Напоминание

Духовно- нравственное воспитание школьников посредством музыки


Автор: Трущенко Алла Николаевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ - Гулёвская ООШ Клинцовский район Брянская область
Населённый пункт: с.Гулевка
Наименование материала: статья
Тема: Духовно- нравственное воспитание школьников посредством музыки
Раздел: среднее образование





Назад




Тема Мастер-класса

«

Народное искусство как источник духовно- нравственного

воспитания»

Духовно-нравственное воспитание учащихся являются первостепенной

задачей современной образовательной системы и представляют собой

важный компонент социального заказа для образования.

В Законе «Об образовании в РФ » духовно-нравственное воспитание

рассматривается как важнейший приоритет государственной

образовательной политики.

Чему учить и как воспитывать, как научить ребёнка любить Отечество,

свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа?

Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас.

В вечном поиске духовности мы, как правило, выходим на блистательный

образец – общечеловеческие ценности и идеалы. Примером может

служить наследие Василия Александровича Сухомлинского, который

отмечал: «Учение – очень важная, но не единственная сфера духовной

жизни ребенка. Чем ближе я присматривался к тому, что все мы привыкли

называть учебно-воспитательным процессом, тем больше убеждался, что

подлинная школа –это многогранная духовная жизнь детского коллектива,

в котором воспитатель и воспитанник объединены множеством интересов

и увлечений».

Человек как храм закладывается в детстве.

«А детство, детский мир – это мир особенный. Дети живут своими

представлениями о добре и зле, чести и бесчестии, человеческом

достоинстве; у них свои критерии красоты, у них даже свое измерение

времени: в годы детства день кажется годом, а год – вечностью»

В сегодняшней жестокой действительности ребёнку необходимо введение

в традиционную духовную культуру. Ведь культура – это организованная

человеком среда обитания, это совокупность связей и отношений человека

и природы, народного искусства и человека, человека и общества,

человека и Бога.

Трудно сейчас воспитать здорового ребёнка, здорового и телесно и

душевно. Многое зависит от родителей, но очень многое зависит и от

нас педагогов. От нас зависит воспитание гармонично развитой и

социально- ответственной, духовно - нравственной личности ребёнка.

Эта проблема актуальна для всех школ РФ, в т.ч. и для нашей школы.

Если вспомнить Указ президента РФ «О национальных целях и

стратегических задачах развития России до 2024 года», где при разработке

нацпроекта «Образование»: он обозначил две цели 1. вхождения России в

10 ведущих стран по качеству образования, и 2. «Воспитание гармонично

развитой и социально ответственной личности на основе духовно-

нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-

культурных традиций.»

Зачем нужна гармонично развитая и социально ответственная

личность ? Где она сможет реализоваться?

Общество, в котором мы живем, чрезвычайно сложно, динамично,

противоречиво. Оно нуждается в образованных, высоконравственных

людях, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами

личности.

Когда стираются границы между добром и злом, между нравственным и

безнравственным, взрослое общество, если оно осознает свою

ответственность перед подрастающим поколением, не может оставить его

без поддержки и помощи в трудный период самоопределения.

Главной целью школы было и остается: воспитание каждого

обучающегося культурной, высоконравственной, творчески активной и

социально-зрелой личностью.

Стать личностью – значит осознать себя человеком человечества, впитать

в себя непреходящие ценности духовной культуры, созданной

многовековым народным опытом.

Человек остается только тогда человеком, когда знает историю своего

родного края, историю семьи, чтит память предков, изучает культурное

наследие своего народа. Как сказал президент РФ В.В. Путин:

«Заставить любить Родину нельзя, но важно создать условия для того,

чтоб молодые люди могли понять и оценить наследие предков и этому

нужно уделять внимание»

Решение задачи Воспитание гармонично развитой и социально

ответственной личности на основе духовно- нравственных ценностей

народов РФ, исторических и национально-культурных традиций

через организацию проектной деятельности оказалось наиболее

эффективным решением для нашей школы. Этот выбор не случаен.

Проектная деятельность даёт возможность выражать собственные идеи,

максимально проявлять творчество, что ещё раз подчеркивает важность и

эффективность учебного сотрудничества. Она развивает интерес у детей к

изучению прошлого нашего края, пробуждает у них чувство гордости за

нашу страну, ответственность перед старшим поколением, отстоявшим в

кровопролитных боях честь, свободу, независимость нашей Родины.

