Автор: Мария Николаевна Глазунова
Должность: Учитель
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №3"
Населённый пункт: Саров
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Процедура устного собеседования по математике при отборе в 10 класс с углубленным изучением математики.
Раздел: полное образование
Процедура устного собеседования по математике
при отборе в 10 класс с углубленным изучением математики.
Настоящая разработка описывает процедуру устного конкурсного отбора по математике
учащихся, окончивших 9 классов, в 10 класс Лицея №3 с углубленным изучением физики
и математики г.Сарова Нижегородской области. В работе представлены теоретические
вопросы, билеты, описана процедура устного онлайн-собеседования на платформе zoom,
приведена инструкция для членов комиссии; представлен образец протокола.
I. Вопросы к устному собеседованию для учащихся, претендующих на обучение в 10
классе.
1.Свойства и график функции (y=kx+b, y=ax
2
+bx+c, y=
ax
+
b
cx
+
d
, y
=
√
x
).
2.Определение и свойства модуля числа.
3.Теоремы равносильности для уравнений, содержащих знак арифметического
квадратного корня.
4.Действия с рациональными и иррациональными числами
5.Формулы сокращенного умножения
6.Решение уравнений, систем уравнений
7.Решение неравенств, систем неравенств
8.Решение неравенств методом интервалов
9.Формулы площадей геометрических фигур.
10.Определение, свойства, признаки четырехугольника (параллелограмма,
прямоугольника, ромба, квадрата)
11.Определение и виды трапеций. Свойства равнобедренной трапеции.
12.Тригонометрические функции угла. Табличные значения.
13.Теоремы синусов и косинусов
14.Углы в окружности (вписанные, между пересекающимися хордами, между секущими).
15.Свойство касательной и секущей, проведенных к окружности из одной точки.
Перечень вопросов составлен на основании экзаменационного материала формата ОГЭ.
II.Билеты для устного собеседования (9 вариантов для основной волны и 3 – для
дополнительной)
Билет №1.
1.Перечислите свойства функции
y
=
−
1
2
x
+
2
. Какой угол образует график этой функции с осью
Ох? Назовите общий вид функции.
2.
Найдите значение выражения:
,
если
3.
Решите неравенство
x
3
−
4 x
2
+
3 x ≥ 0
4.
Основания трапеции равны 4 см и 10 см. Диагональ трапеции делит среднюю линию на два
отрезка. Найдите длину большего из них.
5.
Одна из сторон параллелограмма равна 12, другая равна 5, а тангенс одного из углов
равен
. Найдите площадь параллелограмма.
Билет №2
1. Найд
ите значение
по графику функции
изображенному на рисунке. Перечислите
свойства функции по графику. Как называется график?
2.
Упростите выражение
и найдите его значение при
.
Назовите
множество допустимых значений переменной.
3.
Решите неравенство
. Укажите, если возможно, наибольшее и
наименьшее целые решения.
4.
Сумма двух углов равнобедренной трапеции равна 140°. Найдите больший угол
трапеции. Ответ дайте в градусах.
5.
Периметр равнобедренного треугольника равен 216, а боковая сторона — 78. Найдите
площадь треугольника.
Билет №3.
1.
y
=−
4 x
2
+
20 x
−
22
. Укажите область определения, множество значений данной функции,
промежутки монотонности и опишите ее график.
2.
Найдите значение выражения
если
√
x
+
√
y
=
3
.
3. Решите неравенство
22 x
−
x
2
>
5 x
−
4 x
(
x
−
2
)
.
4. Площадь прямоугольного треугольника равна
Один из острых углов равен 30°.
Найдите длину катета, лежащего напротив этого угла.
5.
На окружности с центром O отмечены точки A и B так, что
Длина меньшей дуги AB равна 37. Найдите длину большей дуги.
Билет №4.
1.
На рисунке изображены графики функций вида y = ax
2
+ bx + c. Для каждого графика
укажите соответствующие ему знаки коэффициента a и дискриминанта D.
Графики
А)
Б)
В)
Г)
2. Найдите значение выражения
при m=-0,25; n=
√
5
– 1.
3.Решите систему неравенств
{
3
(
2 x
−
5
)
≤10
−
x
2 x
>
7
.
4. Средняя линия трапеции равна 11, а меньшее основание равно 5. Найдите большее
основание трапеции.
5.
В угол C величиной 62° вписана окружность, которая касается сторон угла в точках A и B,
точка O — центр окружности. Найдите угол AOB. Ответ дайте в градусах.
