Автор: Казачкина Ирина Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Екатеринбург-Пассажирское подразделение Свердловского учебного центра профессиональных квалификаций – структурного подразделения Свердловской железной дороги
Населённый пункт: город Екатеринбург, Свердловская область
Наименование материала: методическая работа
Тема: Разработка тестовых заданий для промежуточной (итоговой) аттестации
Раздел: высшее образование
РАЗРАБОТКА ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ
(ИТОГОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
«ПРИБОРЫ АВТОМАТИКИ И РЕЛЬСОВЫЕ ЦЕПИ» В УЧЕБНОМ
ЦЕНТРЕ ОАО «РЖД»
ВВЕДЕНИЕ
Теория и практика тестирования в современном его понимании имеют
уже более чем столетнюю историю. Время зарождения тестологии относят к
концу
XIX
века,
когда
психологи
стали
исследовать
индивидуальные
различия
физических,
физиологических
и
психических
особенностей
человека.
Одним из первых, кто начал использовать тестовые технологии стал
английский биолог Френсис Гáльтон. Он сформулировал три принципа
тестирования, которые до сих пор сохраняют актуальность:
1.
применение
серии
одинаковых
испытаний
к
большому
количеству
испытуемых;
2.
необходимость накопления и обработки статистических результатов;
3.
установление эталонов оценки.
В России интерес к разработке тестов и практике их использования
формируется в 20-гг. ХХ века. Видные российские психологи и педагоги
занимались этой проблемой. Среди них С.Г. Геллерштейн, П.П. Блонский,
А.П. Болтунов, М.С. Бернштейн, Л.С. Выготский, Г.И. Залкинд и др.
В начале XXI века реформаторское движение в системе образования
России
получило
особенное
развитие.
Переход
к
новой
концепции
образования приводит к формированию новых критериев образовательных
стандартов, предполагающих значительное разнообразие учебных планов и
программ, к формированию новых критериев контроля и оценки учебной
деятельности обучающихся, к постоянному повышению требований качества
обучения.
В настоящее время в нашей стране появилось несколько центров, в
которых профессионально занимаются работой с тестовыми технологиями.
Среди
наиболее
активных
следует
отметить:
Центр
тестирования
Министерства
образования
Российской
Федерации,
занимающийся
тестированием
выпускников
общеобразовательных
учреждений,
Центр
тестирования профессионального образования, Центр психологического и
профессионального тестирования МГУ и целый ряд других.
Важнейшим направлением в процессе обучения является оперативная
информация о ходе обучения и качестве усвоения знаний. Поэтому возрас-
тает необходимость применения эффективной системы контроля и оценки
результативности обучения.
Принципиально
новые
инновационные
возможности
в
аттестации
обучающихся, педагогических кадров и самих учебных заведений открывает
педагогическое тестирование.
Целью
работы
является
-
разработка
тестовых
заданий
как
эффективного
средства
оперативной
оценки
знаний
обучающихся
при
изучении предмета «Приборы автоматики и рельсовые цепи».
Для
решения
поставленной
цели
необходимо
решить
следующие
задачи:
1.
проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме
исследования;
2.
проанализировать
виды
контроля
и
требования,
предъявляемые
к составлению тестовых заданий;
3.
исследовать формы тестовых заданий и возможности их применения
при различных видах контроля знаний обучающихся;
4.
провести
сравнительный
анализ
по
результатам
исследования
усвоения знаний обучающихся.
Объект
исследования
–
тестовый
промежуточный
(итоговый)
контроль
знаний
обучающихся
по
предмету
«Приборы
автоматики
и
рельсовые цепи».
Предмет
исследования
–
эффективность
применения
тестового
контроля знаний по предмету «Приборы автоматики и рельсовые цепи».
Предположение
данного
исследования:
использование
тестового
контроля знаний и умений обучающихся на занятиях улучшает качество
подготовки,
развивает
интеллектуальные
умения
и
навыки,
повышает
учебно-познавательный интерес к изучаемому предмету.
Глава
1.
Исследование
процесса
организации
и
проведения
тестирования в педагогической деятельности
1.1
Контроль управления качеством образования
Требование оперативного и целенаправленного воздействия на все
субъекты
образования
подводит
к
необходимости
использования
объективной
образовательной
информации,
а
контрольно–оценочная
деятельность
становится
одной
из
важнейшей
составляющей
системы
управления
качеством
образования,
охватывающей
стандарты,
образовательный
процесс,
инструментарий,
технологии
и
результаты
педагогических измерений.
В
последнее
время
обязательными
звеньями
системы
управления
качеством
образования
являются
сертификация
или
стандартизация
образовательных услуг и требований к результатам учебной деятельности;
внешний
контроль,
основанный
на
педагогических
измерениях
учебных
достижений для выявления личностных характеристик обучающихся; оценка
результатов
обучения
на
соответствие
стандартным
показателям
или
статистическим
нормам.
Получение
объективных
оценок
результатов
образовательной
деятельности
обеспечивает
надежную
обратную
связь,
указывающую
на
соответствие
функционирования
системы
достижений
конечных целей. В связи с этим наиболее востребованным и оптимальным в
современных условиях становится независимый контроль, основанный на
теории и технике педагогического измерения уровня учебных достижений
обучающихся.
В педагогической теории оценка качества и структуры усвоенного
материала
представляется
важной
составляющей
экспертизы
развития
обучающихся и качества образования в целом, а контроль рассматривается
как «средство получения преподавателем информации о качестве усвоения,
продвижении в развитии обучающихся, эффективности применения тех или
иных средств. Для обучающихся это сигнал об уровне усвоения той или иной
темы; для руководителя – средство оценки эффективности педагогической
деятельности преподавателей, результат работы учебного центра.
Педагогические
основы
обучения
и
связи
его
с
контролем
представлены в трудах отечественных ученых: С.И. Архангельского, Ю.К.
Бабанского,
В.П.
Беспалько,
В.В.
Давыдова,
В.В.
Краевского,
Н.В.
Кузьминой,
И.Я.
Лернера,
Г.И.
Михалевской,
Е.И.
Перовского,
В.М.
Полонского,
С.И.
Руковского,
М.Н.
Скаткина,B.
П.
Стрезикозина,
В.Т.
Фоменко, В.А. Якунина и других.
Функции
оценки
качества
образования
(диагностическая,
контролирующая, обучающая, развивающая, мотивационно–побудительная,
организационная,
и
др.)
представляют
целостную
совокупность,
способствующую
достижению
эффекта
в
научной
организации
процесса
управления образованием. Основными компонентами современной системы
управления качеством образования становятся:
•
использование
современных
технологий
контроля
в
учебном
процессе
для
повышения
точности
оценивания
подготовленности
обучающихся;
•
информатизация
методов
сбора
и
оперативной
обработки
информации об уровне учебных достижений обучающихся;
• обеспечение квалиметрического подхода к контролю и оцениванию,
сопоставимости
результатов,
проведение
оперативного
анализа
данных,
использование его результатов в образовательной практике для повышения
качества обучения;
•
организация
разветвленной
многоуровневой
системы
квали–
метрического
мониторинга
качества
обучения,
позволяющего
дифференцировать различные уровни сбора и обобщения информации.
