Напоминание

по пьесе А.Н. Островского "Гроза"


Автор: Рыжкова Наталья Петровна
Должность: Преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУПО "Севастопольский многопрофильный колледж имени Маршала А.В.Геловани"
Населённый пункт: город Севастополь
Наименование материала: Методические рекомендации для студентов СПО к написанию сочинения - рассуждения сравнительного типа
Тема: по пьесе А.Н. Островского "Гроза"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ

«СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

ИМЕНИ МАРШАЛА ИНЖЕНЕРНЫХ ВОЙСК А.В. ГЕЛОВАНИ»

Методические рекомендации для студентов СПО к написанию

сочинения – рассуждения сравнительного типа по пьесе А. Н.

Островского «Гроза»

Разработал преподаватель

русского языка и литературы

Рыжкова Н. П.

Севастополь

2022

1

Методические рекомендации для студентов СПО к написанию сочинения –

рассуждения сравнительного типа по пьесе А. Н. Островского «Гроза»

состав. Рыжкова Н. П. – Севастополь, 2022. - 27с.

Цель – научить студентов писать сочинение – рассуждение сравнительного

типа, формировать логическое мышление, овладеть навыками

сравнительного анализа,

усиливать эмоциональность восприятия

художественного произведения с помощью сравнительной характеристики,

глубже узнать характер героев, выявить отношение автора к сопоставляемым

образам, вызывать интерес у студентов к изучению художественной

литературы.

Основные задачи – расширить у студентов речевые умения, необходимые

для формирования социально активной личности, пробудить интерес к

самостоятельному литературному творчеству, развить литературно-

творческие способности.

Сочинение – рассуждение сравнительного типа способствует

эстетическому воспитанию студента: развивает эстетическое восприятие,

вкус, умение давать эстетические оценки явлениям жизни и искусства.

В процессе анализа литературного материала совершенствуются

логическое мышление и научно-литературная речь. Работа над сочинением

способствует развитию образного мышления и образной речи.

Изучение теоретической части сочинения должно сочетаться с

практическим блоком в работе над сочинением.

Методические рекомендации могут быть использованы как в комплексе с

другими учебниками и учебными пособиями, отвечающими

соответствующим конечным целям обучения, так и самостоятельно.

Методические рекомендации рассмотрены и утверждены на заседании

методического объединения гуманитарных и социально-экономических

дисциплин (протокол № 5 от 05.12.2022г.)

2

Содержание

1. Теоретическая часть. стр. 4

2. Практический блок № I. стр. 8

3. Практический блок № II. стр. 18

4. Заключение. стр. 26

5. Библиография.

стр. 27

3

Теоретическая часть.

Сочинение-рассуждение всегда имеет цель убедить читателя (слушателя) в

чём-либо, изменить или закрепить его мнение по определённому вопросу,

если мнение автора и читателя совпадают.

Поэтому

основой

рассуждения,

его

стержнем

становится

чётко

сформулированная, понятная и обоснованная с разных позиций одна главная

мысль.

Сочинение – рассуждение требует аргументов.

К ним относятся научные факты, сведения из жизни известных людей,

примеры

из

научно-популярной

и

художественной

литературы.

Студенты

должны

продемонстрировать

умение

описать

проблему

прочитанного текста; комментарии к авторской позиции и свое понимание

авторской позиции.

Основные языковые средства оформления рассуждения.

Виды

рассуждения

Вводные слова,

наречия

Союзы

Речевые обороты

Доказательство

Во-первых,

во-

вторых,

следовательно,

итак,

таким

образом,

поэтому,

потому,

тогда,

например.

Поскольку,

так

как, ввиду того

что,

вследствие

чего, в результате

чего, так что, в

связи с чем, если

Из этого следует, что…;

отсюда заключаем, что…;

из чего вытекает, что…;

это

позволяет

предположить, что…;

предположим,

что…;

допустим, что…;

доказательством служит…;

об этом свидетельствует…

Объяснение

Например,

таким

образом, поэтому

Так как, потому

что,

благодаря

тому

что,

поскольку

Причина

состоит

в

следующем…;

укажем на причины…;

это объясняется тем, что…;

это зависит от …;

это связано с тем, что…;

это

является

следствием

того, что…

Размышление

По-моему,

по

моему мнению, по

моему убеждению,

на мой взгляд, как

мне кажется, скорее

всего,

очевидно,

поэтому,

потому,

отсюда,

таким

образом

Поскольку,

так

как, так что, если,

хотя, несмотря на

то, что

Я

полагаю,

что…;

попробуем

сравнить…;

попытаемся разобраться…;

причина

состоит

в том,

что…;

это

можно

объяснить тем, что…; всё

зависит от того, что…; это

позволяет

предположить,

что…; получается, что…;

предположим,

что…;

допустим,

что…;

мне

4

близка мысль о том, что…;

я согласна с тем, что…;

некоторые

сомнения

у

меня возникают, когда…;я

могу

с

уверенностью

сказать

(утверждать),

что…; я убеждён, что…;

мне хочется сделать вывод

о том, что…

Сравнительная характеристика литературных героев.

