Автор: Кокшарова Наталья Александровна
Должность: преподаватель литературы и русского языка
Учебное заведение: Ачинский колледж транспорта и сельского хозяйства Малиновский филиал
Населённый пункт: п. Малиновка
Наименование материала: Доклад
Тема: " Современные технологии в обучении русскому языку и литературе"
Раздел: среднее профессиональное
Ачинский колледж транспорта и сельского хозяйства
Малиновский филиал
Доклад
Современные технологии в обучении русскому языку и литературе
(технология медленного чтения, технология «выращивания» слов)
В пояснительной записке Стандартов второго поколения сказано, что
изучение
русского
языка
оказывает
универсальное
воздействие
на
формирование личности обучающегося и является формой хранения и
усвоения различных знаний. Отсюда следует, что формирование языковой
личности – важнейшая задача обучения русскому языку и литературе. Еще
почти век назад В.А.Сухомлинский утверждал, что «чтение – это окошко,
через которое дети видят мир и познают самих себя» Трудно не согласиться с
мнением великого педагога. Действительно, на первый план в качестве
важнейшей цели обучения русскому языку и литературе выдвигается
формирование умений и навыков речевого общения, читательской культуры
обучающегося
и
одновременное
формирование
его
личности
через
кропотливую работу с текстами классических произведений. Значит, текст
является как основой для упражнения в развитии связной речи, так и своего
рода знаковой системой по формированию мышления обучающихся.
Внедрение в образовательный процесс таких методов и приемов,
которые помогут сформировать у обучающихся определенные УУД, а также
развивать их творческие способности сегодня просто необходимо
«Читать и не понимать – то же, что совсем не читать», – утверждал Ян
Амос Коменский в своем знаменитом труде «Великая дидактика». Значит,
раскрытие ценностных смыслов художественного произведения невозможно
при чтении текста «поверх»: необходим содержательный анализ всех
уровней его художественной формы.
Чтобы определить слагаемые педагогической технологии, необходимо
ответить на ряд вопросов:
какие элементы ее составляют;
в какой взаимосвязи они находятся;
какие общие и специфические функции каждого элемента.
Остановимся на технологиях, которые применяем в собственной
практике для достижения высоких результатов деятельности.
Чтобы
обучающийся
смог
приблизиться
к
высшему
уровню
дешифровки» авторского замысла, ему необходимо уметь «разговаривать» с
текстом,
поэтому,
если
мы
говорим
о
культуре
речи
современных
школьников, следует понимать, что любую культуру необходимо тщательно
возделывать, а для этого нужен арсенал специальных инструментов, одним
из которых может стать технология медленного чтения.
Цель технологии: формирование читательской компетенции
обучающихся.
Задачи:
формирование техники чтения и приемов понимания и анализа
текста;
развитие интереса к процессу чтения и потребности читать;
формирование эстетического вкуса;
овладение речевой и коммуникативной культурой;
развитие творческих способностей детей.
2
О медленном чтении писали такие ученые, как М.О.Гершензон,
Д.С.Лихачев, А.В.Западов, однако термин «медленное чтение» принадлежит
литературному критику М.О. Гершензону. Исследователь утверждал, что
необходимо «видеть сквозь пленительность формы видение художника» и
что литературное произведение при медленном чтении «вызывает в читателе
сложные реакции вкуса, чувствительность и воображение».
Следует отметить, что в научной литературе термин «медленное
чтение» имеет несколько синонимов: «сlose reading» (пристальное чтение,
внимательное,
тщательное
прочтение),
«замедленное
чтение»
(Н.М.Шанский),
«тихое
чтение»
(В.В.Чичерин),
«чтение
пешком»
(А.Г.Горнфельд), многократное перечитывание (А.Б.Есин).
Во многом технология медленного чтения вошла в педагогическую
практику
благодаря
статье
Н.Я.Эйдельмана
«Учитесь
читать!»
как
альтернатива скорочтению и призывала культивировать вдумчивое чтение.