На каждом уровне управления качеством образования необходимо
определять достаточное по полноте охвата количество направлений сбора
информации
о
качестве
обучения
и
устанавливать
взаимосвязь
между
отдельными
периодами
обучения
в
рамках
мониторинга
качества
образования.
Проводится организационная работа по обеспечению эффективной
деятельности
образовательных
учреждений,
осуществляется
регулярный
контроль за их работой и учебными достижениями, ведется сбор информации
о
ходе
образовательного
процесса
и
качестве
знаний,
приобретаемых
обучающимися. Функции организации и контроля приобретают характер
текущего сбора и анализа оперативной информации, принятия адекватных
управленческих решений через оценку и анализ качества индивидуальных
учебных достижений обучающихся.
Наибольшей
компетенцией
в
оценке
учебных
достижений
обучающихся
обладает
образовательное
учреждение,
внутри
которого
разрабатываются внутренние показатели и критерии качества. К числу таких
показателей качества образовательного учреждения относятся программы
обучения, учебная литература, лаборатории и оборудование, вычислительная
техника, кадровый состав, программы повышения квалификации педагогов,
работа методических комиссий и многое другое. Объективная информация
об
учебных
достижениях
обучающихся,
получаемая
за
счет
контроля,
позволяет
достигать
требуемого
качества
работы
обучающихся
и
преподавателей,
выбирать
формы
повышения
квалификации,
решать
кадровые вопросы, проблемы методического обеспечения учебного процесса.
Интегральные показатели подготовленности обучающихся и их сравнения с
оценками
более
высоких
уровней
обобщения
позволяют
педагогам
идентифицировать образовательные программы и образовательный процесс в
единой
образовательной
и
контрольно–оценочной
среде,
определять
направления совершенствования методов обучения.
Не
менее
важно,
чтобы
каждое
образовательное
учреждение
создавало условия для комфортного самочувствия обучающихся на всем
протяжении их обучения и контроля как одного из факторов повышения
качества
образования,
гарантирующего
сохранение
психического
и
физического
здоровья.
Технологии
тестового
контроля
в
значительной
степени способствуют решению этих задач.
1.2 Виды контроля знаний, умений и навыков обучающихся
Контроль,
является
одной
из
составляющих
обратной
связи
преподаватель
-
обучающийся.
Посредством
этой
связи
преподаватель
получает информацию о результатах своей работы и при необходимости
может внести в нее коррективы. Поэтому контроль и коррекция выступает в
качестве
основного
средства
управления
познавательной
деятельностью
обучающегося.
Проблема контроля учебных достижений всегда актуальна, особенно
при
изучении
профессионального
теоретического
модуля,
который
направлен
на
получение
знаний
и
умений
при
выполнении
работ
по
техническому
обслуживанию
и
ремонту
устройств
сигнализации,
централизации и блокировки (СЦБ).
Для обеспечения диагностики результатов обучения в осуществлении
контроля знаний, умений и навыков обучающихся применяются следующие
виды контроля:
входной
контроль
осуществляется
перед
изучением
конкретной
дисциплины и используется для диагностики начального уровня подготовки
обучающихся, имеющихся у них знаний, умений и навыков;
текущий контроль знаний обучающихся осуществляется в процессе
изучения ими конкретной дисциплины;
промежуточный контроль знаний проводится с целью определения
степени и качества усвоения обучающимися крупных разделов (модулей)
дисциплины;
итоговый контроль
позволяет оценить уровень и качество знаний
обучающихся по всем разделам дисциплины непосредственно по окончании
ее изучения.
В
качестве
наиболее
удобной
формы
контроля
может
быть
предложено тестирование.
1.3. Функции и принципы тестового контроля
В
последнее
время в
практике
диагностики качества
образования
получают распространение такие технологии, как тестирование, диагностика,
экспертиза,
мониторинг
и
педагогическая
квалиметрия,
ставящие
целью
объективизацию оценок.
Теоретические
основы
разработки
тестовых
заданий
в
общедидактическом
плане
представлены
в
работах
B.C.
Аванесова,
В.П.Беспалько, СИ. Воскерчьяна, Н.Гронлунда, В.А.Дюка, Т.А. Ильиной,
К.Ингенкампа,
А.Н.
Майорова,
Е.А.
Михайлычева,
А.И.Раппопорта,
Р.Сельга, И.Соттера, Н.Ф. Талызиной и мн. др.
Цель тестирования - выявить уровень знаний обучающихся, оценить
степень усвоения ими учебного предмета, а также стимулировать активность
их познавательной деятельности.
В этой связи современный тестовый контроль рассматривается как
система контрольных измерительных материалов, процедур тестирования,
технологий проверки и оценивания результатов учебной деятельности.
Тестирование в педагогике выполняет три основные взаимосвязанные
функции: диагностическую, обучающую и воспитательную.
Диагностическая функция вытекает непосредственно из самой сути
любого контроля, но при тестовом она проявляется еще и в том, что он задает
требования к получению валидной информации о качестве знаний, умений и
навыков,
психологических
качествах
обучаемых;
способствует
дифференциации обучаемых по уровню подготовки, отделению знания от
незнания,
выявлению
различных
видов
знаний:
предлагаемых,
приобретаемых,
проверяемых,
применяемых,
устойчивых
и
забываемых;
обеспечивает
широкое
использование
образовательного
мониторинга
(педагогического и психологического) для оценки качества образования и
возможности содержательного анализа усвоения всего учебного материала и
отдельных тем; позволяет проводить экспертизу состояния образования на
основе
сопоставимости
данных
образовательной
статистики.
Благодаря
содержательному
анализу
усвоения
учебного
материала
педагогическая
диагностика
получает
новый
инструментарий
для
выявления
индивидуальных
затруднений,
их
причин
и
направлений
корректировок
образовательной деятельности учащихся и учителей.
Контрольно–оценочная
функция обеспечивает
подведение
итогов
обучения путем осуществления промежуточного или итогового контроля в
форме
тестов
и
позволяет
количественно
измерить
показатели
учебных
достижений аттестуемых. Систематическое применение текущего контроля в
образовательной практике приводит к позитивным тенденциям в развитии
личности
обучающегося,
способствуя
закреплению
установок
на
самообразование
и
самоактуализацию.
На
современном
уровне
развития
тестовых и компьютерных технологий целью текущего контроля становится
не принуждение к обучению со стороны педагога, а самосовершенствование,
характерное
для
развивающего
обучения,
в
процессе
которого
активизируются развивающая и обучающая функции контроля.
Обучающая функция реализуется при проведении различных видов
обучающего
тестирования
для
освоения
школьниками
как
учебного
материала,
так
и
технологии
массового
независимого
тестирования,
использовании
заданий
в
тестовой
форме
для
самоаттестации
и
самоподготовки;
при
использовании
тестов
проявляется
взаимосвязь
контролирующей
и
обучающей
функций
контроля,
что
в
полной
мере
отвечает
современным
мировым
тенденциям
в
переосмыслении
роли
контроля в образовании, когда контроль, оценка и обучение рассматриваются
как взаимопроникающие составляющие единого образовательного процесса.
