Родина – это закат над полями,

Степей наших милых звонкое эхо.

Ученик 3:

Родина – это земля у порога,

Где ты впервые узнал своё имя.

Родина – это большая дорога,

Та, по которой пойдёшь ты с другими.

Учитель:

А для многих национальностей Родиной стала волжская земля,

Саратовский край.

Волга- не просто река. Волга- место, где сходится/встречается прошлое и

настоящее всех народов, населяющих наш край: русских и татар, казахов и

армян, немцев и чувашей, белорусов и цыган, мордвинов и чеченцев, евреев

и азербайджанцев, народов Дагестана и узбеков. На террито

́

рии

Саратовской области проживает около 160 различных национа

́

льностей.

Учитель:

У каждого народа принято при встрече приветствовать друг друга. И мы не

отойдем от такой важной традиции.

Слайд:

(всплывающая картинка- национа

́

льный костюм и подпись)

Не

́

мцы

Входят представители народов с разноцветными ленточками в руках,

приветствуя зрителей ( т.к. нет национальных костюмов- выводить на

слайд народные костюмы с подписью):

- Здравствуйте!

- Исенмесез! (татарин)

- Самлитсiз бе! (Самира, казах)

- Авана! (Чуваш)

- Барев дзез! (Анаит, армянин)

- (Тамара, мордва)

- Гутн таг! (немец)

Ученики встают в ряд, в руках ленточки.

Учитель:

-Ребята, а какой язык в России является самым распространенным?/

Русский

Слайд:

(Статья 68

Госуда

́

рственным языко

́

м Росси

́

йской Федера

́

ции на всей её террито

́

рии

является ру

́

сский язык как язык государствообразу

́

ющего наро

́

да,

входя

́

щего в многонациона

́

льный союз равнопра

́

вных наро

́

дов Росси

́

йской

Федера

́

ции.+ фото Конституции)

Русский язык является государственным языком Российской Федерации в

соответствии со статьей 68 Конституции нашей страны.

-А для чего нужен государственный язык? /

Для удобства, чтобы все народы страны могли общаться между собой,

для сплочения людей разных традиций, религий, это язык

межнационального общения.

Учитель:

Посмотрите, у каждого в руках ленточки. Почему они разноцветные? Как

вы думаете? /

Правильно, у каждого народа есть свой основной цвет.

У русского – красный. Этот цвет означает солнце, отвагу.

У татарского народа- зеленый. Он символизирует весну, начало нового,

возрождение.

У казахов преобладает белый- символ чистоты и радости.

Грузины предпочитают черный цвет, а немцы любят синий.

Чуваши и мордва-все оттенки красного, который мы видим в национальных

костюмах этих народов.

Каждый подходит и крепит ленточки к гербу Саратовской области.

- Собранные вместе эти разноцветные ленточки символизируют дружбу

народов.

Слайд:

(национальный костюм и подпись)

Учитель:

- Саратовский край хранит историю жизни русского народа,

составляющего бо

́

льшую

часть его населения прежде и теперь.

Ученик:

Я – русский человек, и русская природа любезна мне, и я её пою.

Я русский человек, сын своего народа,

Я с гордостью гляжу на Родину свою.

Учитель:

- У каждого народа есть свой национальный танец, который раскрывает его

самобытность и отражает многовековую историю .

Слайд (музыка к танцу):

Исполнение русского народного танца (Эвелина)

- Русские народные песни всегда являлись важной частью фольклора. Они

помогают понять, традиции, ценности и быт/жизнь наших предков, какие

ситуации, вещи волновали и печалили их, а какие радовали и вселяли

гордость. Имена авторов этих песен не сохранились, отсюда и название

«народная» – то есть, принадлежащая всем.

Слайд (минусовка к песне):

Исполнение русской народной песни

Слайд:

(национальный костюм+ подпись)

Учитель:

Следующий по численности народ саратовской области- казахи.

Казахи очень гостеприимный и дружелюбный народ. Для него важны

традиции и обычаи, которые передаются из поколения в поколение. В

воспитании детей принимает участие практически вся семья, от младших

до самых старших родственников.

Ученик :

Казах – это гордое слово,

Казах – свободный человек!

Неистовая сила воли,

Горит огнём из века в век!

