Напоминание

Игры и игровые приёмы на уроках истории


Автор: Галина Евгеньевна Коровина
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Степновская средняя общеобразовательная школа" Ленинского муниципального района Волгоградской области
Населённый пункт: Посёлок Степной
Наименование материала: статья
Тема: Игры и игровые приёмы на уроках истории
Раздел: среднее образование





Назад




Игры и игровые приёмы на уроках истории»

Распространенно мнение, что интерес к игре возникает только в связи с

возможностью обыграть кого-то или что-то изобразить. На мой взгляд, это не

так. Игра – это не только и не обязательно соревнование. Это не только

получение баллы и выступление в какой-нибудь роли. Интерес диктуется

также заданием и возможностью получить результат. Может быть, только

интеллектуальный. Игра позволяет расширить границы собственной жизни

ребёнка, уничтожает его робость; ученик осуществляет самостоятельный

поиск знаний.

Задача

любой

интеллектуально

познавательной

игры

-

развлекая

школьников, обучать их.

В результате использования игры на уроке можно задействовать каждого

ученика, что даёт ему возможность не утратить мотивацию. А, как известно,

это и является одним из непременных условий качественного условия

знаний. Сегодня я хочу раскрыть некоторые эпизоды собственного опыта

применения игровых приёмов на уроке и проведения больших обобщающих

игр по темам, которые, казались бы, исключают любую несерьёзность. Но в

том – то и дело, что «игра – это серьёзно». В игре детей есть часть смысл

глубокий (Шиллер).

В качестве примера короткой игры (игрового приёма) приведу игру

«Мнемотехника», которая тренирует память. Заранее готовлю 10-20 слов

(фамилий, названий, терминов) по изучаемой теме. Затем эти слова

зачитываю, а ученики в это время ничего не записывают. Далее даю 1-2

минуты, за которые ученики должны воспроизвести в тетради максимальное

количество слов из ранее перечисленных. По результатам прочтения

выписанных слов выявляю победителя – того, кто запомнил больше всего

слов.

Результаты учащихся улучшаются от урока к уроку. В дальнейшем

подготовку слов для игры можно поручать ответственным ученикам.

Такая практика, между прочим, позволяет запомнить фамилии, даты,

термины, названия, которые необходимы при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.

Не обойтись без группы игр на обобщение предметов по определённым

признакам, умение отличать реальные явления от вымышленных. Например,

игру «Найди ошибки» можно с успехом использовать на уроках обобщения

или закрепления изученного материала.

Процесс изучения нового материала выстраиваю на основе работы с

правильным текстом. Затем собираю правильный текст (либо просто прошу

закрыть учебник) и раздаю другие листы с похожим текстом, в котором

допущены ошибки. Их необходимо найти.

Помимо занимательности, при регулярном использовании данной игры

заметно улучшается зрительная память, повышается внимательность

учащихся, они получают навыки работы с текстами документов, что опять же

необходимо при сдаче ОГЭ и ЕГЭ по истории.

Предлагаю несколько вариантов игр, которые использую в своей

педагогической практике.

«Узнай историческую личность по описанию»

Учитель предлагает ученикам описание внешности исторической личности

или его деятельности. Задача учеников заключается в том, чтобы узнать по

описанию

историческую

личность

или

же

соотнести

описание

с

портретом.

Например, на уроке истории России в 6 классе учащимся предлагается

узнать личность по описанию:

Его призвали новгородцы, Порядок навести в земле словенской. Сей князь,

делами неприметный, Стал основателем династии навечно. (Рюрик)

«Сколько способов применения предмета?»

Учитель предлагает фото или рисунок какого-то предмета быта древних

людей, их орудия труда и т.п. Ученикам необходимо назвать как можно

больше разнообразных способов их применения. Победит тот, кто назовет

наибольшее количество функций предмета (способ применения может быть

нетрадиционным, но реалистичным). Игра активизирует и развивает

креативное мышление.