Развивающая
функция проявляется
в
воздействии
на
испытуемого
результатов
тестирования
при
выявлении
несовпадающих
и
правильных
ответов
на
задания
теста,
развитии
памяти,
приобретении
навыков
применения
знаний
на
практике,
стремлении
улучшить
результат
и
приобрести
более
устойчивые
знания
к
следующему
тестированию,
получении
опыта
подготовки
ответа
и
переноса
знаний
из
других
образовательных
областей.
Формированию
этих
качеств
способствуют
и
традиционные средства контроля. Однако развивающая функция контроля
реализуется лишь при определенных условиях, когда в процессе контроля и
самоконтроля
у
обучающихся
возникает
потребность
в
познавательной
деятельности,
самосовершенствовании
и
получении
опыта
творческой
деятельности при выполнении учебных заданий. Существенным признаком,
обусловливающим
доминирование
обучающей
и
развивающей
функций
тестового
контроля,
является
оптимизация
трудности
контролирующих
заданий применительно к уровню и
качеству подготовленности каждого
обучающегося.
Мотивационно–побудительная функция проявляется через воздейст-
вие тестирования на всех субъектов образовательного процесса. Во–первых,
на
обучающихся: формирование
уверенности
в
объективности
оценок
и
возможности достижения более высоких результатов; повышение учебной
мотивации
и
желания
получить
более
высокий
результат;
создание
атмосферы состязательности и повышение ответственности за результаты
учебного труда; ориентация на сотрудничество с педагогом; самоорганизация
и
самоподготовка.
Во–вторых,
на
преподавателей:
повышение
ответст-
венности за результаты образовательной деятельности; совершенствование
образовательных
программ
и
использование
дополнительной
учебной
литературы;
создание
более
комфортных
условий
при
обучении
и
психологической разгрузки при разборе результатов контроля.
Воспитательная функция тестового контроля обусловливает усиле-
ние интереса к знаниям, выработку способности работать систематически,
приобретение
навыков
самоконтроля,
самооценки
и
самокоррекции,
появление потребности сотрудничать с преподавателем. Эта функция играет
важную
роль
в
формировании
мотивационной
основы
деятельности
обучающегося.
Организационная функция выражается
в
способности
тестирования
обеспечивать условия самостоятельной работы, самообучения, самоконтроля,
индивидуализации обучения на основе разработки и использования новых
образовательных
технологий,
изменение
структуры
учебного
процесса
и
формы контроля.
Стандартизирующая функция проявляется в обеспечении одинако-
вых
требований
к
уровню
базовой
подготовленности
обучающихся,
что
особенно важно при итоговой аттестации.
Информационная функция обусловлена широким распространением и
развитием образовательных технологий, созданием открытого федерального
банка образовательной статистики и формированием системы многоуров-
невого
квалиметрического
мониторинга
качества
образования,
возмож-
ностью получения статистических норм качества учебных достижений и
рейтинга образовательного учреждения по уровню достигнутого качества,
доступностью интегральной образовательной информации широкому кругу
пользователей.
Демократизирующая
функция обеспечивает
одинаковые
условия
прохождения аттестации для всех обучающихся, участия в различных видах
тестирования, право на ошибку.
Управленческая функция связана с получением и анализом квалимет-
рически
выверенных
результатов
учебных
достижений
обучающихся
и
обеспечением
условий
для
принятия
обоснованных
решений
на
основе
объективной и достоверной образовательной информации.
Социально–экономическая функция обеспечивает сокращение расхо-
дов и времени на проведение итоговых контрольно–оценочных процедур.
Гуманистическая
функция проявляется
в
том,
что
тестовые
технологии
создают
психологически
более
комфортные
условия
при
контроле, обеспечивая сохранение здоровья в первую очередь на итоговой
аттестации
за
счет
снижения
психологических
нагрузок
не
только
обучающихся, но и преподавателей.
Реализация перечисленных выше функций зависит от форм и методов
подготовки
обучающихся
к
тестированию,
а
также
от
принципов
его
организации
и
проведения:
научности,
эффективности,
объективности,
валидности и надежности, системности использования в образовательной
практике как отражения педагогической адекватности в единстве обучения и
контроля.
Некоторые
из
этих
принципов
должны
быть
заложены
уже
при
конструировании
тестов
как
педагогических
измерителей.
Так,
принцип
научности
как
один
из
важнейших
отражает
обоснование
критериев
оценивания
подготовленности
учащихся
за
счет
использования
предварительно
апробированных
контрольно–оценочных
материалов
и
процедур,
повышения
надежности
и
точности
педагогического
инструментария, достоверности оценок и их устойчивости. Педагогическая
адекватность оценок тестового контроля достигается путем выбора из всех
элементов
контролируемого
знания
наиболее
укрупненных,
важных,
наиболее полно охватывающих требования стандартов и репрезентативно
отражающих
содержание
подготовки.
Этот
далеко
не
полный
набор
принципов
тестового
контроля
достаточно
четко
указывает
на
то,
что
повышение качества обучения неразрывно связано с совершенствованием
систем
контроля
и
созданием
условий
более
тесного
сотрудничества
обучающихся и преподавателей в образовательном процессе.
Глава 2. Теоретические вопросы составления тестовых заданий
2.1 Педагогические тесты
Тесты
(от
англ.
Test
–
испытание,
исследование)
-
система
стандартизированных заданий,
позволяющая
автоматизировать
процедуру
измерения уровня знаний и умений обучающегося.
Педагогический
тест
—
это
инструмент
оценивания
обученности
обучающихся, состоящий из системы тестовых заданий, стандартизованной
процедуры проведения, обработки и анализа результатов.
Достоинства тестирования:
•
экономия времени преподавателя;
•
оперативное получение результатов проверки;
•
полный охват всей группы обучаемых, что способствует более высокой
накопляемости оценок;
•
возможность поставить всех обучающихся в одинаковые условия;
•
возможность
разработки
равноценных
по
трудности
вариантов
вопросов;
•
возможность
объективно
оценить
ответы
при
отсутствии
помощи
преподавателя;
•
возможность проверить обоснованность оценки;
•
возможность проведения контроля и проверки его результатов другим
лицом;
•
уменьшение
субъективного
подхода
к
оценке
подготовки
обучающихся, обусловленного его индивидуальными особенностями.
Требования, предъявляемые к тестам:
•
валидность (тест обнаруживает и измеряет уровень усвоения именно
тех знаний, которые хочет измерить разработчик теста);
•
надежность
(в
какой
мере
повторение
теста
приводит
к
тем
же
результатам);
•
определенность (при
чтении
испытуемый
хорошо
понимает,
какие
задания и в каком объеме он должен выполнить, чтобы полученный
результат соответствовал поставленной задаче);
•
простота (формулировки заданий и ответы должны быть чёткими и
краткими;
•
строгое соблюдение условий тестирования, исключение возможностей
влияния посторонних факторов (подсказки, списывания и т.п.).
