Проектная деятельность в условиях современного ДОУ
Автор: Полянская Елена Борисовна Должность: заместитель заведующего по воспитательно-методической работе Учебное заведение: МАДОУ ЦРР-д/с № 19 "Ягодка" Населённый пункт: г.Ступино Московской области Наименование материала: доклад на семинаре Тема: Проектная деятельность в условиях современного ДОУ Раздел: дошкольное образование
заместитель заведующего по воспитательно-методической работе
МАДОУ ЦРР-д/с № 19 «Ягодка» Ступинского муниципального района
Московской области.
Доклад на семинаре.
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
в условиях современного ДОУ
В сложном и динамичном педагогическом процессе педагогу
приходится решать бесчисленное множество типовых и оригинальных задач
воспитания,
которые
всегда
являются
задачами
социального
управления,
поскольку
обращены
к
гармоничному
развитию
личности.
Как
правило,
задачи эти - сo многими неизвестными, со сложным и вариативным составом
исходных данных и возможных решений. Чтобы уверенно прогнозировать
искомый результат, принимать безошибочные научно обоснованные решения,
педагог должен профессионально владеть методами воспитания. Одним из
таких методов является метод проектов.
Метод проектов - совокупность учебно-познавательных приемов,
которые
позволяют
решить
ту
или
иную
проблему
в
результате
самостоятельных действий обучающихся, с обязательной презентацией этих
результатов. Проектное обучение можно представить как способ организации
педагогического процесса, основанный на взаимодействии с окружающей
средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной
цели.
В
основу
метода
проектов
заложена
идея
о
направленности
познавательной
деятельности
дошкольников
на
результат,
который
достигается
в
процессе
совместной
работы
педагога
и
детей
над
определенной
практической
проблемой
(темой).
Решить
проблему
или
работать над проектом в данном случае значит - применить необходимые
знания
и
умения
из
различных
разделов
образовательной
программы
дошкольников
и
получить
ощутимый
результат.
Знания,
приобретенные
детьми
в
ходе
проекта,
становятся
достоянием
их
личного
опыта.
Они
получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе
деятельности.
Причем
необходимость
этих
знаний
продиктована
содержанием деятельности. Они нужны детям и поэтому интересны им.
Работа над проектом имеет большое значение для развития
познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция
между общими способами решения учебных и творческих задач, общими
способами
мыслительной,
речевой,
художественной
и
другими
видами
деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется
целостное видение картины окружающего мира.
Слово «проект» заимствовано из латыни и означает «выброшенный
вперед»,
«выступающий»,
«бросающийся
в
глаза».
Сейчас
этот
тeрмин
связывается с понятием «проблема».
Об актуальности использования метода проектов свидетельствует то,
что в научной педагогической литературе он упоминается в контексте с
гуманизацией
образования,
проблемным
и
развивающим
обучением,
пeдагогикой сотрудничества, личностно-ориентированным и деятельностным
подходами;
интеграцией
знаний,
социальным
воспитанием,
совместным
творческим созиданием и др. Это обусловлено тем, что проектирование во
всех
сферах
человеческой
деятельности
становится
универсальным
инструментарием,
позволяющим
обе спечить
ее
с и с т е м н о с т ь ,
целеориентированность и результативность.
Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьёзные
изменения, которых не было с момента её создания. Во-первых, в связи с
введением с 1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в
Российской
Федерации»
дошкольное
образование
становится
первым
уровнем общего образования. Оно остаётся в отличие от общего образования
необязательным,
но
существенным
образом
меняется
отношение
к
дошкольному
образованию
как
к
ключевому
уровню
развития
ребёнка.
Дошкольное
детство
–
это
главный
и
самый
ответственный
этап,
когда
закладывают ся
о сновы
лично стного
развития:
ф и з и ч е с ко г о ,
интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда
ребёнок начинает осознавать себя и своё место в этом мире, когда он учится
общаться,
взаимодействовать
с
другими
детьми
и
со
взрослыми.