Сравнение — один из наиболее распространенных методов исследования.

Сравнение позволяет установить сходство и различие явлений

действительности. В результате сравнения устанавливается то общее, что

присуще двум или нескольким объектам. Условия, при которых можно

сравнивать объекты: сравниваться должны лишь такие явления, между

которыми может существовать определенная объективная общность; для

познания объектов их сравнение должно осуществляться по наиболее

важным, существенным признакам.

Разновидностью метода сравнения является метод противопоставления.

Сравнение может быть последовательным и параллельным.

При последовательном сравнении сопоставляются одновременно черты

первого и второго героя. При параллельном сравнении сначала

сопоставляются черты сходства двух героев, а потом – черты различия.

Параллельное сравнение более ярко показывает характеристику двух

героев.

При написании сочинения сравнительного типа можно использовать

различные языковые средства.

Языковые средства для выражения сходства и различия и для речевого

перехода от одной части сравнения к другой.

Для чего служат?

Примеры

1) Для выражения сходства.

Слова:

сходный, подобный,

одинаковый, аналогичный и т. д.

Обороты типа:

между … и … много

5

сходного (общего) ; сходство … и …

состоит в том, что; у … и … есть

сходные (общие) черты.

Местоимения

оба (обе).

Союзы:

и - и, как, так и, тоже, также,

если…то и т. п.

2) Для выражения различия.

Антонимы:

обороты типа: различия

между … и … (состоит) в том, что; …

и … различаются тем, что… и т. д.

Предлог

в отличие.

Союзы:

а, но, же.

Вводные слова:

напротив, наоборот.

Параллельные синтаксические

конструкции, для которых

характерна сопоставительно-

противительная интонация.

3) Для речевого оформления

перехода от одной части

сравнения к другой.

Обороты типа:

теперь рассмотрим

отличительные (сходные) черты … и

…; несмотря на сходство (или

различие), между … и … есть и

различия (сходства) и др.

Сравнительная характеристика героев - один из видов творческих работ

студентов на литературную тему. Сравнительная характеристика включает

описание черт характера героев. Черты характера могут сравниваться по

степени сходства, отличию. Сравнение может быть открытым, когда

называются прямо качества и одного, и второго героя. Сравнение может быть

скрытым, свернутым, когда характеризуется какое-либо качество одного

героя, а сходная или противоположная черта другого героя подразумеваются.

В практике СПО обычно сравнивают таких героев, как Обломов и Штольц,

Ольга Ильинская и Агафья Пшеницина(И.А. Гончаров «Обломов»), Пьер и

Андрей, Кутузов и Наполеон, Наташа Ростова и Элен Курагина (Л.Н.

Толстой «Война и мир»), Онегин и Ленский, Онегин и Татьяна, Онегин и

автор (А. С. Пушкин «Евгений Онегин»), Базаров и Аркадий Кирсанов,

Базаров и Павел Петрович Кирсанов (И. С. Тургенев «Отцы и дети»).

Поэтому

основой

рассуждения,

его

стержнем

становится

чётко

сформулированная, понятная и обоснованная с разных позиций одна главная

мысль.

В сочинении можно сравнивать различные произведения одного писателя,

двух или нескольких писателей, исторические периоды в развитии

6

литературы, литературную деятельность писателей. Чтобы сделать

сравнительную характеристику героев, часто используются вопросы.

Структура сочинения – рассуждения сравнительного типа.

I. Вступление (тезис)

II. Основная часть (аргументы; черты сходства и черты различия

сопоставление по сходству, сопоставление по различию)

III.Заключение (выводы)

Черты сходства и различия вычленяются с помощью приема антитезы.

Использование этого приема требует детального знания художественного

текста и правильного применения в сочинении эмоционально –

выразительных средств.

При написании сочинения – рассуждения сравнительного типа необходимо

вести параллельный анализ и параллельную характеристику героев.

Необходимо выделять главные, а не второстепенные признаки.

7

Практический блок № 1.

Примерный алгоритм написания сочинения.

Тема сочинения: «Образ Катерины и Варвары в пьесе А. Н. Островского

«Гроза»».

I.Судьба женщин в России в период XIX столетия.

II. Сравнительная характеристика Катерины и Варвары.

1.Внешность.

2.Черты характера.

3.Темперамент.

4.Воспитание, семья.

5.Вера в Бога.

6.Отношение к жизни.

7.Отношение ко лжи.

8.Отношение к Кабановой.

9.Любовь и брак.

10.Отношение к себе, к неволе.

11.Отношение к устоям города.

III.Различия в жизненном пути героинь.

Цитаты из пьесы А. Н. Островского «Гроза».

Цитаты к образу Катерины.

« Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле.

Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не

принуждала; что хочу, бывало, то и делаю. Знаешь, как я жила в девушках?

