Напоминание

"Способы и приёмы работы над сжатым изложением"


Автор: Карташова Вера Петровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: КОУ "Средняя школа № 4 (очно-заочная)"
Населённый пункт: город Омск
Наименование материала: Презентация
Тема: "Способы и приёмы работы над сжатым изложением"
Раздел: среднее образование





Назад




Карташова Вера Петровна учитель русского языка и литературы КОУ «Средняя школа № 4 (очно-заочная)»
Цель: научить обучающихся 9 классов осуществлять компрессию (сжатие) воспринятой информации

Задачи:
1 . формировать у учащихся коммуникативно-речевые умения: - научить детей понимать текст и анализировать его; - овладеть способами и приемами компрессии текста; 2. опытно – экспериментальным путем показать, что приемы и способы компрессии текста помогают учащимся правильно воспроизводить содержание исходного текста в сжатом виде.
Гипотеза работы : если научить учащихся использовать приемы и способы компрессии текста на уроках русского языка то: - ученик научится уметь воспринимать, понимать и интерпретировать текст; - дифференцировать информацию, отделяя главное от второстепенного; - логично аргументировать свою позицию.
С п о с о б 1 . Исключение второстепенной информации(подробностей,деталей,уточнений и пр.). При исключении сначала выделяем главное, а затем убираем детали (подробности). Например: Среди десятков и сотен принимаемых человеком решений ни одно не может сравниться по значению, по роли, по влиянию на судьбу с решением о том, по какому пути пойти, какое поприще выбрать. – Среди принимаемых человеком решений ни одно не может сравниться по значению с решением о том, по какому пути пойти.
Способ 2. Обобщение единичных явлений и фактов, перевод частного в общее. При обобщении сначала вычленяем единичные существенные факты и объединяем их в одно целое. Например: Мастерская Саврасова резко отличалась от других. В тех работали по необходимости и по обязанности. Иногда зевали и скучали. Здесь не думали о наградах и отличиях. Здесь горячо любили искусство и работу, увлекались до самозабвения. – В мастерской Саврасова не скучали, не думали о наградах и отличиях, здесь горячо любили искусство и работу.
Способ 3. Упрощение синтаксических конструкций. При упрощении заменяем конкретные видовые факты родовыми. Например: Цветущие поля, сосновые рощи, лесные дали – всё это дорого сердцу художника. – Родная природа дорога сердцу художника.
Приём замены :  замена однородных членов обобщающим наименованием;  замена фрагмента предложения синонимичным выражением;  замена предложения или его части указательным местоимением;  замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;  замена сложноподчиненного предложения простым;  замена прямой речи косвенной
Приём исключения:  исключение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов;  исключение повторов;  исключение фрагмента предложения, имеющее менее существенное значение;  исключение одного или нескольких синонимов;  исключение предложений, содержащих описания или рассуждения, представленные слишком широко и полно.
Приём слияния:  образование сложного предложения путем слияния двух простых, повествующих об одном и том же предмете речи.
1. Сократите текст вдвое. 2. Сократите текст, передав его содержание в одном- двух предложениях. 3. Уберите в тексте лишнее с вашей точки зрения.
1. Выделите в тексте существенные, важные мысли. 2. Найдите среди них главную мысль. 3. Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей. 4. Озаглавьте каждую часть и составьте план. 5. Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей избавиться. 6. Какие факты можно обобщить в соседних частях текста. 7. Переведите информацию на «свой» язык. 8. Запишите сокращённый текст на черновике.
Упражнение № 1. Сверните предложение. Примерно 25 % регулярных курильщиков умрет преждевременно по причине курения, а ведь многие из этого числа смогли бы прожить на 10,15, а то и 20 лет дольше. Ваш вариант: ……… Правильный вариант: примерно 25 % курильщиков умрет преждевременно.
Упражнение № 2. Сократите предложение, оставив только главную мысль. Самые опытные экскурсоводы советуют знакомиться с Лондоном при помощи собственных ног, так как паломничества туристов расположены в городе компактно, и сели вы в состоянии самостоятельно разобраться со схемой столицы, то никакой гид вам не нужен. Ваш вариант: ……… Правильный вариант: лучше всего знакомиться с Лондоном пешком и с картой.
Упражнение №3. Определите, где находится главная мысль текста. Если вы нашли в лесу тропинку, определите сперва – не звериная ли. А то есть шанс выйти к водопою вместе с семейством лосей. Если ветки то и дело бьют вам в лицо и грудь, это значит, что дорожка протоптана зверями немедленно сойдите с нее: наши леса не амазонская сельва, но встречаться с лесными обитателями все равно опасно. Е с л и столкнулись нос к носу с кем-нибудь крупнее зайца, стойте спокойно, дайте зверю уйти. Ваш вариант: ……… Правильный вариант: в конце текста в конце предложения.
Упражнение № 4. Прочитайте предложения и составьте с ними текст. Докажите, что это текст. А) Язык научной работы должен быть лёгким, незаметным, красивости в нём недопустимы, а красота его – в чувстве меры. Б) Бойтесь пустого красноречия. В) Неточности языка происходят прежде всего от неточности мысли. Г) А в целом следует помнить: нет мысли вне её выражения в языке и поиски слова – это, в сущности, поиски мысли. (Ответ: БАГВ).
Упражнение № 5. В тексте «перепутаны» абзацы. Запишите текст правильно. А) Лодка тонула. В отчаянии люди выпустили на волю голубку. Птица не подвела людей. Она принесла на берег записку с координатами терпящих бедствие. Моряки были спасены. Б) Люди изобрели телеграф, телефон и другие быстрые средства связи. Но некоторые до сих пор пользуются помощью голубей. Голубиная почта не исчезла совсем. В) В Англии стоит памятник почтовой голубке. Маленькая птичка спасла жизнь морякам подводной лодки.
Упражнение № 6. Внимательно прочитайте текст. Сколько в нём микротем? Озаглавьте каждую микротему. Известное нам слово «цитата» происходит от латинского слова, которое означает «призывать в свидетели». Конечно, сейчас при цитировании никого в свидетели не призывают. Цитирование – это дословная выдержка из какого-либо произведения или чьей-либо речи. Это чужие слова, которые используются для подтверждения или пояснения своей собственной мысли. Это слова, которые не просто т е б е понравились, но стали близкими, понятными, почти родными. Однако просто «присвоить» чужие мысли нельзя. При использовании цитаты необходимо указать автора слов, а сами слова заключить в кавычки.
Упражнение № 7. Прочитайте друг другу небольшие сообщения, перескажите их, проанализируйте степень полноты переданной информации друг другу. Упражнение № 8. Прослушайте текст, прочитанный товарищем в медленном темпе, перескажите его, а затем запишите по памяти. Упражнение № 9. Прослушайте текст, прочитанный товарищем в медленном темпе, перескажите его, а затем запишите по памяти.
Спасибо за внимание!



В раздел образования