Напоминание

" Современные технологии в обучении русскому языку и литературе"


Автор: Кокшарова Наталья Александровна
Должность: преподаватель литературы и русского языка
Учебное заведение: Ачинский колледж транспорта и сельского хозяйства Малиновский филиал
Населённый пункт: п. Малиновка
Наименование материала: Доклад
Тема: " Современные технологии в обучении русскому языку и литературе"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Ачинский колледж транспорта и сельского хозяйства

Малиновский филиал

Доклад

Современные технологии в обучении русскому языку и литературе

(технология медленного чтения, технология «выращивания» слов)

В пояснительной записке Стандартов второго поколения сказано, что

изучение

русского

языка

оказывает

универсальное

воздействие

на

формирование личности обучающегося и является формой хранения и

усвоения различных знаний. Отсюда следует, что формирование языковой

личности – важнейшая задача обучения русскому языку и литературе. Еще

почти век назад В.А.Сухомлинский утверждал, что «чтение – это окошко,

через которое дети видят мир и познают самих себя» Трудно не согласиться с

мнением великого педагога. Действительно, на первый план в качестве

важнейшей цели обучения русскому языку и литературе выдвигается

формирование умений и навыков речевого общения, читательской культуры

обучающегося

и

одновременное

формирование

его

личности

через

кропотливую работу с текстами классических произведений. Значит, текст

является как основой для упражнения в развитии связной речи, так и своего

рода знаковой системой по формированию мышления обучающихся.

Внедрение в образовательный процесс таких методов и приемов,

которые помогут сформировать у обучающихся определенные УУД, а также

развивать их творческие способности сегодня просто необходимо

«Читать и не понимать – то же, что совсем не читать», – утверждал Ян

Амос Коменский в своем знаменитом труде «Великая дидактика». Значит,

раскрытие ценностных смыслов художественного произведения невозможно

при чтении текста «поверх»: необходим содержательный анализ всех

уровней его художественной формы.

Чтобы определить слагаемые педагогической технологии, необходимо

ответить на ряд вопросов:

какие элементы ее составляют;

в какой взаимосвязи они находятся;

какие общие и специфические функции каждого элемента.

Остановимся на технологиях, которые применяем в собственной

практике для достижения высоких результатов деятельности.

Чтобы

обучающийся

смог

приблизиться

к

высшему

уровню

дешифровки» авторского замысла, ему необходимо уметь «разговаривать» с

текстом,

поэтому,

если

мы

говорим

о

культуре

речи

современных

школьников, следует понимать, что любую культуру необходимо тщательно

возделывать, а для этого нужен арсенал специальных инструментов, одним

из которых может стать технология медленного чтения.

Цель технологии: формирование читательской компетенции

обучающихся.

Задачи:

формирование техники чтения и приемов понимания и анализа

текста;

развитие интереса к процессу чтения и потребности читать;

формирование эстетического вкуса;

овладение речевой и коммуникативной культурой;

развитие творческих способностей детей.

2

О медленном чтении писали такие ученые, как М.О.Гершензон,

Д.С.Лихачев, А.В.Западов, однако термин «медленное чтение» принадлежит

литературному критику М.О. Гершензону. Исследователь утверждал, что

необходимо «видеть сквозь пленительность формы видение художника» и

что литературное произведение при медленном чтении «вызывает в читателе

сложные реакции вкуса, чувствительность и воображение».

Следует отметить, что в научной литературе термин «медленное

чтение» имеет несколько синонимов: «сlose reading» (пристальное чтение,

внимательное,

тщательное

прочтение),

«замедленное

чтение»

(Н.М.Шанский),

«тихое

чтение»

(В.В.Чичерин),

«чтение

пешком»

(А.Г.Горнфельд), многократное перечитывание (А.Б.Есин).

Во многом технология медленного чтения вошла в педагогическую

практику

благодаря

статье

Н.Я.Эйдельмана

«Учитесь

читать!»

как

альтернатива скорочтению и призывала культивировать вдумчивое чтение.