Вот я тебе сейчас расскажу. Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на

ключик, умоюсь, принесу с собою водицы и все, все цветы в доме полью. У

меня цветов было много-много. Потом пойдем с маменькой в церковь, все и

странницы – у нас полон дом был странниц да богомолок. А придем из

церкви, сядем за какую-нибудь работу, больше по бархату золотом, а

странницы станут рассказывать, где они были, что видели, жития разные,

8

либо стихи поют. Так до обеда время и пройдет. Тут старухи уснуть лягут, а

я по саду гуляю. Потом к вечерне, а вечером опять рассказы да пение. Таково

хорошо было!»

"Я буду мужа любить. Тиша, голубчик мой, ни на кого я тебя не променяю".

"Сейчас или никогда"

"Нет, мне что домой, что в могилу - все равно...В могиле лучше...Опять

жить? Нет, нет, не надо... нехорошо".

“Обманывать-то я не умею; скрыть-то я ничего не могу”.

“Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?”

“Друг мой! Радость моя! Прощай!”

«...Такая уж я зародилась горячая! Я еще лет шести была, не больше, так что

сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно; я

выбежала на Волгу, села в лодку и отпихнула ее от берега. На другое утро уж

нашли верст за десять!»

«Все равно, что смерть придет, что сама... а жить нельзя! Грех! Молиться не

будут? Кто любит, тот будет молиться...»

Цитаты к образу Варвары.

"...Знай свое дело – молчи, коли уж лучше ничего не умеешь..."

"...Чего сама-то боится, тем и других пугает..."

«Да ведь уж коли чему быть, так и дома не спрячешься..."

«Нет, не любишь. Коли жалко, так не любишь…

«Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было».

"...Ну, я много разговаривать не люблю; да и некогда мне..."

"...Говори! Я хуже тебя..."

"...У нас весь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась,

когда нужно стало...."

Темы сочинений для самостоятельной работы ( по пьесе Островского

«Гроза»).

9

1.Образ Катерины и Варвары.

2.Образ Бориса и Тихона.

3.Образ Кабанихи и Дикого.

4.Столкновение двух поколений.

Подготовка к написанию сочинения.

Задание1. Закончи предложение.

1. Гроза в душе Катерины от …

2. Катерина заступается за …

3. Катерина чутко чувствует …

4. Катерина стремится к …

5. Катерина пытается найти свое счастье в …

6. Катерина не способна на …

7. Варвара не согласна с …

8. Варваре приходится приспосабливаться к …

9. Варвара утверждает, что …

10. Когда Варвару стали на замок запирать, она …

Задание2. Составить кластеры жизненного пути Варвары и Катерины.

Кластер — это графическая форма организации информации, когда

выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде

схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой

изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного

материала.

Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. По

центру изображается основное понятие, мысль, по сторонам - крупные

смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми

линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие

идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже

вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее

10

значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и

расширяющие логические связи.

Примеры кластеров.

Катерина

рай в детстве

воспитание в любви и свободе

хорошая жена и невестка

давление «темного царства»

любовь и измена

осознание греха

покаяние

самоубийство как очищение

Варвара

скрытная

воспитание по патриархальным законам матери

дочь и сестра

приспособление и обман в жизни

невыносимые условия

побег из дома

Задание 3. Составить синквейны о Катерине и Варваре.

Прием синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа,

имеющая короткую форму стихотворения, состоящего из пяти

нерифмованных строк.

Синквейн

1 строка – одно существительное (основная тема).

11

2 строка – два прилагательных, раскрывающих основную тему.

3 строка – три глагола (действия)

4 строка – фраза, раскрывающая личное отношение к теме

5 строка – существительное – синоним (ассоциация с первым словом).

Составление синквейна развивает творческие способности и образное

мышление.

Примеры синквейнов.

Катерина

светлая, мечтающая

грешит, боится, раскаивается

живейший трепет перед грозой

чистота

Варвара

несуеверная, смелая

присматривается, приспосабливается, презирает

вынужденное примирение с действительностью

дитя «темного царства»

Катерина

принципиальная, открытая

борется, чувствует, мечтает

стремление за свободу своей личности

натура сильная

12

Варвара

циничная, прагматичная

живет, стремится, обманывает

способна за себя постоять

завоеватель

Катерина

хрупкая, нежная

живет, думает, выбирает

чувствует себя птицей в клетке

чистота

Задание 4. Прием «Карусель».

Студентам задается проблемный вопрос. Конфликт героинь с «темным

царством».

Необходимо представить образы Катерины и Варвары в виде символов на

листах бумаги форматом А – 3. (объяснить почему именно такие символы

выбрали).

Например, образы Варвары – хамелеон, лиса, сорока, жук; образы Катерины

– солнце, лучи, бабочка, птица и т.д.

I. При помощи цветных маркеров или красок каждая группа рисует свой

символ.

1 и 2 группа – к образу Катерины

3 и 4 группа – к образу Варвары

II. 1 и 2 группы меняются листами по часовой стрелке с 3 и 4. После чего

объясняют значение символов.

