"Формы и методы развития творческих способностей детей дошкольного возраста"
Автор: Гребенщикова Юлия Алексеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МКОУ Камышовская ООШ" Населённый пункт: Астраханская обл, Лиманский р- он, с. Камышово Наименование материала: статья Тема: "Формы и методы развития творческих способностей детей дошкольного возраста" Раздел: дошкольное образование
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Гребенщикова Ю. А.
Муниципальное казенное образовательное учреждение «Камышовская
Средняя общеобразовательная школа», с. Камышово
Развитие
творческих
способностей
–
целенаправленный
процесс
формирования
творческой
личности,
способной
воспринимать,
чувствовать,
оценивать прекрасное и создавать художественные ценности.
Задачи творческого развития дошкольников, исходя из его цели, можно
представить двумя группами. Первая группа задач направлена на формирование
творческого отношения детей к окружающему. Предусматривается следующее:
развивать
умения
видеть
и
чувствовать
красоту
в
природе,
поступках,
искусстве,
понимать
прекрасное;
воспитывать
художественный
вкус,
потребность
в
познании
прекрасного.
Вторая
группа
задач
направлена
на
формирование художественных умений в области разных искусств: обучение
детей рисованию, лепке, конструированию; пению, движениям под музыку;
развитие словесного творчества. Каждой группе задач творческого развития
соответствуют свои методы. Ведущими методами для решения первой группы
задач являются показ, наблюдение, объяснение, анализ, пример взрослого.
Показ как метод воспитания используется при первичном знакомстве с
предметом
окружающей
действительности.
Воспитателю
важно
определить
объект
показа
и
создать
условия
для
того,
чтобы
внимание
детей
было
сосредоточено на том, что им показывают, предлагают послушать.
При использовании этих методов очень важно, чтобы воспитатель умел
показывать детям свои чувства, свое отношение, владел способами выражения
чувств.
Выразительность
интонации
при
чтении
стихотворения,
искренний
восторг
по
поводу
красивой
вещи,
неподдельное
огорчение
при
встрече
с
небрежностью в одежде, неряшливостью, яркое и эмоциональное проявление
взрослым свои чувств, служит активным методом воздействия на ребенка, так
как
опирается
на
особенность
детства
–
подражательность.
Бесстрастный,
неэмоциональный
воспитатель
не
сможет
пробудить
в
ребенке
чувства,
отношения. Важная профессиональная черта воспитателя детей дошкольного
возраста, да и педагога вообще, - артистичность.
Вторая группа задач связана с формированием навыков художественной
деятельности.
Для
решения
этих
задач
в
качестве
ведущих
требуются
практические
методы:
показ,
упражнение,
объяснение,
метод
поисковых
ситуаций.
В
рамках
настоящего
исследования
мы
укажем
общий
принцип
отбора методов – находить такие методы и приемы, которые бы поддерживали у
детей
желание
создавать
«произведения
искусства»
собственными
руками
(лепить,
рисовать,
мастерить,
украшать),
участвовать
в
художественной
деятельности
разных
видов.
Полезны
творческие
задания.
Например,
воспитатель предлагает ребенку: «давай сочиним стихи про котенка. Я начинаю,
а ты продолжаешь. Подарили нам котенка. Ростом ровно с… (два опенка). Не
умеет кушать он, а кричит как… (телефон). Вот замечательно! Послушай, что у
нас получилось». В этом примере творческое задание подкреплялось приемами
подсказки, побуждения и положительной поддерживающей оценкой. Нужен
предварительный
этап
–
подбора
рифмы
к
словам.
Можно
использовать
и
чтение художественного произведения.
Творческие
задание
можно
использовать
и
при
обучении
детей
танцевальным
движениям,
в
театрализованных
играх,
при
создании
музыкально-игровых
образов,
в
рисовании
при
подборе
материалов
для
изображения и др. Это очень эффективный педагогический прием, так как он
всегда вызывает у детей положительный эмоциональный интерес.
Кроме
того,
творческие
задания
и
всякое
проявление
творчества
обязательно
должны
сочетаться
с
обучением
навыкам
художественной
выразительности. Если ребенок не владеет навыками рисования, он не сможет
создать что-то творческое при всей условности понимания данного термина
применительно к дошкольникам. Потому и нужны методы прямого обучения:
показ,
упражнение,
обследование
предметов,
описание.
В
этих
случаях
обучение
становится
одним
из
факторов,
стимулирующих
творчество,
а
творческие задания придают обучению развивающий характер.
Творческое развитие детей в дошкольном учреждении осуществляется в
разных формах в зависимости от принципа руководства их деятельностью,
способа объединения дошкольников, вида деятельности.