Слайд:

(нац. инструмены, танцы)

Учитель:

- Музыкой пронизана вся жизнь казаха – она звучит в обрядах и ритуалах,

на праздниках и в повседневном труде.

Изо дня в день, из года в год, как и

прежде, музыка звучит и объединяет разные эпохи и поколения, связывает

прошлое, настоящее и будущее.

Слайд:

(клип песни)

Исполнение жестовой песни (Самира)

Слайд:

(национальный костюм + подпись)

Учитель:

Название города Саратов переводится с татарского языка как жёлтая или

золотая гора.

Татары являются коренным народом Поволжья. Татарских детей с ранних

лет учат уважать старших, помогать обездоленным. Этот народ очень

гостеприимен.

Слайд:

(национальный костюм и подпись, всплывает «тулпар- крылатый

конь в тюркской мифологии»+ фото)

Учитель:

Словарная работа:

- Тулпа

́

р - крыла

́

тый (или летя

́

щий) конь в ́тю

́

ркской мифоло

́

гии. Это

сказочные кони земно

́

го или во

́

дного происхожде

́

ния. В ми

́

фах они

явля

́

ются волшебными помощниками сказочных героев.

Тулпар скачет по

земле и летает по воздуху, он способен насылать ветер и молнии, знает

язык животных и людей. Свои крылья скакун расправляет только в темноте

– их никто не должен видеть, даже хозяин. На гербе Казахстана. мы видим

двух тулпаров.

Ученик:

Простор степей моей был колыбелью,

Тулпар казахский мчал меня в седле.

Но ветры о Казани дальней пели,

Овеянной легендами земле.

Слайд:

(обложка книги и иллюстрации)

Учитель:

Как известно, народные сказки передаются из уст в уста, из поколения в

поколение. Они наполнены мудростью, учат доброте, справедливости,

взаимопомощи, дружбе. У каждого народа есть свои сказки, которые вводят

читателя в мир волшебства, фантазии, народных традиций, богатства

родного языка.

Кто читал русскую народную сказку «Репка»?

1.

Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая.

2.

Пошел дед репку рвать: тянет-потянет, вытянуть не может!

3.

Позвал дед бабку:

бабка за дедку,

дедка за репку —

тянут-потянут, вытянуть не могут!

4.

Позвала бабка внучку:

внучка за бабку,

бабка за дедку,

дедка за репку —

тянут-потянут, вытянуть не могут!

5.Позвала внучка Жучку:

Жучка за внучку,

внучка за бабку,

бабка за дедку,

дедка за репку —

тянут-потянут, вытянуть не могут!

6.

Позвала Жучка кошку:

кошка за Жучку,

Жучка за внучку,

внучка за бабку,

бабка за дедку,

дедка за репку —

тянут-потянут, вытянуть не могут!

7.Позвала кошка мышку:

мышка за кошку,

кошка за Жучку,

Жучка за внучку,

внучка за бабку,

бабка за дедку,

дедка за репку —

тянут-потянут, — вытянули репку!

- А вот как звучит эта сказка на татарском языке.

Слайд :

(видео м/ф на татарском)

Слайд:

(национальный костюм+ подпись)

Армяне- один из самых древних народов, которые существуют сегодня.

Этот народ первым принял христианство и религия стала неотъемлемой/

важной частью армянского народа. Армяне были всемирно известны как

ремесленники. Они занимались ковроткачеством, виноделием.

Ученик:

В России и в её народах,

Один народ особый ведь,

Прошедший ад, огонь и воду,

Чей подвиг в песнях не воспеть.

Ему история подвластна,

Он самый древний в их семье,

Его культура не угасла,

В тернистой роковой стезе.

Учитель:

В богатом армянском народном творчестве большое место занимают

танцы. Они сложились в далекую пору первобытно- общинного строя,

изменялись на протяжении многих веков

дошли до нас, сохранив красоту и отточенность форм/ плавность.

Слайд:

(музыка к танцу + картинка)

Исполнение армянского народного танца (Анаит)

Учитель:

У каждого народа есть свои традиции, ремесла, танцы.