III. 1 и 2 группы дорисовывают символы к образу Варвары, а 3 и 4 к образу

Катерины.

IV. Все подгруппы делают выводы.

13

Задание 5. Придумать и составить проблемные вопросы к написанию

сочинения по «Грозе».

Предполагаемые вопросы студентов.

1. Актуальны ли в

XXI

веке нравственные ориентиры?

2. Кого в нашем мире больше – таких, как Катерина или Варвара?

3. Терпение, терпимость – основа, залог семейного счастья?

4. Жизни Катерины и Варвары губятся в атмосфере «темного царства»?

5. Как героинями соблюдаются законы «темного царства»?

6. У каждого своя правда, свои жизненные принципы?

7. Выбор есть всегда?

Задание 6. Прием инсерт. Прочитать статью. Определить положение

Варвары и Катерины в драме «Гроза» с позиции эмансипации. Сравнить

(положение в семье и обществе Катерины и Варвары)

Делать пометки на полях маркером или карандашом:

"V" – уже знал; "+" – новая информация; "–" – думал иначе; "?" – есть

вопросы.

Справка.

ЭМАНСИПА

́

ЦИЯ, эмансипации, мн. нет, жен. (лат. emancipatio)

(книжн.).

1. Освобождение от какой-нибудь зависимости, приводящее к уравнен

ию в правах. Эмансипация женщин. Эмансипация крестьян. «Когда со

стоялась крестьянская эмансипация, то за души выдали деньги.»Салты

ков-Щедрин.

2. Освобождение, свобода от того, что стесняет разум или деятельност

ь человека (напр. от предрассудков, условностей, религиозных требова

ний и т.п.). Стремиться к эмансипации мысли.

Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.

В первой половине 19 века положение женщины в России было во

многих отношениях зависимым. До замужества она жила под

непререкаемой властью родителей, а после свадьбы её хозяином

становился муж. Основной сферой деятельности женщины, особенно у

низших сословий, была семья. Согласно принятым в обществе и

закрепленным в «Домострое» правилам, она могла рассчитывать

14

только на домашнюю роль - роль дочери, жены, работницы и матери.

Духовные потребности большинства женщин, как и в допетровской

Руси, удовлетворяли народные праздники и церковные службы.

«Домострой» - памятник русской письменности 16 века,

представляющий собой свод правил семейного быта.

Положение женщины в русском обществе с началом XIX века переменилось.

Эпоха Просвещения XVIII века не прошла даром для женщин наступившего

века. Борьба за равенство просветителей имела прямое отношение к

женщине, хотя многие мужчины по-прежнему были далеки от мысли об

истинном равенстве с женщиной, на которую смотрели как на существо

неполноценное, пустое. Жизнь светского общества была тесно связана с

литературой, модным поветрием в которой был в то время романтизм.

Женский характер, помимо отношений в семье, традиционного домашнего

образования (только единицы попадали в Смольный институт) формировался

за счет романтической литературы. Можно сказать, что светскую женщину

пушкинской поры создали книги. Романы были некими самоучителями

тогдашней женщины, они формировали новый женский идеальный образ,

которому, как моде на новые наряды, следовали и столичные, и

провинциальные дворянские барышни. На смену женскому идеалу XVIII

века – пышущей здоровьем, дородной, полной красавицы, – приходит

бледная, мечтательная, грустная женщина романтизма «с французской

книжкою в руках, с печальной думою в очах». Ради того, чтобы выглядеть

модной девицы томили себя голодом, месяцами не выходили на солнце. В

моде были слезы и обмороки. Реальная жизнь, как и здоровье, деторождение,

материнство, казалась «вульгарной», «недостойной» истинной

романтической девицы. Следование новому идеалу подняло женщину на

пьедестал, началась поэтизация женщины, что, в конечном счете,

способствовало повышению общественного статуса женщины, росту

истинного равенства, что и продемонстрировали вчерашние томные

барышни, ставшие женами декабристов.

Вместе с тем XIX век – это время флирта, значительной свободы светских

женщин и мужчин. Брак не является святыней, верность не рассматривается

как добродетель супругов. Каждая женщина должна была иметь своего

кавалера или любовника. На смену «петиметру» – моднику и ловеласу XVIII

века – приходит кавалер, копирующий поведение Дон-Жуана. Из дневника

15

приятеля А. С. Пушкина А. Н. Вульфа видно, что любовные приключения

для него важны как свидетельства его полноценности и значимости, власти,

независимости, легкости, с которой он овладевает женщиной. Вульф

упивается умением владеть «искусством страсти нежной», но при этом

глубоко не увлекается никем, прагматично замечая, что «связь с женщиной

гораздо выгоднее, нежели с девушкою… начав пустыми нежностями…

можно надеяться скоро дойти до сущего».

