Автор: Годовикова Людмила Александровна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 7 имени Олега Беспалова"
Населённый пункт: г. Чебоксары
Наименование материала: дидактический материал
Тема: "Олимпиадные задания по истории России для 6 класса"
Раздел: среднее образование
Олимпиада по истории 6 класс
Выберите правильный ответ.
1.
Что из перечисленного является «лишним»?
А) древляне
Б) карела
В) радимичи
Г) тиверцы
2.
Что из перечисленного соответствует значению термина «полюдье»
А) сбор нищими подаяний («пойти по миру»)
Б) сбор пожертвований среди народа на общественные нужды
В) перепись населения властями
Г) объезд князем подвластных земель с целью сбора дани.
3.
В какой из русских земель возникла Москва?
А) Владимиро-Суздальская земля
Б) Галицко-Волынское княжество
В) Киевское княжество
Г) Новгородская земля
4.
Кто из монголо-татарских ханов возглавил нашествие на Русь в 1237-1240г.?
А) Ахмат
Б) Батый
В) Мамай
Г) Чингисхан
5.
Центрами древнерусской государственности были:
1)
Киев и Новгород
2)
Москва и Тверь
3)
Смоленск и Владимир
4)
Киев и Чернигов
6.
Политическая раздробленность началась в:
А) 30-х гг. XII в.
Б) начале X в.
В) конце XIII в.
Г) середине XI в.
7. В результате битвы на Чудском озере в 1242 г.
1) утвердилось католичество в русских землях;
2) Новгород и Швеция заключили перемирие;
3) Новгород и Псков сохранили свою независимость;
4) западные рыцари покинули Прибалтику.
8.
Кто
за
кем
княжил
в
Киеве?
Расположите
в
хронологической
последовательности правление киевских князей.
А) Ярослав Мудрый
Б) Святослав Игоревич
В) Владимир Красное Солнышко
Г) Владимир Мономах.
9. Расположите в хронологической последовательности с указанием дат:
А) принятие христианства на Руси
Б) Ледовое побоище
В) Съезд князей в Любече
Г) первое упоминание о Москве
Д) Битва на Калке
10. Кто из исторических личностей:
А) предупреждал: «Иду на вы!»
Б) в первой четверти XII
века ввёл дополнение в законы «Русской Правды»
облегчающие уплату процентов и выплату долга.
В) укреплял международное положение Киевской Руси с помощью династических
браков.
11. По какому принципу объединены слова?
А) посадник, князь, тысяцкий, архимандрит, владыка
Б) смерд, рядович, закуп, холоп
В) «Правда Ярослава», «Правда Ярославичей», «Устав Владимира Мономаха».
12.Особенности правления в княжествах. Установите соответствие:
1) формирование наследственной монархии А) Новгород и Псков
2) республиканская форма правления
Б) Галицко-Волынское княжество
3) княжеская власть, ограниченная властью бояр В)Владимиро-Суздальское княжество
13. Установите соответствие:
1) былина
А) живопись по сырой штукатурке
2) летопись
Б) рисунки на страницах книг
3) миниатюра
В) произведение устного народного творчества
4) фреска
Г) запись о событиях по годам.
14. Установите соответствие:
1) Вече
А) Глава русской церкви
2) Посад
Б) Народное собрание
3) Митрополит
В) Отряд профессиональных воинов
4) Дружина
Г) Часть города, населённая ремесленниками и торговцами.
15. Что такое уроки, погосты? Как они возникли?
16. Объясните, что такое подсечно-огневое земледелие, двухполье, трёхполье.
17.Почему сына Владимира Мономаха Юрия прозвали Долгоруким?
18.Прочитайте отрывок из летописи «Повесть временных лет»:
«Заложил он город великий, у того же града Золотые ворота; заложил и церковь святой
Софии, митрополию… И любил он церковные уставы… и книги любил, читая их часто
и ночью и днём. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский
язык. И написали они книг множество».
Ответьте на вопрос:
Кому из великих князей киевских посвящены эти строки
летописи?
19. К какому князю относятся слова летописца?
«Пошёл к древлянам за данью и, побравши дань, пошел было назад в свой город,
однако по дороге раздумал, отпустил дружину домой, а сам с немногими возвратился
назад, желая взять ещё больше с древлян».
20. Прочитайте отрывок из «Повести временных лет».
«Владимир повелел опрокинуть идолы. Когда влекли Перуна по ручью к Днепру,
оплакивали его неверные, так как не приняли ещё они святого крещения… Затем
послал Владимир по всему городу сказать: «Если не придёт кто завтра на реку – будь то
богатый, или бедный, или нищий, или раб, - будет мне врагом». Услышав это, с
радостью пошли люди, ликуя и говоря: «Если бы не было это хорошим, не приняли бы
этого князь наш и бояре». На следующий же день вышел Владимир с попами
царицыными и корсуньскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду
и стояли там… Владимир был рад, что познал Бога сам и люди его и приказал рубить
церкви и ставить их по местам, где прежде стояли кумиры (идолы). Посылал он собрать
у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей этих
плакали о них; ибо не утвердились ещё в вере и плакали о них как о мёртвых.»
Ответьте на вопросы:
1.
Какое событие описано в летописи?
2.
Каковы причины описанного события?
3.
Каково значение описанного события в летописи?
21. Раскройте причины и последствия политической раздробленности русских
земель. Дайте оценку распаду Руси.