Нами создано много социальных проектов «Добро и зло», «Мы

память бережно храним», «Ими гордится село» (слайд), «Незаметные

герои войны», «Кукольный театр - детям», и другие.(фото на слайд)

Метод проекта наиболее востребован. Что естественно, так как этот вид

деятельности отвечает возрастным особенностям детей, стремлению

участвовать в коллективно-творческих делах.

Когда вся страна готовилась к празднованию 75-ой годовщины Великой

Победы, отделом образования администрации Клинцовского района было

предложено организовать районный экскурсионный маршрут по

памятным местам Клинцовского района.

В Клинцовском районе есть Мемориальный комплекс «Речечка», на месте

сожжённой нацистами бывшей деревни. Мы знаем её историю и ежегодно отдаем

дань памяти ее погибшим жителям.

Но, в каждом селе есть и свои памятные места, о которых мало знают жители не

только района, но и местные жители и поэтому было решено создать

Экскурсионный маршрут «Священными тропами Клинцовского

района. Спасибо тебе, Защитник!»

Цель данного маршрута: ознакомление с военно-

историческими памятниками сел и деревень Клинцовского района,

историческим прошлым наших героических предков, а так же создание

условий для становления основ патриотического сознания детей,

возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего

личностного, морально-нравственного и познавательного развития.

В школе мы провели совещание учителей с приглашением командиров

школьных отрядов. Реально ли нам организовать один из этапов данного

экскурсионного маршрута? Как мы будем это делать? Есть ли у нас

ресурсы? И пришли к выводу:

1.

У нас в школе есть музей, из трёх залов: история школы, история села

и «Комната Боевой Славы) (видеофорагмент Сусло С.В.)

2.

На территории школы есть памятник, погибшим односельчанам,

историю создания которого мы знаем и можем о нем рассказать.

3.

Возле спиртозавода находится монумент солдату- рабочему завода,

за которым ухаживаем и который был недавно отреставрирован

администрацией поселения в рамках региональной программы

инициативное бюджетирование.

4.

На гражданских кладбищах расположены могилы неизвестных

солдат, могила женщины матери- героя. О них мы тоже можем

многое узнать и рассказать.

5.

На территории села проживают старожилы села, имена их

родственников увековечены на мемориальной плите памятника

погибшим односельчанам. Они многое могут нам рассказать.

Поэтому, мы пришли к выводу, что можем принять участие в

подготовке и проведении одного из этапов экскурсионного маршрута

по памятным местам нашего села.

Распределили обязанности:

Руководитель кружка «Юный краевед» Сусло С.В. координировала

работу членов кружка. Ребята 7-9 классов проявили инициативу и вместе

с классными руководителями и родителями занялись сбором

дополнительной информации о каждом памятнике: Они встречались с

главой администрации села и выяснили, что практически на каждый

памятник, обелиск в администрации имеется паспорт и свидетельство.

Встречались с жителями села: Ковалёвой Е.Б., Мисник М.И., Храмцовым

С.В., которые рассказали о своих отцах и братьях, чьи имена запечатлены

на памятнике односельчанам, погибшим в дни войны, а так же о других

людях.

Вся информация была обработана и приведена в соответствие.

А дальше члены кружка опробировали экскурсионный маршрут: провели

для учащихся, работников школы, жителей села экскурсию по памятным

местам села.

Рассказывая о героических личностях, мы старались подчеркивать их

нравственные устои и мотивы их действий, так как это может затронуть

душу человека.(видео )

В рамках экскурсионного маршрута «Священными тропами Клинцовского

района. Спасибо тебе, защитник!» к нам приезжали учащиеся из школ

района, учителя истории, общественных дисциплин ОО Клинцовского

района для которых так же были проведены экскурсии.

Разместив информацию в социальных сетях, нам позвонила женщина из

Калининграда и сказала, что её дедушка Шелоп Иван Данилович родом

из нашего села, участник войны. И в экскурсионном маршруте она

услышала его имя и небольшой рассказ о нем. Попросила разрешения

посетить музей. Они с мужем специально приехали в школу, посетили

музей, мы обменялись информацией. Сейчас мы поддерживаем связь с

этой семьёй.