Светские замужние женщины пользовались большой свободой в своих

отношениях с мужчинами (кстати, обручальные кольца носили сначала на

указательном пальце, и только к середине XIX века оно появилось на

безымянном пальце правой руки). При соблюдении всех необходимых норм

приличий они не ограничивали себя ничем. Как известно, «гений чистой

красоты» Анна Керн, оставаясь замужней женщиной, выданной некогда за

пожилого генерала, вела отдельную от него, фактически независимую жизнь,

увлекаясь сама и влюбляя в себя мужчин, среди которых оказался А. С.

Пушкин, а к концу ее жизни – даже юный студент.

Наметившаяся свобода женщины света в русском обществе проявилась и

том, что в XIX веке, начиная с войны 1812 года, многие светские девицы

превратились в сестер милосердия, вместо балов щипали корпию и

ухаживали за ранеными, тяжко переживая постигшее страну несчастье. Так

же они поступали и в Крымскую войну и во время других войн. После

подавления восстания 1825 года жены сосланных на каторгу

государственных преступников добровольно, сознательно пошли на утрату

своего прежнего высокого статуса, разлуку с родителями и даже детьми и все

ради того, чтобы разделить и облегчить судьбу своих мужей в сибирской

ссылке. Это сочувственно воспринималось обществом. Так получилось, что в

тяжелую николаевскую эпоху женщины были даже свободнее мужчин,

скованных страхом перед грозной властью. Салоны в Петербурге и Москве

были местом относительной свободы, дружеского, откровенного общения.

Среди женщин появилось немало образованных, интеллектуальных особ,

бывших душой своих салонов, в которых собирались писатели, артисты.

Такой салон был у Авдотьи Панаевой, жившей в одном доме со своим мужем

Иваном Панаевым и поэтом Н. А. Некрасовым, бывшим ее сожителем. В

доме Панаевых в 1840–1850-е годы бывало столько выдающихся деятелей

литературы (Н. Некрасов, И. Тургенев, Л. Толстой, Ф. Достоевский), что там

шутили: если рухнет потолок, то погибнет весь цвет русской литературы.

16

С началом реформ Александра II в 1860-е годы изменилось отношение

к женщине вообще. В России начинается долгий и мучительный процесс

эмансипации. Из женской среды, особенно из числа дворянок, вышло немало

решительных,

отважных

женщин,

которые

открыто рвали со своим

окружением, семьей, традиционным укладом, отрицали необходимость

брака,

семьи,

активно

участвовали

в

общественной,

научной

и

революционной деятельности. Среди них оказались такие «нигилистки», как

Вера Засулич, Софья Перовская, Вера Фигнер и многие другие, входившие в

революционные кружки, участвовавшие в известном «хождении в народ» в

1860-е годы, затем ставшие участницами террористических групп «Народной

воли», а потом и эсеровских организаций. Женщины-революционерки были

порой мужественнее и фанатичнее своих собратьев по борьбе. Они, не

колеблясь, шли убивать крупных сановников, терпели издевательства и

насилия в тюрьмах, но оставались совершенно непреклонными борцами,

пользовались всеобщим уважением, становились лидерами.

Выводы.

В «Грозе» Островский остро поднимает вопрос об освобождении женщин от

семейного порабощения, о предоставлении им прав как в семье, так и

обществе.

Все события происходят в такой среде, где до сих пор существуют

патриархальные традиции и устои, не дающие никаких прав женщине.

Темы сочинений для самостоятельной работы ( по пьесе Островского

«Гроза»).

1.Образ Катерины и Варвары.

2.Образ Бориса и Тихона.

3.Образ Кабанихи и Дикого.

4.Столкновение двух поколений.

17

Практический блок № 2.

Тема сочинения: «Сравнительная характеристика критических статей»

(Н.А. Добролюбов «Луч света в темном царстве», А.А. Григорьев « После

«Грозы» Островского. Письма к Ивану Сергеевичу Тургеневу.» , Д.И.

Писарев «Мотивы русской драмы»)

Краткая биографическая справка.

Николай Александрович Добролюбов (1836-1861) – критик, публицист,

поэт, прозаик. Революционный демократ. Родился в семье священника.

Учился на историко-филологическом факультете Главного педагогического

института

Санкт-Петербурга.

В

годы

учебы

сформировались

его

материалистические взгляды. «Я – отчаянный социалист…» - говорил о себе

Добролюбов.

Постоянный

сотрудник

журнала

«Современник».

По

воспоминаниям людей, близко его знавших, Добролюбов не терпел

компромиссов, «не умел жить», как живет большинство.

В историю русской литературы Добролюбов вошел, прежде всего, как

критик, продолжатель идей Белинского. Литературная критика Добролюбова

ярко публицистична.

Дмитрий Иванович Писарев (1840-1868)

– литературный критик,

публицист. Родился в небогатой дворянской семье. Учился на историко-

филологическом

факультете

Петербургского

университета.

Именно

в

университете прорастает в юноше «ядовитое зерно скептицизма». С 1861 г.

