Организация исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста
Автор: Грязина Елена Валентиновна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ с/д № 1 "Рябинка" Населённый пункт: пгт Промышленная Наименование материала: Методическая разработка Тема: Организация исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Промышленновский
детский сад № 1 "Рябинка"
Тема: "Организация исследовательской
деятельности детей старшего
дошкольного возраста "
Составила:
Воспитатель Грязина
Елена Валентиновна
пгт Промышленная 2016г.
1. Введение.
Новый
ФГОС
дошкольного
образования
особое
внимание
уделяет
поддержке детской исследовательской активности, игре, общении в контексте
детских
видах
деятельности.
В
нём
прописаны
следующие
показатели
интегративного
качества
"Любознательный,
активный,
которые
он
может
приобрести в результате освоения программы:
-интересуется новым, неизвестном в окружающем мире;
-задаёт вопросы;
-любит экспериментировать;
-способен самостоятельно действовать.
Именно
познавательно-исследовательский
метод
является
одним
из
основных для решения этих задач.
ФГОС дошкольного уровня образования содержит ряд инноваций ,как на
уровне теории, так и на уровне требований к организации образовательного
процесса.
На уровне теории:
1.Отказ
от
концепции
ведущей
роли
взрослого
в
пользу
средовой
педагогики, предполагающей концепции "активного ребёнка" и вклад ребёнка в
своё образование.
2.Отказ
от
концепции"
ведущей
деятельности,
все
виды
детской
активности
имеют
равное
значение
только
игра,
но
и
исследовательская
активность.
На уровне процесса:
Возможность выбора ребёнком содержания своей деятельности. Между
активностью
ребёнка
и
активностью
взрослого
выстраивается
элемент
наблюдения,
целью
которого
является
индивидуализация
образовательного
процесса и оптимизация работы с группой детей.
1. Познавательная деятельность как одно из главных составляющих в
развитии личности ребенка.
На
протяжении
всего
дошкольного
возраста
наряду
с
игровой
деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка в процессе
социализации
имеет
познавательная
деятельность,
которая
понимается
как
процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск
знаний, приобретения знаний самостоятельно или под тактичным руководством
взрослого.
В
пункте
3.3.6.федеральных
государственных
требований
к
структуре
основной
общеобразовательной
программы
дошкольного
образования
содержание
познавательной
области
"Познание"
направлено
на
достижение
целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития
детей
через
решение
задач:
развитие
познавательно-исследовательской
и
продуктивной
деятельности,
формирования
целостной
картины
мира,
расширения кругозора детей.
В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости
включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они
сами могли бы обнаружить всё новые и новые свойства предметов, их сходство
и
различие,
о
представлении
им
возможности
приобретать
знания
самостоятельно (Г.М. Лямина, А.П.Усова, Е.А. Панько и др.)
Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий,
переживаний.
Л.С.Выгодской
писал:"Чем
больше
ребёнок
видел
слышал
и
переживал,
тем
большим
количеством
элементов
действительности
он
располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных
условиях будет его творческая, исследовательская деятельность."
Исследовательская
деятельность,
имея
в
виду
активность
ребёнка,
впрямую направлена на достижение и устройство, связей между явлениями
окружающего
мира,
их
упорядочение
и
систематизацию.
Эта
деятельность
зарождается в раннем возрасте, поначалу представляя собой простое, как будто
бесцельное экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференциация
восприятия,
возникает
простейшая
категоризация
предметов,
осваиваются
сенсорные
эталоны,
простые
орудийные
действия.
В
период
дошкольного
возраста
познавательно-исследовательская
деятельность
сопровождает
игру,
продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий,
опробования
любого
нового
материала.
К
старшему
дошкольному
возрасту
исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребёнка со
своими
познавательными
мотивами,
основанным
намерением
понять,
как
устроены вещи, узнать новое о мире.
