Автор: Паршина Людмила Борисовна
Должность: Учитель
Учебное заведение: МБОУ Лицей №3
Населённый пункт: Саров
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: Площадь ортогональной проекции многоугольника на плоскость
Раздел: полное образование
Разработка
урока по геометрии в 10 классе.
Тип урока – открытие нового знания.
Учитель Паршина Людмила Борисовна
Актуальность представленной темы заключается в том, что в современных
учебниках геометрии теоретический материал по теме «Площадь
ортогональной проекции многоугольника на плоскость» практически не
излагается. Вместе с тем, многие задачи из банка заданий ЕГЭ по
стереометрии легко, красиво и быстро решаются с применением теоремы о
площади ортогональной проекции многоугольника на плоскость.
В данной разработке представлен конспект урока изучения названной
темы, приводится подборка задач как для решения на уроках, так и на
занятиях спецкурса.
Тема урока: «Площадь ортогональной проекции
многоугольника на плоскость».
Цели урока: 1.Изучить теорему о площади ортогональной проекции многоугольника
2.Формировать умение применять эту теорему в задачах
3.Установить на основании теоремы связь площади основания пирамиды с
гранями, равнонаклоненными к основанию, с площадью ее боковой
поверхности.
Оборудование: кодопроектор, кодопленка с решением домашней задачи, карточки с
набором задач по изучаемой теме
Этапы урока:
I
– самоопределение к учебной деятельности.
Ученик выписывает решение домашней задачи на доску. При этом задача может быть
решена различными способами. Так как решение задачи не представляет большой
сложности для учащихся, то различные подходы к решению задачи (или отдельных ее
этапов) можно обсудить устно со всеми учащимися. В данной работе приводится один
вариант решения.
Дано. .
Пирамида SABCD, ABCD – ромб,
АС=12, BD=
,
Найти площадь боковой поверхности пирамиды.
Решение.
1.OH
. Тогда
по теореме о трех перпендикулярах, и
.
Т.к. боковые грани равнонаклонены к основанию, то О – центр вписанной в
ромб окружности, ОН=r, высоты боковых граней пирамиды равны и равны
2.ΔCOD:
.
3. ΔSOH:
Ответ.
II
этап – создание проблемной ситуации.
Проблемная ситуация создается учителем с помощью ряда вопросов, которые он
задает своим ученикам:
1.
Чему равно отношение площадей треугольников COD и CSD? (
2.
Как связан полученный результат с величиной угла между плоскостями
указанных треугольников? (
это косинус угла между плоскостями
треугольников COD и CSD).
3.
Как вы назовете ΔCOD по отношению к ΔCSD? (ΔCOD – ортогональная
проекция ΔCSD на плоскость основания ромба).
4.
Так чему же равно отношение площади ортогональной проекции треугольника к
площади этого треугольника? Выдвиньте гипотезу. Грамотно сформулируйте
утверждение. (Отношение площади ортогональной проекции треугольника к
площади этого треугольника равно cosφ, где φ – угол между плоскостью
треугольника и плоскостью его ортогональной проекции).
5.
Докажите это утверждение
Доказательство
1).Одна из вершин треугольника лежит в плоскости проецирования или в
параллельной ей плоскости.
АВ
(или АВ||α). СО
CН
. Т.к. СО
, то ОН
, и
.
S
ΔABC
=
S
ΔAOB
=
.
2).В плоскости проецирования лежит вершина треугольника.
Тогда
.
ΔС
1
ВА
1
– ортогональная проекция ΔАВС на
плоскость α.
Отсюда
3).Если ни одна вершина треугольника не лежит в плоскости проецирования и ни
одна сторона его не параллельна этой плоскости, то через одну из вершин проводим
плоскость
. Площадь проекции данного треугольника на плоскость α
1
равна
площади его проекции на плоскость α. Доказательство утверждения аналогично
п.2).
После того как утверждение доказано для треугольника (следует заметить, что в
основном его доказывают ученики, роль учителя обычно сводится к тому, чтобы
более грамотно и корректно выразить их мысли и суждения, помочь ребятам
оформить запись доказательства в тетрадях) следует расширить проблему, задав
вопрос: «для каких фигур верно доказанное утверждение?». Ответ обычно не
вызывает затруднений у учеников, и они отвечают, что утверждение верно для
произвольного n-угольника и приводят устное доказательство своей гипотезы.
Далее вместе с учениками в тетради для теории завершаем доказательство
утверждения:
«Отношение площади ортогональной проекции n-угольника к площади этого n-
угольника равно cosφ, где φ – угол между плоскостью треугольника и
плоскостью его ортогональной проекции).»
Доказательство.
Проведем из вершины А
1
все диагонали. Тогда
многоугольник
разобьется на n-2
треугольника, на имеющих общих внутренних
точек. Площадь многоугольника S равна сумме
площадей полученных треугольников, а площадь
его ортогональной проекции равна
или
произведению площади многоугольника на
косинус угла между плоскостью его и его
ортогональной проекции.
Отсюда следует, что утверждение верно.
