Автор: Слепцова Надежда Николаевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Верхоянская средняя общеобразовательная школа имени М.Л. Новгородова"
Населённый пункт: г. Верхоянск Верхоянского района РС(Я)
Наименование материала: Рабочая программа по логике 6 класс
Тема: Логика 6 класс
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Верхоянская средняя общеобразовательная школа имени М.Л. Новгородова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВУД по предмету «Логика»
Наименование учебного предмета: Математика
Класс: 6
Уровень общего образования: базовый
Учитель: Слепцова Надежда Николаевна
Срок реализации программы, учебный год: 2022 – 2023 учебный год
Математика: Количество часов по учебному плану 1 час в неделю, в год 35 часов, 35 учебных недель
г. Верхоянск, 2022
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Логика» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в
рамках ФГОС.
Данная программа предназначена для учеников 6 класса. С каждым годом все шире и шире вводятся новые технологии в различных
областях производства, которые непосредственно связаны с математикой. Возрастает значение математики как науки, пользующейся спросом в
научно-технических отраслях современного производства, экономике, бизнесе.
Всё чаще проводятся различные математические олимпиады, конкурсы. Это, безусловно, повышает интерес к математике, но к олимпиадам
и конкурсам надо учащихся готовить, так как ученику недостаточно знать только то, что разобрано на уроках математики, чтобы успешно
выступить на олимпиаде.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у обучающихся умений самостоятельно работать,
думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Основными целями проведения занятий являются:
• развитие логических способностей учащихся через решение нестандартных задач,
• привитие интереса к предмету,
• введение новых методов решения текстовых задач.
Задачи внеурочной деятельности:
•
Создать в совокупности с основными разделами курса базу для развития способностей учащихся;
•
Способствовать привитию навыков самостоятельной работы;
•
Стимулировать интерес к предмету, развивать чувство солидарности и здорового соперничества при подготовке к математическим
олимпиадам и участию в них;
•
Формирование у учащихся общекультурной, этнокультурной и экологической компетенции.
Общая характеристика программы:
Программа внеурочной деятельности «Логика» согласована с требованиями государственного образовательного стандарта и содержанием
основных программ курса математики. Она ориентирует учителя на дальнейшее совершенствование уже усвоенных учащимися знаний и умений. В
программе
учтены
тенденции
новых
образовательных
стандартов,
связанных
с
личностно
–
ориентированными,
деятельными
и
компетентностными подходами к определению целей, содержания и методов обучения математики.
Место данного учебного предмета в учебном плане
Срок реализации программы – 1 год, 35 часов, по одному часу в неделю.
Данная программа позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими
за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с
логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему
интеллектуальному развитию.
Формы занятий: мини-лекция, практическое занятие, работа в группах, урок-исследование, работа в парах.
Результаты освоения содержания программы.
Программа позволяет добиться следующих результатов:
Личностные:
• ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и
профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
• способность к эмоциональному восприятию математических объектов,
задач, решений, рассуждений;
• умение контролировать процесс и результат математической деятельности;
• представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
• коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и
других видах деятельности;
• критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
• креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении задач.
Метапредметные:
1) регулятивные
учащиеся получат возможность научиться:
• составлять план и последовательность действий;
• определять последовательность промежуточных целей и
соответствующих им действий с учётом конечного результата;
• предвидеть возможность получения конкретного результата при решении задач;
• осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия;
• концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
• адекватно оценивать правильность и ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её
решения.
2) познавательные
учащиеся получат возможность научиться:
• устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и
выводы;
• формировать учебную и общекультурную компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий;
• видеть математическую задачу в других дисциплинах, окружающей жизни;
• выдвигать гипотезу при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
• планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
• выбирать наиболее эффективные и рациональные способы решения задач;
• интерпретировать информацию (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с
помощью ИКТ);
• оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности).
3) коммуникативные
учащиеся получат возможность научиться:
• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли
участников;
• взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
• прогнозировать возникновение конфликтов при наличии различных точек зрения;
• разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
• координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
• аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной
деятельности.
Предметные:
учащиеся получат возможность научиться:
• самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения различной сложности практических задач, в том числе с
использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора и компьютера;
• пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;
• уметь решать задачи с помощью перебора возможных вариантов;
• выполнять арифметические преобразования выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в
смежных учебных предметах;
• применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных реальных ситуаций, не сводящихся к непосредственному
применению известных алгоритмов;
• самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем, а также самостоятельно интерпретировать
результаты решения задачи с учётом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
Содержание программы.
I.
Занимательная арифметика (5 часов)
Когда появилась математика, и что стало причиной ее возникновения? Что дала математика людям? Зачем ее изучать? Счет у
первобытных людей. Возникновение потребности в счёте. Счет пятерками, десятками, двадцатками - по количеству пальцев рук и ног
«счетовода». Цифры у разных народов. Математическая наука в Вавилоне. Иероглифическая система древних египтян. Римские цифры,
алфавитные системы. Чтение и запись цифр. Приёмы быстрого счёта. Математические фокусы. Математические квадраты.
