Использование ИКТ для формирования духовно-нравственного мировоззрения обучающихся
Автор: Кривошеина Лилия Борисовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Шегарская средняя общеобразовательная школа №1" Населённый пункт: село Мельниково Томская область Наименование материала: статья Тема: Использование ИКТ для формирования духовно-нравственного мировоззрения обучающихся Раздел: начальное образование
Использование ИКТ для формирования духовно-нравственного
мировоззрения обучающихся
Лилия Борисовна Кривошеина, учитель начальных классов,
преподаватель ОРКСЭ, автор МБОУ «Шегарская СОШ №1
Актуальность вопроса о духовно-нравственном воспитании и формировании
гражданской позиции личности в процессе ее обучения не вызывает сомнений,
так как будущее каждой страны решается за школьной партой.
Согласно Концепции духовно-нравственного развития и воспитания
личности гражданина России (Данилюк А. Я., Кондаков А. М. Тишков В. А.(из
серии «Стандарты второго поколения) духовно-нравственное развитие
личности определяется как — осуществляемое в процессе социализации
последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы
личности, формирование способности человека оценивать и сознательно
выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов
отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в
целом; а духовно-нравственное воспитание личности гражданина России —
педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся
базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и
сложную организацию. Носителями этих ценностей являются
многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья,
культурно-территориальные сообщества, традиционные российские
религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского
православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество.
Организация социально открытого пространства духовно-нравственного
развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада
жизни обучающихся осуществляется на основе: нравственного примера
педагога; социально-педагогического партнёрства; индивидуально-личностного
развития; интегративности программ духовно-нравственного воспитания;
социальной востребованности воспитания.
Школа – единственный социальный институт, через который проходят все
граждане России, где наиболее системно, последовательно и глубоко
происходит духовно-нравственное развитие и воспитание личности.
Ребенок воспитывается в той среде, которая его окружает: семья, школа,
телевидение, Интернет и др.
Для повышения качества знаний, познавательной активности учащихся,
интереса к предмету в своей практической деятельности мы используем
нетрадиционные формы занятий, инновационные технологии, пронизанные
красной нитью духовно-нравственного воспитания.
ИК технологии незаменимы для усиления эффекта воспитания по
формированию духовно-нравственного мировоззрения обучающихся .
Цветная картинка, особенно в динамике, звуковое сопровождение очень
привлекательны для детей, задействуют зрительные и слуховые анализаторы,
поэтому использование мультимедийных ресурсов: отрывков видеофильмов с
правильными комментариями, презентаций с правильным наполнением дает
положительный эффект.
Наша главная цель – это душа ребенка, это проблемы нравственности, это
развитие творческой личности. Какие бы инновации не вводились, главными
участниками образовательного процесса всегда остаются учитель, ученик и его
родители.
Для достижения поставленной цели мы работаем над реализацией
следующих педагогических задач:
воспитание духовности, гражданственности, патриотизма через
включение учащихся в систему духовно-нравственного воспитания;
организация интеллектуально-познавательной деятельности
школьников;
создание условий для формирования у обучающихся здорового
образа жизни как залога духовно-нравственного воспитания;
укрепление взаимодействия семьи и школы через систему
совместных мероприятий, как условия духовно-нравственного воспитания
школьников.
Для организации работы в этом направлении в нашей школе проводятся
социологические исследования духовно-нравственного уровня учащихся
школы, хорошо отлажена работа классных руководителей с родителями по
вопросам духовно-нравственного воспитания, мероприятия духовно-
нравственной тематики, библиотечные уроки организация тематических
экскурсий и др.
В рамках информационно-просветительской деятельности и пропаганды
духовно-нравственного воспитания в средствах массовой информации мы
создали медиафильм «Просветительская деятельность святых Кирилла и
Мефодия». День славянской письменности и культуры ежегодно отмечают 24
мая. Имена святых равноапостольных Кирилла и Мефодия золотыми буквами
вписаны в историю православной святости. Жертвенный подвиг учёных братьев
на ниве просвещения заложил основы письменной славянской культуры и
способствовал становлению многоликой восточно-христианской цивилизации.
Проведение праздника способствует духовно-нравственному развитию и
патриотическому воспитанию личности, осознанному принятию духовных
традиций и народных ценностей. Медиафильм «Просветительская
деятельность святых Кирилла и Мефодия» направлен на привитие любви к
родному слову, родному языку, отечественной истории, воспитание
патриотизма и чувства гордости за свою страну, знакомит молодое поколение с
истоками создания славянской азбуки и ее создателями. В нашем районе
праздник День славянской письменности и культуры в 2011 году
полномасштабно отмечался впервые, данный фильм был представлен в школе,
во время проведения праздника в районном доме культуры, показан по
Шегарскому телевидению в Шегарском районе. При создании фильма были
привлечены учащиеся старших классов и начальной школы, а также
использованы иллюстрации, стихи, музыкальное сопровождение (колокольный
звон, песня), видеофильм. В процессе работы были задействованы различные
медиаресурсы.
Медиафильм «Просветительская деятельность святых Кирилла и Мефодия»
был представлен на окружном туре Всероссийского конкурса «За нравственный
подвиг учителя» и получил диплом II степени в номинации Лучшая
инновационная разработка года.
Духовный мир школьника – это знакомство с традиционными
российскими религиями, религиозной жизни человека, толерантность,
искусство и литература, красота, нравственный выбор, смысл жизни,
эстетическое и этическое развитие.
Учитель - посредник между ребенком и духовными ценностями прошлых
и современных поколений.
Воспитание детей, основанное на формировании у школьников качеств
духовно-нравственной личности, любви к России, потребности творить и
совершенствоваться – важнейшее условие успешного развития современного
ребенка и общества в целом.