Исследовательская деятельность старших дошкольников в естественной
форме появляется в виде так называемого- детского экспериментирования с
предметами
и
в
виде
вербального
исследования
вопросов,
задаваемых
взрослому (почему? зачем? как?) Одним из самых эффективных путей развития
потенциала личности является - исследовательская.
В
наиболее
полном
развёрнутом
виде
исследовательское
обучение
предполагает:
-Ребёнок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить;
-Предлагает возможные решения;
-Проверяет решения, исходя из данных;
-Делает выводы;
-Делает обобщение.
Интересные представления В.В. Кларина об уровнях исследовательской
деятельности зарубежных дидактов, они предлагают:
1.Ставится
проблема
методы
её
решения
(решение
и
поиск
дети
осуществляют самостоятельно0
2.Педагог ставит проблему, но метод решения ищет ребёнок сам
3.Постановка проблемы и её решение осуществляется самостоятельно
ребёнком.
2. Структура исследовательской работы детей старшего дошкольного
возраста.
Как и любая деятельность - исследовательская имеет свою структуру:
Цель:
Развитие
умений
ребёнка
взаимодействовать
с
исследуемыми
объектами в "лабораториях", условиях, как средствами познания окружающего
мира.
Задачи:
-Развитие мыслительных процессов
-Развитие мыслительных операций
-Освоения метода познания
-Развитие причинно-следственных связей и отношений
Содержание:
Информация об объектах и явлениях.
Мотив:
Познавательная потребность, познавательный интерес, в основе которых
лежит ориентировочный рефлекс: Что это? Что такое? В старший дошкольный
возраст: "Узнать-научиться-познать".
Средства:
Язык, речь, поиск действия.
Формы:
Элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты.
Условия:
Постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и
учебной деятельности.
Результат:
Опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые
знания и умения, новообразования.
В процессе исследований ребёнок отвечает на вопросы: Как я делаю?
Почему я это делаю? Зачем? Что хочу узнать?
3.Методика организации исследовательской деятельности.
В
соответствии
с
основами
общеобразовательной
программы
"От
рождения до школы" воспитатель разрабатывает систему познавательных задач,
которые постепенно ставит перед детьми. Важным условием постановки задач
является - создание проблемной ситуации. Эта ситуация возникает тогда, когда
дети не могут решить её сразу. Самостоятельная работа в такой ситуации носит
проблемный
характер,
учитывается
жизненная
значимость,
интерес
к
поставленной проблеме. Часть данных дети должны обязательно отыскать сами,
а незнание - частичное, тогда познавательную задачу можно решить с помощью
опыта, сравнительного наблюдения, рассуждения.
Цель исследовательского обучения: развитие познавательной активности,
интеллектуально
-
творческого
потенциала
личности
ребёнка,
путём
совершенствования
его
исследовательских
способностей.
В
соответствии
с
целью отсюда вытекают задачи:
1.Организовать предметно-развивающую среду;
2.Обучить детей умениям и навыкам исследовательского поиска;
3.Развивать умения использовать исследовательские и коммуникативные
способности в процессе обучения и в повседневной жизни;
4.Организовать
работу
с
родителями
по
развитию
исследовательской
деятельности детей.
Появилась необходимость увеличения доли исследовательских методов
обучения
в
образовательном
процессе.
Исследовательская
деятельность
позволяет организовать обучение так, чтобы ребёнок мог задавать вопросы и
самостоятельно находить на них ответы. И
познавательные задачи должны
предъявляться детям в определённой последовательности - от простых к более
сложным.
В
процессе
организации
деятельности
у
детей
появляется
способность самостоятельно ставить познавательные задачи, отражающие более
глубокое
проникновение
в
сущность
явлений,
установления
аналогий.
В
процессе
обучения
исследовательской
деятельности
происходит
переход
от
принятия познавательных задач к самостоятельной постановке и решению.
Технология моего опыта по исследовательской деятельности заключается
в
особенной
организации
совместной
деятельности
взрослого
и
ребёнка.