Например, в 5 классе в процессе изучения первобытного общества, учащимся

предлагается найти способы применения ручного рубила.

«Бюро находок»

Учащимся показываются предметы, которые в исторической традиции

связаны с деятельностью определенной личности или государства. Ученики

должны установить, какому деятелю или к какому государству относятся

данные предметы.

Например, в 5 классе, на уроках обобщения по теме «Древний Восток»

учащимся предлагается соотнести вещи с государством-изобретателем.

Например, пачку чая, рис, бумагу, шелковый платок учащиеся должны

соотнести с Древним Китаем, шахматы – с Древней Индией, пурпурный

цвет, финики – с Финикией.

«Рекламный плакат»

Это упражнение позволяет посмотреть на заранее изученный материал с

практической точки зрения. Можно сформулировать задание таким

образом: «Сегодня мы часто видим рекламу на телевидении, в газетах, на

улице. Слово «реклама» происходит от латинского «громко кричать» и

обозначает объявление, которым пытаются обратить внимание на

определенные вещи, товары, события. Ваша задача заключается в том,

чтобы создать рекламу той страны, историю которой мы изучили.

Текстовый

и

иллюстративный

материал

должен

информировать

потенциальных туристов о выдающихся исторических памятках, которые

здесь находятся. Реклама может содержать символ страны, которую вы

предлагаете посетить, слоган, которым вы попробуете передать наиболее

интересную информацию».

«Покажи ответ на карте»

Игра принадлежит к разряду историко-географических викторин. Учитель

задает вопросы, с помощью которых проверяет географические знания

учеников, а они отвечают, показывая ответ на карте.

Например:

Горы на севере Италии (Альпы); Море, которое омывает берега Италии с

востока (Адриатическое); Самая большая река в Италии (Тибр); Вулкан на

Аппенинском полуострове (Везувий) и т. п.

Для проведения игры вырезаются карты, наклеиваются на картон, а потом

ножницами

каждая

карта

разрезается

на

части

(пазлы).

Задание

заключается в том, чтобы правильно сложить карты.

«Синквейн»

В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение,

состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Для

чего

используются:

обогащает

словарный

запас;

подготавливает

к

краткому

пересказу;

учит

формулировать

идею

(ключевую

фразу);

позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом; получается у

всех.

Например, синквейн о Геродоте.

умный, образованный

Путешествовал, наблюдал, записывал

Отец истории

Игра «да-нет»

Ученик выходит к доске. Учитель поднимает над ним крупно отпечатанное

на листке (или на экране, к которому ученик стоит спиной) слово. Весь

класс видит загаданное слово, кроме вышедшего к доске.

Теперь ученик задаёт вопросы, остальные отвечают “Да” или “Нет”.

Ученик может адресовать свои вопросы конкретным ученикам.

На столе лежат карточки с понятиями по изученной теме. Ученики по

очереди выходят, вытягивают карточку с понятием. Теперь надо

изобразить данное понятие при помощи жестов и мимики. После того, как

понятие будет отгадано, ученик говорит полное определение данного

понятия.

«Историческая инсценировка»

Позволяет учащимся вжиться в роль своего героя, способствует развитию

интереса к предмету, более детальному изучению материала темы,

творческих способностей.

Таким образом, игры на уроках истории – это неотъемлемый компонент

обучения. Выстроенные на основе использования наглядности, игры

стимулируют творческую активность и познавательный интерес

школьников, способствуют лучшему усвоению материала и запоминанию

порой сложных понятий и личностей.

«Историческая цепочка»

Найти третье лишнее и объяснить, почему оно лишнее.

1.Амон-Ра, Осирис, Тутмос

2.Тигр, Урук, Евфрат

«Кому могут принадлежать слова?»