«Медленное чтение, – писал Н.Я.Эйдельман, – это старинный термин: это

такая ситуация, когда читатель не только скользит по поверхности стиха,

повести, романа (впрочем, по поверхности прекрасной!), но и погружается в

изумительные глубины». Согласно мнению автора, читать медленно - значит

читать с частыми и постоянными остановками у слова или стиха, где в

качестве «лежачего полицейского», замедляющего чтение, выступает какой-

то

внешний

аспект,

размыкающий

текст,

обращающийся

к социальному, историческому, культурному контексту.

Приведем пример использования этой технологии при изучении

рассказа А.П.Чехова

«Злоумышленник».

Уже

в

первых

строках

произведения в качестве лежачих полицейских выступают незнакомые слова

и детали, которые «работают» на раскрытие образа Дениса Григорьева.

«Перед судебным следователем стоит маленький, чрезвычайно тощий

мужичонко в пестрядинной рубахе и латаных портах. Его обросшее волосами

и изъеденное рябинами лицо и глаза, едва видные из-за густых, нависших

бровей, имеют выражение угрюмой суровости. На голове целая шапка давно

уже нечесанных, путаных волос, что придает ему еще большую, паучью

суровость. Он бос».

В процессе чтения учитель объясняет значение слов «пестрядинный» и

«латаные порты», после чего задает следующие вопросы:

- О чём свидетельствуют детали портрета мужика?»

Детали портрета

О чём говорит портрет мужика

Латаные порты

Бедность мужика

Чрезвычайно тощий

Трудная, голодная жизнь

Пестрядинная рубаха

Рубахи из пестрядины – одежда

простолюдина

Изъеденное рябинами лицо

Тяжёлые болезни

3

Обросшее волосами лицо,

нависшие брови, нечёсаные,

путаные волосы

Детали напоминают о том, как

выглядели первобытные люди,

свидетельствуют о дремучести

Угрюмая суровость, паучья

Паук – символ дикости

- Почему в тексте употреблено слово мужичонка, а не мужик? (Слово

«мужичонка» передаёт впечатление о герое как о жалком и ничтожном

человеке).

На наш взгляд, технология медленного чтения используется

для

пробуждения у обучающихся интереса к чтению. Специфика её заключается

в том, что, читая текст, он знакомится с ним медленно, постоянно

возвращаясь к предыдущей информации, анализируя ее, сопоставляя не

только с тем опытом, который представлен автором, но и со своим личным.

Таким образом, погружаясь в текстовую информацию, осуществляет ее

анализ, интерпретирует, оценивает.

Однако

вместо

погружения

может

случиться

и

барахтанье

на

мелководье. К сожалению, многие слова и выражения не понятны

современному

школьнику,

поэтому

необходимо

вести

последовательную работу

по

обогащению

и

совершенствованию

словарного запаса обучающихся.

В соответствии с ФГОС одним из метапредметных результатов

освоения учебной программы является «умение осознанно использовать

речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения

своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью,

монологической контекстной речью» В связи с этим следует рассматривать

работу по «выращиванию» слов как одну из важнейших в преподавании

русского языка и литературы.

Несмотря

на

то,

что

теоретическим

аспектам

по

обогащению

словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся в методике

преподавания русского языка уделено большое внимание и наработан

ценный практический опыт, актуальность этой проблемы не перестает быть

значимой, что обусловлено социокультурными переменами в мире, в

котором живут носители языка.

Цель технологии «выращивания» слов состоит в количественном

увеличении слов и качественном совершенствовании словарного запаса

обучающихся.

Задачи:

обучить умению правильно использовать в речевом контексте

новые слова;

сделать речь более точной и выразительной;

воспитать у подрастающего поколения потребность выбирать

уместные для каждого случая языковые единицы.

4

Алгоритм работы по расширению словарного запаса может быть

следующим: сначала незнакомое слово рассматриваем вне контекста,

говорим о его значении, этимологии, стилистической окраске. Далее

приводим отрывки из художественных текстов и предлагаем обучающимся

составить развернутые предложения с включением этих лексем, чтобы

выявить оттенки их значений.