Воспитатель управляет процессом развития детей. Дети и сами любят
художественную деятельность, и часто по собственной инициативе занимаются
ею.
Нельзя
сказать,
что
самостоятельная
художественная
деятельность
полностью осуществляется без руководства взрослого. Просто характер этого
руководства опосредованный, косвенный. Воспитатель заботится о накоплении
ребенком
опыта,
впечатлений,
которые
потом
отразятся
в
самостоятельном
рисовании,
лепке,
рассказах,
музыкальной
деятельности;
обучает
изобразительным способам и приемам.
Само стоя тельная
художе ственная
дея тельно сть
потому
и
самостоятельная, что возникает по инициативе детей для удовлетворения их
индивидуальных
потребностей:
сделать
подарок
маме,
«написать
письмо»
бабушке, смастерить игрушку для игры и др. Очень часто такая деятельность
носит синтетический характер, т.е. дети соединяют разное содержание, разные
материалы, разные способы работы. Задача педагога – не нарушая замысла
ребенка, помочь ему, если возникнет такая необходимость. Но главное - создать
условия
для
самостоятельной
деятельности:
дети
должны
знать,
где
взять
необходимые
материалы,
где
именно
можно,
не
мешая
другим,
рисовать,
строить, музицировать и т.п. Воспитатель развивает самостоятельность детей,
используя
подсказку,
привлечение
внимания
к
предмету,
объекту,
вопросы,
предложения,
оценку
результатов
и
уровня
самостоятельности,
выдумки,
фантазии.
Самостоятельная
деятельность
может
носить
индивидуальный
характер, а иногда дети объединяются по два, три человека и, обсудив свой
замысел,
вместе
готовят
концерт,
мастерят
элементы
костюмов,
рисуют
декорации, изготавливают атрибуты для игры, организуют театрализованную
игру и т.д. Самостоятельная художественная деятельность тесно связана с той
работой, которую целенаправленно и в разных формах проводит воспитатель.
Это могут быть организованные занятия по развитию речи, изобразительной
деятельности, музыке.
Одна
из
форм
детской
деятельности,
способствующих
развитию
творческих способностей - театрализованные игры и игры-драматизации. Эти
игры
проходят
под
руководством
воспитателя.
Значительное
место
в
педагогическом процессе дошкольного учреждения и в жизни детей занимают
праздники и развлечения. Содержание развлечений разнообразно. Это могут
быть тематические литературные и музыкальные вечера, викторины. Полезны
для
творческого
развития
развлечения,
сочетающие
разные
виды
искусств.
Подбирается разнообразный материал – и литературный, и музыкальный, и
изобразительный на одну тему. Дети читают стихи, поют песни, водят хороводы
и т.д.
Праздники в дошкольном учреждении соответствуют принятым в нашей
стране. При проведении праздников решается комплекс воспитательных задач –
нравственных,
интеллектуальных,
а
также
задача
физического
развития.
И
конечно,
реализуются
задачи
творческого
развития.
Праздник
должен
быть
эмоционально
насыщенным.
Красота
обстановки,
торжественность
музыки,
общее
приподнятое
настроение
–
все
это
повышает
восприимчивость
к
творческой
стороне
действительности.
Методы
творческого
развития
очень
разнообразны.
Они
зависят
от
многих
условий:
объема
и
качества
художественной
информации,
форм
организации
и
видов
деятельности,
возраста ребенка. Педагогическая наука и практика определяет ряд наиболее
эффективных методов, способствующих формированию и развитию у детей
творческих способностей, суждений, оценок, практических действий: метод
убеждения, направленный на развитие восприятия, оценки, первоначальных
проявлений вкуса; метод приучения, упражнения в практических действиях,
предназначенных для преобразования окружающей среды и выработки навыков
культуры поведения; метод проблемных ситуаций, побуждающих к творческим
и
практическим
действиям;
метод
побуждения
к
сопереживанию,
эмоционально-положительной отзывчивости на прекрасное и отрицательное
отношение к безобразному в окружающем мире. В дошкольном детстве широко
применяются
игровые
методические
приемы.
Ребенок
успешнее
усваивает
творческую деятельность, если воспитатель создает игровые ситуации, если
художественный материал представлен в увлекательной форме, если между
детьми
возникают
игровые
соревнования.
Важнейшее
значение
игры
заключается в том, что она является такой формой организации жизни детей,
при
которой
складываются
определенные
взаимоотношения
между
ними.
Незатейливые игры в природе доставляют много радости детям и в то же время
развивают
их
наблюдательность,
воображение
фантазию,
обостряют
восприятие прекрасного. В целом лишь комплекс всевозможных методов может
обеспечить полноценное развитие ребенка.