Автор: Косяк Анна Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ 80
Населённый пункт: Новороссийск Краснодарский край
Наименование материала: Статья
Тема: Приемы мотивации детей дошкольного возраста к различным видам деятельности
Раздел: дошкольное образование
Приемы мотивации детей дошкольного возраста к
различным видам деятельности
Современные условия реализации образовательного процесса, характеризуются
обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств, формированию
разносторонней личности.
Выбор темы определен тем, что задача дошкольных учреждений – развивать у
детей устойчивую потребность в познаниях и
мотивацию к обучению. В реальной жизни, особенно в современных условиях,
мотивация к обучению наблюдается далеко не у всех детей.
В отечественной психологии развитие мотивации дошкольников исследуется в
рамках психологической готовности ребенка к школе (И.В.Дубровина,
Е.И.Захарова, В.Д.Шадриков).
Среди действующих мотивов для ребёнка старшего дошкольного возраста
учёные отмечают:
широкие социальные мотивы и непосредственно связанные с процессом
учения - личностный мотив - мотив достижения
поощрение и признание взрослого
игровой мотив
соревновательный мотив
самолюбия и признания сверстников - мотивацию к обучению
Мы все знаем, что игра является ведущим видом деятельности на протяжении
дошкольного возраста, в котором идет активное формирование мотивационной
сферы ребенка.
Я считаю, что развитие позитивной мотивации дошкольника и эмоциональное
отношение к предстоящей деятельности, сблизит субъектов учебно-
воспитательного процесса.
Мотивация дошкольников к обучению, в условиях детского сада будет более
успешным, если:
способствовать развитию предпосылок к учебной деятельности;
совершенствовать систему отношений ребенка со сверстниками,
родителями, воспитателями;
создавать условия для позитивного взаимодействия всех субъектов ДОУ;
Итак, согласно советскому психологу, философу, педагогу Алексею
Николаевичу Леонтьеву, периодом наиболее интенсивного формирования
мотивационной сферы является именно детский возраст.
Матюшкин Алексей Михайлович писал, что познавательная мотивация является
общей характеристикой и структурным компонентом творческого потенциала.
Что же такое мотивация?
Мотивация (от лат. moveo – двигаю) - это совокупность внутренних и внешних
движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой
деятельности направленность, ориентированную на достижение цели.
Следует различать понятия мотив и цель.
Цель – это предвидимый результат, а мотив – побуждение к достижению цели.
Позитивная мотивация у дошкольников остается актуальной проблемой для
современной системы образования. Общество требует активного включения в
обучение уже с детского возраста. Поэтому мотивация должна быть
максимально эффективной уже в детском саду.ЗНАЧИТ:
Цель мотивации – вызвать у детей интерес к занятию, занимательному делу или
какой либо деятельности, создать условия увлеченности, умственного
напряжения, направить усилия детей на осознанное освоение и приобретение
знаний и умений.
Исходя из целей, мотивация позволяет решать сразу несколько задач:
Расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков.
Повысить познавательную активность и работоспособность детей.
Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления,
воображения, речи и т.д.
Плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно
приучая их подчиняться правилам игры.
Мотивация бывает двух видов:
Внешняя мотивация – мотивация, не связанная с содержанием определенной
деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту
обстоятельствами (например, если я буду хорошо заниматься танцами, то мама
купит мне куклу).
Внутренняя мотивация – мотивация, связанная с самим содержанием
деятельности. В свою очередь внутренняя мотивация делится на
положительную и отрицательную мотивацию.
Положительная мотивация основывается на положительных стимулах
(например, я научусь ловить мяч двумя руками, и мама обрадуется).
Отрицательная мотивация основывается на отрицательных стимулах (например,
если я не буду быстро одеваться, то родители меня накажут).
Методы формирования мотивации дошкольников совпадают с традиционными
методами воспитания дошкольников:
Словесные
Наглядные
Практические
На основе всего этого можно выделить пути формирования мотивации:через
организацию различных видов деятельности, общения, самостоятельной
деятельности, что обеспечит целостное формирование познавательной
мотивации детей дошкольного возраста в образовательном процессе ДОУ.
В педагогической практике выделяют четыре типа мотивации.
Игровая мотивация – «Помоги игрушке, сказочному герою», дети достигают
цели обучения, решая проблемы игрушек или героев сказок, мультфильмов.
Использование игровых персонажей и игровая мотивация взаимосвязаны. Они
могут «приходить в гости», «знакомиться», «давать задания», «просить о
помощи», а также оценивают результаты детской деятельности. Вызывая
ситуацию успеха. Данную мотивацию можно использовать в любых видах
деятельности, начиная с режимных моментов и ООД.
Например:
- На занятии по художественно-эстетическому развитию хозяйка потеряла гусят,
а ребята помогли найти их в нашей группе.
- На птичьем дворе переполох, индюшка не может сосчитать всех обитателей
птичьего двора. Ребята помогите?