Так же отозвался участник войны Украинцев Иван Васильевич, наш

односельчанин, бывший заместитель директора Калининского

Суворовского училища, о котором имеется информация в нашем музее.

Он тоже побывал у нас в гостях, приехав из Твери, привёз некоторые свои

вещи для музея.

Разработав данный маршрут, у нас сразу же возникла идея создания

социального проекта «Карта Памяти». Экскурсия готова, осталось только

систематизировать материал и оформить в социальный проект, нанести на

карту данные памятники и могилы. Чем и занялись инициативная группа

учащихся, родителей и учителей.

Проект готов.

Проект «Карта Памяти» стал лауреатом муниципального этапа в конкурсе

социальных проектов. С этим проектом мы решили принять участие в

международном конкурсе методических разработок «Уроки Победы», в

номинации Лучший школьный социальный проект, который объединил

более 15 тысяч участников со всех регионов России и 25 зарубежных

стран. По итогам отбора, жюри, в которое входили Сергей Нарышкин-

председатель Российского исторического общества, Ольга Васильева,

министр просвещения РФ, Анатолий Торкунов, ректор МГИМО, Виктор

Басюк, зам.министра просвещения РФ, Владимир Узун, президент АО

«Управляющая компания «Просвещение» и др… определило по три

финалиста в 11 предметных номинациях.

Конкурс инициирован Министерством просвещения РФ, и группой

компаний «Просвещение» и приурочен к 75-ти летию Победы в ВОВ и

объявленному Президентом В.Путиным Году памяти и славы.

Цель конкурса: увековечивание памяти о Победе в ВОВ, повышение

исторической грамотности и патриотическое воспитание молодёжи

26 февраля 2020 года были подведены итоги конкурса. Наш социальный

проект «Карта Памяти» вошел в тройку финалистов, вместе с проектами

их Белгородской и Волгоградской областей. Всего на конкурс было

представлено 82 социальных проекта. 30 марта нас вызвали в Москву для

подведения окончательных итогов и награждения. И даже, организаторы

конкурса купили нам билеты. Но, пандемия внесла свои коррективы.

В рамках проекта были созданы: буклеты «Памятные места», Схема-

маршрут по памятным местам, Карта Памяти. Проводятся экскурсии.

Еще один социальный проект «Кукольный театр детям», с которым мы

стали победителями муниципального и регионального этапов 19

Всероссийской акции «Я - гражданин России».

Цель социального проекта - приобщение детей к духовным и

нравственным ценностям, русскому народному искусству, развитие

творческих способностей личности через театрализованную деятельность.

Занятия в кукольном театре способствуют формированию личности

ребенка. Вырабатывая определенную систему ценностей, дети учатся

различать добро и зло, у них воспитывается желание делать выбор в

пользу добра; прививается уважение к православным традициям своего

народа, воспитывается чувство любви, уважения к своим близким, к своей

стране.

В процессе работы над спектаклем дети учатся согласованным действиям,

взаимовыручке, умению подчинять свои желания интересам коллектива.

Содержание кукольных спектаклей преломляется через опыт ребенка,

отношение детей к изображаемым в спектакле явлениям и оказывает

воспитательное воздействие на них.

Играя в спектакле, дети перевоплощаются в различные образы, учатся

выражать свои чувства в слове, интонации. Благодаря этому дети учатся

слышать психологическую выразительность речи.

Подготовка спектакля – длительный процесс, но очень важный. В

подготовку его входят подбор произведений – русских народных сказок,

оформление спектакля, начиная с монтировки и оформления кукол,

декораций. Необходимо создание психологически комфортной атмосферы

занятий.

Кукольный театр – особый вид театрального представления, в котором

вместо актеров (или наряду с актерами) действуют куклы.

Важно отметить, что кукольный театр – это искусство синтетическое, но

воздействует на детей целым комплексом художественных средств:

1.

художественное слово;

2.

наглядный образ – кукла;

3.

декоративное оформление;

4.

музыка – песня, музыкальное сопровождение.

В процессе подготовки кукольного спектакля ребята познакомились с

огромным множеством его видов и форм.