«Медленное чтение, – писал Н.Я.Эйдельман, – это старинный термин: это
такая ситуация, когда читатель не только скользит по поверхности стиха,
повести, романа (впрочем, по поверхности прекрасной!), но и погружается в
изумительные глубины». Согласно мнению автора, читать медленно - значит
читать с частыми и постоянными остановками у слова или стиха, где в
качестве «лежачего полицейского», замедляющего чтение, выступает какой-
то
внешний
аспект,
размыкающий
текст,
обращающийся
к социальному, историческому, культурному контексту.
Приведем пример использования этой технологии при изучении
рассказа А.П.Чехова
«Злоумышленник».
Уже
в
первых
строках
произведения в качестве лежачих полицейских выступают незнакомые слова
и детали, которые «работают» на раскрытие образа Дениса Григорьева.
«Перед судебным следователем стоит маленький, чрезвычайно тощий
мужичонко в пестрядинной рубахе и латаных портах. Его обросшее волосами
и изъеденное рябинами лицо и глаза, едва видные из-за густых, нависших
бровей, имеют выражение угрюмой суровости. На голове целая шапка давно
уже нечесанных, путаных волос, что придает ему еще большую, паучью
суровость. Он бос».
В процессе чтения учитель объясняет значение слов «пестрядинный» и
«латаные порты», после чего задает следующие вопросы:
- О чём свидетельствуют детали портрета мужика?»
Детали портрета
О чём говорит портрет мужика
Латаные порты
Бедность мужика
Чрезвычайно тощий
Трудная, голодная жизнь
Пестрядинная рубаха
Рубахи из пестрядины – одежда
простолюдина
Изъеденное рябинами лицо
Тяжёлые болезни
3
Обросшее волосами лицо,
нависшие брови, нечёсаные,
путаные волосы
Детали напоминают о том, как
выглядели первобытные люди,
свидетельствуют о дремучести
Угрюмая суровость, паучья
Паук – символ дикости
- Почему в тексте употреблено слово мужичонка, а не мужик? (Слово
«мужичонка» передаёт впечатление о герое как о жалком и ничтожном
человеке).
На наш взгляд, технология медленного чтения используется
для
пробуждения у обучающихся интереса к чтению. Специфика её заключается
в том, что, читая текст, он знакомится с ним медленно, постоянно
возвращаясь к предыдущей информации, анализируя ее, сопоставляя не
только с тем опытом, который представлен автором, но и со своим личным.
Таким образом, погружаясь в текстовую информацию, осуществляет ее
анализ, интерпретирует, оценивает.
Однако
вместо
погружения
может
случиться
и
барахтанье
на
мелководье. К сожалению, многие слова и выражения не понятны
современному
школьнику,
поэтому
необходимо
вести
последовательную работу
по
обогащению
и
совершенствованию
словарного запаса обучающихся.
В соответствии с ФГОС одним из метапредметных результатов
освоения учебной программы является «умение осознанно использовать
речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения
своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью,
монологической контекстной речью» В связи с этим следует рассматривать
работу по «выращиванию» слов как одну из важнейших в преподавании
русского языка и литературы.
Несмотря
на
то,
что
теоретическим
аспектам
по
обогащению
словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся в методике
преподавания русского языка уделено большое внимание и наработан
ценный практический опыт, актуальность этой проблемы не перестает быть
значимой, что обусловлено социокультурными переменами в мире, в
котором живут носители языка.
Цель технологии «выращивания» слов состоит в количественном
увеличении слов и качественном совершенствовании словарного запаса
обучающихся.
Задачи:
обучить умению правильно использовать в речевом контексте
новые слова;
сделать речь более точной и выразительной;
воспитать у подрастающего поколения потребность выбирать
уместные для каждого случая языковые единицы.
4
Алгоритм работы по расширению словарного запаса может быть
следующим: сначала незнакомое слово рассматриваем вне контекста,
говорим о его значении, этимологии, стилистической окраске. Далее
приводим отрывки из художественных текстов и предлагаем обучающимся
составить развернутые предложения с включением этих лексем, чтобы
выявить оттенки их значений.
