Напоминание

Приемы мотивации детей дошкольного возраста к различным видам деятельности


Автор: Косяк Анна Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ 80
Населённый пункт: Новороссийск Краснодарский край
Наименование материала: Статья
Тема: Приемы мотивации детей дошкольного возраста к различным видам деятельности
Раздел: дошкольное образование





Назад




Приемы мотивации детей дошкольного возраста к

различным видам деятельности

Современные условия реализации образовательного процесса, характеризуются

обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств, формированию

разносторонней личности.

Выбор темы определен тем, что задача дошкольных учреждений – развивать у

детей устойчивую потребность в познаниях и

мотивацию к обучению. В реальной жизни, особенно в современных условиях,

мотивация к обучению наблюдается далеко не у всех детей.

В отечественной психологии развитие мотивации дошкольников исследуется в

рамках психологической готовности ребенка к школе (И.В.Дубровина,

Е.И.Захарова, В.Д.Шадриков).

Среди действующих мотивов для ребёнка старшего дошкольного возраста

учёные отмечают:

широкие социальные мотивы и непосредственно связанные с процессом

учения - личностный мотив - мотив достижения

поощрение и признание взрослого

игровой мотив

соревновательный мотив

самолюбия и признания сверстников - мотивацию к обучению

Мы все знаем, что игра является ведущим видом деятельности на протяжении

дошкольного возраста, в котором идет активное формирование мотивационной

сферы ребенка.

Я считаю, что развитие позитивной мотивации дошкольника и эмоциональное

отношение к предстоящей деятельности, сблизит субъектов учебно-

воспитательного процесса.

Мотивация дошкольников к обучению, в условиях детского сада будет более

успешным, если:

способствовать развитию предпосылок к учебной деятельности;

совершенствовать систему отношений ребенка со сверстниками,

родителями, воспитателями;

создавать условия для позитивного взаимодействия всех субъектов ДОУ;

Итак, согласно советскому психологу, философу, педагогу Алексею

Николаевичу Леонтьеву, периодом наиболее интенсивного формирования

мотивационной сферы является именно детский возраст.

Матюшкин Алексей Михайлович писал, что познавательная мотивация является

общей характеристикой и структурным компонентом творческого потенциала.

Что же такое мотивация?

Мотивация (от лат. moveo – двигаю) - это совокупность внутренних и внешних

движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой

деятельности направленность, ориентированную на достижение цели.

Следует различать понятия мотив и цель.

Цель – это предвидимый результат, а мотив – побуждение к достижению цели.

Позитивная мотивация у дошкольников остается актуальной проблемой для

современной системы образования. Общество требует активного включения в

обучение уже с детского возраста. Поэтому мотивация должна быть

максимально эффективной уже в детском саду.ЗНАЧИТ:

Цель мотивации – вызвать у детей интерес к занятию, занимательному делу или

какой либо деятельности, создать условия увлеченности, умственного

напряжения, направить усилия детей на осознанное освоение и приобретение

знаний и умений.

Исходя из целей, мотивация позволяет решать сразу несколько задач:

Расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков.

Повысить познавательную активность и работоспособность детей.

Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления,

воображения, речи и т.д.

Плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно

приучая их подчиняться правилам игры.

Мотивация бывает двух видов:

Внешняя мотивация – мотивация, не связанная с содержанием определенной

деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту

обстоятельствами (например, если я буду хорошо заниматься танцами, то мама

купит мне куклу).

Внутренняя мотивация – мотивация, связанная с самим содержанием

деятельности. В свою очередь внутренняя мотивация делится на

положительную и отрицательную мотивацию.

Положительная мотивация основывается на положительных стимулах

(например, я научусь ловить мяч двумя руками, и мама обрадуется).

Отрицательная мотивация основывается на отрицательных стимулах (например,

если я не буду быстро одеваться, то родители меня накажут).

Методы формирования мотивации дошкольников совпадают с традиционными

методами воспитания дошкольников:

Словесные

Наглядные

Практические

На основе всего этого можно выделить пути формирования мотивации:через

организацию различных видов деятельности, общения, самостоятельной

деятельности, что обеспечит целостное формирование познавательной

мотивации детей дошкольного возраста в образовательном процессе ДОУ.

В педагогической практике выделяют четыре типа мотивации.

Игровая мотивация – «Помоги игрушке, сказочному герою», дети достигают

цели обучения, решая проблемы игрушек или героев сказок, мультфильмов.

Использование игровых персонажей и игровая мотивация взаимосвязаны. Они

могут «приходить в гости», «знакомиться», «давать задания», «просить о

помощи», а также оценивают результаты детской деятельности. Вызывая

ситуацию успеха. Данную мотивацию можно использовать в любых видах

деятельности, начиная с режимных моментов и ООД.

Например:

- На занятии по художественно-эстетическому развитию хозяйка потеряла гусят,

а ребята помогли найти их в нашей группе.

- На птичьем дворе переполох, индюшка не может сосчитать всех обитателей

птичьего двора. Ребята помогите?