работает в журнале «Русское слово». Статьи Писарева быстро привлекли

внимание читателей остротой мысли, бесстрашием авторской позиции,

принесли ему славу дерзкого и пылкого полемиста, не признающего ничьих

авторитетов. После 1861 г. Писарев возлагает надежды на полезную научно-

практическую

деятельность,

на

пробуждение

интереса

к

точным,

естественнонаучным знаниям. С предельно прагматических позиций он

подходит к анализу некоторых художественных произведений. Писарев

настаивает на том, что всеми силами надо увеличивать число мыслящих

людей. Трагически погиб в июне 1868 г.

18

Наиболее известные критические работы Писарева: «Базаров» (1862),

«Мотивы

русской

драмы»

(1864),

«Реалисты»

(1864),

«Мыслящий

пролетариат» (1865).

Григорьев Аполлон Александрович (1822-1864) – поэт, литературный и

театральный

критик.

Окончил

юридический

факультет

Московского

университета. Начал печататься как поэт с 1843 г. Возглавляет молодую

редакцию журнала «Москвитянин», будучи ведущим критиком. Позднее

редактирует

журнал

«Русское

слово».

Сам

Григорьев

называл

себя

«последним романтиком». Как критик известен своими работами об

Островском

(«После

«Грозы»

Островского»,

1860),

Некрасове

(«Стихотворения Н. Некрасова, 1862), Л. Толстом («Граф Л. Толстой и его

сочинения», 1862).

Примерный алгоритм написания сочинения.

I.

Общая оценка критиками пьесы «Гроза». Время написания статей.

II.

Сравнительная характеристика статей.

1.

Общее в анализе критиков.

2.

Различия в анализе критиков.

III.Согласен или не согласен с мнением автора.

Вопросы для подготовки студентов к написанию сочинений.

По статье Н. А. Добролюбова «Луч света в темном царстве».

1.

Выполняет ли драма свое высокое назначение?

2.

Как оценивает Добролюбов «темное царство»?

3.

Оценка критиком образа Катерины.

4.

Самоубийство Катерины – это протест против общества?

5.

Как формируется идеальный характер героини?

По статье Д. И. Писарева «Мотивы русской драмы».

1.

Какие характеры необходимы для формирования общества?

2.

Противоречия в натуре Катерины.

3.

Может ли Катерина быть названа «лучом света в темном царстве»?

4.

Является ли самоубийство Катерины необдуманным поступком?

5.

Главная задача времени по Писареву.

По статье А. А. Григорьеву «После «Грозы» Островского. Письма к

Ивану Сергеевичу Тургеневу».

19

1.

Почему Григорьев называет драму «поэзией народной жизни»?

2.

В чем заслуга художника – Островского?

3.

Отношение Островского к самодурству.

Цитаты из статьи Н. А. Добролюбова «Луч света в темном царстве»

«...характер Катерины, как он исполнен в "Грозе", составляет шаг вперед не

только в драматической деятельности Островского, но и во всей нашей

литературе».

«Решительный, цельный русский характер, действующий в среде Диких и

Кабановых, является у Островского в женском типе... Известно, что

крайности отражаются крайностями и что самый сильный протест бывает

тот, который поднимается, наконец, из груди самых слабых и терпеливых».

«Катерина вовсе не принадлежит к буйным характерам, никогда не

довольным, любящим разрушать во что бы то ни стало. Напротив, это

характер по преимуществу созидающий, любящий, идеальный. Вот почему

она старается все осмыслить и облагородить в своем воображении...».

«... у Катерины, как личности непосредственной, живой, все делается по

влечению натуры, без отчетливого сознания, а у людей, развитых

теоретически и сильных умом, - главную роль играет логика и анализ».

«Сначала, по врожденной доброте и благородству души своей, она будет

делать все возможные усилия, чтобы не нарушить мира и прав других, чтобы

получить желаемое с возможно большим соблюдением всех требований,

какие на нее налагаются людьми... Но если нет, - она ни перед чем не

остановится... Такой именно выход представился Катерине, и другого нельзя

было ожидать среди той обстановки, в которой она находится».

«...Тихон представляет один из множества тех жалких типов, которые

обыкновенно называются безвредными, хотя они в общем-то смысле столь

же вредны, как и сами самодуры, потому что служат их верными

помощниками»

«Всмотритесь хорошенько: вы видите, что Катерина воспитана в понятиях,

одинаковых с понятиями среды, и которой живет, и не может от них

отрешиться, не имея никакого теоретического образования...»

«К Борису влечет ее не одно то, что он ей нравится, что он и с виду и по

20

речам не похож на остальных, окружающих ее; к нему влечет ее и

потребность любви, не нашедшая себе отзыва в муже, и оскорбленное

чувство жены и женщины, и смертельная тоска ее однообразной жизни, и

желание воли, простора, горячей, беззапретной свободы».

«Без сомнения, лучше бы было, если б возможно было Катерине избавиться

другим образом от своих мучителей или ежели бы окружающие ее мучители

могли измениться и примирить ее с собою и с жизнью».