1) «Как утренняя тень, исчезну без следа, меня с лица земли сотрут, как

плесень, но не исчезнет след упорного труда» (раб)

2) Книга нужнее построенного дома, лучше роскошного дворца, лучше

статуи в храме (Писцы)

3) «Половина ячменя досталась червям, гиппопотам съел немало, мышей

множество, саранча нападала, домашний скот ел, воробьи крали. Горе мне!»

(крестьянин)

4) «Я …царь справедливый, которому бог солнца даровал законы. Мои слова

превосходны, мои дела бесподобны». (Хаммурапи)

«Ролевая игра»

Учебная игра, в ходе которой участники имитируют реальную ситуацию

путем выполнения назначенных ролей. Цель проведения ролевой игры

заключается в приобретении опыта поведения или обращения, а также

определенных навыков. Каждый участник должен знать идею роли и цель

ролевой игры вообще. Важно дать группе выйти из роли по окончании игры

и каждому – сказать несколько слов о своих чувствах, впечатлениях или

мыслях. Ролевую игру используют как наиболее эффективное средство

наглядного освещения содержания и сути тематики.

«Исторический футбол»

Перед проведением игры участники знакомятся с литературой по заданной

теме и готовя пять-восемь заданий. Группа распределяется на 2 команды.

В них распределяются роли: нападение, защитники, вратарь. Команда

нападения, которой выпало выступать первой, ставит вопрос группе

защиты второй команды. Если защитники отвечают правильно. Их команда

получает право ставить вопрос. Если неправильно. Вопрос переходит к

вратарю. Если и тот не знает ответа. Команда получает гол. Обеим

командам насчитываются баллы. Набранные во время игры.

«Сундучок»

В конце урока учащимся предлагается взять в руки сундучок, каждый по

очереди должен рассказать, какие знание по рассматриваемой теме он

возьмет в дорогу или даже ощущения от мероприятия или общения.

Россия в XIX в. (УРОК-ВИКТОРИНА)

План урока

1.Разминка.

2.Конкурс «Черный ящик».

3.Конкурс «Великие люди».

4.Конкурс «Крылатые выражения».

5.Конкурс «Юные детективы».

6.Конкурс «Литературный».

7.Конкурс «Проверь себя».

8.Подведение итогов.

1.Соотнесите имя из левой графы таблицы с преобразованием, указанным в

правой графе.

Государственные

деятели

Преобразования

М.М.Сперанский

Реформа управления государственными

крестьянами

П.Д.Киселев

Финансовая реформа

А.А.Аракчеев

Кодификация законов

Е.Ф.Канкрин

Учреждение военных поселений

2. «В черном ящике» находятся четыре предмета. С каким лицом или

событием они могут быть связаны?

1.Листок с фамилией человека ,на родовом гербе которого начертаны слова:

«Без лести предан».

(А.А. Аракчеев.)

2.Этот предмет упоминается в легенде о строительстве Николаевской

железной дороги.

(Линейка.)

3.После Отечественной войны 1812 г. Легкая промышленность начала

ускоренно развиваться. Ее изделия шли уже в основном на продажу внутри

страны. К концу 1820-х гг. Россия перестала ввозить эту продукцию из-за

границы.

(Ситец.)

4.В первой половине XIX в. этот продукт, родом из Китая, получил

распространения в России.

3. Демонстрируются репродукции портретов М.И. Кутузова, К.П.

Брюллова, М.М. Сперанского, П.С. Нахимова, Н.И. Пирогова, М.И. Глинки,

А.А. Иванова, И.Ф. Крузенштерна. Расскажите,чем знамениты эти люди в

истории России.

4.Вспомните, с какими событиями и менами связано проявление следующих

выражений.

1. «Дней Александровских прекрасное начало…» (А.С.Пушкин).

(Восшествие на престол Александра I, начало преобразований.)

2. «Приехал Кутузов бить французов…» (солдатская поговорка).

(Назначение М.И. Кутузова главнокомандующим русской армией в

Отечественную войну 1812 г.)