5. Окружность с центром на стороне AC треугольника ABC проходит через вершину C и
касается прямой AB в точке B. Найдите AC, если диаметр окружности равен 7,5, а AB = 2.
Билет №5.
1.
На одном из рисунков изображен график функции
y
=
k
x
. Укажите номер этого
рисунка. Найдите k.
1)
2)
3)
4)
2.
Найдите значение выражения
при
3.
Решите систему неравенств
{
x
2
≤ 4
3
(
x
−
2
)
≥2 x
−
4
4.Диагональ прямоугольника образует угол 51° с одной из его сторон. Найдите острый угол между
диагоналями этого прямоугольника. Ответ дайте в градусах.
5.
На
отрезке
выбрана
точка
так,
что
и
.
Построена окружность с центром
, проходящая через
. Найдите длину отрезка касательной,
проведённой из точки
к этой окружности.
Билет №6.
1.Используя определение, решите уравнение
|
x
|
=
x ;
|
−
x
|
=
x
. Перечислите известные Вам
свойства модуля числа.
2.
Найдите значение выражения
при
3.Решите систему неравенств
{
x
2
≥ 9
3
(
x
−
2
)
≤2 x
−
4
4.
В угол
величиной 157° вписана окружность, которая касается сторон угла в точках
и
,
точка
— центр окружности. Найдите угол
. Ответ дайте в градусах.
5.
В трапеции ABCD известно, что AD = 2, BC = 1, а её площадь равна 48. Найдите площадь
трапеции BCNM, где MN – средняя линия трапеции ABCD.
Билет №7.
1.
y
=
4 x
2
−
20 x
+
22
. Укажите область определения, множество значений данной функции,
промежутки монотонности и опишите ее график.
2.
Найдите значение выражения
при
3.Решите неравенство:
22 x
2
−
x
3
≤5 x
2
−
4 x
2
(
x
−
2
)
.
4.
На окружности с центром в точке
отмечены точки
и
так, что
. Длина
меньшей дуги
равна 5. Найдите длину большей дуги
.
5.
Боковая сторона равнобедренного треугольника равна 34, а основание
равно 60. Найдите площадь этого треугольника.
Билет №8.
1.Используя определение, решите уравнение
|
−
x
|
=
x ;
|
x
|
=−
x
. Перечислите известные Вам
свойства модуля числа.
2. Найдите значение выражения
при
3.
Решите систему неравенств
{
3
(
2 x
−
5
)
≤10
−
x
2 x
>
7
4.
Площадь прямоугольного треугольника равна
Один из острых углов равен 30°.
Найдите длину катета, прилежащего к этому углу.
5.
Отрезок AB = 40 касается окружности радиуса 75 с центром O в точке B. Окружность
пересекает отрезок AO в точке D. Найдите AD.
Билет №9.
1.
На рисунке изображены графики функций вида y = kx + b. Установите соответствие
между графиками функций и знаками коэффициентов k и b.
2.
Упростите выражение
и найдите его значение при
и
3.Решите неравенство
x
3
−
2 x
2
+
x
−
2≥ 0
.
4. В трапецию, сумма длин боковых сторон которой равна 24, вписана окружность.
Найдите длину средней линии трапеции.
5.
В
треугольнике ABC известно,
что DE —
средняя
линия.
Площадь
треугольника CDE равна 42. Найдите площадь треугольника ABC.
Билет №1Д.
1.
Установите соответствие между графиками функций и формулами, которые их задают.
1)
2)
3)
4)
.
Назовите для каждой функции область
определения и множество значений.
2.
Найдите значение выражения
при
3.
Решите неравенство
x
3
−
2 x
2
−
x
+
2≤ 0
.
4.
В угол C величиной 60° вписана окружность, которая касается сторон угла в
точках A и B, точка O — центр окружности. Найдите АС, если ОС=
20
√
3
.
5. Найдите площадь треугольника, изображённого на рисунке.
Билет №2Д.
1.Найдите значения b и с по графику функции
y
=
x
2
+
bx
+
c
, изображенному на рисунке. Как
называется функция и как называется ее график?
2.
Найдите значение выражения
(
a
+
1
a
+
2
)
∙
1
a
+
1
при
a=-5.
Назовите допустимые значения
переменной a.
3.Решите неравенство
(
x
−
1
)
2
(
x
+
3
)>
0
. Укажите, если возможно, наименьшее целое решение
неравенства
4.
Биссектрисы углов N и M треугольника MNP пересекаются в точке A. Найдите
,
если
,
а
5.
Точки A и B делят окружность на две дуги, длины которых относятся как 9:11.