II.
Занимательная геометрия (5 часов)
Задачи на разрезание на клетчатой бумаге. Пентамино, тремино, тетрамино, танграм. Комбинированные задачи с квадратом. Веселая
симметрия. Задачи со спичками.
III.
Занимательные задачи на все темы (6 часов)
Логические задачи (6 часов) Магические квадраты. Математические фокусы. Математические ребусы и софизмы. Задачи шутки и задачи
загадки. Задачи сказки. Старинные задачи.
IV.
Задачи повышенной сложности (6 часов). Разбор и решение олимпиадных задач.
V.
Решение занимательных задач (6 часов). Решение занимательных задач на дроби, на движение, на работу.
VI.
Резерв (1 час)
Национально-региональный компонент.
В содержании рабочей программы реализуется предметная область основ духовно-нравственной культуры народов России. Национально-
региональный компонент используется на уроках практических применений теории (решение задач) интегрировано. Интеграция национально-
регионального компонента осуществляется по двум направлениям. Первое направление связано с включением краеведческой информации из
разных предметных областей (истории, географии, искусства) в программу изучения курса. На уроках вводится фрагментарно интересный
краеведческий материал, который помогает учащимся ближе познакомиться с культурой, историей, литературой, традициями и обычаями
Республики Бурятия. Второе направление выражается в творческом переосмыслении полученной краеведческой информации, в умении
конкретизировать и анализировать исторические и современные тенденции развития Республики Бурятия.
Самостоятельная работа по составлению задач на краеведческом материале того или иного региона, позволяет работать ученикам с
информацией, содержащейся в других предметах и окружающем мире, способствует формированию ключевых компетенций.
Календарно-тематическое планирование
по _Логике________
Класс _6_____
Количество часов:
Всего 35 час; в неделю 1 час.
Контрольных уроков_0_, лабораторных работ 0, практических работ ______ ч.;
Учебник _
Математика
у
чеб
ник
д
ля 6 класса общеобразоват.
у
чреждений
/Виленкин Н.Я., Жохов
В.И.
и др.
,
Москва «Прсовещение»
, 20
22
г,
«Занимательная арифметика», «Занимательная алгебра», «Занимательная геометрия». Любые издания.
№
п/п
урока
Дата
проведения урока
Наименование раздела, тема урока
Кол-во часов
Примечание
Раздел
План
Факт
Занимательная арифметика (5 часов)
1
02.09.22
Как люди научились считать. Запись цифр и чисел у других народов. Числовые
головоломки.
1
2
09.09.22
Арабская и римская запись чисел. Системы счисления. Ребусы и шарады.
1
3
16.09.22
Числа - великаны и числа- малютки. Ребусы и шарады.
1
4
23.09.22
Приёмы быстрого счёта. Математические фокусы.
1
5
30.09.22
Математические квадраты.
1
Раздел
Занимательная геометрия (5 часов)
6
07.10.22
Задачи на разрезание на клетчатой бумаге.
1
7
14.10.22
Пентамино, тремино, тетрамино, танграм.
1
8
21.10.22
Комбинированные задачи с квадратом.
1
9
28.10.22
Веселая симметрия.
1
10
11.11.22
Задачи со спичками.
1
Раздел
Занимательные задачи на все темы (6 часов)
11
18.11.22
Магические квадраты.
1
12
25.11.22
Математические фокусы.
1
13
02.12.22
Математические ребусы и софизмы.
1
14
09.12.22
Задачи шутки и задачи загадки.
1
15
16.12.22
Задачи сказки.
1
16
23.12.22
Старинные задачи.
1
Раздел
Логические задачи (6 часов)
17
13.01.23
Задачи, решаемые с конца.
1
18
20.01.23
Круги Эйлера.
1
19
27.01.23
Простейшие графы. Переправы и разъезды.
1
20
03.02.23
Задачи на переливания и взвешивания.
1
21
10.02.23
Отрицание – “не”, конъюнкция – “и”, дизъюнкция – “или”.
1
22
17.02.23
Комбинаторные задачи.
1
Раздел
Задачи повышенной сложности (6 часов)
23
24.02.23
Решение олимпиадных задач
1
24
03.03.23
Решение олимпиадных задач
1
25
10.03.23
Решение олимпиадных задач
1
26
17.03.23
Решение олимпиадных задач
1
27
24.03.23
Решение олимпиадных задач
1
28
07.04.23
Решение олимпиадных задач
1
Раздел
Решение занимательных задач (7 часов)
29
14.04.23
Решение занимательных задач на дроби.
1
30
21.04.23
Решение занимательных задач на движение.
1
31
28.04.23
Решение занимательных задач на работу.
1
32
05.05.23
Решение занимательных задач.
1
33
12.05.23
Математическая викторина.
1
34
19.05.23
Математическая викторина.
1
35
26.05.23
Резерв
1
Итого
35