Тест должен быть таким, чтобы результаты обследования могли быть
использованы в последующей деятельности.
Тесты можно классифицировать по различным признакам:
•
по
целям
-
информационные,
диагностические,
обучающие,
мотивационные, аттестационные;
•
по процедуре создания - стандартизованные, не стандартизованные;
•
по
способу
формирования
заданий
-
детерминированные,
динамические;
•
по
технологии
проведения
-
бумажные,
в
том
числе
бумажные
с
использованием
оптического
распознавания,
натурные,
с
использованием специальной аппаратуры, компьютерные;
•
по форме заданий - закрытого типа, открытого типа, установление
соответствия, упорядочивание последовательности;
•
по наличию обратной связи - традиционные и адаптивные.
Традиционный тест содержит список вопросов и различные варианты
ответов. Каждый вопрос оценивается в определенное количество баллов.
Результат традиционного теста зависит от количества вопросов, на которые
был дан правильный ответ. По мнению, Аванесова В. С., традиционный
тест— система заданий, предъявляемая в порядке увеличения сложности в
одно
и
тоже
время,
с
одинаковой
системой
оценивания
для
всех
тестируемых.
Адаптивный
тест
–
это
особый
вид
теста,
в
котором
каждое
последующее задание выбирается в зависимости от ответов на предыдущие
задания. Последовательность заданий и их количество в таком виде теста
определяется
динамически.
Самыми
значимыми
преимуществами
компьютерного адаптивного тестирования перед традиционным являются:
•
возможность адаптации под уровень знаний тестируемого (не придется
отвечать на слишком сложные или слишком простые вопросы);
•
экономия времени и сил за счет сокращения количества заданий.
Чтобы оценка выполняла свои функции и играла образовательную и
воспитательную роли, она должна удовлетворять следующим требованиям:
• осуществляться систематически, но без «перебора», так как большое
количество
текущих
оценок,
вытекающих
из
постоянного
внешнего
контроля, сковывает самостоятельность и инициативу обучающихся, не
быть объективной в смысле непредвзятости;
• носить дифференцированный характер в зависимости от прилежания,
способностей и характера ученика; носить индивидуальный характер
(чтобы ученик не мог прикрыться делами товарищей);
• быть разнообразной по форме.
По сравнению с другими формами контроля знаний тестирование
имеет свои преимущества и недостатки.
Преимущества:
•
тестирование является более качественным и объективным способом
оценивания,
его
объективность
достигается
путем
стандартизации
процедуры проведения, проверки показателей качества заданий и тестов
целиком;
•
тестирование - более справедливый метод, оно ставит всех обучающихся
в равные условия, как в процессе контроля, так и в процессе оценки,
практически исключая субъективизм преподавателя;
•
тесты - это более объёмный инструмент, поскольку тестирование может
включать в себя задания по всем темам курса. Это позволяет выявить
знания обучающегося по всему курсу. При помощи тестирования можно
установить уровень знаний обучающегося по предмету в целом и по
отдельным его разделам;
•
тестирование
-
это
более
мягкий
инструмент,
они
ставят
всех
обучающихся в равные условия, используя единую процедуру и единые
критерии
оценки,
что
приводит
к
снижению
предэкзаменационных
нервных напряжений.
Недостатки:
•
разработка
качественного
тестового
инструментария—
длительный,
трудоемкий процесс;
•
данные, получаемые преподавателем в результате тестирования, хотя и
включают в себя информацию о пробелах в знаниях по конкретным
разделам, но не позволяют судить о причинах этих пробелов;
•
широта
охвата
тем
в
тестировании
имеет
и
обратную
сторону.
Обучающийся при тестировании, в отличие от устного экзамена, не
имеет достаточно времени для глубокого анализа темы;
•
обеспечение объективности и справедливости теста требует принятия
специальных
мер
по
обеспечению
конфиденциальности
тестовых
заданий;
•
в тестировании присутствует элемент случайности.
Тенденции
усиления
связи
контроля
и
обучения
приводят
к
переосмыслению
роли
контрольно–оценочной
системы
в
образовании:
контроль,
оценка
и
обучение
рассматриваются
как
взаимосвязанные
и
взаимопроникающие
составляющие
единого
образовательного
процесса.
Если задания теста подобраны по нарастанию трудности и достаточно полно
отображают
планируемую
содержательную
структуру
изучаемого
и
контролируемого
материала,
то
возможно
ранжировать
студентов
по
уровням подготовленности: чем меньше пробелов в ответах на тестовые
задания, тем лучше структура его знаний; чем выше его тестовый балл, тем
выше качество его подготовленности.
Можно сделать вывод, что тесты являются наиболее эффективной и
объективной формой оценивания знаний, умений и навыков, позволяющей
выявлять не только уровень учебных достижений, но и структуру знаний,
степень
ее
отклонения
от
нормы
по
профилю
ответа
обучающихся
на
тестовые задания.
2.2. Тестовый контроль как квалиметрический метод оценки
качества обучения
Тестовый контроль в последнее время занимает центральное место во
всех
школьных
контрольно–оценочных
системах,
являющихся,
в
свою
очередь, составляющими системы оценки качества. При оценке качества и
эффективности
образовательных
систем
на
всех
иерархических
уровнях
управления образованием должны использоваться результаты одного и того
же
свойства,
определение качества
образования должно базироваться на
анализе статистических результатов,
задаваемых в терминах измеряемых
параметров:
уровень
трудности
тестовых
заданий
и
уровень
учебных
достижений, приведенных к одной и той же шкале оценок. Таким образом,
квалитативизация оценивания качеств личности в первую очередь идет по
когнитивной
составляющей
–
уровню
учебных
достижений
как
объекту
педагогических
измерений,
так
как
при
всем
многообразии
показателей
качеств
личности
наиболее
значимыми
по–прежнему
остаются
качество
усвоенных
знаний,
развитие
определенных
навыков
и
приобретение
требуемых
умений
на
каждой
стадии
обучения,
т.е.
когнитивно–
практический компонент образования.
Предполагается,
что
именно
квалиметрический
подход,
базирую-
щийся на концептуальных положениях теории педагогических измерений,
массовости
и
независимости
процедур
тестирования,
методах
математической статистики и педагогического интерпретационного анализа,
может
обеспечить
строгость,
четкость
и
упорядоченность
сведений
о
подготовленности
и
степени
развития
обучающихся.
Расширяющиеся
объемы независимого тестирования школьников и выпускников включают
все большее число субъектов образования в новую контрольно–оценочную
деятельность,
создаются
условия
для
контроля
качества
образования
по
определенным
показателям,
актуализируется
проблема
повышения
эффективности
использования
материалов,
технологий
и
результатов
тестирования.
Направления
более
полного
использования
результатов
педагогического тестирования связываются
не
только
с
необходимостью
оценивания
качества
образования,
но
и
с
возможностью
выявления
характеристик
личностного
развития
обучающихся,
качества
образовательного
процесса
и
образовательных
систем.