«...другое решение - бежать с Борисом от произвола и насилия домашних. И

она не пренебрегает этим выходом..., она ... вовсе не прочь от побега...Но

тут-то и всплывает перед нами на минуту камень... материальная

зависимость. Борис ничего не имеет и вполне зависит от дяди -

Дикого...Борис - не герой, он далеко не стоит Катерины, она и полюбила-

то его больше на безлюдье».

«В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о

нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный и под

домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина. Она

не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябаньем, которое ей

дают в обмен на ее живую душу».

«Слова Тихона дают ключ к уразумению пьесы для тех, кто бы даже и не

понял ее сущности ранее; они заставляют зрителя подумать уже не о

любовной интриге, а обо всей этой жизни, где живые завидуют умершим, да

еще каким - самоубийцам!..»

Цитаты из статьи Д. И. Писарева «Мотивы русской драмы».

«Новое произведение г. Островского исполнено жизни, свежести красок и

величайшей правды. По содержанию своему драма относится к купеческому

быту глухого городка, но и в этом быту, задавленном бессмысленною

обрядностью, мелкою спесью, пробивается порою искра человеческого

чувства».

«Сущность драмы г. Островского, очевидно, состоит в борьбе свободы

нравственного чувства с самовластием семейного быта. С одной стороны,

рабское повиновение старшему в доме по древнему обычаю, застывшему

неподвижно, без исключений, в неумолимой своей строгости; с другой -

семейный деспотизм по тому же закону - выражаются в Кабановых: Тихоне и

его матери. Загнанный, запуганный, забитый, вечно руководимый чужим

21

умом, чужою волею, вечный раб семьи, Тихон не мог ни развить своего ума,

ни дать простора своей свободной воле».

«… юное, невинное существо [Катерина] попадает в когти строптивой,

холодной, строгой, докучливой свекрови, должно напрасно любить мужа, в

котором видит одно лишь жалкое ничтожество, должно испытывать всю

горечь замужней жизни. Переход к суровой положительности и прозе нового

семейного быта и новых обязанностей, при такой несчастной обстановке,

какова была в доме Кабановой, не мог совершиться без внутреннего, хотя бы

невольного, противодействия со стороны Катерины».

«Борьба неизбежна - борьба не только с окружающим порядком,

олицетворенным в свекрови, но и с самой собою, потому что Катерина

замужняя, очень хорошо понимает неуместность своей любви к Борису».

«Катерина должна бороться и с самой собою, и с семьею, олицетворяемой в

свекрови...»

"Гроза" - картина с натуры, бойко написанная свежими, густыми,

самоцветными красками. Оттого она дышит величайшею правдой."

Цитаты из статьи А. А. Григорьева «После «Грозы» Островского.

Письма к Ивану Сергеевичу Тургеневу».

«Впечатление сильное, глубокое и главным образом положительно общее

произведено было не вторым действием драмы, которое, хотя и с некоторым

трудом, но все-таки можно еще притянуть к карающему и обличительному

роду литературы,- а концом третьего, в котором (конце) решительно ничего

иного нет, кроме поэзии народной жизни,-смело, широко и вольно

захваченной художником в одном из ее существеннейших моментов, не

допускающих не только обличения, но даже критики и анализа: так этот

момент схвачен и передан поэтически, непосредственно».

«Не народ существует для словесности, а словесность (в самом обширном

смысле, то есть как все многообразное проявление жизни в слове) для

народа, и не словесностью создается народ, а народом словесность. Всякая

же словесность, которая думает создать или пересоздать народ...»

«Прекрасно! Слово Островского - обличение самодурства нашей жизни. В

этом его значение, его заслуга как художника; в этом сила его, сила его

22

действия на массу, на эту последнюю для него как для драматурга

инстанцию».

«Поэт -учитель народа только тогда, когда он судит и рядит жизнь во имя

идеалов - жизни самой присущих, а не им, поэтом, сочиненных».

«Мы дошли до того, что с теми нравственными началами, с которыми до сих

пор жили, или, лучше, прозябали, в тех общественных условиях, в которых

пребывали, или, вернее, кисли, жить более не можем».

Задание 1. Прием «Лови ошибку». Вычеркнуть из текста цитаты, не

принадлежащие критикам (Н. А. Добролюбову, Д. И. Писареву, А. А.

Григорьеву).

а) «…решительно ничего иного нет, кроме поэзии народной жизни, -

смело,

широко

и

вольно

захваченной

художником

в

одном

из

ее

существеннейших моментов, не допускающих не только обличения, но даже

критики и анализа: так этот момент схвачен и передан поэтически,

непосредственно. Вы не были еще на представлении, но вы знаете этот

великолепный по своей смелой поэзии момент - эту небывалую доселе ночь

свидания в овраге, всю дышащую близостью Волги, всю благоухающую

запахом трав широких ее лугов, всю звучащую вольными песнями,

"забавными", тайными речами, всю полную обаяния страсти веселой и

разгульной и не меньшего обаяния страсти глубокой и трагически-роковой.