3 этап -первичное закрепление.
1). Вернемся к домашней задаче и ответим на вопросы:
а) Если боковые грани пирамиды равнонаклонены к основанию под углом φ,
то чем является основание пирамиды по отношению к боковой поверхности?
(Ортогональной проекцией).
б)Как в этом случае найти площадь боковой поверхности пирамиды? (
)
2)Решим задачу: в кубе с ребром сечение наклонено под углом φ к основанию и
проходит через ребро DC. Найти площадь сечения.
Решение.
1.Как правило, многие ребята в классе видят, что
основание куба является ортогональной проекцией
сечения на плоскость основания и сразу дают ответ:
2.Иногда в классе найдутся ребята, которые сами
увидят, что ортогональной проекцией сечения может
быть и боковая грань куба и даже в состоянии
сформулировать, в каком случае это имеет место (
).
Если же в классе таких учеников не нашлось, я помогаю им, задавая вопросы:
а)всегда ли ортогональной проекцией сечения является основание? Если
группа слабая, и нет ответа на этот вопрос, на доске показываю различные
варианты расположения сечения в кубе.
б)в каком случае ортогональной проекцией сечения является боковая грань?
в)чему равен угол между плоскостью сечения и боковой гранью? (
г)найдите площадь сечения.
4 этап –
рефлексия учебной деятельности урока.
На этом этапе подводится итог урока, еще раз озвучиваются изученные теоремы,
оценивается работа учителя и работа класса, отличившимся ученикам выставляются
отметки (как правило, на первом уроке по изучаемой теме, отметки я ставлю по
желанию), задается домашнее задание: карточка, №1, №2, выучить теоретический
материал
.
Приложение 1.
Задачи по теме «Площадь ортогональной проекции
многоугольника»
1.
В кубе построили сечение через точки К и М, середины АВ и ВС, параллельно В
1
D.
Найдите площадь сечения.
2.
В кубе АВСDA
1
B
1
C
1
D
1
построено сечение плоскостью, проходящей через точки K и
N – середины рёбер АВ и AD соответственно, параллельно B
1
D. Найдите площадь
сечения, если ребро куба равно а.
3.
В прямоугольном параллелепипеде основание квадрат. Через диагональ основания
проведена плоскость, составляющая с плоскостью основания угол 45
○
. Найдите
площадь полученного сечения, если измерения параллелепипеда 2, 2, 1.
4.
В кубе ABCDA
1
B
1
C
1
D
1
построено сечение плоскостью, проходящей через точки N, F-
середины рёбер AD и DC соответственно, параллельно B
1
D.
1) Найдите площадь сечения, если ребро куба равно а.
2)Найдите площадь сечения куба плоскостью B
1
NF.
5. В кубе ABCDA
1
B
1
C
1
D
1
построено сечение плоскостью (АСМ), где М- середина ребра
A
1
D
1.
Найдите угол, образованный плоскостями (АСМ) и (АВС).
6. Все грани тетраэдра равновелики, для
- двугранных углов, образуемых тремя
гранями с четвертой. Найдите
.
7. В основании прямого параллелепипеда – ромб, сторона 3см, угол А равен
.
Боковые ребра пересечены плоскостью, расположенной под углом 45
к площади
основания. Найдите площадь сечения.
8. Ребро куба а. Найдите площадь сечения куба плоскостью, проходящей через сторону
основания, если угол между этой плоскостью и плоскостью основания : а) 30
; б)
Приложение 2.
Предложенные задачи используются для решения на занятиях спецкурса, а также
для индивидуальной работы с учащимися
Задачи по теме «Площадь ортогональной проекции
многоугольника»
Верно ли, что ортогональной проекцией прямоугольного треугольника является
прямоугольный треугольник?
Диагонали ромба равны 10 и 4 см. Плоскость ромба составляет с плоскостью
проекции угол
. Найдите площадь проекции ромба.
Найдите ортогональную проекцию ромба, одна из диагоналей которого
перпендикулярна к плоскости проекции.
Чему равен угол между плоскостью треугольника и плоскостью проекции, если
площадь проекции этого треугольника:
а) в 2 раза меньше площади самого треугольника?
б) равна площади треугольника?
Найдите зависимость между площадями вертикальной и горизонтальной
проекцией плоской фигуры, если её плоскость составляет с горизонтальной
плоскостью
.
Треугольник
является ортогональной проекцией треугольника
,
причем отрезки
равны соответственно высотам
треугольника
. Докажите, что треугольники
равновелики.
Треугольник
является ортогональной проекцией треугольника
,
причем расстояние между соответствующими вершинами этих треугольников
равны а, в и с. Докажите, что расстояние между центроидами этих
треугольников равно
.
Проекцией квадрата со стороной а на некоторую плоскость является ромб со
стороной в и острым углом
. Найдите угол между плоскостями квадрата и
ромба.
Прямоугольные проекции плоского четырехугольника на две взаимно
перпендикулярные плоскости, является квадратами со сторонами 1. Найдите
периметр четырехугольника, если известно, что одна из его сторон имеет длину
.