3. «Из искры возгорится пламя…» (Ответ декабристов А.С. Пушкину из

Сибири.)

4.«Сфинкс, не разгаданный до гроба…» (П.А. Вяземский).

(Смерть Александра I.)

5.

1.Прочтите текст и скажите, кто был собеседником Наполеона:

«Высокий, рано облысевший, с умным и печальным выражением лица,

всегда

модно,

со

вкусом

одетый,

ярый

сторонник

наполеоновских

преобразований, прекрасно знавших Гражданский кодекс».

После беседы с ним Наполеон предложил Александру I: «Не хотели бы вы

обменять

его

на

какое-нибудь

мое

королевство?»

(М.М. Сперанский.)

2.Единственный раз Георгиевскием крестом во время Отечественной войны

1812 г. была награждена женщина. Назовите ее имя.

(Надежда Андреевна Дурова (1783 – 1866), она же штабс – капитан А.А.

Александров.)

6.Прочтите фрагмент текста и назовите войну, о которой в нем

говорится:

«Грустно… я болен Севастополем Мученик – Севастополь!...Что стало с

нашими морями?...Кого поражаем мы? Кто внимает нам? Наши корабли

потоплены, сожжены или заперты в наших гаванях. Неприятельские флоты

безнаказанно опустошают наши берега… Друзей и союзников у нас нет».

(Крымская война, 1853-1856.)

7.Учащиеся получают листы с вопросами и вариантами ответов, из

которых нужно выбрать один – правильный.

1.Укажие дату Бородинского сражения:

а) 26 августа 1812; в)8 декабря 1812; б)13 октября 1812; г)8 ноября 1812

2.Кто был инициатором создания военных поселений?

а)М.М. Сперанский; в) А.А. Аракчеев; б)А.Х. Бенкендорф; г)Александр I

3.Решение

Кутузова

оставить

Москву

преследовало

цель:

а) сохранить русскую армию; б) спасти Петербург; в) навязать Наполеону

зимнюю кампанию; г) вызывать всенародный гнев по отношению к

Наполеону

4.Формированию

взглядов

декабристов

способствовали:

а) Отечественная война 1812 г. и общественный подъем в стране; б)

аракчеевщина; в) вольнолюбивые идеи А.Н. Радищева и А.С. Пушкина; г)

стремление

прославиться

5.Укажите основной вид транспорта в России в первой половине XIX в.:

а)

авиационный;

в)

гужевой

и

водный;

б)

железнодорожный;

г)

автомобильный

6.

Укажите

хронологические

рамки

Кавказкой

войны:.

а) 1812-1873; в)1817-1864; б)1826-1866; г)1853-1856

7.Кто из русских писателей был офицером артиллерии и участником

Крымской войны?

а) Л.Н.Толстой; в) В.В. Вересаев; б) Ф.М. Достоевский; г) В.М. Гаршин

8. Как называлась государственная идеология, разработанная в годы

правления Николая I ?

а) теория официальной народности; в) теория камерализма;

б) теория естественного права; г)теория относительности

9. Каких крестьян касалась реформа, проведенная П.Д. Киселевым?

а) помещичьих; б) государственных; в) крестьян западнорусских губерний;

г) удельных

10. Кто такие западники?

а) религиозная секста; б) представители западноевропейских стран –

инвесторов России; в) сторонники развития России по западноевропейскому

пути; г) жители западных губерний Российской империи

Ответы: 1 – а; 2 – в; 3 – а; 4 – а; 5 – в; 6- в; 7 – а; 8 – а; 9 – б; 10 – в.

8.По итогам урока все учащиеся получают оценки, а трое, набравшие самый

высокий балл, награждаются лентами на фоне репродукции картины А.Д.

Кившенко «Николай I награждает Сперанского за составление «Свода

законов» (1833).