Приведем пример использования этой технологии при изучении

произведения Н.А.Некрасова «Крестьянские дети».

Опять я в деревне. Хожу на охоту,

Пишу мои вирши - живётся легко.

Вчера, утомлённый ходьбой по болоту,

Забрёл я в сарай и заснул глубоко.

Проснулся: в широкие щели сарая

Глядятся весёлого солнца лучи.

Воркует голубка; над крышей летая,

Кричат молодые грачи;

Летит и другая какая-то птица -

По тени узнал я ворону как раз;

Чу! шёпот какой-то... а вот вереница

Вдоль щели внимательных глаз!

В данном фрагменте обучающимся встретились два незнакомых слова:

«вирши» и «вереницей». Значение первого объяснено в учебнике, кроме того,

о его смысле несложно догадаться через подбор синонимов; учителю лишь

необходимо обратить внимание на стилевую окраску слова. Восстановить же

значение лексемы «вереницей» из контекста сразу не предоставляется

возможным,

поэтому

обучающимся

целесообразно

задать

следующие

вопросы:

- Проследите, почему появляется это слово. Что предваряет появление

крестьянских ребятишек? (рассказ о птицах)

- Каким образом могут летать птицы? (поодиночке, стаей, вереницей,

клином в виде треугольника, друг за другом, один за другим).

После, чтобы проверить предположения, предлагаем прочесть строки

из стихотворения Максима Гуттуева «Над снегом талым»:

Над снегом талым

Вереницей

Сквозь облачную пелену

Издалека летят к нам птицы,

Пророча скорую весну.

- Назовите глаголы, передающее действие, которое может совершать

вереница (тянуться, двинуться, уходить, проследовать, плыть, выйти,

продвигаться, отправляться, таять, вылететь, предстать)

- Посмотрите значение слова «вереница» в «Толковом словаре» (Стадо,

стая, станица, рой. (Абрамов Н.Словарь русских синонимов и сходных по

смыслу выражений. Издательство: АСТ 2008).

5

- Какое из слов в стихотворении Некрасова можно использовать в

качестве синонима?

- В каких фрагментах художественного текста слово «вереница»

употреблено в прямом значении, а к каком (их) в переносном?

Адам Мицкевич. Когда пролетных птиц несутся вереницы

Когда перелетных птиц несутся вереницы

От зимних бурь и вьюг и стонут в вышине,

Не осуждай их, друг! Весной вернутся птицы

Знакомым им путем к желанной стороне.

Игорь Северянин «Элегия»

Я ночь не сплю, и вереницей

Мелькают прожитые дни.

Теперь они,

Как небылицы

С.Я.Маршак «Ледоход»

Лед идет, лед идет!

Вереницей длинной

Третьи сутки напролет

Проплывают льдины

Следующий

этап

работы

подбор

ассоциаций

и

эпитетов

к

предложенным словам и составление на их основе собственных текстов.

–Подберите к следующим именам существительным не менее 4–5

эпитетов, попытавшись охарактеризовать предмет с разных сторон (длинной,

бесконечной, пестрой, бесчисленной, непрерывной, спокойной, унылой,

тающей в дали, блестящей, мрачной, жалкой, непрестанной, печальной,

безликой, яркой)

Заключительный этап – создание текста с включением нового слова,

например:

Вереницей друг за другом улетают птицы к югу.

Так постепенно обучающиеся накапливают материал, и слово входит в

их активный словарный запас.

6

Список используемой литературы

1.

Гершензон М.О. Видение поэта. – М.: Госиздат, 1919г. – 80 с.

2.

Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Киев: Радянська

школа, 1969 г. - 288 с.

3.

Шолпо И.Л. Как научить подростка читать. – М.: ЛомоносовЪ,

2009г. – 619 с.

4.

Эйдельман Н.Я. Учитесь читать! // Знание - сила. 1979. № 8. с. 12.

7



В раздел образования