Найдите величину центрального угла, опирающегося на меньшую из дуг. Ответ дайте в градусах.
Дайте определение центрального угла.
Билет №3Д.
1
.Используя определение модуля, решите уравнение
|
−
x
|
=−
x ;
|
−
x
2
−
1
|
=−
2 x
. Перечислите
известные Вам свойства модуля числа.
2.
Найдите значение выражения
при
3.Решите неравенство
x
2
+
2 x
+
1
−
x
−
3
≥ 0
.
4.
В параллелограмм вписана окружность. Найдите периметр параллелограмма, если одна из его
сторон равна 8.
5.
Из точки А проведены две касательные к окружности с центром в точке О. Найдите радиус
окружности, если угол между касательными равен 60°, а расстояние от точки А до
точки О равно 8.
III. Процедура собеседования по математике для претендентов,
участвующих в отборе в 10 класс.
Устное собеседование по математике с выпускниками 9-х классов проводится в режиме онлайн, в
формате конференции на платформе zoom.
Каждый учащийся подключается к конференции в отведенное для него время, работает с заданием
по математике в течение 15 минут. Из них 10 минут отводятся на решение заданий билета, 5 минут
– на устный ответ по билету.
Билет по математике состоит из 5 заданий:
№1 – теоретический вопрос по алгебре по одной из тем: свойства и графики функций;
определение и свойства модуля; теоремы равносильности для уравнений, содержащих
переменную под знаком модуля, под знаком арифметического квадратного корня.
№№2, 3 – практические задания по алгебре по темам: тождественные преобразования
алгебраических выражений, вычисление значений алгебраических выражений; решение
неравенств с помощью метода интервалов; решение систем неравенств.
№№4,5 – задачи по геометрии базового уровня формата ОГЭ.
Подключившись к конференции, учащийся получает от эксперта билет (через демонстрацию на
экране) и в течение 10 минут готовится к ответу. Ответ на все задания учащийся дает в устной
форме, озвучивая основные этапы решения и, если задание предполагает, полученный результат.
Обращаем внимание: во время работы с билетом учащийся должен находиться в помещении
один; справочные пособия, учебники, тетради и пр. должны быть убраны; видеокамера
включена.
Учащийся завершает свое выступление словами: «Ответ окончен».
После этого эксперт – учитель математики задает уточняющие вопросы по заданиям билета и
сообщает учащемуся оценку его работы.
При возникновении спорных вопросов учащийся сообщает о них членам комиссии, которые
выносят вопрос на заседание комиссии в расширенном составе. В этом случае оценка сообщается
учащемуся в течение времени, определяемого комиссией.
IV. Действия членов комиссии на собеседовании по математике.
1.
Подключить к zoom очередного учащегося. Установить на экране нужный билет.
2.
Учитель: «Здравствуйте. Включите, пожалуйста, камеру и микрофон. Приступайте к
выполнению задания. Решения записываете в черновом варианте, очень кратко, чертежи в тетрадь
можно не переносить».
3.
Координатор за 2 минуты до окончания работы: «Осталось 2 минуты».
4.
Координатор за 5 минут до окончания собеседования: «Время вышло. Положите ручку.
Приступайте к ответу».
Учитель нажимает кнопку «Запись»
5.
После слов ученика «Ответ окончен» учитель
выключает кнопку «Запись»
и
1 -1,5 минуты анализирует ответ учащегося.
6.
Учитель: «Все ли Вам понятно? Спасибо. До свидания».
Выходит из конференции и открывает конференцию для следующего учащегося.
V. Протокол работы комиссии №2.
Эксперт – М.Н.Глазунова; координатор – А.В.Озеров
№
Фамилия, Имя
Время
№
билета
№1
№2
№3
№4
№5
Балл/
отметка
1
Белова Вероника
10.00
1
2
Девятайкина Ольга
10.15
1
3
Вахромеев Сергей
10.30
2
4
Гевцы Даниил
10.45
2
5
Сметанин Тимофей
11.00
3
6
Пронькина Дарья
11.15
3
7
Гончарова Злата
11.30
4
8
Кожевников Иван
11.45
4
9
Юданов Петр
12.00
5
10
Городничев Дмитрий
12.15
5
11
Муругов Илья
12.30
6
12
Быстрицкая Ирина
12.45
6
13
Половникова Светлана
13.00
7
14
Баканова Валерия
13.15
7
15
Драчева Валерия
13.30
8
16
Марагина Алина
13.45
8
17
Гумбатова Дарья
14.00
9
19 июня 2020г. Члены комиссии:
___________ Глазунова М.Н.
______________ ОзеровА.В.