Автор: Карташова Вера Петровна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: КОУ "Средняя школа № 4 (очно-заочная)" Населённый пункт: город Омск Наименование материала: Презентация Тема: "Способы и приёмы работы над сжатым изложением" Раздел: среднее образование
Карташова Вера Петровна
учитель русского языка и литературы
КОУ «Средняя школа № 4 (очно-заочная)»
Цель:
научить обучающихся 9 классов
осуществлять компрессию
(сжатие) воспринятой
информации
Задачи:
1
.
формировать
у
учащихся
коммуникативно-речевые
умения:
- научить детей понимать текст и анализировать его;
- овладеть способами и приемами компрессии текста;
2.
опытно
–
экспериментальным
путем
показать,
что
приемы и способы компрессии текста помогают учащимся
правильно воспроизводить содержание исходного текста
в сжатом виде.
Гипотеза работы
:
если
научить
учащихся
использовать
приемы
и
способы компрессии текста на уроках русского языка
то:
- ученик научится уметь воспринимать, понимать и
интерпретировать текст;
- дифференцировать информацию, отделяя главное
от второстепенного;
- логично аргументировать свою позицию.
С п о с о б
1 .
Исключение
второстепенной
информации(подробностей,деталей,уточнений и пр.).
При исключении сначала выделяем главное, а затем
убираем
детали
(подробности).
Например:
Среди
десятков и сотен принимаемых человеком решений ни
одно не может сравниться по значению,
по роли, по
влиянию на судьбу с решением о том, по какому пути
пойти, какое поприще выбрать. – Среди принимаемых
человеком решений ни одно не может сравниться по
значению с решением о том, по какому пути пойти.
Способ
2.
Обобщение
единичных явлений и фактов,
перевод частного в общее.
При
обобщении
сначала
вычленяем
единичные
существенные факты и объединяем их в одно целое.
Например:
Мастерская Саврасова резко отличалась
от других. В тех работали по необходимости и по
обязанности.
Иногда
зевали
и
скучали.
Здесь
не
думали о наградах и отличиях. Здесь горячо любили
искусство и работу, увлекались до самозабвения. –
В
мастерской
Саврасова
не
скучали,
не
думали
о
наградах и отличиях, здесь горячо любили искусство
и работу.
Способ 3. Упрощение
синтаксических конструкций.
При упрощении заменяем конкретные видовые факты
родовыми. Например:
Цветущие поля, сосновые рощи,
лесные дали – всё это дорого сердцу художника. –
Родная природа дорога сердцу художника.
Приём замены
:
замена однородных членов обобщающим
наименованием;
замена фрагмента предложения синонимичным
выражением;
замена предложения или его части указательным
местоимением;
замена предложения или его части определительным
или отрицательным местоимением с обобщающим
значением;
замена сложноподчиненного предложения простым;
замена прямой речи косвенной
Приём исключения:
исключение отдельных членов предложения,
некоторых однородных членов;
исключение повторов;
исключение фрагмента предложения,
имеющее менее существенное значение;
исключение одного или нескольких синонимов;
исключение предложений, содержащих
описания или рассуждения, представленные
слишком широко и полно.
Приём слияния:
образование сложного предложения путем слияния
двух простых, повествующих об одном и том же
предмете речи.
1. Сократите текст вдвое.
2. Сократите текст, передав его содержание в одном-
двух предложениях.
3. Уберите в тексте лишнее с вашей точки зрения.
1. Выделите в тексте существенные, важные мысли.
2. Найдите среди них главную мысль.
3. Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг
существенных мыслей.
4. Озаглавьте каждую часть и составьте план.
5. Подумайте, что можно исключить в каждой части,
от каких подробностей избавиться.
6. Какие факты можно обобщить в соседних частях
текста.
7. Переведите информацию на «свой» язык.
8. Запишите сокращённый текст на черновике.
Упражнение № 1. Сверните предложение.
Примерно 25 % регулярных курильщиков
умрет преждевременно по причине
курения, а ведь многие из этого числа
смогли бы прожить на 10,15, а то и 20 лет
дольше.
Ваш вариант: ………
Правильный вариант: примерно 25 %
курильщиков умрет преждевременно.
Упражнение № 2. Сократите предложение,
оставив только главную мысль.
Самые опытные экскурсоводы советуют
знакомиться с Лондоном при помощи
собственных ног, так как паломничества
туристов расположены в городе компактно, и
сели вы в состоянии самостоятельно
разобраться со схемой столицы, то никакой гид
вам не нужен.
Ваш вариант: ………
Правильный вариант: лучше всего знакомиться с
Лондоном пешком и с картой.
Упражнение №3. Определите, где находится
главная мысль текста.
Если вы нашли в лесу тропинку, определите
сперва – не звериная ли. А то есть шанс выйти
к водопою вместе с семейством лосей. Если
ветки то и дело бьют вам в лицо и грудь, это
значит,
что
дорожка
протоптана
зверями
немедленно
сойдите
с
нее:
наши
леса
не
амазонская сельва, но встречаться с лесными
обитателями
все
равно
опасно.
Е с л и
столкнулись нос к носу с кем-нибудь крупнее
зайца, стойте спокойно, дайте зверю уйти.
Ваш вариант: ………
Правильный вариант: в конце текста в конце
предложения.
Упражнение № 4. Прочитайте предложения
и составьте с ними текст. Докажите, что
это текст.
А) Язык научной работы должен быть
лёгким, незаметным, красивости в нём
недопустимы, а красота его – в чувстве
меры.
Б) Бойтесь пустого красноречия.
В) Неточности языка происходят прежде
всего от неточности мысли.
Г) А в целом следует помнить: нет мысли
вне её выражения в языке и поиски слова
– это, в сущности, поиски мысли.
(Ответ: БАГВ).
Упражнение № 5. В тексте «перепутаны» абзацы.
Запишите текст правильно.
А) Лодка тонула. В отчаянии люди выпустили на волю
голубку. Птица не подвела людей. Она принесла на
берег записку с координатами терпящих бедствие.
Моряки были спасены.
Б) Люди изобрели телеграф, телефон и другие быстрые
средства связи. Но некоторые до сих пор пользуются
помощью
голубей.
Голубиная
почта
не
исчезла
совсем.
В)
В
Англии
стоит
памятник
почтовой
голубке.
Маленькая птичка спасла жизнь морякам подводной
лодки.
Упражнение № 6. Внимательно прочитайте текст.
Сколько в нём микротем? Озаглавьте каждую
микротему.
Известное
нам
слово
«цитата»
происходит
от
латинского
слова,
которое
означает
«призывать
в
свидетели». Конечно, сейчас при цитировании никого в
свидетели не призывают. Цитирование – это дословная
выдержка из какого-либо произведения или чьей-либо
речи.
Это
чужие
слова,
которые
используются
для
подтверждения
или
пояснения
своей
собственной
мысли.
Это
слова,
которые
не
просто
т е б е
понравились,
но
стали
близкими,
понятными,
почти
родными.
Однако
просто
«присвоить»
чужие
мысли
нельзя. При использовании цитаты необходимо указать
автора слов, а сами слова заключить в кавычки.
Упражнение
№
7.
Прочитайте
друг
другу небольшие сообщения, перескажите
их,
проанализируйте
степень
полноты
переданной информации друг другу.
Упражнение № 8.
Прослушайте текст,
прочитанный
товарищем
в
медленном
темпе, перескажите его, а затем запишите
по памяти.
Упражнение № 9.
Прослушайте текст,
прочитанный
товарищем
в
медленном
темпе, перескажите его, а затем запишите
по памяти.
Спасибо за внимание!