А игры являются неотъемлемой, важной частью интернационального,

художественного и физического воспитания детей разного возраста. Игра

— это школа, где развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу;

учат добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Из

поколения в поколение передавались народные игры, забавы. Сохранение

этих игр крайне необходимо, ведь это не просто методы состязаний. Эти

игры скрывают в себе национальную самобытность и ряд особенностей

народного быта.

Слайд:

(фото армянских игр)

Армянская игра

Отгадай, кто? (Гушаки овэ?)

Описание. Из играющих выбирается водящий, который садится скрестив

ноги в центре площадки. Остальные игроки становятся вокруг него.

Водящий начинает всевозможными движениями рук, тела подражать,

например, какой-либо птице или животному. Все играющие, стоящие

вокруг него, стараются отгадать, какую птицу он изображает. Тому, кто

угадал, водящий говорит: «Да!» и становится водящим. Если никого не

отгадает, то продолжает водить.

Правила.

Любой из игроков имеет право назвать птицу или животное.

Если игрокам не удастся отгадать, кого изображал водящий, то сам

водящий громко называет птицу (животное), которую изображал, и гонится

за игроками, которые убегают за пределы площадки.

Слайд:

(национальный костюм, текст)

Учитель:

Заселение мордво

́

й Саратовского края началось во второй половине XVII в.

Народ занимался земледе

́

лием, тка

́

чеством,

валя

́

нием/изготовлением

валенок,

бонда

́

рным про

́

мыслом, изготовлением деревянной посуды и

посуды из глины (горше

́

чный промысел). Народ занимался охотой и

рыбной ловлей.

Среди мордвы Саратовской области было развито

собира

́

тельство. Ходили в лес за ягодами, грибами, травами, орехами. Было

развито пчелово

́

дство, которое сохранилось и сегодня.

Слайд:

(национальный костюм, текст)

Учитель:

Чуваши

́

поселились в нашем крае в семидесятых- восьмидесятых годах 17

века 1670–80-х годах.

В послевоенное время представители этой национальности приезжали в

Саратов, Балаково, Энгельс и другие города области. Наибо

́

лее известными

сёлами, основанными чуваша

́

ми во второй половине 17 века, являются

Белая Гора, Абдуловка, Ерёмкино и многие другие.

У чувашей распространена

́

резьба по дереву. Давними являются тради

́

ции

садово

́

дства.

В 1990-х гг. в ряде школ были введены

́

факультати

́

вные занятия по

чува

́

шскому языку.

Действует Саратовская областная чувашская национа

́

льно-культу

́

рная

автоно

́

мия «Ентеш». Проводятся праздники чувашской культуры,

фестивали народной песни.

Ученик:

Вы любите отгадывать загадки? А сможете отгадать мордовские и

чувашские загадки?

Слайд:

(текст загадки и картинка как ответ всплывает)

Мордовские:

Воробьёв не сосчитать, а белый гусь один. (Звезды и месяц)

Есть у нас маленькая сестрица, в глаза ей заглянешь и заплачешь.

(Луковица)

Огонь горит, а дыма нет. (Светлячок)

Две сестрицы с одним сердцем живут. (Ножницы)

Чувашские:

Меня ждут не дождутся, а как увидят- разбегутся. (Дождь)

Только ты богатый, сидишь, разинув рот. (Кошелек)

Под низким небом снег идёт. (Сеют муку)

Ниже травы, а протянулась на весь свет. (Дорога)

Слайд:

(карта республики немцев Поволжья, фото, выделенный текст)

Учитель:

В прошлом году мы с вами говорили уже о немецких переселенцах,

колонистах, которые согласно Манифесту Екатерины II поселились на

Саратовской земле.

И вот, 19 октября 1918 года была создана Авто

́

номная область немцев

Поволжья, которая потом стала автономной, независимой республикой. Её

в основном населяли потомки немецких поселенцев, приехавших в Россию

ещё при Екатерине II. Почти за три века пребывания в стране поволжские

немцы пережили множество трудностей, включая голод, депортацию и

репрессии. Однако несмотря на это, они хранили лояльность России,

сражаясь в годы Великой Отечественной войны против нацистов и работая

в тылу. В наши дни российская немецкая община не так многочисленна,

как ещё несколько десятков лет назад, но она продолжает играть важную

роль в укреплении связей между Москвой и Берлином.

