Автор: Моргунова Елена Анатольевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ "Супоневская СОШ №"2" Брянского района
Населённый пункт: Брянский район, с. Супонево
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Музыка Л.В. Бетховена
Раздел: среднее образование
Этап
урока
Действия учителя
1. Ор
(2 мин
Здравствуйте, ребята!
Сегодня я предлагаю всем вам настроиться на отличную работу и хорошее настроение.
2.
Актуал
изация
знаний.
(5
минут)
Надеюсь, что наше путешествие в мир музыки подарит вам разнообразные эмоции и обогатит ваш внутренний мир. (Слайд 1)
Есть в музыке такая сила,
такая тягостная власть,
что стоит под нее подпасть,
и жизнь покажется красивой.
Ребята, так какой же силой обладает музыка?
Ребята, скажите, пожалуйста, как музыка воздействует на человека?
Верно.
Послушайте, пожалуйста, 2 музыкальных фрагмента и определите, что между ними общего и чем они отличаются.
3.
«Откры
тие
нового
знания
»
(8
минут)
Итак, скажите, пожалуйста, что общего между услышанной музыкой и чем же всё - таки отличаются мелодии?
Ребята, как вы думаете, о музыке какого композитора мы сегодня с вами будем говорить?
- Совершенно верно! (Слайд2)
Что вы знаете о Бетховене?
Он оставил огромный след в истории музыки. Это композитор, который проделал большую эволюцию, начиная со своих
ранних произведений и заканчивая произведениями зрелого возраста.
Общеизвестный факт – он был глухим. И писал он музыку тоже глухим. О нем написаны сотни книг, публикация и т.д.
Но, задавались ли вы вопросом, что чувствует человек, когда теряет возможность слышать? Он теряет возможность
воспоминания о земных звуках. В ушах начинается страшный треск. Земные звуки забываются полностью через годы.
Бетховен, одна из величайших вершин мировой муз культуры. Его перу принадлежат:
9 симфоний, 11 симфонических увертюр, 47 сонат, 16 квартетов
Балет «Творения Прометея», опера «Фиделио»
Торжественная месса
Вокальный цикл «К далёкой возлюбленной»
Сегодняшний урок будет посвящен Бетховену, однако, тема звучит иначе. Чтобы ее сформулировать, нам понадобится
разгадать три ребуса.
Попытайтесь составить тему урока.
Сегодняшний урок будет посвящен Бетховену, однако, тема звучит иначе. Чтобы ее сформулировать, нам понадобится
разгадать три ребуса.
Уч – ся разгадывают ребусы (Слайд 3)
- Молодцы!
Попытайтесь составить тему урока.
Давайте вспомним, что такое увертюра?
Программная увертюра - оркестровая пьеса, являющаяся вступлением к опере, балету, драме, кинофильму
Людвиг Ван Бетховен - автор нового симфонического жанра - программной увертюры. Созданные как музыкальные вступления к театраль-
ным спектаклям, увертюры Бетховена обрели жизнь самостоятельных симфонических произведений. Одной из них является увертюра к дра-
ме Гёте «Эгмонт». Запишите в тетрадь.
Попытайтесь составить тему урока.
Давайте вспомним, что такое увертюра?
Программная увертюра - оркестровая пьеса, являющаяся вступлением к опере, балету, драме, кинофильму
Людвиг Ван Бетховен - автор нового симфонического жанра - программной увертюры. Созданные как музыкальные вступления к театраль-
ным спектаклям, увертюры Бетховена обрели жизнь самостоятельных симфонических произведений. Одной из них является увертюра к дра-
ме Гёте «Эгмонт». Запишите в тетрадь.
Попытайтесь составить тему урока.
Итак, тема нашего урока (Слайд 4)
«Программная увертюра Л. В. Бетховена «Эгмонт»
Целеполагание (Слайд 5)
Давайте вспомним, что такое увертюра?