Мотивация – помощь взрослому «Помоги мне» - здесь мотивом для детей
является общение с взрослым, возможность получить одобрение, а также
интерес к совместным делам. Сообщаю детям о своей проблеме и интересуюсь,
как они мне могут помочь? Важно, чтобы дети сами предлагали пути решения. В
конце подчеркиваю, что результат был, достигнут совместными усилиями!
Например:
- Прошу ребят помочь мне отыскать и вернуть птенцов домашних птиц.
- У помощника воспитателя был день рождения, попросила детей помочь
поздравить ее. А они предложили накрыть для нее праздничный стол и угостить.
- Работая над выставкой мини-картин, «Шедевры из пены для бритья», дети
помогли создавать картины для этой выставки
Мотивация – «Научи меня» - основана на желании ребенка чувствовать себя
знающим и умеющим.
Например: - Дети старшей группы с радостью научили меня строить волшебный
замок. И в этом им помог компьютер.
- Через помощь младшему воспитателю прививаю детям трудолюбие,
аккуратность, уважение к труду взрослых.
Мотивация – «Создание предметов своими руками для себя»- основана на
внутренней заинтересованности ребенка. Такая мотивация побуждает детей к
созданию предметов и поделок для себя или близких.
- Это праздничные открытки для мам, пап и воспитателя. В моей практике, дети
каждый день рисуют, лепят для меня. Уже целая коллекция набралась.
А также в своей практике считаю успешным и интересным применение
следующих приемов мотивации:
«Художественное слово» - основано на использовании стихотворений, песен,
потешек, загадок и т.д.
«Словесный» - осуществляется только по словесному указанию. Это
проблемные ситуации, соревновательные приемы, просьба. Их использую в ООД,
подвижных играх, когда нужно быстро и правильно убрать игрушки, навести
порядок в игровых зонах.
«Предметно - действенный» - Это письма, посылки, волшебная корзина,
чудесный мешочек и т.д.
Например:
- Нужно было заинтересовать на исследовательскую деятельность детей
подготовительной группы. Просто взяла коробку с необходимым материалом,
села и делаю вид, что не понимаю, что это за коробка. Дети, увидев это, начали
подходить, интересоваться, все, процесс пошел и удачно завершился!
Я буду использовать этот прием более наглядно в предстоящем конкурсном
испытании «Занятие».
«Использование ИКТ» - основан на использовании компьютера, аудио, видео
аппаратур, фотоаппарата, телефона и т.д. Он позволяет активизировать
непроизвольное внимание, повысить интерес к учебной деятельности,
расширить возможность работы с наглядным материалом в более качественном
виде.
Например:
- На занятиях или в сюжетно-ролевой игре к детям моей группы периодически
приходит корреспондент, берет интервью о прошедшей или предстоящей
деятельности, записывая все на диктофон.Можно это использовать для
рефлексии.
- На утренней зарядке, гимнастике пробуждения, физминутки в ООД очень
часто использую комплексы с музыкальным сопровождением. Это детей
мотивирует на положительный эмоциональный настрой, активность и
самовыражение.
Каждый тип мотивации должен содержать то, что вызовет удивление,
изумление, желание помочь, поучаствовать. Позитивная мотивация к обучению
в детском саду, ее комплексное развитие – это условие успешного дальнейшего
обучения. Ведь основная задача педагогов ДОУ – это психологическая
готовность ребенка к школе, желание учиться и познавать что-то новое.
В течение почти двух лет мною проводился мониторинг уровня познавательной
мотивации детей младшей и средней группе. Выявлялись такие качества как:
совместная деятельность с взрослым;
совместная деятельность со сверстниками;
самостоятельная деятельность;
Уровни познавательной мотивации расценивались как высокий уровень – 3
балла, средний – 2 балла, низкий – 1 балл.Системное применение приемов
мотивации в различных видах деятельности и диагностика, позволили достичь
определенных положительныхрезультатов.
У 52% испытуемых обнаружилась высокая познавательная мотивация в
ситуациях совместной работы со взрослым, и низкая без участия взрослого.
Таким образом, участие взрослого сыграло определяющую роль в пробуждении
познавательной активности у большей части дошкольников.Учебная мотивация
дошкольников младшего и среднего возраста, еще не достаточно развита,
только часть детей имеют высокий уровень познавательной мотивации.
Остальные дети нуждаются в планомерной работе в данном направлении. На
следующий учебный год мне предстоит сформулировать задачи и цели
повышения мотивации к обучению у детей старшего дошкольного возраста. И
активизировать процесс контакта с детьми именно на их позитивной
мотивационной деятельности.
Таким образом, подводя итог, могу сказать, что мотивация в организации
совместной и самостоятельной деятельности для дошкольников является
непосредственным стимулом, без которого ребенку сложно включиться в
предлагаемую взрослым педагогическую ситуацию. А педагог, в свою очередь
должен соподчинять и компоновать разные типы и виды мотивации для
достижения своих учебно-воспитательных целей, учитывая при этом
индивидуальные потребности, каждого ребенка.