Напоминание

Логика 6 класс


Автор: Слепцова Надежда Николаевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Верхоянская средняя общеобразовательная школа имени М.Л. Новгородова"
Населённый пункт: г. Верхоянск Верхоянского района РС(Я)
Наименование материала: Рабочая программа по логике 6 класс
Тема: Логика 6 класс
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Верхоянская средняя общеобразовательная школа имени М.Л. Новгородова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВУД по предмету «Логика»

Наименование учебного предмета: Математика

Класс: 6

Уровень общего образования: базовый

Учитель: Слепцова Надежда Николаевна

Срок реализации программы, учебный год: 2022 – 2023 учебный год

Математика: Количество часов по учебному плану 1 час в неделю, в год 35 часов, 35 учебных недель

г. Верхоянск, 2022

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Логика» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в

рамках ФГОС.

Данная программа предназначена для учеников 6 класса. С каждым годом все шире и шире вводятся новые технологии в различных

областях производства, которые непосредственно связаны с математикой. Возрастает значение математики как науки, пользующейся спросом в

научно-технических отраслях современного производства, экономике, бизнесе.

Всё чаще проводятся различные математические олимпиады, конкурсы. Это, безусловно, повышает интерес к математике, но к олимпиадам

и конкурсам надо учащихся готовить, так как ученику недостаточно знать только то, что разобрано на уроках математики, чтобы успешно

выступить на олимпиаде.

Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у обучающихся умений самостоятельно работать,

думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Основными целями проведения занятий являются:

• развитие логических способностей учащихся через решение нестандартных задач,

• привитие интереса к предмету,

• введение новых методов решения текстовых задач.

Задачи внеурочной деятельности:

Создать в совокупности с основными разделами курса базу для развития способностей учащихся;

Способствовать привитию навыков самостоятельной работы;

Стимулировать интерес к предмету, развивать чувство солидарности и здорового соперничества при подготовке к математическим

олимпиадам и участию в них;

Формирование у учащихся общекультурной, этнокультурной и экологической компетенции.

Общая характеристика программы:

Программа внеурочной деятельности «Логика» согласована с требованиями государственного образовательного стандарта и содержанием

основных программ курса математики. Она ориентирует учителя на дальнейшее совершенствование уже усвоенных учащимися знаний и умений. В

программе

учтены

тенденции

новых

образовательных

стандартов,

связанных

с

личностно

ориентированными,

деятельными

и

компетентностными подходами к определению целей, содержания и методов обучения математики.

Место данного учебного предмета в учебном плане

Срок реализации программы – 1 год, 35 часов, по одному часу в неделю.

Данная программа позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими

за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с

логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему

интеллектуальному развитию.

Формы занятий: мини-лекция, практическое занятие, работа в группах, урок-исследование, работа в парах.

Результаты освоения содержания программы.

Программа позволяет добиться следующих результатов:

Личностные:

• ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,

осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и

профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

• способность к эмоциональному восприятию математических объектов,

задач, решений, рассуждений;

• умение контролировать процесс и результат математической деятельности;

• представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;

• коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и

других видах деятельности;

• критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

• креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении задач.

Метапредметные:

1) регулятивные

учащиеся получат возможность научиться:

• составлять план и последовательность действий;

• определять последовательность промежуточных целей и

соответствующих им действий с учётом конечного результата;

• предвидеть возможность получения конкретного результата при решении задач;

• осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия;

• концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

• адекватно оценивать правильность и ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её

решения.

2) познавательные

учащиеся получат возможность научиться:

• устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и

выводы;

• формировать учебную и общекультурную компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий;

• видеть математическую задачу в других дисциплинах, окружающей жизни;

• выдвигать гипотезу при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

• планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

• выбирать наиболее эффективные и рациональные способы решения задач;

• интерпретировать информацию (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с

помощью ИКТ);

• оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности).

3) коммуникативные

учащиеся получат возможность научиться:

• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли

участников;

• взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе

согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

• прогнозировать возникновение конфликтов при наличии различных точек зрения;

• разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;

• координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;

• аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной

деятельности.

Предметные:

учащиеся получат возможность научиться:

• самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения различной сложности практических задач, в том числе с

использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора и компьютера;

• пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;

• уметь решать задачи с помощью перебора возможных вариантов;

• выполнять арифметические преобразования выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в

смежных учебных предметах;

• применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных реальных ситуаций, не сводящихся к непосредственному

применению известных алгоритмов;

• самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем, а также самостоятельно интерпретировать

результаты решения задачи с учётом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.

Содержание программы.

I.

Занимательная арифметика (5 часов)

Когда появилась математика, и что стало причиной ее возникновения? Что дала математика людям? Зачем ее изучать? Счет у

первобытных людей. Возникновение потребности в счёте. Счет пятерками, десятками, двадцатками - по количеству пальцев рук и ног

«счетовода». Цифры у разных народов. Математическая наука в Вавилоне. Иероглифическая система древних египтян. Римские цифры,

алфавитные системы. Чтение и запись цифр. Приёмы быстрого счёта. Математические фокусы. Математические квадраты.