Педагогическое
тестирование,
измеряя
когнитивный
компонент
образования
в
количественных
показателях,
позволяет
в
какой-то
мере
сравнивать
и
сопоставлять различных субъектов образования по отдельным качественным
параметрам, оценивать некоторые характеристики обучающихся, такие, как
гибкость
мышления,
упорство,
собранность,
целеустремленность,
усидчивость, мобилизация на достижение результата, развитие компетенций,
навыки самоорганизации, самоподготовки и целеполагания при обучении и
аттестации.
Квалиметрический подход к контролю, в отличие от традиционного,
позволяет извлекать максимум информации из количественных оценок и
качественно
оценивать
состояние
исследуемых
объектов.
Только
использование
научно
обоснованных
и
взаимосвязанных
методов
и
технологий
обучения,
контроля
и
информационного
образовательного
мониторинга
может
обеспечить
достижение
требуемого
качества
в
образовании.
Одним
из
методов,
позволяющих
получать
объективную
образовательную
информацию,
в
последнее
время
является
тестовый
контроль.
Основанный
на
теории
педагогических
измерений
тестовый
контроль
позволяет
путем
многофакторного
и
многомерного
анализа
статистических
результатов
учебных
достижений
выявить
отражение
качества процесса в качестве результата, дать количественные показатели
качества результатов учебного труда не только обучающихся, но других
субъектов образования (педагоги, управленцы и др.). Логика оценки при этом
задается на основе использования математических моделей конструирования
педагогических
измерителей
и
использования
методов
статистической
обработки результатов.
В
последние
годы
массовое
тестирование
входит
в
систему
российского
образования
как
современная,
самостоятельно
функционирующая
социально–педагогическая
система,
которую
можно
рассматривать как одну из ведущих технологий получения объективной и
сопоставимой
информации
о
качестве
подготовленности
выпускников
и
школьников
для
независимой
экспертизы
качества
образования
на
всей
территории
страны.
Такую
систему
можно
отнести
к
деятельностной,
представляющей собой «…совокупность объектов, взаимодействие которых
способствует
появлению
новых
интегральных
качеств,
не
свойственных
образующим эту систему частям и компонентам» [168]. Единство целого
ряда
взаимосвязанных
структурно–функциональных
компонентов
этой
системы, от разработки тестовых материалов до подготовки статистического
отчета по результатам массового тестирования делает эту систему контроля
всеобъемлющей,
общедоступной
и
востребованной
многочисленными
категориями пользователей.
Деятельностный
характер
системы
тестирования
обусловлен
активным взаимодействием как составляющих ее компонентов (разработчики
тестов,
ученые
и
педагоги,
информационные
службы,
филиалы
и
представительства), так и спектром пользователей (обучающиеся, педагоги,
руководители
образовательных
учреждений
и
др.).
Современные
информационные
технологии
позволяют
в
значительной
степени
автоматизировать
контрольно–оценочные
процедуры.
Высокая
результативность и динамичность развития системы тестирования во многом
определяются
современными
потребностями
общества,
стремящегося
перейти
в
режим
открытого
образования
в
целом
и
открытости
образовательной системы в сфере оценки качества учебных достижений. В
свою очередь, потребность массового тестирования в качественной тестовой
продукции
стимулирует
развитие
тестологии,
техники
и
технологии
разработки новых педагогических измерителей. Интенсивно используются
информационные
технологии
для
обеспечения
контрольно–оценочных
процедур, развиваются коммуникационные связи, совершенствуется система
управления качеством образования. Независимое тестирование становится
важнейшим
составляющим
звеном
контрольно–оценочной
системы,
выполняющим в роли ведущей функцию экспертизы качества образования.
При этом системообразующими и активно влияющими на образовательный
процесс являются следующие факторы:
•
проектировочный, ориентирующий
на
научно
обоснованную
формулировку целей
деятельности
системы,
ее
функций,
конкретизацию
ожидаемых
результатов
и
сроков
достижения
цели,
достижимости
поставленных
целей,
определение
величины
затрачиваемых
средств
и
времени;
• коммуникативный, включающий все иерархические уровни управ-
ления образовательной системой, стиль субъектно–объектных и субъектно–
субъектных взаимоотношений;
• содержательно–организационный, стандартизирующий содержание,
организацию, технологии и процедуры тестирования, задающий единство
требований к качеству подготовки;
•
аналитико–результативный, включающий
способы
получения,
накопления,
обобщения
и
анализа
результатов,
методы
педагогической
интерпретации,
технику
и
технологию
оформления
и
представления
результатов, подведения итогов тестирования и обучения.
К перечисленным выше факторам необходимо добавить теоретико–
концептуальный. В процессе развития системы тестирования происходит
непрерывное укрепление научно–теоретической и материально–технической
базы,
разрабатывается
теория
педагогических измерений и
мониторинга,
совершенствуются
педагогические
контрольно–измерительные материалы,
техника
и
технология
тестирования,
подготовка
обучающихся,
методы
обработки статистических данных, формы и способы их представления для
пользователей, в контрольно–оценочный процесс включается все большее
число общеобразовательных учреждений страны.
Принципиально
новые
инновационные
возможности
в
аттестации
обучающихся,
педагогических
кадров
открывает
педагогическое
тестирование, которое призвано обеспечить
• единство требований к знаниям обучающихся;
• равные возможности получения объективной оценки для всех;
•
высокое
качество
оценок
с
позиций
теории
педагогических
измерений;
•
доверие
к
результатам
со
стороны
самих
обучающихся
и
преподавателей;
• возможность использования результатов аттестации для анализа и
мониторинга состояния системы профессионального образования
• создание разветвленной системы мониторинга качества образования;
•
обеспечение
качественного
инструментария
и
технологий
получения, сбора, обработки и обобщения информации о состоянии качества
всей системы образования в России.
При
традиционных
методах
оценивания
объективная,
единая
и
стандартизированная
база
оценки
для
различных
звеньев
системы
образования отсутствует, в большинстве случаев оценочный процесс носит
спонтанный характер.
Все же оценочный процесс в последнее время все более смещается в
сторону объективизации оценок, позволяющей сравнивать показатели разных
составляющих
системы
образования
на
единой
логистической
шкале
трудности тестовых заданий и уровня подготовленности обучающихся.
При этом индивидуальные оценки качества достижений обучающихся
дают
возможность
не
только
косвенно
делать
выводы
о
качестве
предоставляемых
образовательных
услуг
и
образовательного
процесса,
преобразованные
статистические
показатели
независимого
массового
тестирования могут предоставить надежную и объективную информацию о
качестве
всей
образовательной
системы
и
ее
подсистем.
Правильность,
эффективность
и
согласованность
управленческих
решений
напрямую
зависят от качества потоков образовательной информации и объективности
оценок качества обучения.
Управление по принципу обратной связи требует структурирования и
укрупнения информации о результатах контрольно–оценочной деятельности,
а
также
объективных
оценок,
получаемых
при
внешнем
контроле.