Нас наиболее заинтересовала классификация кукольного театра по видам

кукол и способам их управления. Данная классификация носит, скорее,

вспомогательный профессиональный характер, так как зачастую в одном

спектакле используются разные виды театральных кукол.

Наиболее известные виды кукол:

1.

перчаточные (разновидность – пальчиковые);

2.

тростевые;

3.

марионетки;

4.

плоские (используются в теневом театре);

5.

автоматы (механические).

6.

В современном кукольном театре широко распространен и так

называемый «живой план», когда актер управляет куклой открыто, на

глазах у зрителей, порой – вступая во взаимодействие с ней.

Кукольный театр, таким образом, становится средством духовно-

нравственного воспитания школьников.

Работа в нашем кукольном театре разделена на четыре группы:

1.

создание кукол: пошив одежды для кукол, изготовление самих кукол

2.

работа над созданием пьес и спектаклей;

3.

работа над сценической речью;

4.

демонстрация пьес и спектаклей. (видео)

Самым эффективным средством в духовно - нравственном воспитании

ребенка является сказка. Сказка несет в себе скрытый смысл и мудрость.

Каждая русская народная сказка как неотъемлемый элемент духовно-

нравственного развития и воспитания, учит проявлять эмоции и влияет на

чувства ребенка, она отвечает на вопросы что хорошо, а что плохо, что

добро, а что зло. Ребенок открывает мир не только умом, а и сердцем.

Это, своего рода «учебник жизни» для ребенка. Любимые герои

становятся образцами для подражания, что помогает им преодолевать

робость, неуверенность в себе. Театр развивает интерес к истории и

культуре родного края, русского народа.

Конечно, в ходе работы над проектом мы обращались в различные

инстанции, с целью получения информации о народных традициях нашего

села: к директору Поселенческого Дома культуры, которая провела

экскурсию в комнате народного быта. В Доме культуры, есть свой

народный фольклорный коллектив «Истоки», вокальная группа

«Родники». Они исполняют русские народные песни, старинные

обрядовые песни с движениями нашего села и сел Клинцовского района,

Брянской области. У нас в школе так же функционирует детская вокальная

группа, которая перенимает опыт наших бабушек, исполняя русские

народные песни и хороводы. Так же, мы обращались к руководителю

театральной студии Клинцовского индустриально- педагогического

колледжа, с целью обучения навыкам кукловождения …

В результате данного проекта учащиеся узнали:

Об истории возникновения театра

Об истории театральной куклы, её видах;

О профессиях людей, которые работают в театре (режиссер,

художник- декоратор, бутафор, актер и т.д.);

Об устройстве театра.

Научились:

 Водить куклу над ширмой;

 Изготавливать театральную куклу из различных материалов;

 Создавать декорации и афиши для спектаклей;

 Проявлять свои способности и добиваться успеха;

 Приобретать и применять свои знания на практике;

 Планировать проектную деятельность;

 Работать в группе, защищать творческий проект.

Результаты работы:

Цель проекта достигнута. Результаты работы позволяют сделать вывод,

что работа над проектом «Кукольный театр- детям» углубляет знания

детей о народном искусстве, развивает эстетический вкус, вызывает

глубокий эмоциональный отклик в душе ребенка, что, конечно,

способствует воспитанию доброты, уважения к людям труда, родной

земле.

По окончании реализации проекта обучающиеся сказали, что народное

творчество помогло им прочувствовать гордость за то, что мы- граждане

России. Ребята научились чувствовать себя на сцене раскованно, свободно,

овладели элементами актерской выразительности, научились

ориентироваться в этических вопросах, будут стремиться к знаниям,

ценить труд в коллективе.

Мы обеспечили себя определенными ресурсами:

1. Пошив театральных костюмов

2. Приобретение различных театральных аксессуаров.

3. Приобретение репертуарных сборников для детских кукольных

театров.

4. Создание фонотеки.

5. Выделение специальной комнаты под костюмерную, реквизит.

Перспективы дальнейшего развития проекта:

Продолжить работу кукольного театра

Постановка новых спектаклей для детей дошкольной группы,

школьников, жителей села.

«Театр- это волшебный мир

Он дает уроки красоты, морали и нравственности.

А чем они богаче, тем успешнее идет

развитие духовного мира детей…»

Б.М.Теплов



В раздел образования