Игра «Рыбак и рыбка»

Следующая не менее интересная игра – «Рыбак и рыбка». Она проводится

среди учащихся 5-8 классов в холле или коридоре школы. Правила игры

таковы: из картона заранее вырезаются крупные контуры рыб (к ним

прикрепляют металлические скрепки), на них пишут задания. На полу

очерчивают мелом границы водоема и раскладывают «рыбки». «Удочкой»

служит деревянная палочка, к которой прикреплен магнит. (Можно сделать

два водоема с «рыбками» и провести конкурс на время – кто быстрее и

больше

поймает

«рыбок»

и

выполнит

заданий.)

В команде должно быть не менее пяти игроков. Пока «рыбак» вылавливает

«рыбки», остальные игроки выполняют задания. Задания могут быть по теме

«Древняя

Греция.

Религия

древних

греков».

Например,

назвать:

1. Остров, посвященный богу Солнца Гелиосу. По преданиям греков, сам

Зевс выдвинул этот остров из моря в утешение Гелиосу, обиженному тем, что

при дележе власти олимпийские боги ничего ему не дали.(Родос.)

2. Имя мифического певца, искусным пением которого и игрой на кифаре

заслушались не только смертные, но и сами боги. (Орфей.)

3. Могучая дочь Океана, река забвения в подземном царстве, отведав воду

которой души умерших забывают о земной жизни. (Лета.)

4. Прекраснейшая из богинь, воплощение идеала женской красоты.

(Афродита.)

5. Сын Зевса и Латоны, бог света, пения и игры на цитре, предводитель муз.

(Аполлон.)

6. Неутомимая богиня охоты, покровительница животных., особенно

новорожденных. (Артемида.)

7. Пища греческих богов, сообщавшая им вечную юность и бессмертие.

(Амброзия.)

8. Сестра бога Солнца Гелиоса и богини Луны Селены, она олицетворяла

собой нежный розовый утренний свет, рассеивающий ночные сумерки.

(Аврора.)

9. Могучий исполин, поддерживающий своими плечами по приказу Зевса

небесный свод. (Атлант.)

10. Смертный юноша удивительной красоты, которого страстно полюбила

Афродита и проводила с ним время. Из его крови она вырастила цветок-

воплощение нежной страсти. Зевс разрешил тени юноши весной покидать на

полгода царство Аида. (Адонис.)

Конкурс архивариусов

Эта игра проходит среди учащихся 8-11 классов. Условия конкурса просты:

набирается команда знатоков истории. Ребята получают документы или

фрагменты документов, по которым они должны определить:

1) предполагаемого автора;

2) название документа;

3) историческую эпоху или события, о которых идет речь;

4)основную идею этого документа.

Больше всего баллов получает тот ученик (или команда), который точно

выполнит все задания. Конкурс оценивает жюри. Можно предложить

следующие документы:

1. «Считаем необходимым напомнить, однако, что легализация верховной

власти народным представительством может быть достигнута лишь тогда,

если выборы будут произведены совершенно свободно… А потому

правительство должно в виде временной меры, впредь до решения народного

собрания, допустить: 1) полную свободу печати, 2) полную свободу слова, 3)

полную свободу сходок, 4) свободу избирательных программ.

Вот единственное средство к возращению России на путь правильного,

мирного развития. Заявляем торжественно перед лицом всей страны и мира,

что наша партия, со своей стороны, безусловно, подчинится решению

народного собрания … и не позволит себе никакого насильственного

противодействия правительству, санкционированному народным собранием.

Итак, Ваше Высочество, решайте. Перед Вами два пути. От вас зависит

выбор…» (из письма исполнительного комитета <<Народной воли>>

Александру III, 10 марта 1881 г.)

