Напоминание

Организация исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста


Автор: Грязина Елена Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ с/д № 1 "Рябинка"
Населённый пункт: пгт Промышленная
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Организация исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Промышленновский детский сад № 1 "Рябинка"
Тема: "Организация исследовательской

деятельности детей старшего

дошкольного возраста "
Составила: Воспитатель Грязина Елена Валентиновна пгт Промышленная 2016г.
1. Введение. Новый ФГОС дошкольного образования особое внимание уделяет поддержке детской исследовательской активности, игре, общении в контексте детских видах деятельности. В нём прописаны следующие показатели интегративного качества "Любознательный, активный, которые он может приобрести в результате освоения программы: -интересуется новым, неизвестном в окружающем мире; -задаёт вопросы; -любит экспериментировать; -способен самостоятельно действовать. Именно познавательно-исследовательский метод является одним из основных для решения этих задач. ФГОС дошкольного уровня образования содержит ряд инноваций ,как на уровне теории, так и на уровне требований к организации образовательного процесса. На уровне теории: 1.Отказ от концепции ведущей роли взрослого в пользу средовой педагогики, предполагающей концепции "активного ребёнка" и вклад ребёнка в своё образование. 2.Отказ от концепции" ведущей деятельности, все виды детской активности имеют равное значение только игра, но и исследовательская активность. На уровне процесса: Возможность выбора ребёнком содержания своей деятельности. Между активностью ребёнка и активностью взрослого выстраивается элемент наблюдения, целью которого является индивидуализация образовательного процесса и оптимизация работы с группой детей. 1. Познавательная деятельность как одно из главных составляющих в развитии личности ребенка. На протяжении всего дошкольного возраста наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка в процессе социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретения знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. В пункте 3.3.6.федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования содержание познавательной области "Познание" направлено на достижение
целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач: развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности, формирования целостной картины мира, расширения кругозора детей. В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами могли бы обнаружить всё новые и новые свойства предметов, их сходство и различие, о представлении им возможности приобретать знания самостоятельно (Г.М. Лямина, А.П.Усова, Е.А. Панько и др.) Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Л.С.Выгодской писал:"Чем больше ребёнок видел слышал и переживал, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность." Исследовательская деятельность, имея в виду активность ребёнка, впрямую направлена на достижение и устройство, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию. Эта деятельность зарождается в раннем возрасте, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференциация восприятия, возникает простейшая категоризация предметов, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия. В период дошкольного возраста познавательно-исследовательская деятельность сопровождает игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования любого нового материала. К старшему дошкольному возрасту исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребёнка со своими познавательными мотивами, основанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире. Исследовательская деятельность старших дошкольников в естественной форме появляется в виде так называемого- детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему? зачем? как?) Одним из самых эффективных путей развития потенциала личности является - исследовательская. В наиболее полном развёрнутом виде исследовательское обучение предполагает: -Ребёнок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить; -Предлагает возможные решения; -Проверяет решения, исходя из данных; -Делает выводы; -Делает обобщение. Интересные представления В.В. Кларина об уровнях исследовательской деятельности зарубежных дидактов, они предлагают: 1.Ставится проблема методы её решения (решение и поиск дети
осуществляют самостоятельно0 2.Педагог ставит проблему, но метод решения ищет ребёнок сам 3.Постановка проблемы и её решение осуществляется самостоятельно ребёнком. 2. Структура исследовательской работы детей старшего дошкольного возраста. Как и любая деятельность - исследовательская имеет свою структуру: Цель: Развитие умений ребёнка взаимодействовать с исследуемыми объектами в "лабораториях", условиях, как средствами познания окружающего мира. Задачи: -Развитие мыслительных процессов -Развитие мыслительных операций -Освоения метода познания -Развитие причинно-следственных связей и отношений Содержание: Информация об объектах и явлениях. Мотив: Познавательная потребность, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс: Что это? Что такое? В старший дошкольный возраст: "Узнать-научиться-познать". Средства: Язык, речь, поиск действия. Формы: Элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты. Условия: Постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности. Результат: Опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, новообразования. В процессе исследований ребёнок отвечает на вопросы: Как я делаю? Почему я это делаю? Зачем? Что хочу узнать?
