Автор: Лариса Николаевна Леонтьева
Должность: учитель родного (чувашского) языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №24" г.Чебоксары
Населённый пункт: Чувашская Республика
Наименование материала: Статья
Тема: Использование информационно- коммуникационных технологий на уроках чувашского языка и литературы.
Раздел: среднее образование
Использование информационно- коммуникационных технологий на
уроках чувашского языка и литературы.
Процесс преподавания чувашского языка и литературы в школе носит не
только образовательный характер, но и направлен на воспитание успешной
личности, ориентированной на общечеловеческие и национальные ценности
и как учитель, мы обязаны формировать творческие способности детей,
развивать логическое мышление и умение адаптироваться к жизни.
Главной
задачей
обучения
чувашскому
языку
является
развитие
коммуникативной деятельности школьников. Поэтому на первый план в
качестве важнейшей цели обучения мы выдвигаем формирование умений и
навыков речевого общения или коммуникации. Основной целью обучения
чувашскому языку является формирование, развитие коммуникативной
деятельности школьников и обучение практическому овладению языком.
Основным результатом своей деятельности, мы считаем, получение детьми
прочных знаний, умений, навыков по чувашскому языку и литературе.
Умение их применять на практике. При изучении любого языка человек
старается научиться его коммуникативной деятельности. В последние годы
все
чаще
поднимается
вопрос
о
применении
новых
технологий
в
образовательном процессе. Это не только технические средства, но и методы
преподавания, новый подход к процессу обучения.
В своей работе мы используем такие педагогические технологии как -
игровые
технологии,
групповые
технологии,
здоровье
сберегающие
технологии, компьютерные технологии, личностно-ориентированный подход
в обучении.
Главное педагогическое правило в групповой работе не расслаивать
учеников на сильных и слабых, а организовать взаимообучение детей
методом совместно-групповой учебной деятельности. Задача групповой
технологии, включить каждого ученика в деятельность, обеспечивающую
формирование и развитие познавательных потребностей, т.е. разрабатывается
такое задание, и такая методика при котором ученик обязательно справляется
с работой.
Класс делится на два – три
группы. Дети в группах
организованы с разным уровнем развития. Группы получают задания.
Задания выполняют все, при этом идёт опрос друг друга, сильный помогает
слабому. Таким образом, все ученики всё полезное время потратили на
достижение главной цели урока - получение знаний.
Большое значение на уроках уделяем здоровье сберегающей технологии,
чтобы
помочь
ученику
преодолеть
усталость,
раздражительность.
У
учащихся развита способность улавливать эмоциональный настрой учителя,
поэтому с первых минут урока, с приветствия нужно создать обстановку
доброжелательности, положительный эмоциональный настрой. На уроках
использую простейшие упражнения для глаз, благоприятно влияющие при
неврозах,
внутричерепном
давлении;
физминутки,
точечный
массаж,
который активно воздействует на весь организм.
Игровую технологию используем при освоении понятий, изучении темы,
объяснении нового материала и его закреплении, при обучении устным
видам речевой деятельности.
Задачи
игровой
технологии
-
это
активизация
коммуникативной
деятельности учащихся; правильное распределение ролей между детьми,
поскольку они имеют разный уровень речевой подготовки; создание
ситуации взаимопомощи, активного устно-речевого общения, эмоциональное
состояние учащихся, что может повлиять на качество усвоения материала и
результат игры. Используя в своей практике личностно-ориентированные
технологии главной задачей ставлю не только дать определённую сумму
знаний, но и развивать у них интерес к учению, к творческой работе;
стремиться использовать полученные знания самостоятельно; учитывать
индивидуальный подход; построить учебный процесс в форме диалога, в
демократичном стиле работы с учеником.
Компьютер является одним из важных и новых средств в учебном
процессе.
Использование
его
способствовало
появлению
новых
информационных
технологий.
Компьютерные
технологии
позволяют
реализовать
основные
методы
обучения
чувашскому
языку:
показ,
объяснение, коррекция, оценка знаний.
Сегодня
можно
с
уверенностью
сказать,
что
компьютер,
мультимедийный
проектор,
интерактивная
доска
открывает
большие
возможности перед учителями.
Эффективность применения информационных технологий на уроках
чувашского языка не подлежит сомнению. В числе преимуществ их
использования в качестве средств обучения можно назвать субъектную
ориентацию, гибкость и вариативность. Компьютер помогает повысить
уровень преподавания, обеспечивая наглядность, контроль, большой объем
информации,
являясь,
наконец,
стимулом
в
обучении.
Освоение
компьютерных технологий позволяет реально индивидуализировать учебный
процесс, сделать его более гуманным по отношению к ученику, усилить
положительную
мотивацию
обучения,
активизировать
познавательную
деятельность, усилить творческую составляющую работы как ученика, так и
учителя.
Для решения традиционных образовательных задач на уроке мы
применяем текстовые редакторы, системы мультимедийной презентации,
электронные
учебники
и
Интернет.
Мультимедийную
технологию
используем при подготовке и проведении интегрированных уроков. работы
учащихся при подготовке к уроку является хорошим материалом.
Использование
информационно-коммуникативных
технологий
в
процессе обучения способствует повышению интереса к изучаемому
предмету, созданию необходимого эмоционального настроя на уроке,
вовлечению учащихся в активную творческую деятельность, формированию
интеллектуально
развитой
личности,
умения
самостоятельно
решать
возникающие в реальной жизни проблемы.
С помощью компьютера на уроках чувашского языка и литературы
увеличивается объем тренировочных упражнений, дифференцируются по
степени
трудности.
Кроме
того,
использование
информационно-
коммуникативных технологий создает положительный эмоциональный фон
занятий
и
создает
ситуацию
успеха
для
каждого
ученика.
Таким образом, компьютер способствует формированию у учащихся
рефлексии
своей
деятельности,
поскольку
наглядно
представляет
обучающемуся результат его действий. Так же интерактивная доска
используется учащимися при создании собственных текстов. Ученики
создают тексты. Некоторые фрагменты работ демонстрируются на доске и
анализируются их содержание, речевое и грамматическое оформление. По-
моему, такой вид работы повышает внимание учащихся к работе над словом.
Применение
информационно-коммуникативных
технологий
помогает
удовлетворить
образовательные
потребности
школьников
в
изучении
чувашского языка и литературы.
Разнообразие стилей и общения, обучения на уроке, использование
мультимедийных интерактивных технологий – все это обогащает содержание
урока, ускоряет темп его проведения, повышает интерес к изучению
чувашского языка и литературы.
1.
Использование информационных технологий в совершенствовании системы образования.
Ирина Комарова, эксперт Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для
всех», кандидат исторических наук. // Народное образование, №2, 2006.
2.
Куприянов М., Околелов О. Дидактический инструментарий новых образовательных
технологий. // Высшее образование в России. №1, 2001.
3.
Молокова А.В. Комплексный подход к информатизации начальной школы. // Начальная
школа, №1, 2005.
4.
Соколова Т. Е. Воспитание познавательных интересов младших школьников средствами
новых информационных технологий. // Начальная школа. №3, 2004.
5.
Задорожнюк А. ИКТ в образовании: риски и результаты. // Высшее образование в России.
№3, 2005.