2. «Ничто так не разожгло алчности грабителей, как Архангельский собор в

Кремле с гробницами царей, в которых ожидали найти громадные

сокровища. В этом чаянии гренадеры спустились с факелами в подземелье и

взрыли, перебудоражили самые гробы и кости почивших…

До четырнадцати тысяч домов были обращены в пепел, и в числе их

множество настоящих дворцов, из которых каждый стоил от 100 тыс. до 200

тыс. рублей. Сгорело 6000 лавок малых и больших, между последними

некоторые магазины громадной цены. Так как никто не ожидал, что город,

что город будет предан пламени, то можно только представить себе, сколько

богатства погибло» (из воспоминаний современника о бесчинствах

французов в 1812 г. в Москве).

3. «Какая глубокая безнравственность в привычках нашего Правительства!

Полиция распечатывает письма мужа к жене и приносит их читать царю

(человеку благовоспитанному и честному), и царь не стыдится в том

признаться – и давать ход интриге…» (из дневника А.С. Пушкина, 10 мая

1834 г.).

4. «Он стремился на почве защиты экономических нужд рабочей массы

создать легальное движение, которое имело ы на своей стороне в качестве

отца и друга – существующее правительство… Он не останавливался даже

перед возможностью отдельных конфликтов рабочих с предпринимателями,

при которых правительство становилось на сторону рабочих. Его

умственному взору рисовалась перспектива «социальной монархии»,

единения царя с рабочим народом, при котором революционная пропаганда

теряла перед собой всякую почву» (из воспоминаний А.В. Герасимова

(жандармского генерала) о С.З. Зубатове).

5. «Старый режим рухнул по всей России, и мало кто сожалеет о нем. Вся

страна рада этому. Царь отрекся сам и за своего сына. Великий князь Михаил

отказался от трона. Избрали временное правительство, и его манифест стал

одним из самых либеральных и демократических документов, когда-либо

издавшихся. Все царские служащие от министра до полицейского смещены и

замещены людьми, преданными республике…» (Питирим Сорокин о

февральских событиях 1917 г.)

6. «Советская Россия вела с нами войну под лозунгом навязывания нам,

полякам, своего, т.е. советского строя, и такую цель она назвала

«революцией извне»… Я хорошо видел, что подавляющее большинство

населения относилось к советам и их господству с глубоким недоверием, а

часто и с явной неприязнью, видя в них – обоснованно или необоснованно…

разгул невыносимого террора. Поэтому в течение всей войны я не чувствовал

беспокойства за свой тыл, что там может вспыхнуть какое-то восстание» ( Ю.

Пилсудский. «Война 1920 г.»).

7.«Из многих городов к нам в Москву власти и всяких чинов люди для…

великого земского собора съехались. Ожидаем мы выборных людей и вас…

и вам бы, господа, по нашему приговору выбрать крепких, и разумных, и

настоятельных людей из духовного чину – пять человек. Из посадских и

уездных людей – двадцать человек. Из стрельцов – пять человек… Дав им от

себя полный достаточный приговор, как им о великом земском деле с нами

вместо всех вас советоваться, и говорить и выбор царя постановить…

А если выборных людей к Москве к крещению не вышлите, нам всем мнится,

что вам Московское государство и государь на Московском государстве

подобен» (из грамоты «Совета всей земли» на Двину о созыве Земского

собора).

8. «…Без любви к вере предков народ, как и частный человек, должен

погибнуть. Русский, преданный отечеству, столь же мало согласится на

утрату одного из догматов нашего православия, сколь и на похищение

одного перла из венца Мономаха. Самодержавие составляет главное условие

политического существования России… наряду с этими двумя

национальными началами находится и третье, не менее важное, не менее

сильное: народность…» 9из доклада С.С. Уварова Николаю I).

9. «…И был между ними бой, и тот час сбежались люди, и началось

смятение, и ударили в колокола, и стали вечем, и весь народ тот час

собрался, и бросили клич тверичи, и начали избивать татар, где кого найдут,

даже самого Шевкала убили и всех подряд…» (из Тверской летописи 1327

г.).

Конкурс знатоков художественного салона.