Ученик:

Я Волгою оброс,

Я городом захвачен.

Я с пяток до волос

Давно переиначен!

Немецкая земля

Мне снится иногда.

Российские поля.

Всегда! Всегда! Всегда!

Слайд:

(текст на немецком и перевод на русском стихотворения)

Ученик (Гера):

Glück und Segen

Glück und Segen

auf allen Wegen!

Frieden im Haus

jahrein, jahraus!*

In gesunden und in kranken Tagen

Kraft genug, Freud und Leid zu tragen.

Stets im Kasten ein Stücklein Brot,

das geb’ uns Gott!

Volksgut

Счастья и благ

Счастья и благ

Во всех делах,

Мира в дом

Ночью и днём!

В дни веселья или печали,

Горечь и радость чтоб нас не сломали.

Года с хлебом и без тревог

Дай нам Бог!

Немецкое народное пожелание к Новому Году.

Перевод К. Михайлов

Слайд:

Учитель:

Впервые в России в нашей области был построен комплекс «Национальная

деревня». Строительство её началось в конце апреля 2003 года. А уже 9 мая

состоялось открытие первой улицы Дружбы народов с русскими,

мордовскими, казахскими, башкирскими, грузинскими и армянскими

подворьями. Сейчас на трёх улицах этно-деревни действуют 16 подворий -

в каждом ресторан национальной кухни и небольшая этнографическая

экспозиция, место для собраний национально-культурных объединений и

гостей.

Слайд:

Учитель (Т.А.):

4 ноября 1612 года в России Дмитрий Михайлович Пожарский и Кузьма

Захарьевич Минин повели народное ополчение на штурм Китай- города.

Результатом стало полное освобождение Москвы от польских захватчиков.

Тогда, сражаясь с врагом, плечом к плечу стояли богатые и бедные, люди

разных национальностей и вероисповеданий. Народ, объединившись,

действовал как единое целое.

4 ноября мы по праву можем считать Днем рождения гражданской нации.

Учитель:

Народы отличаются языком, национальными одеждой, традициями, кухней,

праздниками, музыкальными инструментами, песнями и танцами,

внешностью и характером. Но нас, таких разных, непохожих друг на дуга

объединяет любовь к родине, родному краю, дружба и верность родной

земле. Есть такая пословица: «Дружба народов- сильнее бури, ярче

солнца».

Ученик:

Сколько нас, нерусских, у России -

И татарских, и иных кровей,

Имена носящих не простые,

Но простых российских сыновей!

Ученик:

Пусть нас и не жалуют иные,

Но вовек - ни завтра, ни сейчас -

Отделить нельзя нас от России -

Родина немыслима без нас!

Ученик:

Сколько нас, нерусских, у России -

Истинных российских сыновей,

Любящих глаза небесной сини

У великой матери своей!

Ученик:

Пусть все мы по-разному песни поём,

Но все мы мечтаем лишь об одном:

Пусть будет мир в нашем доме родном! вместе

Учитель:

Во все времена людей объединяло совместное застолье. Скромное ли, с

хлебом и солью, или богатое. Природные особенности мест проживания

того или иного народа проявились в кухне каждого из них. У народов

Саратовской области богатая и разнообразная кухня.

При подготовке мероприятия нам помогали и родители наших учеников.

Каждый приготовил национальное блюдо.

Презентация национальных блюд изготовителем.

Я буду показывать движения животных, птиц, различные ситуации в жизни

человека, а попробуйте отгадать. Кто отгадает, получит приз.

1.Воздушный поцелуй.

2. Цапля на болоте.

3.Дрожит заяц.

4. Злая собака.

5.Внезапно пошел дождь.

6.Катание на лыжах.

7.Неожиданная встреча друзей.

Молодцы! Какие вы догадливые!

Я буду показывать движения животных, птиц, различные ситуации в жизни

человека, а попробуйте отгадать. Кто отгадает, получит приз.

1.Воздушный поцелуй.

2. Цапля на болоте.

3.Дрожит заяц.

4. Злая собака.

5.Внезапно пошел дождь.

6.Катание на лыжах.

7.Неожиданная встреча друзей.

Молодцы! Какие вы догадливые!



В раздел образования