Напоминание

"Анализ загрязненности проб снега"


Автор: Игнатьев Иван Иванович
Должность: учитель химии и биологии
Учебное заведение: МБОУ "Верхоянская СОШ имени М.Л. Новгородова"
Населённый пункт: г.Верхоянск, Верхоянский район, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: Лабораторная работа
Тема: "Анализ загрязненности проб снега"
Раздел: полное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ВЕРХОЯНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ М.Л. НОВГОРОДОВА»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВЕРХОЯНСКИЙ РАЙОН»

РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ПЛАН-КОНСПЕКТ

лабораторной работы по биологии

«Анализ загрязненности проб снега»

Дата проведения: 11.03.2022

Предмет: биология

Тема: «Анализ загрязненности проб снега»

Класс: 7

Учитель: Игнатьев Иван Иванович, учитель химии и биологии

Тип урока: изучение новой темы, обобщение и систематизация знаний

Цели: познакомить учащихся с особенностями загрязнения снега; формирование знаний о

строении H

2

O, его свойствах, способах образования в снег, провести сравнительный анализ

загрязненности проб снега

Оборудование: цифровая лаборатория Releon с датчиками рН, хлорид-ионов, мутности,

пробирки, дистиллированная вода

Методы: репродуктивный, частично-поисковый, информационно-иллюстративный,

демонстрационный

Структура урока:

1. Организационный этап;

2. Постановка цели урока;

3. Обобщение и систематизация знаний с помощью проведения лабораторной работы;

4. Рефлексия.

ХОД УРОКА:

Учитель: Существуют различные классификации загрязнения среды:

По свойствам загрязнителей (физические, химические, биологические и т.д.);

По состоянию загрязняющего вещества (газ, жидкость, твердые отходы и т.д.);

По стойкости загрязнения в естественной среде (разрушаемые и не разлагаемые);

По качеству или виду среды, где распространяется загрязнение (атмосфера, гидросфера,

литосфера и т.д.).

Глобальное загрязнение - загрязнение, которое нарушает естественные физико-химические,

биологические показатели биосферы в целом и обнаруживается в любой точке поверхности нашей

планеты.

Локальное загрязнение - загрязнение окружающей среды в ограниченных пространственно-

временных масштабах.

Региональное загрязнение - загрязнение окружающей среды, проявляющееся в пределах

значительной территории (региона). Региональное загрязнение формируется на основе локальных

загрязнений при увеличении их количества или пространственно-временных масштабов.

Главным загрязнителем снега, а, следовательно, и воздуха является сажа, которая выделяется из

труб котельных вместе с прочими продуктами сгорания.

Для определения содержания сажи в воздухе, полученную из снега воду фильтруют через

бумажный фильтр. Предварительно фильтры взвешивают. После фильтрования фильтры

высушивают и снова взвешивают. По разности масс фильтра с сажей и чистого фильтра

вычисляют содержание сажи в воде и, соответственно, в воздухе. После получения данных,

делается перерасчет на содержание сажи в мг на 1 л воды.

Снег образуется, когда микроскопические капли воды в облаках притягиваются к пылевым

частицам и замерзают. Появляющиеся при этом кристаллы льда, не превышающие поначалу

0,1 мм в диаметре, падают вниз и растут в результате конденсации на них влаги из воздуха.

При этом образуются шестиконечные кристаллические формы. Из-за структуры молекул воды

между лучами кристалла возможны углы лишь в 60° и 120°. Основной кристалл воды имеет в

плоскости форму правильного шестиугольника. На вершинах такого шестиугольника затем

осаждаются новые кристаллы, на них— новые, и так получаются разнообразные формы

звёздочек-снежинок.

Кристаллы неоднократно вертикально передвигаются в атмосфере, частично тая и

кристаллизуясь заново. Из-за этого нарушается регулярность кристаллов и образуются

смешанные формы. Кристаллизация всех шести лучей происходит в одно и то же время, в

практически идентичных условиях, и поэтому особенности формы лучей снежинки

получаются столь же идентичны.

Белый цвет происходит от заключённого в снежинке воздуха. Свет всех возможных частот

отражается на граничных поверхностях между кристаллами и воздухом и рассеивается.

Снежинки состоят на 95% из воздуха, что обуславливает низкую плотность и сравнительно

медленную скорость падения (0,9 км/ч).

Порядок проведения работы

ОРГАНОЛЕПТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ:

1.

Подготовить пять проб снега. Отбор проб снега производить в различных местах населенного

пункта.

2.

Оценить и записать в таблицу 19.1 внешний вид снега.

3.

Оценить запах снега. Описать и записать результаты в таблицу 19.1.

4.

Растопить образцы снега.

5.

Подключить датчик мутности к компьютеру или планшету.

6.

Запустить программу измерений Releon Lite. Запустить сбор данных кнопкой «Пуск».

7.

Наполнить кювету датчика мутности растопленным образцом снега (водой).

8.

Поместить кювету в датчик.

9.

Полученные данные записать в таблицу 19.1.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ рH:

1.

Подключить датчик pH к компьютеру или планшету.

2.

Запустить программу измерений Releon Lite. Запустить сбор данных кнопкой «Пуск».

3.

Подготовить пять стаканов с воду из образцов снега.

4.

Поочередно измерить значение pH для каждого раствора, попеременно погружая щуп в сосуды.

Важно после каждого измерения погружать щуп в чистую воду для очистки и протирать сухой

салфеткой.

5.

Полученные данные записать в таблицу 19.1.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХЛОРИД-ИОНОВ

1.

Подключить датчик хлорид ионов к компьютеру или планшету.

2.

Запустить программу измерений Releon Lite. Запустить сбор данных кнопкой «Пуск».

3.

Подготовить пять стаканов с воду из образцов снега.

4.

Поочередно измерить значение хлорид-ионов для каждого раствора, попеременно погружая

щуп в сосуды.

5.

Полученные данные записать в таблицу 19.1.

6.

Ответить на контрольные вопросы и сделать самостоятельные выводы по проведенной работе.

Таблица 19.1-Результаты измерений

п/п

Место

пробы

снега

Внешний

вид снега

Запах проб

снега

Мутность

снега

pH

снега

Содержание

хлорид

ионов

1

2

3

4

5

Контрольные вопросы

1.

Что такое загрязнение?

2.

Какие виды загрязнений существуют?

3.

Что такое снег?

4.

Какую роль в экологии играет анализ снега?



В раздел образования