Мотивация – помощь взрослому «Помоги мне» - здесь мотивом для детей

является общение с взрослым, возможность получить одобрение, а также

интерес к совместным делам. Сообщаю детям о своей проблеме и интересуюсь,

как они мне могут помочь? Важно, чтобы дети сами предлагали пути решения. В

конце подчеркиваю, что результат был, достигнут совместными усилиями!

Например:

- Прошу ребят помочь мне отыскать и вернуть птенцов домашних птиц.

- У помощника воспитателя был день рождения, попросила детей помочь

поздравить ее. А они предложили накрыть для нее праздничный стол и угостить.

- Работая над выставкой мини-картин, «Шедевры из пены для бритья», дети

помогли создавать картины для этой выставки

Мотивация – «Научи меня» - основана на желании ребенка чувствовать себя

знающим и умеющим.

Например: - Дети старшей группы с радостью научили меня строить волшебный

замок. И в этом им помог компьютер.

- Через помощь младшему воспитателю прививаю детям трудолюбие,

аккуратность, уважение к труду взрослых.

Мотивация – «Создание предметов своими руками для себя»- основана на

внутренней заинтересованности ребенка. Такая мотивация побуждает детей к

созданию предметов и поделок для себя или близких.

- Это праздничные открытки для мам, пап и воспитателя. В моей практике, дети

каждый день рисуют, лепят для меня. Уже целая коллекция набралась.

А также в своей практике считаю успешным и интересным применение

следующих приемов мотивации:

«Художественное слово» - основано на использовании стихотворений, песен,

потешек, загадок и т.д.

«Словесный» - осуществляется только по словесному указанию. Это

проблемные ситуации, соревновательные приемы, просьба. Их использую в ООД,

подвижных играх, когда нужно быстро и правильно убрать игрушки, навести

порядок в игровых зонах.

«Предметно - действенный» - Это письма, посылки, волшебная корзина,

чудесный мешочек и т.д.

Например:

- Нужно было заинтересовать на исследовательскую деятельность детей

подготовительной группы. Просто взяла коробку с необходимым материалом,

села и делаю вид, что не понимаю, что это за коробка. Дети, увидев это, начали

подходить, интересоваться, все, процесс пошел и удачно завершился!

Я буду использовать этот прием более наглядно в предстоящем конкурсном

испытании «Занятие».

«Использование ИКТ» - основан на использовании компьютера, аудио, видео

аппаратур, фотоаппарата, телефона и т.д. Он позволяет активизировать

непроизвольное внимание, повысить интерес к учебной деятельности,

расширить возможность работы с наглядным материалом в более качественном

виде.

Например:

- На занятиях или в сюжетно-ролевой игре к детям моей группы периодически

приходит корреспондент, берет интервью о прошедшей или предстоящей

деятельности, записывая все на диктофон.Можно это использовать для

рефлексии.

- На утренней зарядке, гимнастике пробуждения, физминутки в ООД очень

часто использую комплексы с музыкальным сопровождением. Это детей

мотивирует на положительный эмоциональный настрой, активность и

самовыражение.

Каждый тип мотивации должен содержать то, что вызовет удивление,

изумление, желание помочь, поучаствовать. Позитивная мотивация к обучению

в детском саду, ее комплексное развитие – это условие успешного дальнейшего

обучения. Ведь основная задача педагогов ДОУ – это психологическая

готовность ребенка к школе, желание учиться и познавать что-то новое.

В течение почти двух лет мною проводился мониторинг уровня познавательной

мотивации детей младшей и средней группе. Выявлялись такие качества как:

совместная деятельность с взрослым;

совместная деятельность со сверстниками;

самостоятельная деятельность;

Уровни познавательной мотивации расценивались как высокий уровень – 3

балла, средний – 2 балла, низкий – 1 балл.Системное применение приемов

мотивации в различных видах деятельности и диагностика, позволили достичь

определенных положительныхрезультатов.

У 52% испытуемых обнаружилась высокая познавательная мотивация в

ситуациях совместной работы со взрослым, и низкая без участия взрослого.

Таким образом, участие взрослого сыграло определяющую роль в пробуждении

познавательной активности у большей части дошкольников.Учебная мотивация

дошкольников младшего и среднего возраста, еще не достаточно развита,

только часть детей имеют высокий уровень познавательной мотивации.

Остальные дети нуждаются в планомерной работе в данном направлении. На

следующий учебный год мне предстоит сформулировать задачи и цели

повышения мотивации к обучению у детей старшего дошкольного возраста. И

активизировать процесс контакта с детьми именно на их позитивной

мотивационной деятельности.

Таким образом, подводя итог, могу сказать, что мотивация в организации

совместной и самостоятельной деятельности для дошкольников является

непосредственным стимулом, без которого ребенку сложно включиться в

предлагаемую взрослым педагогическую ситуацию. А педагог, в свою очередь

должен соподчинять и компоновать разные типы и виды мотивации для

достижения своих учебно-воспитательных целей, учитывая при этом

индивидуальные потребности, каждого ребенка.



В раздел образования