Программная увертюра - оркестровая пьеса, являющаяся вступлением к опере, балету, драме, кинофильму (Слайд 6)
Людвиг Ван Бетховен - автор нового симфонического жанра - программной увертюры. Созданные как музыкальные вступления к театраль-
ным спектаклям, увертюры Бетховена обрели жизнь самостоятельных симфонических произведений. Одной из них является увертюра к дра-
ме Гёте «Эгмонт». Запишите в тетрадь.
4.
Органи
зация
слушат
ельской
деятель
ности
(10
минут)
Сейчас на экране вы видите портрет. (Слайд 7)
Как вы думаете, кто этот человек?
Да, причём воин не рядовой, это видно по богатству его доспехов.
Ваше мнение, когда он жил?
Если быть внимательным, внизу можно прочитать надпись «Принц», что в Европе означало «Князь».
Значит, перед собой мы видим не только военноначальника, но и человека высшего дворянского звания по имени
Эгмонт, (внизу портрета). (Слайд 8)
Эгмонт жил в стране, которая несколько раз меняла название, называлась Нидерланды, потом Голландия и сейчас снова
вернула себе название Нидерланды. Это небольшая Европейская страна, земли было мало. Народ год за годом строил
дамбы и отвоёвывал у моря сушу, потом завозил туда плодородную землю и возделывал её.
В веке Нидерланды стали частью Испанской империи, которая угнетала и эксплуатировала народ этой страны, а вот
Испания подпитывала себя тем, что присоединяла к себе другие страны и народы и пользовалась их ресурсами.
Испания была тогда Владычицей, именно экспедицией из Испании, если вы помните, был открыта Америка.
Но прошли десятилетия, и на морях стала властвовать Великобритания и Испания очень ей мешала. Поэтому интересы
Великобритании и Нидерландов сошлись. Чтобы ослабить Испанскую империя, англичане спонсируют восстание в
Нидерландах. Так вот, Эгмонт возглавил это восстание, которое было жестоко подавлено испанским правителем
герцогом Альбой, а Эгмонт был брошен в тюрьму и приговорён к смертной казни. Народ Нидерландов обрёл всё таки
свободу, но очень дорогой ценой.
(Слайд 9)
Об этой истории борьбы за свою независимость, свою свободу, рассказал миру в своей пьесе Иоганн Вольфганг Гёте,
известный немецкий поэт и драматург 18 века. Пьеса так и называлась «Эгмонт», а вот музыку к постановке этой пьесы
написал Л.В. Бетховен. Премьера имела оглушительный успех.
Итак, остановимся подробнее на Увертюре. (Слайд 10 )
Увертюра написана в сонатной форме. Сона
́
тная фо
́
рма - музыкальная форма, состоящая из трёх основных разделов, где
в первом разделе (экспозиции) противопоставляются главная и побочная партии, во втором (разработке) эти темы разви-
ваются, в третьем (репризе) повторяется экспозиция.
Запишите в тетрадь.
Сейчас с помощью плана, представленного на экране, мы попробуем разобрать увертюру.
Запишите, первая часть – экспозиция.
В первой части, отметьте, две враждебные силы – поработители Испанцы и нидерландцы, которые хотят свободы.
Увертюра написана в сонатной форме. Что такое сонатная форма? Слайд 11
В первом разделе (экспозиции) противопоставляются главная и побочная партии, во втором (разработке) эти темы
развиваются, в третьем (репризе) повторяется экспозиция.
Запишите в тетрадь.
Сейчас с помощью плана, представленного на экране, мы попробуем разобрать увертюру.
Слайд 12
В первой части, отметьте, две враждебные силы – поработители Испанцы и нидерландцы, которые хотят свободы.
В отличие от многих увертюр, написанных в обычной сонатной форме, Бетховен нашёл необычный подход
У него тема завоевателей не меняется, (играю) а вот тема народа испытывает различные трансформации, в начале – это
тема страдания, (играю) где вы услышите плачущий голос гобоя, мы будем сочувствовать этому горю. Потом тема
трансформируется… из страдания в сопротивление – народное стремление к свободе.