Опираясь на любознательность детей, я решила проводить занятия в форме
познавательной
деятельности
взрослого
и
ребёнка,
развёртывающейся
как
исследование
вещей
и
явлений
окружающего
мира,
доступное
и
привлекательное для детей, где последние получают возможность проявить
собственную
исследовательскую
активность.
Здесь
уместна
партнёрская
позиция
воспитателя,
которая
сопутствует
развитию
у
ребёнка
активности,
самостоятельности, умение принять решение, пробовать что то делать не боясь,
что
получится
не
правильно.
Вызывает
стремление
к
достижению,
благоприятному
эмоциональному
комфорту.
Партнёр
-всегда
равноправный
участник дела и как таковой связан с другими взаимным уважением. Учитывая
общие задачи программы, интересы и потребности в познании детей, я ставила
перед собой цели:
-
Развивать
познавательную
инициативу
ребёнка(любознательность)
- Освоить основополагаемые культурные формы упорядочения опыта:
причинно - следственные, родовые, пространственные и временные отношения;
- Перевести ребёнка от систематизации опыта на уровне практических
действий к уровню символического действия;
- Развивать восприятие, мышление, речь (словесный анализ-рассуждение)
в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений;
-
Расширить
кругозор
по средством
выведения
за
пред е лы
непосредственного
практического
опыта
в
более
широкую
и
временную
перспективу(освоение
представлений
о
природном
и
социальном
мире),элементарных географических и исторических представлений.
Примерная структура занятия-исследования:
-По ст ановка
исслед оват ельской
зад ач и
( п р и в л е к а т е л ь н ы й
о р г а н и з а ц и о н н ы й
м о м е н т ) ;
-Уточнение правил безопасности;
-План исследования (обсуждение идей, предположений);
-Выбор оборудования, размещение;
-Распределение детей на подгруппы, выбор командира;
-Выполнение исследования;
-Анализ и обобщение результатов эксперимента;
Использую
следующие
формы
организации
исследовательской
деятельности:
-Совместная (наблюдения, проекты, экспериментирование);
-Совместно-групповая
(познавательно
-
исследовательское,
учебная
деятельность);
-Индивидуальная (исследование);
А
так
-
же:
занятия
-
эксперименты,
работа
в
мини
-
лаболаториях,
организация
мини
-
музея,
мини-конференции,
просмотр
кинофильмов
и
мультфильмов, презентация проектов, издательская деятельность(выпуск газет,
создание буклетов).
В процессе исследовательской работы:
Дети
получают
реальные
представления
о
различных
сторонах
изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и
со стороной обитания;
Развивается речь ребёнка;
Происходит накопление фонда умственных приёмов и операций.
Формируется самостоятельность;
Развивается эмоциональная среда ребёнка, творческие способности,
формируются трудовые навыки.
Стимулирование детей к коммуникативности. Работая сообща, обсуждая
проблемы, рассуждая, споря, дети овладевают социальными умениями, учатся
уважать друг друга.
Помогает
установить
партнёрские
отношения
с
семьёй
каждого
воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей.
Заключение
Таким образом, опираясь на научно-педагогический опыт выдающихся
исследователей А.И. Савенкого, Л. Венгера и многих других можно сделать
вывод о том, что исследовательская деятельность:
1.Способствует
развитию
как
познавательной
потребности,
так
и
творческой деятельности;
2.Учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового;
3.Облегчает овладению методом научного познания в процессе поисковой
деятельности;
4.Способствует
творческому
развитию
личности,
являясь
одним
из
направлений развития детской способности быть исследователем.
Список используемой литературы:
1.Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года
№1155 "Об утверждении ФГОС дошкольного образования".
2.Иванова
А.И.Детское
экспериментирование,
как
метод
обучения/
Управление ДОУ №4-2004,с.84-92./
3.Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших
дошкольников /Ребёнок в детском саду № 3,4,5. 2003 .
4.Прохорва
Л.Н.Организация
экспериментальной
деятельности
дошкольников./Под редакцией Прохоровой Л.Н. М,2004.
5.Савенков
А.И.Развитие
исследовательских
с п о с о б н о с т е й
детей./Дошкольное образование 2004 .