3.Методика организации исследовательской деятельности. В соответствии с основами общеобразовательной программы "От рождения до школы" воспитатель разрабатывает систему познавательных задач, которые постепенно ставит перед детьми. Важным условием постановки задач является - создание проблемной ситуации. Эта ситуация возникает тогда, когда дети не могут решить её сразу. Самостоятельная работа в такой ситуации носит проблемный характер, учитывается жизненная значимость, интерес к поставленной проблеме. Часть данных дети должны обязательно отыскать сами, а незнание - частичное, тогда познавательную задачу можно решить с помощью опыта, сравнительного наблюдения, рассуждения. Цель исследовательского обучения: развитие познавательной активности, интеллектуально - творческого потенциала личности ребёнка, путём совершенствования его исследовательских способностей. В соответствии с целью отсюда вытекают задачи: 1.Организовать предметно-развивающую среду; 2.Обучить детей умениям и навыкам исследовательского поиска; 3.Развивать умения использовать исследовательские и коммуникативные способности в процессе обучения и в повседневной жизни; 4.Организовать работу с родителями по развитию исследовательской деятельности детей. Появилась необходимость увеличения доли исследовательских методов обучения в образовательном процессе. Исследовательская деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы ребёнок мог задавать вопросы и самостоятельно находить на них ответы. И познавательные задачи должны предъявляться детям в определённой последовательности - от простых к более сложным. В процессе организации деятельности у детей появляется способность самостоятельно ставить познавательные задачи, отражающие более глубокое проникновение в сущность явлений, установления аналогий. В процессе обучения исследовательской деятельности происходит переход от принятия познавательных задач к самостоятельной постановке и решению. Технология моего опыта по исследовательской деятельности заключается в особенной организации совместной деятельности взрослого и ребёнка. Опираясь на любознательность детей, я решила проводить занятия в форме познавательной деятельности взрослого и ребёнка, развёртывающейся как исследование вещей и явлений окружающего мира, доступное и привлекательное для детей, где последние получают возможность проявить собственную исследовательскую активность. Здесь уместна партнёрская позиция воспитателя, которая сопутствует развитию у ребёнка активности, самостоятельности, умение принять решение, пробовать что то делать не боясь, что получится не правильно. Вызывает стремление к достижению,
благоприятному эмоциональному комфорту. Партнёр -всегда равноправный участник дела и как таковой связан с другими взаимным уважением. Учитывая общие задачи программы, интересы и потребности в познании детей, я ставила перед собой цели: - Развивать познавательную инициативу ребёнка(любознательность) - Освоить основополагаемые культурные формы упорядочения опыта: причинно - следственные, родовые, пространственные и временные отношения; - Перевести ребёнка от систематизации опыта на уровне практических действий к уровню символического действия; - Развивать восприятие, мышление, речь (словесный анализ-рассуждение) в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений; - Расширить кругозор по средством выведения за пред е лы непосредственного практического опыта в более широкую и временную перспективу(освоение представлений о природном и социальном мире),элементарных географических и исторических представлений. Примерная структура занятия-исследования: -По ст ановка исслед оват ельской зад ач и ( п р и в л е к а т е л ь н ы й о р г а н и з а ц и о н н ы й м о м е н т ) ; -Уточнение правил безопасности; -План исследования (обсуждение идей, предположений); -Выбор оборудования, размещение; -Распределение детей на подгруппы, выбор командира; -Выполнение исследования; -Анализ и обобщение результатов эксперимента; Использую следующие формы организации исследовательской деятельности: -Совместная (наблюдения, проекты, экспериментирование); -Совместно-групповая (познавательно - исследовательское, учебная деятельность); -Индивидуальная (исследование); А так - же: занятия - эксперименты, работа в мини - лаболаториях, организация мини - музея, мини-конференции, просмотр кинофильмов и мультфильмов, презентация проектов, издательская деятельность(выпуск газет, создание буклетов). В процессе исследовательской работы:  Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со стороной обитания;  Развивается речь ребёнка;  Происходит накопление фонда умственных приёмов и операций.  Формируется самостоятельность;  Развивается эмоциональная среда ребёнка, творческие способности,
формируются трудовые навыки. Стимулирование детей к коммуникативности. Работая сообща, обсуждая проблемы, рассуждая, споря, дети овладевают социальными умениями, учатся уважать друг друга. Помогает установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей. Заключение
Таким образом, опираясь на научно-педагогический опыт выдающихся исследователей А.И. Савенкого, Л. Венгера и многих других можно сделать вывод о том, что исследовательская деятельность: 1.Способствует развитию как познавательной потребности, так и творческой деятельности; 2.Учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового; 3.Облегчает овладению методом научного познания в процессе поисковой деятельности; 4.Способствует творческому развитию личности, являясь одним из направлений развития детской способности быть исследователем. Список используемой литературы:
1.Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года №1155 "Об утверждении ФГОС дошкольного образования". 2.Иванова А.И.Детское экспериментирование, как метод обучения/ Управление ДОУ №4-2004,с.84-92./ 3.Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников /Ребёнок в детском саду № 3,4,5. 2003 . 4.Прохорва Л.Н.Организация экспериментальной деятельности дошкольников./Под редакцией Прохоровой Л.Н. М,2004. 5.Савенков А.И.Развитие исследовательских с п о с о б н о с т е й детей./Дошкольное образование 2004 .


В раздел образования