Автор: Игнатьев Иван Иванович
Должность: учитель химии и биологии
Учебное заведение: МБОУ "Верхоянская СОШ имени М.Л. Новгородова"
Населённый пункт: г.Верхоянск, Верхоянский район, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: Лабораторная работа
Тема: "Анализ загрязненности проб снега"
Раздел: полное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВЕРХОЯНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ М.Л. НОВГОРОДОВА»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВЕРХОЯНСКИЙ РАЙОН»
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ПЛАН-КОНСПЕКТ
лабораторной работы по биологии
«Анализ загрязненности проб снега»
Дата проведения: 11.03.2022
Предмет: биология
Тема: «Анализ загрязненности проб снега»
Класс: 7
Учитель: Игнатьев Иван Иванович, учитель химии и биологии
Тип урока: изучение новой темы, обобщение и систематизация знаний
Цели: познакомить учащихся с особенностями загрязнения снега; формирование знаний о
строении H
2
O, его свойствах, способах образования в снег, провести сравнительный анализ
загрязненности проб снега
Оборудование: цифровая лаборатория Releon с датчиками рН, хлорид-ионов, мутности,
пробирки, дистиллированная вода
Методы: репродуктивный, частично-поисковый, информационно-иллюстративный,
демонстрационный
Структура урока:
1. Организационный этап;
2. Постановка цели урока;
3. Обобщение и систематизация знаний с помощью проведения лабораторной работы;
4. Рефлексия.
ХОД УРОКА:
Учитель: Существуют различные классификации загрязнения среды:
По свойствам загрязнителей (физические, химические, биологические и т.д.);
По состоянию загрязняющего вещества (газ, жидкость, твердые отходы и т.д.);
По стойкости загрязнения в естественной среде (разрушаемые и не разлагаемые);
По качеству или виду среды, где распространяется загрязнение (атмосфера, гидросфера,
литосфера и т.д.).
Глобальное загрязнение - загрязнение, которое нарушает естественные физико-химические,
биологические показатели биосферы в целом и обнаруживается в любой точке поверхности нашей
планеты.
Локальное загрязнение - загрязнение окружающей среды в ограниченных пространственно-
временных масштабах.
Региональное загрязнение - загрязнение окружающей среды, проявляющееся в пределах
значительной территории (региона). Региональное загрязнение формируется на основе локальных
загрязнений при увеличении их количества или пространственно-временных масштабов.
Главным загрязнителем снега, а, следовательно, и воздуха является сажа, которая выделяется из
труб котельных вместе с прочими продуктами сгорания.
Для определения содержания сажи в воздухе, полученную из снега воду фильтруют через
бумажный фильтр. Предварительно фильтры взвешивают. После фильтрования фильтры
высушивают и снова взвешивают. По разности масс фильтра с сажей и чистого фильтра
вычисляют содержание сажи в воде и, соответственно, в воздухе. После получения данных,
делается перерасчет на содержание сажи в мг на 1 л воды.
Снег образуется, когда микроскопические капли воды в облаках притягиваются к пылевым
частицам и замерзают. Появляющиеся при этом кристаллы льда, не превышающие поначалу
0,1 мм в диаметре, падают вниз и растут в результате конденсации на них влаги из воздуха.
При этом образуются шестиконечные кристаллические формы. Из-за структуры молекул воды
между лучами кристалла возможны углы лишь в 60° и 120°. Основной кристалл воды имеет в
плоскости форму правильного шестиугольника. На вершинах такого шестиугольника затем
осаждаются новые кристаллы, на них— новые, и так получаются разнообразные формы
звёздочек-снежинок.
Кристаллы неоднократно вертикально передвигаются в атмосфере, частично тая и
кристаллизуясь заново. Из-за этого нарушается регулярность кристаллов и образуются
смешанные формы. Кристаллизация всех шести лучей происходит в одно и то же время, в
практически идентичных условиях, и поэтому особенности формы лучей снежинки
получаются столь же идентичны.
Белый цвет происходит от заключённого в снежинке воздуха. Свет всех возможных частот
отражается на граничных поверхностях между кристаллами и воздухом и рассеивается.
Снежинки состоят на 95% из воздуха, что обуславливает низкую плотность и сравнительно
медленную скорость падения (0,9 км/ч).
Порядок проведения работы
ОРГАНОЛЕПТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ:
1.
Подготовить пять проб снега. Отбор проб снега производить в различных местах населенного
пункта.
2.
Оценить и записать в таблицу 19.1 внешний вид снега.
3.
Оценить запах снега. Описать и записать результаты в таблицу 19.1.
4.
Растопить образцы снега.
5.
Подключить датчик мутности к компьютеру или планшету.
6.
Запустить программу измерений Releon Lite. Запустить сбор данных кнопкой «Пуск».
7.
Наполнить кювету датчика мутности растопленным образцом снега (водой).
8.
Поместить кювету в датчик.
9.
Полученные данные записать в таблицу 19.1.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ рH:
1.
Подключить датчик pH к компьютеру или планшету.
2.
Запустить программу измерений Releon Lite. Запустить сбор данных кнопкой «Пуск».
3.
Подготовить пять стаканов с воду из образцов снега.
4.
Поочередно измерить значение pH для каждого раствора, попеременно погружая щуп в сосуды.
Важно после каждого измерения погружать щуп в чистую воду для очистки и протирать сухой
салфеткой.
5.
Полученные данные записать в таблицу 19.1.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХЛОРИД-ИОНОВ
1.
Подключить датчик хлорид ионов к компьютеру или планшету.
2.
Запустить программу измерений Releon Lite. Запустить сбор данных кнопкой «Пуск».
3.
Подготовить пять стаканов с воду из образцов снега.
4.
Поочередно измерить значение хлорид-ионов для каждого раствора, попеременно погружая
щуп в сосуды.
5.
Полученные данные записать в таблицу 19.1.
6.
Ответить на контрольные вопросы и сделать самостоятельные выводы по проведенной работе.
Таблица 19.1-Результаты измерений
№
п/п
Место
пробы
снега
Внешний
вид снега
Запах проб
снега
Мутность
снега
pH
снега
Содержание
хлорид
ионов
1
2
3
4
5
Контрольные вопросы
1.
Что такое загрязнение?
2.
Какие виды загрязнений существуют?
3.
Что такое снег?
4.
Какую роль в экологии играет анализ снега?