Напоминание

Использование ИКТ для формирования духовно-нравственного мировоззрения обучающихся


Автор: Кривошеина Лилия Борисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Шегарская средняя общеобразовательная школа №1"
Населённый пункт: село Мельниково Томская область
Наименование материала: статья
Тема: Использование ИКТ для формирования духовно-нравственного мировоззрения обучающихся
Раздел: начальное образование





Назад





Использование ИКТ для формирования духовно-нравственного

мировоззрения обучающихся
Лилия Борисовна Кривошеина, учитель начальных классов, преподаватель ОРКСЭ, автор МБОУ «Шегарская СОШ №1

Актуальность вопроса о духовно-нравственном воспитании и формировании гражданской позиции личности в процессе ее обучения не вызывает сомнений, так как будущее каждой страны решается за школьной партой. Согласно Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (Данилюк А. Я., Кондаков А. М. Тишков В. А.(из серии «Стандарты второго поколения)
духовно-нравственное развитие

личности
определяется как — осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом; а
духовно-нравственное воспитание личности гражданина России
— педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество. Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе: нравственного примера педагога; социально-педагогического партнёрства; индивидуально-личностного развития; интегративности программ духовно-нравственного воспитания; социальной востребованности воспитания.
Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России, где наиболее системно, последовательно и глубоко происходит духовно-нравственное развитие и воспитание личности. Ребенок воспитывается в той среде, которая его окружает: семья, школа, телевидение, Интернет и др. Для повышения качества знаний, познавательной активности учащихся, интереса к предмету в своей практической деятельности мы используем нетрадиционные формы занятий, инновационные технологии, пронизанные красной нитью духовно-нравственного воспитания. ИК технологии незаменимы для усиления эффекта воспитания по формированию духовно-нравственного мировоззрения обучающихся . Цветная картинка, особенно в динамике, звуковое сопровождение очень привлекательны для детей, задействуют зрительные и слуховые анализаторы, поэтому использование мультимедийных ресурсов: отрывков видеофильмов с правильными комментариями, презентаций с правильным наполнением дает положительный эффект. Наша главная цель – это душа ребенка, это проблемы нравственности, это развитие творческой личности. Какие бы инновации не вводились, главными участниками образовательного процесса всегда остаются учитель, ученик и его родители. Для достижения поставленной цели мы работаем над реализацией следующих педагогических задач:  воспитание духовности, гражданственности, патриотизма через включение учащихся в систему духовно-нравственного воспитания;  организация интеллектуально-познавательной деятельности школьников;  создание условий для формирования у обучающихся здорового образа жизни как залога духовно-нравственного воспитания;
 укрепление взаимодействия семьи и школы через систему совместных мероприятий, как условия духовно-нравственного воспитания школьников. Для организации работы в этом направлении в нашей школе проводятся социологические исследования духовно-нравственного уровня учащихся школы, хорошо отлажена работа классных руководителей с родителями по вопросам духовно-нравственного воспитания, мероприятия духовно- нравственной тематики, библиотечные уроки организация тематических экскурсий и др. В рамках информационно-просветительской деятельности и пропаганды духовно-нравственного воспитания в средствах массовой информации мы создали медиафильм «Просветительская деятельность святых Кирилла и Мефодия». День славянской письменности и культуры ежегодно отмечают 24 мая. Имена святых равноапостольных Кирилла и Мефодия золотыми буквами вписаны в историю православной святости. Жертвенный подвиг учёных братьев на ниве просвещения заложил основы письменной славянской культуры и способствовал становлению многоликой восточно-христианской цивилизации. Проведение праздника способствует духовно-нравственному развитию и патриотическому воспитанию личности, осознанному принятию духовных традиций и народных ценностей. Медиафильм «Просветительская деятельность святых Кирилла и Мефодия» направлен на привитие любви к родному слову, родному языку, отечественной истории, воспитание патриотизма и чувства гордости за свою страну, знакомит молодое поколение с истоками создания славянской азбуки и ее создателями. В нашем районе праздник День славянской письменности и культуры в 2011 году полномасштабно отмечался впервые, данный фильм был представлен в школе, во время проведения праздника в районном доме культуры, показан по Шегарскому телевидению в Шегарском районе. При создании фильма были привлечены учащиеся старших классов и начальной школы, а также использованы иллюстрации, стихи, музыкальное сопровождение (колокольный
звон, песня), видеофильм. В процессе работы были задействованы различные медиаресурсы. Медиафильм «Просветительская деятельность святых Кирилла и Мефодия» был представлен на окружном туре Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» и получил диплом II степени в номинации Лучшая инновационная разработка года. Духовный мир школьника – это знакомство с традиционными российскими религиями, религиозной жизни человека, толерантность, искусство и литература, красота, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое и этическое развитие. Учитель - посредник между ребенком и духовными ценностями прошлых и современных поколений. Воспитание детей, основанное на формировании у школьников качеств духовно-нравственной личности, любви к России, потребности творить и совершенствоваться – важнейшее условие успешного развития современного ребенка и общества в целом.


В раздел образования