Основными
компонентами
современной
системы
управления
качеством
образования становятся:
•
использование
современных
технологий
контроля
в
учебном
процессе для повышения точности оценивания подготовленности не только
выпускников, но и школьников на более ранних ступенях обучения;
•
информатизация
методов
сбора
и
оперативной
обработки
метрической информации об уровне учебных достижений учащихся;
• обеспечение квалиметрического подхода к контролю и оцениванию,
сопоставимости результатов по различным выборкам учащихся, проведение
оперативного
анализа
данных,
использование
его
результатов
в
образовательной практике для повышения качества обучения;
•
организация
разветвленной
многоуровневой
системы
квалиметрического
мониторинга
качества
обучения,
позволяющего
дифференцировать различные уровни сбора и обобщения информации.
Однако
использование
информационных технологий
позволяет
на
различных
уровнях
управления
образованием
вести
контроль
квалиметрическими
методами,
создавать
и
накапливать
объективную
образовательную статистику, осуществлять многофакторный и многомерный
содержательно–аналитический
анализ
усвоения
учебного
материала,
индивидуализировать
процесс,
вести
оперативное
и
долгосрочное
наблюдение
за
качеством
подготовленности
обучающихся,
повышать
результативность различных образовательных систем путем оперативного
воздействия на образовательный процесс и условия его осуществления.
Квалиметрический подход к контролю, в отличие от традиционного,
позволяет извлекать максимум информации из количественных оценок и
качественно
оценивать
состояние
исследуемых
объектов.
Только
использование
научно
обоснованных
и
взаимосвязанных
методов
и
технологий
обучения,
контроля
и
информационного
образовательного
мониторинга
может
обеспечить
достижение
требуемого
качества
в
образовании.
Квалиметрический мониторинг следует понимать как непрерывное
(на постоянной основе) стандартизированное наблюдение за образователь-
ным процессом и деятельностью образовательной системы (ее подсистем)
посредством педагогических измерений, позволяющее создавать историю
состояния
объекта
во
времени,
количественно
оценивать
изменения
субъектов образования и состояния образовательной системы, определять
направления их развития.
Основной
целью
квалиметрического
мониторинга
в
образовании
являются создание условий для формирования целостного представления о
состоянии
образовательной
системы,
качественных
и
количественных
изменениях ее составляющих, получение научно обоснованных выводов о
функционировании
той
или
иной
системы
или
объекта,
накопление
статистических результатов внешнего контроля за деятельностью субъекта
наблюдения,
обоснование
требуемых
мер
для
достижения
планируемого
качества.
Особенностью
квалиметрического
мониторинга
является
использование данных массового тестирования и статистических методов
анализа
результатов
как
одного
из
направлений
теории
статистических
выводов в педагогике.
Квалиметрический мониторинг становится важнейшим инструментом
и
методом
выявления
достоинств
и
недостатков
различных
обучающих
программ и компонентов образовательной системы, средством управления
качеством
образования
на
всех
его
иерархических
уровнях.
К
педагогическому тестированию как методу измерения, используемому для
квалиметрического
мониторинга
и
объективизации
диагностики
качества
образования, наиболее применимо понятие «индикатор».
Мониторинг
качества
учебных
достижений
средствами
педагогического тестирования ориентирован, с одной стороны, на точное
отражение в тестах современного содержания образования и требований
образовательных
стандартов,
а
с
другой
–
на
возможность
стандартизированного
измерения
знаний,
умений
и
навыков
во
всем
комплексе их качественных характеристик:
•
полноты,
т.е.
количества
всех
знаний
об
изучаемом
объекте,
предусмотренных программой (стандартом), запросами потребителей и др.;
• глубины, т.е. осознанных существенных связей данного знания с
другими, с ним соотносящимися;
• оперативности, т.е. применения знаний в сходных и вариативных
ситуациях
за
счет
умения
анализировать,
обобщать,
интегрировать
и
дифференцировать общепредметные знания и умения;
•
гибкости,
т.е.
быстроты
нахождения
вариативных
способов
применения знания при изменении ситуаций;
•
конкретности
и
обобщенности,
т.е.
способности
к
раскрытию
конкретных проявлений обобщенного знания или подведению конкретных
знаний под обобщенные;
• свернутости и развернутости, т.е. способности, с одной стороны,
выразить знания компактно, уплотненно, а с другой – раскрыть систему и
последовательность шагов, ведущих к сжатию или свертыванию знаний;
•
систематизированности,
т.е.
осознания
состава
некоторой
совокупности знаний, их иерархии и взаимосвязанной последовательности,
осознания необходимости наличия одних знаний как базы для усвоения
других;
• адекватности, т.е. такой совокупности знаний в сознании учащихся,
структура
которых
соответствует
структуре
научной
теории
и
этапу
обучения;
•
осознанности,
т.е.
понимания
связей
между
знаниями,
путей
получения и закрепления знаний, умения их предъявлять и доказывать.
Изучив материал по квалиметрическому мониторингу, можно сделать
вывод: в отличие от мониторинга, основанного на традиционном оценивании
со
стихийным
воздействием
на
образовательную
систему
и
субъектов
образовательного процесса, многоуровневый квалиметрический мониторинг
базируется
на
квалиметрической
концепции
и
является
формативным
феноменом, способным воздействовать на систему образования системно и
независимо,
задавая
совокупность
определенных
требований
к
органам
управления
образованием,
образовательному
учреждению,
педагогу,
обучающемуся.
Именно
квалиметрический
подход,
базирующийся
на
концептуальных положениях теории педагогических измерений, массовости
и
независимости
процедур
тестирования,
методах
математической
статистики
и
педагогического
интерпретационного
анализа,
может
обеспечить
строгость,
четкость
и
упорядоченность
сведений
о
подготовленности и степени развития обучающихся.
Глава 3. Использование метода тестирования при контроле знаний
обучающихся на занятиях по предмету «Приборы
автоматики и рельсовые цепи»
В
современной
практике
преподавания
одной
из
самых
распространенных форм проверки и самопроверки усвоения обучающихся
учебного
материала
являются
тестовые
задания.
Благодаря
стандартизированной
форме
оценки,
они
позволяют
соотнести
учебные
достижения обучающихся по данному предмету в целом и по отдельным
компонентам с аналогичными показателями в группе.
Данная
технология
предполагает
организацию
самостоятельной
работы
обучающихся
с
раздаточным
материалом.
В
данном
случае
формируется
их
саморганизаторская
и
информационная
компетентность.
Обучающиеся должны прочитать учебный материал, понять его и ответить
на
предложенные
вопросы.
Если
что-то
непонятно,
то
можно
обсудить
вопрос с товарищами по микрогруппе, где происходит взаимообучение и
формирование коммуникативной компетенции.
При разработке и подборе тестового материала я использую печатные
издания, учитываются уровень подготовленности обучающихся.
В своей практике при разработке тестов и организации тестового
контроля я опираюсь на классификацию, данную корифеем дидактики и
педагогики Майорова А.Н. (открытого и закрытого типа).
Выбор
формы
тестового
задания
зависит
от
цели
контроля
и
от
содержания
контролируемого
материала.
При
проведении
входного,
промежуточного и текущего контроля, для диагностики, систематизации и
обобщения знаний тестовые задания формируются с открытым (свободным)
ответом,
а
также
имеются
задания
на
дополнения,
на
установление
соответствия. При выполнении тестов предусмотрены различные способы
проверки: самоконтроль, взаимоконтроль, проверяет сам преподаватель.
