Напоминание

Приёмы мнемотехники на уроках биологии


Автор: Зарецких Елен Валериевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №80"
Населённый пункт: Ижевск
Наименование материала: Биология
Тема: Приёмы мнемотехники на уроках биологии
Раздел: полное образование





Назад




Приёмы мнемотехники на уроках биологии

«Учите ребёнка каким – нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и

напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на

лету».

К.Д.Ушинский

Мнемо

́

ника (искусство запоминания), мнемоте

́

хника — совокупность специальных

приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих

объём памяти путём образования ассоциаций (связей).

Еще древние греки разработали правила запоминания, основанные на простых, но

весьма эффективных принципах и назвали их в честь богини памяти Мнемозины. В

греческой мифологии была богиня – Мнемозина, жена Зевса, мать девяти муз. Греки

почитали её, поэтому и искусство запоминания назвали её именем. Мнемотехника уходит

своими корнями глубокую древность, насчитывает как минимум 2000 лет. Считается, что

термин «мнемоника» введен Пифагором Самосским в 6 веке до н. э., первый

сохранившийся

труд

по

мнемонике

приписывают

Цицерону.

Мнемотехникой

интересовался Аристотель и обучал этому искусству своего ученика Александра

Македонского. Феноменальной памятью, основанной на мнемотехнике, обладали Юлий

Цезарь и Наполеон Бонапарт.

С каждым годом всё более возрастают требования к умственной деятельности

учащихся. Техника мнемоника облегчает запоминание, но лишь в отдельных случаях (там,

где придуманные искусственные ассоциации закрепляются при запоминании легко и

быстро). Биология требует запоминания сложной терминологии, определенных понятий.

И перед учителем стоит задача: найти такие педагогические приемы, чтобы объемный и

часто сложный материал стал более доступным.

Предлагаю некоторые приёмы мнемотехники, которые помогут ученикам легче усваивать

информацию на уроках биологии:

1.

Для запоминания систематических категорий животных можно предложить

учащимся запомнить фразу: Царский Терем Кто Откроет, Сразу Рыцарем

Вернётся.

(Царство – Тип – Класс – Отряд – Семейство – Род – Вид).

2.

Для запоминания систематических категорий растений

можно предложить

учащимся запомнить фразу: Цирк, Огромный Купол Пестрый, Словно Радугу,

Вознес.

(Царство – Отдел – Класс – Порядок – Семейство – Род – Вид).

3.

Для запоминания тканей:

Название ткани

Основная

Основной

Механическая

Механик

Проводящая

Проводит

Покровная

Перекличку

Образовательная

Оболтусов

4.

Метаболизм включает два противоположных процесса: анаболизм – процесс

образования сложных веществ из простейших компонентов и катаболизм – процесс

распада сложных органических веществ на более простые. Пользуясь приемами

мнемонического запоминания можно без труда запомнить:

анаболизм – Аня строит; катаболизм – Катя рушит.

5.

Геологические периоды можно запомнить с помощью шуточной фразы: Каждый

Отличный Студент Должен Курить Папиросы; Ты, Юра, Мал – Пей Ночью Чай:

Кембрийский,

Ордовикский,

Силурийский,

Девонский,

Каменноугольный,

Пермский, Триасовый, Юрский, Меловой, Палеоген, Неоген, Четвертичный.

6.

Функции белков

Каталитическая

Каждая

Двигательная

Девушка

Дыхательная

Должна

Транспортная

Точно

Защитная

Знать

Строительная

Свой

Сигнальная

Счастливый

Энергетическая

Этаж

7.

Комплементарность азотистых оснований.

Сходства и различия в структуре нуклеиновых кислот ученики легко запоминают в виде

простых фраз.

Нуклеиновая кислота

ДНК

РНК

Азотистые основания

1. А –Т

2. Ц- Г

1. Г-Ц

2. А-У

1.Апельсин на

Тарелке

2.Цветок в Горшке

1. Циркач

Горланил

А..У..

2.Гулящий

Цыган

Украл

Автомобиль

8.

Характеристика классов Двудольных и Однодольных Цветковых растений.

Признаки

Двудольных

Признаки

Фраза

Количество

семядолей

в

зародыше

2 Семядоли

2 СЕМЁНА

Жилкование

Сетчатое

Сидели

Тип корневой системы

Стержневая

Скромно

Признаки

Однодольных

Признаки

Фраза

Количество

семядолей

в

зародыше

1 семядоля

1 СЕМЁН

Жилкование

Параллельное

Пинал

Дуговое

Дорогой

Тип корневой системы

Мочковатая

Мяч

9.

Отделы позвоночника

Отделы позвоночника

1 вариант

Шейный

Шарик

Грудной

Грозный

Поясничный

Пес

Крестцовый

Кусает

Копчик

Копчик

Сверху вниз

Таким образом, мнемотехника помогает развивать:

1. ассоциативное мышление

2. зрительную и слуховую память

3. зрительное и слуховое внимание

4. воображение и связную речь

5. ускоряет процесс автоматизации и дифференциации учебного материала.

Для любого учителя, неравнодушного к своей работе, крайне важно, чтобы его

ученики любили и знали предмет. Каждый из нас стремится сделать свои уроки яркими,

эмоциональными и запоминающимися.

Использование мнемотехники ни в коем случае не призвано заменить самый известный

и широко популярный метод в развитии и укреплении памяти — традиционное

заучивание текстов наизусть. Однако с задачей помочь сделать процесс запоминания

более простым, интересным мнемоника справляется просто великолепно.



В раздел образования