Приведем пример использования этой технологии при изучении
произведения Н.А.Некрасова «Крестьянские дети».
Опять я в деревне. Хожу на охоту,
Пишу мои вирши - живётся легко.
Вчера, утомлённый ходьбой по болоту,
Забрёл я в сарай и заснул глубоко.
Проснулся: в широкие щели сарая
Глядятся весёлого солнца лучи.
Воркует голубка; над крышей летая,
Кричат молодые грачи;
Летит и другая какая-то птица -
По тени узнал я ворону как раз;
Чу! шёпот какой-то... а вот вереница
Вдоль щели внимательных глаз!
В данном фрагменте обучающимся встретились два незнакомых слова:
«вирши» и «вереницей». Значение первого объяснено в учебнике, кроме того,
о его смысле несложно догадаться через подбор синонимов; учителю лишь
необходимо обратить внимание на стилевую окраску слова. Восстановить же
значение лексемы «вереницей» из контекста сразу не предоставляется
возможным,
поэтому
обучающимся
целесообразно
задать
следующие
вопросы:
- Проследите, почему появляется это слово. Что предваряет появление
крестьянских ребятишек? (рассказ о птицах)
- Каким образом могут летать птицы? (поодиночке, стаей, вереницей,
клином в виде треугольника, друг за другом, один за другим).
После, чтобы проверить предположения, предлагаем прочесть строки
из стихотворения Максима Гуттуева «Над снегом талым»:
Над снегом талым
Вереницей
Сквозь облачную пелену
Издалека летят к нам птицы,
Пророча скорую весну.
- Назовите глаголы, передающее действие, которое может совершать
вереница (тянуться, двинуться, уходить, проследовать, плыть, выйти,
продвигаться, отправляться, таять, вылететь, предстать)
- Посмотрите значение слова «вереница» в «Толковом словаре» (Стадо,
стая, станица, рой. (Абрамов Н.Словарь русских синонимов и сходных по
смыслу выражений. Издательство: АСТ 2008).
5
- Какое из слов в стихотворении Некрасова можно использовать в
качестве синонима?
- В каких фрагментах художественного текста слово «вереница»
употреблено в прямом значении, а к каком (их) в переносном?
Адам Мицкевич. Когда пролетных птиц несутся вереницы
Когда перелетных птиц несутся вереницы
От зимних бурь и вьюг и стонут в вышине,
Не осуждай их, друг! Весной вернутся птицы
Знакомым им путем к желанной стороне.
Игорь Северянин «Элегия»
Я ночь не сплю, и вереницей
Мелькают прожитые дни.
Теперь они,
Как небылицы
С.Я.Маршак «Ледоход»
Лед идет, лед идет!
Вереницей длинной
Третьи сутки напролет
Проплывают льдины
Следующий
этап
работы
–
подбор
ассоциаций
и
эпитетов
к
предложенным словам и составление на их основе собственных текстов.
–Подберите к следующим именам существительным не менее 4–5
эпитетов, попытавшись охарактеризовать предмет с разных сторон (длинной,
бесконечной, пестрой, бесчисленной, непрерывной, спокойной, унылой,
тающей в дали, блестящей, мрачной, жалкой, непрестанной, печальной,
безликой, яркой)
Заключительный этап – создание текста с включением нового слова,
например:
Вереницей друг за другом улетают птицы к югу.
Так постепенно обучающиеся накапливают материал, и слово входит в
их активный словарный запас.
6
Список используемой литературы
1.
Гершензон М.О. Видение поэта. – М.: Госиздат, 1919г. – 80 с.
2.
Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Киев: Радянська
школа, 1969 г. - 288 с.
3.
Шолпо И.Л. Как научить подростка читать. – М.: ЛомоносовЪ,
2009г. – 619 с.
4.
Эйдельман Н.Я. Учитесь читать! // Знание - сила. 1979. № 8. с. 12.
7