Рассмотрим тестовые задания закрытого типа.
Задания
с
выбором
одного
правильного
ответа.
Основной
текст
задания
сформулирован
в
виде
утверждения.
Далее
следуют
варианты
ответов, где правильным является только один. Остальные варианты ответов
неверные, но правдоподобные, т.е. похожие на правильные (дистракторы).
Одинаковое по смыслу содержание может быть представлено разными
формами тестовых заданий.
Пример задания закрытой формы с выбором одного
правильного ответа
Выберите вариант правильного ответа:
Сопротивление шунта ШУ-01М для проверки
рельсовых цепей на
шунтовую чувствительность должно быть:
1.
0,06 Ом;
2.
0,1 Ом;
3.
1 Ом
4.
0,2 Ом
5.
0,6 Ом
Тестовые задания
СУЦПК И А К
2017
Тестовые задания
Пример задания закрытой формы с выбором нескольких
правильных ответов
Выберите варианты всех правильных ответов:
Перечислите режимы работы рельсовых цепей:
1.
нормальный и режим АЛС
2.
шунтовой
3.
ложный
4.
контрольный
5.
буферный
Задания на установление правильной последовательности. Тестовые
задания
этой
формы
предназначены
для
проверки
знаний
последовательности определенных действий,
процессов, алгоритмов
выполнения, и др.
Пример задания закрытой формы на восстановление
последовательности
Укажите порядок наступления режима АЛС в работе рельсовых цепей:
вариант ответа правильный ответ
1. режим короткого замыкания 1. нормальный режим
2. режим АЛС 2. режим короткого замыкания
3. шунтовой режим 3. шунтовой режим
4. нормальный режим 4. режим АЛС
Тестовые задания
Рассмотрим
тестовые
задания
открытого
типа.
Отличительной
особенностью
заданий
открытого
типа
является
то,
что
в
процессе
их
выполнения
испытуемый
сам
записывает
правильный
ответ
(слово,
выражение, число, формулу и т.д.).
Задания
на
дополнение.
Данные
задания
предлагают,
что
ответ
формулируется
самим
обучаемым:
это
может
быть
формула,
числовое
выражение, слово и др. Задания на дополнение предлагает краткий ответ и
имеют
ограниченную
сферу
применения.
С
помощью
таких
заданий
проверяются
умения
воспроизводить
и
применять
знания
в
знакомой
ситуации, возможна проверка понимания изученного материала.
Тестовые задания
Пример задания открытой формы на дополнение
Дополните:
Рельсовые цепи предназначены для контроля свободного или
занятого состояния участков пути, для контроля целостности
рельсовой линии, для …………………….
(передачи кодов АЛСН с пути на локомотив)
Тестовые задания
Пример задания открытой формы на свободное изложение
Перечислить причины появления «ложной занятости» рельсовой цепи
Ответ:
ухудшение состояния
верхнего строения
пути,
в
результате чего
нарушается
нормальная
работа
изолирующих
стыков,
рельсовых
стыковых соединителей,
которые часто выходят из строя;
засорение
балласта;
отсутствие или плохой контакт в рельсовом соединителе;
пробой изоляции в изолирующих стыках, ненадежное электропитание;
обрыв кабельных и дроссельных перемычек
Заключение
Требование оперативного и целенаправленного воздействия на все
субъекты
образования
подводит
к
необходимости
использования
объективной
образовательной
информации,
а
контрольно–оценочная
деятельность
становится
одной
из
важнейших
составляющих
системы
управления
качеством
образования,
охватывающей
стандарты,
образовательный
процесс,
инструментарий,
технологии
и
результаты
педагогических измерений.
Качество усвоения учебного материала зависит от многих условий,
среди
которых
важную
роль
играет
контроль.
Педагогический
контроль
направлен не только на определение степени соответствия приобретенных
учащимися знаний и умений поставленной учебной цели, но и на управление
познавательной деятельностью обучающихся в целом.
Контроль
знаний
обучающихся
является
одним
из
основных
элементов
оценки
качества
обучения.
Преподаватель
ежедневно
контролирует
учебную
деятельность
обучающихся
путем
устных
и
письменных опросов.
Тестирование в настоящее время становится органической частью
современного
образовательного
процесса,
важнейшим
средством
установления
обратной
связи,
благодаря
которому
обучение
в
полном
смысле
слова
превращается
в
дифференцированный,
личностно
ориентированный
процесс,
обеспечивающий
индивидуальный
темп
обучения,
устранение
субъективизма
и
авторитаризма
в
оценке
уровня
учебных достижений обучающихся, средством объективизации экспертизы
качества образовательного процесса и его индивидуализации.
Тестирование
является
значительным
шагом
на
пути
развития
методики контроля усвоения обучающимися учебного материала. Введение
тестирования позволяет осуществить плавный переход от субъективных и во
многом интуитивных оценок к объективным обоснованным методам оценки
результатов обучения.
Тестовый
контроль имеет
важное
образовательное и
развивающее
значение, способствуя всестороннему изучению программы, расширению,
углублению
и
совершенствованию
знаний,
развитию
познавательных
интересов обучающихся.
Роль
тестирования,
как
одного
из
универсальных
инструментов
педагогического
контроля
знаний
стремительно
возрастает.
Это
создаёт
предпосылки
для
создания
эффективной
системы
управления
качеством
подготовки
кадров.
Развитие
технической
базы
обучения
позволяет
тестированию становится не только средством обучения, но и участвовать в
процессе
самообразования.
Хорошо
составленные
тесты
становятся
необходимой частью любого учебного процесса.
Требования
к
знаниям,
умениям
и
навыкам,
которые
указаны
в
рабочей
программе
позволяют
использовать
тесты
в
качестве
формы
контроля. С их помощью преподаватель получает информацию об уровне
усвоения знаний, сформированности умений и навыков обучающихся.
Тесты
обеспечивают
возможность
объективной
оценки
знаний
и
уменийобучающихся
по
балльнойсистеме.
Это
позволяет
преподавателю
определить
уровень
овладения
учебным
материалом
в
соответствии
с
программой. Ценность тестовых заданий в том, что они помогают объективно
оценить уровень овладения знаниями по каждой теме, получить указания для
самостоятельной доработки учебного материала.
Тестовая
форма
контроля
при
подготовке
обучающихся
может
эффективно применяться при изучении предмета «Приборы автоматики и
рельсовые цепи». При этом преподаватель имеет возможность объективно
оценивать уровень усвоения знаний, развивая учебные умения обучающихся
и вносить необходимые корректировки в учебный процесс.