На сегодняшний день возросли требования к детям, поступающим в
первый
класс,
следовательно,
новая
модель
выпускника
детского
сада
предполагает
изменение
характера
и
содержания
педагогического
взаимодействия с ребенком: если раньше на первый план выходила задача
воспитания стандартного члена коллектива с определенным набором знаний,
умений
и
навыков.
То
сейчас,
стоит
необходимость
формирования
компетентной,
социально-адаптированной
личности,
спо собной
ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку
зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и
взрослыми.
То
есть
акцент
идет
на
развитие
качеств
и
социальную
адаптацию. В ФГОСе Дошкольного образования от « 17 » октября 2013 г. №
1155, который вступил в действие с 1 января 2014 г. прописано – нужно
развивать мотивационную готовность к обучению, а не просто учить ребенка
чтению, письму и т.д. После дошкольной жизни должно появиться желание
учиться.
Дети дошкольного возраста уже по природе своей исследователи. С
большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе.
Для них всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Неутолимая жажда
новых
впечатлений,
любознательность,
постоянно
проявляемое
желание
экспериментировать. Но самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все
интересующие его вопросы - ему помогает педагог.
И поэтому в нашем ДОУ в 2014-15 и в 2015-16 учебных годах были
реализованы
следующие
проекты
с
детьми
разных
возрастных
групп:
«Поможем городским птицам», «Наша Победа», «Я помню, я горжусь!»,
«Экологическая
тропа
как
средство
познавательного
развития
детей
дошкольного
возраста
в
условиях
детского
сада»,
«Ступино
выбирает
здоровье с детства», «Кто такие взрослые люди?», «Здоровый дошкольник -
здоровый школьник» и другие.
Главной задачей любого проекта является формирование
познавательной
активности
детей-дошкольников.
Итогом
проектной
деятельности стали районные методические объединения для педагогов ДОУ,
участие в областном конкурсе «Наше Подмосковье», районных конкурсах
проектов, районных и областных семинарах и конференциях.
В процессе реализации данных проектов удалось достичь следующих
результатов: увеличился активный словарь детей; родители группы узнали о
талантах каждой семьи в процессе выполнения домашних заданий; были
созданы
условия
для
общения
детей
с
окружающим
миром
природы;
расширились
представления
детей
о
подвиге
всего
народа
в
Великой
отечественной войне; дети начали ориентироваться в истории нашей страны,
а так же в истории своей семьи; были оформлены стенды для родителей и
другой наглядный материал; оформлены групповые «Книги Памяти»; дети,
родители и сотрудники узнали много нового о здоровом образе жизни, о
традициях каждой семьи. И главное, родители поняли, что здоровый ребёнок
не
тот,
у
которого
отсутствуют
заболевания,
а
тот,
чьё
физическое,
психическое
и
умственное
здоровье
соответствует
возрасту
и
новым
требованиям, предъявляемым к дошкольнику – будущему школьнику.
В результате реализации проектов можно сказать об эффективности
выбранной работы. Благодаря сотрудничеству и сотворчеству воспитателей,
детей и родителей, удалось достичь намеченной цели. Главный итог этой
работы – педагогический. Каждый ребенок провел настоящее исследование,
почувствовал
вкус
самостоятельной
исследовательской
работы,
получил
первые навыки ее проведения.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность
экспериментировать, синтезировать полученные знания, а так же развивать
творческие способности и коммуникативные навыки.
Немаловажным являются знания и кругозор педагога, работающего с детьми.
Умение
отвечать
на
детские
вопросы,
умение
научно-верно
объяснить
происходящее - важный фактор усвоения знаний дошкольниками.
«Я слышу - и забываю, я вижу – и вспоминаю, я делаю – и постигаю»
Изречение древнего философа осмыслили современные учёные: из того, что
мы слышим-усваиваем 10%, из того, что видим-50%, то, что делаем-90%.
И самое главное правило проектной деятельности – познание окружающего
мира
должно
приносить
радость.
Тогда
все
увиденное,
воспринятое
останется не только в сознании, но и в сердцах детей навсегда.