Этот конкурс проводится среди учащихся 8-9 классов. Суть игры: собирается

команда знатоков культуры. Заранее объявляется тема «художественного

салона», например «Передвижники». Подбираются репродукции картин,

которые будут показаны учащимся. Члены жюри читают описание картины.

Конкурсанты должны ее назвать и как можно больше рассказать об авторе и

истории создания, судьбе, местонахождении. Побеждает ученик, набравший

большее количество баллов. Победитель получает в подарок репродукцию

картины.

Варианты описаний.

1.На берегу реки под палящими лучами солнца – 11 человек. Они медленно

движутся, усталые и измученные. Их ноги вязнут в глубоком песке, яркое

солнце немилосердно палит головы, а они шаг за шагом тянут свою лямку.

Бесконечно длинна река, бесконечен и тяжел их путь. В лицах одних –

покорность судьбе и смирение, других – протест и озлобление, третьи –

невозмутимы… (И. Репин. «Бурлаки на Волге»).

2.Все помнят угол большой комнаты, залитой серебристым дневным светом:

за столом сидит смуглая, черноволосая девочка в розовой кофточке с черным

в белую горошину бантом. На ослепительной белой скатерти лежат листья

клена, персики и серебряный нож. За окном светлый-светлый летний день, к

стеклам тянутся ветки деревьев, а солнце, пробившись сквозь их листву,

освещает и тихую комнату, и девочку, и старинную мебель красного

дерева…(В.Серов.

«Девочка

с

персиками»).

3.В центре общего внимания – молодая девушка, скромно, но со вкусом

одетая: темно-коричневое платье, на голове капор с голубой шелковой

ленточкой. В руках у нее ридикюль, из которого она вынимает аттестат на

звание домашней учительницы. Ее стройная, чуть склоненная фигура,

изящный профиль нежного лица представляют собой разительный контраст

приземистым фигурам членов купеческого семейства, на лицах которых

отразились

и

удивление,

и

подозрительная

недоброжелательность,

и

цинично-самодовольная

усмешка…

(В.Перов.

«Приезд

гувернантки

в

купеческий

дом»).

4.Сначала он был изображен один: сидя за столом и опустив голову, он

мучительно

размышляет.

Перед

ним

документы,

неопровержимо

доказывающие вину сына, но семейной драмы не ощущается. Художник

отказался от этого варианта. На другом эскизе он сидит за столом и смотрит

на сына пристальным взглядом. Бурное объяснение произошло только что, и

он как будто ждет от сына ответ. Тот же стоит словно скованный, как

человек-призрак, в замешательстве потупив взор… (Н.Ге. «Перт Первый

допрашивает

царевича

Алексея

в

Петергофе»).

5.Эта картина решена в холодной цветовой гамме, передающей тона раннего

рассвета, когда сквозь предутреннюю мглу начинают проступать оживающие

краски дня. Художник изобразил его сидящим на холодных серых камнях,

пустынная почва мертва, так что кажется, будто сюда не уступала еще нога

человека. Но благодаря тому, что линия горизонта на плоскости холста делит

его почти пополам, фигура господствует в пространстве полотна и находится

в гармонии с суровым миром картины. Его одеяние сдержанно, что еще

больше выделяет лицо и руки, - это необходимо для психологической

убедительности образа. В этом произведении нет действия, но зримо

показана жизнь духа, работа мысли. Его фигура согбенна, руки мучительно

стиснуты. Лицо передает не только страдание, но вопреки всему выражает

невероятную силу воли и готовность сделать первый шаг на каменистом пути

(И.Крамской. «Христос в пустыне»).

6.Отброшено в сторону кресло, на котором вот только что он сидел, всего

какое-то мгновение назад, а потом в неистовом гневе швырнул в наследника

окованный железом посох. Страшен главный герой. Это деспот, тиран. В

свое неограниченном самовластии он давно освободил себя от всех

нравственных законов, переступил их: он ни перед кем не ответчик, а

человеческие жизни для него уже давно не представляют никакой цены.