Послушайте увертюру Эгмонт и проследите за особенностями развития музыки, какие интонации можно услышать в
начале экспозиции и какие образы получают развитие в разработке.
Слушание видео
Учитель: Итак, я думаю, каждый из вас услышал 2 противоположные силы:
народ и завоеватели. Тема завоевателей, как вы уже поняли, не меняется, подберите слова, соответствующие этой теме.
Попробуем разобраться в теме народа, какие интонации вы услышали?
Тема вступления, слушаем внимательно. Представьте события того времени. Как вы их можете охарактеризовать? На-
сколько точно композитор передал события в музыке?
Это тема прошения. Почему ее так можно охарактеризовать? Какие инструменты помогают передать настроение? Бетхо-
вен в повторном проведении темы показывает силу власти в перекличку с мольбой.
Сейчас появится побочная партия, в которой отражается борьба народа.
Как инструменты показывают сопоставление легкой мелодии и нагнетания?
Звучит главная тема, где начинается борьба народов за свою свободу. Бетховен показывает, что нидерландцы хотели
найти компромисс, но вступают в борьбу.
Дальше происходит накал борьбы. Столкновение двух тем: лирической и темой борьбы. Прислушайтесь, вы сейчас услы-
шите мольбу, просьбу. И каждый раз на нее следует жестокий ответ. Многократное повторение мелодии заканчивается
двумя резкими аккордами.
Подходим к кульминации.
Начинается последний поединок.
В музыке четко прослушивается момент, который описан у Гёте – Эгмонта ведут на казнь. Медная группа в оркестре бу-
дет обозначать набат, наступление этого события. И трубы звучат в минорном ладе, которые предвещают гибель предво-
дителя нидерландцев.
Обратите внимание, как Бетховен показывает музыкой тот момент, когда будто гильотина обрывает жизнь с помощью
струнных инструментов. Также вы услышите, как народ рвется отстаивать свою свободу и заливает музыку светом.
- Почему ее так можно охарактеризовать? Какие инструменты помогают передать настроение?
Бетховен в повторном проведении темы показывает силу власти в перекличку с мольбой, которая перерастает в
сопротивление, борьбу народа за свою независимость, что приводит к трагическому перелому.
Слайл 13 Чтение монолога Эгмонта на стр. 140 учебника
Какова же будет кода?
Что такое кода? Слайд 14
(Кода – дополнительный раздел увертюры)
К чему может привести такой призыв героя? Почему разворот учебника назван «скорбь и радость»?
Слушание коды
Кончается ли трагедия его гибелью? Слайд 15
Развитие музыки приводит к трагическому перелому – гибели героя и вслед за этим к напряжённому бурному
нарастанию, завершающемуся мощным взрывом радостного ликования.
5. Орга
низаци
я
исполн
ит
(10
минут)
С помощью музыки мы с вами смогли представить образ народа и времени. Однако, кто же такой Эгмонт и о чем говорилось в произведении
Гёте вам предстоит узнать самостоятельно. Запишите домашнее задание.
(прочитать краткое содержание «Эгмонт», ответить на вопрос: является ли Эгмонт героем народа?)
Кто же такой герой?
Правильно. Кто является героем нашей страны?
Послушайте песню. Скажите, она вам знакома?
Давайте попробуем ее спеть вместе со мной.
С помощью музыки мы с вами смогли представить образ народа и времени.
Как вы думаете, актуальна ли тема народного героя в наше время?
Почему?
Исполнение песни «Спасибо деду за Победу»
6.
Рефлек
сия
деятель
ности
(5
минут)
Подведём итоги нашего урока:
- Как называлась тема нашего урока?
Посмотрите на план. Все ли мы успели сделать? Слайд16
Проверь свои знания, указав стрелочкой на правильный ответ.
Вопросы на слайде
Как вы оцениваете свои знания? (самооценка, взаимооценка).
Д.з.: выуч. Муз. Термины в тетр, кроссворд «Увертюра»
Спасибо за урок!