Проведенные исследования по использованию тестовых заданий для
оперативного
контроля
знаний
обучающихся
по
данному
предмету
позволили мне выделить следующие положительные результаты:
•
повысилась объективность оценки знания;
•
улучшилась
психологическая
атмосфера
на
занятиях
(препода-
ватель
перестал
быть
источником
отрицательных
эмоций,
связанных
с
оцениваем знаний обучающихся);
•
появилась возможность оперативно получить объективную оценку
успеваемости;
•
определять,
какие
разделы
предмета
требуют
более
глубокого
изучения обучающимисяи своевременной корректировки учебного процесса;
•
осуществляется проверка знаний одновременно у всей группы по
каждому разделупредмета, что позволяет сэкономленное время направить на
дополнительное объяснение материала;
•
обучающиесядобросовестно готовятся к каждому занятию, повышая
мотивацию к изучению предмета;
•
формируются
основные
компетенции
обучающихся:
информационная,
коммуникативная,
психологические,
самосовершенствование.
Таким образом, тестирование помогает преподавателю разнообразить
занятия, активировать мыслительную деятельность обучающихся, позволяя
им приобретать глубокие и прочные знания.
Время
на
проведение
теста
и
проверку
результатов
тратится
значительно меньше, чем при письменном или устном контроле знаний. Это
особенно важно, в связи с ограниченным количеством выделяемых часовна
изучение учебного материала.
Следовательно,
применение
тестирования
позволяет
осуществлять
оперативную
диагностику
уровня
овладения
учебным
материалом
по
разделам предмета, экономить учебное время при проверке знаний и оценке
результатов обучения, помогает выявить пробелы в знаниях обучающихся.
Это позволяет преподавателю управлять учебным процессом, совершенствуя
формы и методы, строить и варьировать с учетом этого процесс обучения.
Список используемой литературы
1.
Азгальдов Г.Г. Квалиметрия для всех: Учеб.пособие/ Г.Г. Азгальдов, А.В.
Костин, В.В. Садовов. — М.: ИД ИнформЗнание, 2012. — 165 с.: ил.
2.
Горчагов
В.
Н.
Программа
мониторинга
в
образовании
для
исследованияконфликтной компетентности в подростковом и юношеском
возрасте//Современные проблемы
психологии развития и
образования
человека.
-
Сборник
материалов
международной конференции.- АОУ
ВПО
«Ленинградский
государственный
университет
имени
А.С.
Пушкина».-2010.- том 2.
3.
Гулидов
И.Н.
Педагогический
контроль
и
его
обеспечение:
учебное
пособие.-М.: Форум,2005
4.
Ильин Е. П. И46 Психология для педагогов. — СПб.: Питер, 2012. — 640
с.: ил. — (Серия «Мастера психологии).
5.
Майоров
А.Н.
Теория
и
практика
создания
тестов
для
системы
образования.- М.: Унтелект-центр,2002.
6.
Новиков А. М. Основания педагогики / Пособие для авторов учебников и
преподавателей. – М.: Издательство «Эгвес», 2010.-208с.
Приложение 1
Примеры итоговых тестовых заданий по предмету
«Приборы автоматики и рельсовые цепи»
Название устройства?
Вопрос №1
2 П
СУЦПК И А К
1.
Шунт ШУ-01-006;
2.
Шаблон;
3.
Щуп
Вопрос №1 (примеры ответов)
С
1. Шунт ШУ-01-006;
Вопрос №1 (правильный ответ)
Какому режиму работы рельсовой цепи соответствует
данная схема?
Вопрос №2
5 П
СУЦПК И А К
1. Нормальный режим работы рельсовой цепи.
2. Контрольный режим работы рельсовой цепи.
3. Шунтовой режим работы рельсовой цепи.
Вопрос №2 (примеры ответов)
6 П
СУЦПК И А К
3. Шунтовой режим работы рельсовой цепи.
Вопрос №2 (правильный ответ)
Какие из перечисленных реле применяются в рельсовых цепях в
качестве путевых:
АОШ2-180/0,45,
ДСШ-15,
ИМВШ-110,
ИВГ-КРМ,
КМШ-450?
Вопрос №4
1.
В качестве путевых реле в рельсовых цепях применяются
реле: АОШ2-180/0,45, ДСШ-15, КМШ-450.
2.
В качестве путевых реле в рельсовых цепях применяются
реле: АОШ2-180/0,45, КМШ-450.
3.В качестве путевых реле в рельсовых цепях применяются:
ДСШ-15, ИМВШ-110, ИВГ-КРМ.
Вопрос №4 (примеры ответов)
В качестве путевых реле в рельсовых цепях применяются:
ДСШ-15, ИМВШ-110, ИВГ-КРМ.
Вопрос №4 (правильный ответ)
Где применяется данный элемент автоматики?
Вопрос №5
1.Применяют в рельсовых цепях.
2.Реле
ППР3-5000
применяется
в
двухпроводной
схеме
управления стрелочными электроприводами.
3. Применяют в электрических схемах наборной группы.
Вопрос №5 (примеры ответов)
Реле ППР3-5000 применяется в двухпроводной схеме управления
стрелочными электроприводами.
Вопрос №5 (правильный ответ)
Какая работа выполняется. Перечислить нарушения.
Вопрос №6
20 П
СУЦПК И А К
1. Осмотр изолирующих элементов рельсовой цепи.
Второй работник разговаривает по сотовому телефону.
2. Проверка рельсовой цепи на шунтовую чувствительность.
У второго работника расстегнут сигнальный жилет, стоит на
концах шпал, не следит за движением поездов, разговаривает
по сотовому телефону.
3. Измерение ширины рельсовой колеи.
Работник стоит на конце шпал и разговаривает по телефону.
Вопрос №6 (примеры ответов)
2. Проверка рельсовой цепи на шунтовую чувствительность.
У второго работника расстегнут сигнальный жилет, стоит на
концах шпал, не следит за движением поездов, разговаривает
по сотовому телефону.
Вопрос №6 (правильный ответ)
22 П
СУЦПК И А К
Приложение 2
Критерии оценки контроля знаний
Тестовые задания предназначены для контроля знаний для работников
по
профессии
«Электромонтер
по
обслуживанию
и
ремонту
устройств
сигнализации, централизации и блокировки».
Использование тестовых заданий помогает проверить уровень знаний
по данной профессии.
Основными
условиями
успешного
выполнения
тестовых
заданий
являются:
- наличие базового объема знаний у работников;
- умение сосредоточиться;
- способность выполнить тестовые задания за отведенный промежуток
времени.
Для проверки знаний и умений работника используется представлен-
ный
перечень
из
вопросов
по
основным
предметам
с
выбором
одного
правильного ответа.
Оценка по тестированию выставляется путем определения соотно-
шения правильно выполненных заданий к числу вопросов содержащихся в
тексте задания и затем вычисления коэффициента усвоения (К).
n
К = ------------
N
где, N – число вопросов содержащихся в тестовом задании;
n – число правильных ответов.
Входной контроль пройден успешно, если «К» больше или равно 0,5.
При К = от 0,81 до 1,0 выставляется оценка «5» (отлично);
К = от 0,66 до 0,8 выставляется оценка «4» (хорошо);
К = от 0,5 до 0,65 выставляется оценка «3» (удовлетворительно);
К < 0,5 выставляется оценка «2» (плохо).
Проверка
знаний
по
тестовым
заданиям
может
проводиться
письменно на бумажных носителях или с использованием ПК в компьютер-
ном классе.