(И.Репин.

«Иван

Грозный

и

сын

его

Иван»).

7. Это произведение было воспринято как типическое изображение русского

пейзажа. Неяркая русская природа средней полосы выражена художником с

любовью. Скромности сюжета соответствует спокойная цветовая гамма,

богатая оттенками, полутонами, светотенью, тонко воссоздающими весеннее

пробуждение природы (А.Саврасов. «Грачи прилетели»).

Конкурс «Историческая мозаика»

Проводится среди учащихся 6-9 классов. Заранее подбираются высказывания

исторических деятелей, каждое из которых записывается по частям на

нескольких карточках. Задача игроков: воссоединить части высказывания,

определить автора, историческую эпоху(карточек должно быть около 30).

Побеждает игрок (команда), набравший больше всего правильных карточек

и, таким образом, составивший больше всего исторических мозаик.

Высказывания

«Сабля и религия – неразлучны» (султан Махмед II).

«Дворяне – главный нерв государства» (кардинал Ришелье).

«Кто не умеет притворяться – тот не умеет царствовать» (Людовик XI).

«На этом я стою и не могу иначе» (Я.Гус на Констанцском соборе).

«Каждый воин должен понимать свой маневр» (А.В.Суворов «Наука

побеждать»).

«Ни одна собака не тявкнула в сторону парламента» (О.Кромвель).

«После нас – хоть потоп» (Людовик XV).

«Общество без религии подобно кораблю без компаса» (Наполеон Бонапарт)

«Независимость – это единственное благо, которого мы достигли» (Симон

Боливар).

«Кто хочет управлять Германией, тот должен ее завоевать» (Вильгельм I).

Конкурс ораторов

Проводится среди учащихся 9-11 классов. Объявляется тема выступления,

например:

«Речь У. Черчилля в Фултоне в 1946 г.»;

«Выступление Н.С.Хрущева на XXсъезде КПСС»;

«Речь В.И.Ленина на II Съезде Советов в 1917 г.»;

«Выступление академика А.П.Сахарова на XIX партийной конференции в

1988 г.»;

«Речь Столыпина в Государственной думе в 1906 г.»;

«Выступление Витте в 1902 г. на Особом совещании о нуждах

сельскохозяйственной промышленности»;

«Выступление М.С.Горбачева на XXVI съезде КПСС».

Конкурсанты должны выступить в роли этих исторических деятелей.

Критерии оценивания (высший балл – 10):

знание фактического материала,

аргументированность,

логическая последовательность

эмоциональность изложения материала

Победителем считается тот, чье выступление в большей степени отвечало

этим критериям.

Все перечисленные конкурсы можно проводить не по отдельности, а в одной

большой игре, например «Путешествие в прошлое».

Каждой команде (классу) дается «Маршрут путешествия». В этом

обозначены станции, например:

«Театральная» (команда выступает с готовым домашним заданием –

инсценировкой «крылатого выражения»);

«Рыбацкая» (необходимо выловить как можно больше «рыбок» и ответить на

вопросы за определенное время, например за пять минут).

Следующие станции – «Архивная», «Мозаика», «Ораторская».

Члены жюри находятся на станциях. После прохождения каждой станции

жюри отмечает в листке «Маршрута» количество баллов, заработанных

командой.

(К этому списку можно добавить еще на одну станцию – «Музыкальная»; на

ней участники игры получают задания угадать фрагменты оперы П.И.

Чайковского «Евгений Онегин», балетов «Лебединое озеро»,»Щелкунчик»;

опер М.П. Мусоргского «Борис Годунов», М.И.Глинки «Руслан и Людмила»,

А.П.Бородина «Князь Игорь».)

После прохождения всех станций маршрутные листы сдаются жюри.

Команда, набравшая больше всего баллов за меньшее количество времени,

считается командой – победительницей.



В раздел образования