II.

Занимательная геометрия (5 часов)

Задачи на разрезание на клетчатой бумаге. Пентамино, тремино, тетрамино, танграм. Комбинированные задачи с квадратом. Веселая

симметрия. Задачи со спичками.

III.

Занимательные задачи на все темы (6 часов)

Логические задачи (6 часов) Магические квадраты. Математические фокусы. Математические ребусы и софизмы. Задачи шутки и задачи

загадки. Задачи сказки. Старинные задачи.

IV.

Задачи повышенной сложности (6 часов). Разбор и решение олимпиадных задач.

V.

Решение занимательных задач (6 часов). Решение занимательных задач на дроби, на движение, на работу.

VI.

Резерв (1 час)

Национально-региональный компонент.

В содержании рабочей программы реализуется предметная область основ духовно-нравственной культуры народов России. Национально-

региональный компонент используется на уроках практических применений теории (решение задач) интегрировано. Интеграция национально-

регионального компонента осуществляется по двум направлениям. Первое направление связано с включением краеведческой информации из

разных предметных областей (истории, географии, искусства) в программу изучения курса. На уроках вводится фрагментарно интересный

краеведческий материал, который помогает учащимся ближе познакомиться с культурой, историей, литературой, традициями и обычаями

Республики Бурятия. Второе направление выражается в творческом переосмыслении полученной краеведческой информации, в умении

конкретизировать и анализировать исторические и современные тенденции развития Республики Бурятия.

Самостоятельная работа по составлению задач на краеведческом материале того или иного региона, позволяет работать ученикам с

информацией, содержащейся в других предметах и окружающем мире, способствует формированию ключевых компетенций.

Календарно-тематическое планирование

по _Логике________

Класс _6_____

Количество часов:

Всего 35 час; в неделю 1 час.

Контрольных уроков_0_, лабораторных работ 0, практических работ ______ ч.;

Учебник _

Математика

у

чеб

ник

д

ля 6 класса общеобразоват.

у

чреждений

/Виленкин Н.Я., Жохов

В.И.

и др.

,

Москва «Прсовещение»

, 20

22

г,

«Занимательная арифметика», «Занимательная алгебра», «Занимательная геометрия». Любые издания.

п/п

урока

Дата

проведения урока

Наименование раздела, тема урока

Кол-во часов

Примечание

Раздел

План

Факт

Занимательная арифметика (5 часов)

1

02.09.22

Как люди научились считать. Запись цифр и чисел у других народов. Числовые

головоломки.

1

2

09.09.22

Арабская и римская запись чисел. Системы счисления. Ребусы и шарады.

1

3

16.09.22

Числа - великаны и числа- малютки. Ребусы и шарады.

1

4

23.09.22

Приёмы быстрого счёта. Математические фокусы.

1

5

30.09.22

Математические квадраты.

1

Раздел

Занимательная геометрия (5 часов)

6

07.10.22

Задачи на разрезание на клетчатой бумаге.

1

7

14.10.22

Пентамино, тремино, тетрамино, танграм.

1

8

21.10.22

Комбинированные задачи с квадратом.

1

9

28.10.22

Веселая симметрия.

1

10

11.11.22

Задачи со спичками.

1

Раздел

Занимательные задачи на все темы (6 часов)

11

18.11.22

Магические квадраты.

1

12

25.11.22

Математические фокусы.

1

13

02.12.22

Математические ребусы и софизмы.

1

14

09.12.22

Задачи шутки и задачи загадки.

1

15

16.12.22

Задачи сказки.

1

16

23.12.22

Старинные задачи.

1

Раздел

Логические задачи (6 часов)

17

13.01.23

Задачи, решаемые с конца.

1

18

20.01.23

Круги Эйлера.

1

19

27.01.23

Простейшие графы. Переправы и разъезды.

1

20

03.02.23

Задачи на переливания и взвешивания.

1

21

10.02.23

Отрицание – “не”, конъюнкция – “и”, дизъюнкция – “или”.

1

22

17.02.23

Комбинаторные задачи.

1

Раздел

Задачи повышенной сложности (6 часов)

23

24.02.23

Решение олимпиадных задач

1

24

03.03.23

Решение олимпиадных задач

1

25

10.03.23

Решение олимпиадных задач

1

26

17.03.23

Решение олимпиадных задач

1

27

24.03.23

Решение олимпиадных задач

1

28

07.04.23

Решение олимпиадных задач

1

Раздел

Решение занимательных задач (7 часов)

29

14.04.23

Решение занимательных задач на дроби.

1

30

21.04.23

Решение занимательных задач на движение.

1

31

28.04.23

Решение занимательных задач на работу.

1

32

05.05.23

Решение занимательных задач.

1

33

12.05.23

Математическая викторина.

1

34

19.05.23

Математическая викторина.

1

35

26.05.23

Резерв

1

Итого

35



В раздел образования