Автор: Зарецких Елена Валериевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №80"
Населённый пункт: Ижевск
Наименование материала: Биология
Тема: Приёмы мнемотехники на уроках биологии
Раздел: полное образование
Приёмы мнемотехники на уроках биологии
«Учите ребёнка каким – нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и
напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на
лету».
К.Д.Ушинский
Мнемо
́
ника (искусство запоминания), мнемоте
́
хника — совокупность специальных
приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих
объём памяти путём образования ассоциаций (связей).
Еще древние греки разработали правила запоминания, основанные на простых, но
весьма эффективных принципах и назвали их в честь богини памяти Мнемозины. В
греческой мифологии была богиня – Мнемозина, жена Зевса, мать девяти муз. Греки
почитали её, поэтому и искусство запоминания назвали её именем. Мнемотехника уходит
своими корнями глубокую древность, насчитывает как минимум 2000 лет. Считается, что
термин «мнемоника» введен Пифагором Самосским в 6 веке до н. э., первый
сохранившийся
труд
по
мнемонике
приписывают
Цицерону.
Мнемотехникой
интересовался Аристотель и обучал этому искусству своего ученика Александра
Македонского. Феноменальной памятью, основанной на мнемотехнике, обладали Юлий
Цезарь и Наполеон Бонапарт.
С каждым годом всё более возрастают требования к умственной деятельности
учащихся. Техника мнемоника облегчает запоминание, но лишь в отдельных случаях (там,
где придуманные искусственные ассоциации закрепляются при запоминании легко и
быстро). Биология требует запоминания сложной терминологии, определенных понятий.
И перед учителем стоит задача: найти такие педагогические приемы, чтобы объемный и
часто сложный материал стал более доступным.
Предлагаю некоторые приёмы мнемотехники, которые помогут ученикам легче усваивать
информацию на уроках биологии:
1.
Для запоминания систематических категорий животных можно предложить
учащимся запомнить фразу: Царский Терем Кто Откроет, Сразу Рыцарем
Вернётся.
(Царство – Тип – Класс – Отряд – Семейство – Род – Вид).
2.
Для запоминания систематических категорий растений
можно предложить
учащимся запомнить фразу: Цирк, Огромный Купол Пестрый, Словно Радугу,
Вознес.
(Царство – Отдел – Класс – Порядок – Семейство – Род – Вид).
3.
Для запоминания тканей:
Название ткани
Основная
Основной
Механическая
Механик
Проводящая
Проводит
Покровная
Перекличку
Образовательная
Оболтусов
4.
Метаболизм включает два противоположных процесса: анаболизм – процесс
образования сложных веществ из простейших компонентов и катаболизм – процесс
распада сложных органических веществ на более простые. Пользуясь приемами
мнемонического запоминания можно без труда запомнить:
анаболизм – Аня строит; катаболизм – Катя рушит.
5.
Геологические периоды можно запомнить с помощью шуточной фразы: Каждый
Отличный Студент Должен Курить Папиросы; Ты, Юра, Мал – Пей Ночью Чай:
Кембрийский,
Ордовикский,
Силурийский,
Девонский,
Каменноугольный,
Пермский, Триасовый, Юрский, Меловой, Палеоген, Неоген, Четвертичный.
6.
Функции белков
Каталитическая
Каждая
Двигательная
Девушка
Дыхательная
Должна
Транспортная
Точно
Защитная
Знать
Строительная
Свой
Сигнальная
Счастливый
Энергетическая
Этаж
7.
Комплементарность азотистых оснований.
Сходства и различия в структуре нуклеиновых кислот ученики легко запоминают в виде
простых фраз.
Нуклеиновая кислота
ДНК
РНК
Азотистые основания
1. А –Т
2. Ц- Г
1. Г-Ц
2. А-У
1.Апельсин на
Тарелке
2.Цветок в Горшке
1. Циркач
Горланил
А..У..
2.Гулящий
Цыган
Украл
Автомобиль
8.
Характеристика классов Двудольных и Однодольных Цветковых растений.
Признаки
Двудольных
Признаки
Фраза
Количество
семядолей
в
зародыше
2 Семядоли
2 СЕМЁНА
Жилкование
Сетчатое
Сидели
Тип корневой системы
Стержневая
Скромно
Признаки
Однодольных
Признаки
Фраза
Количество
семядолей
в
зародыше
1 семядоля
1 СЕМЁН
Жилкование
Параллельное
Пинал
Дуговое
Дорогой
Тип корневой системы
Мочковатая
Мяч
9.
Отделы позвоночника
Отделы позвоночника
1 вариант
Шейный
Шарик
Грудной
Грозный
Поясничный
Пес
Крестцовый
Кусает
Копчик
Копчик
Сверху вниз
Таким образом, мнемотехника помогает развивать:
1. ассоциативное мышление
2. зрительную и слуховую память
3. зрительное и слуховое внимание
4. воображение и связную речь
5. ускоряет процесс автоматизации и дифференциации учебного материала.
Для любого учителя, неравнодушного к своей работе, крайне важно, чтобы его
ученики любили и знали предмет. Каждый из нас стремится сделать свои уроки яркими,
эмоциональными и запоминающимися.
Использование мнемотехники ни в коем случае не призвано заменить самый известный
и широко популярный метод в развитии и укреплении памяти — традиционное
заучивание текстов наизусть. Однако с задачей помочь сделать процесс запоминания
более простым, интересным мнемоника справляется просто великолепно.