Автор: Журавлева Татьяна Петровна
Должность: учитель
Учебное заведение: КОГОБУ для детей-сирот ШИ ОВЗ им. Г.С.Плюснина
Населённый пункт: с. Верховонданка Даровского района
Наименование материала: статья
Тема: СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ПОВАРСКОЕ ДЕЛО»
Раздел: среднее образование
Журавлева Татьяна Петровна, учитель КОГОБУ для детей-сирот
ШИ ОВЗ имени Г.С. Плюснина с. Верховонданка Даровского района
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
«ПОВАРСКОЕ ДЕЛО»
Слайд 1
Умение приготовить вкусную и полезную пищу – один из самых
необходимых навыков при вхождении воспитанника школы-интерната в
самостоятельную жизнь.
Однако, часто дети-сироты оказываются не
приспособлены к самостоятельному проживанию, не имеют навыков ведения
домашнего хозяйства, не владеют знаниями приготовления пищи
, то есть
одних уроков ОСЖ недостаточно.
Для решения данной проблемы с 2019 года в учебный план 10-11
класса был введен новый учебный предмет «Поварское дело», тем более что
в школе имеется достаточная материально-техническая база.
Слайд 2
Кроме
того,
предпосылками
для
более
углубленного
изучения
поварского дела стал возросший интерес обучающихся как к процессу
приготовления пищи, так и к получению профессии повара. Началось все в
2017 году, когда воспитанники школы приняли активное участие в проекте
«Я повар», проводимом при поддержке уполномоченного по правам ребёнка
В.В. Шабардина.
Данный проект включал 2 этапа. На 1 этапе 8
воспитанников школы побывали на мастер-классах в ведущих кафе области
экскурсиях на предприятиях. В результате наш воспитанник побывал в
Москве в студии Ю. Высотской.
В апреле 2017 года, подхватив идею
проекта «Я повар» с помощью социальных партнеров было принято решение
на базе школы разработать и реализовать проект, направленный на
подготовку детей-сирот к самостоятельной жизни «Как хорошо уметь…
готовить».
Первым
этапом
проекта
стало
обучение
детей
навыкам
обустройства кухонных помещений и приготовления пищи.
До 2017 года в школе-интернате имелось лишь одно помещение для
проведения уроков социально-бытовой ориентировки, которое находилось в
учебном корпусе. В ходе реализации проекта были реализованы три мини-
проекта
Слайд 3
«Кухня моей мечты»,
Слайд 4«Комфорт и уют»,
Слайд 5
«Как дома», обновлен кабинет СБО и дополнительно оборудованы еще
две кухни.
Слайд 6
В целях обновления материально-технической базы кабинета ОСЖ в
рамках
реализации
мероприятий
федерального
проекта
«Современная
школа» национального проекта «Образование» в 2019 году в нашу школу
поступило оборудование:
№
п/п
Наименование оборудования
Количество
1.
Плита четырехкомфорочная с духовым шкафом
1
2.
Кухонный комбайн
1
3.
Миксер
1
4.
Набор столовых приборов на 12 персон
1
5.
Микроволновая печь
1
6.
Набор
посуды
для
приготовления
с
крышками
(сковороды, кастрюли)
1
7.
Мультиварка
1
8.
Холодильник
1
9.
Моноблок с программным обеспечением, клавиатурой,
мышью, принтером.
1
Слайд 7
Немного остановлюсь на программе. Цель и задачи вы видите на
слайде
Цель
программы «Поварское дело»: воспитание и развитие все-
сторонне развитой личности, подготовка учащихся к самостоятельному
труду и социальная адаптация в обществе.
Задачи:
-
формирование
доступных
школьникам
технических
и
технологических знаний;
- развитие у учащихся общетрудовых умений
-
обучение
школьников
профессиональным
приемам
труда
по
выбранной специальности и привитие им соответствующих трудовых
навыков
- воспитание у учащихся устойчивого положительного отношения к
труду
-
формирование
чувства
коллективизма,
ответственности
за
порученное дело, добросовестности, честности, готовности помочь
товарищу, работать на общую пользу
-
формирование
бережного
отношения
к
общественной
собственности.
-Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психологических
особенностей развития учащихся.
Занятия
направлены
на
практическую
подготовку
детей
к
самостоятельному труду, на формирование у них общетрудовых знаний и
умений, на расширение кругозора о значении питания в жизни и
деятельности человека, формирование знаний о разнообразии пищи, ее
целебных
свойствах,
о
культуре
питания,
формирование
умений
приготовить
блюдо,
эстетически
оформить
их,
проявить
элементы
творчества при оформлении и украшении блюд.