Это ведь создано так, как будто не художник, а целый народ создавал тут! И

это-то именно было всего сильнее почувствовано в произведении массою, и

притом массою в Петербурге, диви бы в Москве,- массою сложною,

разнородною,-- почувствовано при всей неизбежной (хотя значительно

меньшей против обыкновения) фальши, при всей пугающей резкости

александрийского выполнения.

Гроза» есть, без сомнения, одно из лучших его произведений. В ней поэт

взял несколько новых сторон из русской жизни, до него никак еще не

початых. В этой драме он, по нашему мнению, шире прежнего взглянул

на изображаемую им жизнь и дал нам из нее полные поэтические

образы. Если и есть недостатки в его пьесе, то они совершенно

23

выкупаются первоклассными красотами.»

(А. А. Григорьев)

б)

« Если мы скажем, что новая драма Островского — «Гроза» ...

принадлежит к явлениям, выходящим из ряда обыкновенных явлений

на нашей сцене — то, конечно, даже и молодые скептики не упрекнут

нас в этом случае за увлечение. Новая драма г. Островского, по нашему

крайнему убеждению, принадлежит к замечательным явлениям русской

литературы — и по мысли, заключающейся в ней, и по выполнению".

Сущность драмы г. Островского, очевидно, состоит в борьбе свободы

нравственного чувства с самовластием семейного быта. С одной стороны,

рабское повиновение старшему в доме по древнему обычаю, застывшему

неподвижно, без исключений, в неумолимой своей строгости; с другой -

семейный деспотизм по тому же закону - выражаются в Кабановых: Тихоне и

его матери. Загнанный, запуганный, забитый, вечно руководимый чужим

умом, чужою волею, вечный раб семьи, Тихон не мог ни развить своего ума,

ни дать простора своей свободной воле.

«Гроза» - драма только по названию, в сущности же это сатира,

направленная против двух страшнейших зол, глубоко вкоренившихся в

“темном царстве” - против семейного деспотизма и мистицизма ».

(Д. И. Писарев)

в) «... в протестующей Катерине и в том, что задавило это светлое

создание, мы узнаем свое, народное. Мы с наслаждением видим усилия

автора найти в данных русской же жизни новые начала, способные к

борьбе слишком уже отяготевшими над нею старыми формами, и

торжествуем успех автора как бы нашу собственную победу. Мы

чувствуем неизбежность гибели того существа, к которому автор успел

возбудить все наши симпатии, но мы радуемся в то же время новым,

живым силам, открытым автором в той же народной жизни, и сознаем ее

вследствие того близкою себе, родственною.

Характер Катерины, как он исполнен в "Грозе", составляет шаг вперед не

только в драматической деятельности Островского, но и во всей нашей

литературе.»

(Н. А. Добролюбов)

г) Катерина вовсе не принадлежит к буйным характерам, никогда не

довольным, любящим разрушать во что бы то ни стало. Напротив, это

24

характер по преимуществу созидающий, любящий, идеальный. Вот почему

она старается все осмыслить и облагородить в своем воображении... <...

В "Грозе" положительными началами ... домостроевским является

семья Катерины, воспитавшая девушку в духе любви, гуманности и

полной свободы.

(Н. А. Добролюбов)

Задание 2. На основании прочитанных статей Н. А. Добролюбова, Д. И.

Писарева, А. А. Григорьева составить вопросы критикам.

Примерные вопросы.

Вопросы Добролюбову.

1.Чем поражает русский характер?

2.Почему смерть для Катерины кажется единственным спасением?

Вопросы Писареву.

1.Катерина – сильная или слабая личность?

2.Главная героиня пьесы «Гроза» - противоречивая натура?

Вопросы Григорьеву.

1. Как вы оцениваете драму Островского «Гроза»?

2.Островский – это народный писатель?

Заключение.

Таким образом, сочинения – рассуждения сравнительного типа необходимы

для овладения логической операцией сравнения. Сравнение – это очень

25

важный прием, с помощью которого раскрываются идейно – художественные

особенности произведения. Сравнивая, мы можем выделить черты сходства и

различия героев. Это позволяет лучше узнать глубину их внутреннего мира.

При написании сочинения – рассуждения мы можем использовать различные

виды рассуждений: доказательство, объяснение, размышление. Студенты

применяют языковые средства для выражения сходства и различия и для

речевого перехода от одной части сравнения к другой. Это вспомогательные

слова, союзы, местоимения, антонимы, вводные слова, параллельные

синтаксические конструкции.

Сравнение литературных героев может быть параллельным и

последовательным. Различные сравнения не всегда ведут к однозначным

выводам, в силу различия ценностей людей.

Если обсуждаемые герои кардинально отличаются друг от друга, иногда все

же возможно выявить какую – либо общую черту перед тем, как приступать к

выводам.

26

27



В раздел образования