Слайд 8.Умения и навыки. Его не читаем
В результате изучения предмета «Поварское дело» ученик должен
знать/понимать
правила безопасной работы режущими инструментами, с горячими
жидкостями;
механическую, кулинарную обработку овощей;
основные сведения о гигиене и санитарии;
правила техники безопасности на кухне;
способы заготовки продуктов впрок, сроки и условия хранения
консервов
способы мытья посуды с применением моющих средств, правила
сервировки стола с учетом меню;
новый познавательный материал о пищевых жирах, вкусовых
товарах, молоке и молочно-кислых продуктах, об использовании
черствого хлеба, охране труда на предприятиях,
назначение блюд лечебного питания
кулинарную тепловую обработку продуктов, которые необходимы
для изучения тем по приготовлению блюд
виды теста, технологии приготовления изделий из теста.
технологию приготовления блюд из рыбы и мяса, обработку рыбы
и мяса
особенности приготовления блюд русской кухни.
технологию приготовления блюд из грибов, овощей, блюд на пару.
технологию приготовления сладких блюд и напитков
технологию приготовления холодных блюд и закусок
кулинарные требования к хранению и кулинарной обработке
пищевых продуктов
назначение трудового законодательства.
-Теоретический материал проводится с использованием наглядных
пособий:
плакатов,
цветных
иллюстраций,
технологических
карт,
иллюстраций,
натуральных
образцов,
схем
приготовления
блюд.
Теоретический материал соответствует содержанию практических работ.
После
изучения
теоретического
материала
учащиеся
выполняют
практические работы по приготовлению блюда.
Цель данных работ заключается в практической отработке учащимися
приемов и навыков по приготовлению блюд и закрепление теоретического
материала, а так
же ознакомление с организацией рабочего места,
санитарно-гигиенические
требованиями,
соблюдение
правил
техники
безопасности
при
работе
с
оборудованием.
Занятия
направлены
на
воспитание
личностных
качеств:
трудолюбие,
аккуратность,
терпение,
усидчивость, экономное и бережное отношение к продуктам, воспитание
желания и стремления приготовления доброкачественной пищи.
При
выполнении
практических
работ
учащиеся
используют
инструкционно-технологические карты, которые включают в себя норму
продуктов, технологию приготовления, требования к качеству, правила
подачи блюда.
Форма
промежуточного
контроля: тестовые
задания,
самостоятельные работы, контрольные работы, практические работы.
Слайд 9
Помимо программы учебного предмета «Поварское дело» разработаны и
реализуются программы внеурочной деятельности по формированию
навыков приготовления пищи.
«Поваренок» - для обучающихся младшего возраста.
«Я - повар» - для обучающихся старшего возраста.
«Сладкоежка» - для желающих научиться делать сладкую выпечку.
Формирование навыков правильного здорового питания осуществляется
в рамках внеурочной деятельности по программам «Я повар» (10-11 классы)
и «Здоровое питание» (5-9 классы).
Как показала практика, воспитанники легко овладевают навыками
приготовления простейших блюд (горячие бутерброды, каша, макароны,
салаты, картофель), умеют приготовить блюдо по рецепту, составить меню
на будний день или к празднику.
Накрыть и оформить стол,
умеют
пользоваться бытовой техникой, посудой.
Слайд 10
Полученные на занятиях кулинарией знания дети реализуют через
специально организованные мероприятия, конкурсы, праздники, на которые
приглашают гостей из других групп.
Слайд 11.
Результативность вы видите на слайде.
Как показала практика, интерес к предмету у ребят большой, все учатся на
повышенные оценки
В 2019 году четыре выпускницы
поступили в Вятский аграрно-
промышленный техникум п.Вахруши Слободского района на поваров, в 2020
году– 2 воспитанника, в 2021 году также решили учиться на повара еще два
выпускника.
В
течение
трех
лет
наши
воспитанники
принимают
участие
в
региональном чемпионате про профессиональному мастерству «Абелимпикс»
в номинации «Поварское дело». В 2020 году Клестова Алена, в 2021 году –
Седов Сергей, оба воспитанника удостоены дипломов 3 степени.
В 2022 году – Шутылев Алексей завоевал диплом 2 степени в номинации
«Поварское дело».
.