Фиксация контрольно-измерительных данных в универсальной карте результативности.
Автор: Богородский Юрий Петрович Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МБОУ г. Иркутска. СОШ №39. Населённый пункт: г. Иркутск. Наименование материала: Методическая разработка. Тема: Фиксация контрольно-измерительных данных в универсальной карте результативности. Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Города Иркутска.
Средняя общеобразовательная школа № 39.
(МБОУ г. Иркутска. СОШ № 39 г.)
Методическая разработка.
Фиксация контрольно-измерительных данных в
универсальной карте результативности.
( Методическое сопровождение программы
внеурочной деятельности «Юный гитарист»).
Педагог дополнительного образования
Богородский Ю.П.
Иркутск. 2016г.
1
Аннотация.
В
связи
с
недостатком
исходных
официальных
документов,
переходом
образования на федеральные стандарты, вступление в силу нового закона об
образовании №273 – ФЗ от 2012года,
концепции развития дополнительного
образования детей от 2014года, в дополнительном образовании появилась
некоторая неопределенность фиксации контрольно-измерительных данных.
И как следствие, создалась ситуация неясности общепринятого мониторинга
и оценки качества
в дополнительном образовании. Автор делает попытку
восполнить пробел в части фиксации контрольно-измерительных данных для
педагогов дополнительного образования на примере программы внеурочной
деятельности «Юный гитарист» изданной в 2010 году. Работа может быть
интересна не только работающим по программе внеурочной деятельности,
но и всем педагогам
дополнительного образования, преподающим игру на
различных музыкальных инструментах.
2
Содержание
№№ Содержание.
Страница
1.
Аннотация
2
2.
Содержание
3
3.
Введение
4
4.
Основная часть
4
4.1.
Особенности
дополнительного
образования
по
материалам
концепции
развития
дополнительного
образования детей принятой 2014г.
4
4.2.
Соответствие программы «Юный гитарист» принципам
концепции.
5
4.3.
Закон
об
образовании
2012г,
о
программах
дополнительного образования.
8
4.4.
Универсальная карта результативности.
9
4.4.1
.
Первоначальная оценка компетентности
9
4.4.2
.
Индивидуальная образовательная траектория.
и
полученные
промежуточные
предметные
образовательные результаты.
11
4.4.3
.
Отражение опыта освоения теории.
12
4.4.4
.
О т р а ж е н и е
о п ы т а
о с в о е н и я
п р а к т и ч е с к о й
деятельности.
12
4.4.5
.
Публичная презентация персонального продукта.
13
4.4.6
.
Опыт творчества.
14
4.4.7
.
Социальная активность.
14
4.5.
Характеристика учащегося на конец учебного года.
15
5.
Заключение.
16
6.
Приложения
17
3
Введение.
В концепции развития дополнительного образования детей, изданной в
2014году
отмечается,
что в постиндустриальном обществе, на передний
план
выдвигаются
ценности
самовыражения,
личностного
роста
и
гражданской
солидарности.
Перед
образованием
ставится
задача
проектирования
пространства
персонального
образования
для
самореализации личности. Концепция направлена на воплощение в жизнь
миссии
дополнительного
образования
как
социокультурной
практики
развития мотивации подрастающих поколений к познанию, творчеству, труду
и
спорту,
превращение
дополнительного
образования
в
подлинный
системный
интегратор
открытого
вариативного
о б р а з о в а н и я ,
обеспечивающего конкурентоспособность личности, общества и государства.
Кроме
концепции,
на
развитие
дополнительного
образования
повлияли
переход образования на федеральные стандарты и вступление в силу нового
закона об образовании №273 – ФЗ, от 2012года.
Программа внеурочной деятельности «Юный гитарист» была издана в2010
году.
В
связи
с
переменами
в
требованиях,
появилась необходимость в
незначительной
коррекции
той
части
программы,
в
которой
говорится
о
формах оценки достижений обучающихся. Данная работа является попыткой
автора заполнить образовавшийся пробел.
Основная часть.
1. Особенности дополнительного образования по материалам концепции.
Согласно концепции развития дополнительного образования детей принятой
Правительством
Российской
Федерации
от
4
сентября
2014
г,
дополнительному образованию свойственны следующие особенности:
свободный личностный выбор деятельности.
вариативность
содержания
и
форм
организации
образовательного
процесса.
4
доступность глобального знания и информации для каждого.
адаптивность к возникающим изменениям.
приоритетом
образования
должно
стать
превращение
жизненного
прос транства
в
мотивирую щее
пространство,
опр едел я ю щее
самоактуализацию и самореализацию личности, где воспитание человека
начинается
с
формирования
мотивации
к
познанию,
творчеству,
труду,
спорту, приобщению к ценностям и традициям многонациональной культуры
российского народа.
Персонализация дополнительного образования подразумевает:
участие в вариативных развивающих образовательных программах на
основе
добровольного
выбора
детей
(семей)
в
соответствии
с
их
интересами, склонностями и ценностями;
возможность
выбора
режима
и
темпа
освоения
образовательных
программ,
выстраивания индивидуальных образовательных траекторий.
право
на
пробы
и
ошибки,
возможность
смены
образовательных
программ, педагогов и организаций;
неформализованность
содержания
образования,
организации
образовательного
процесса,
уклада
организаций
дополнительного
образования;
вариативный характер оценки образовательных результатов;
тесная
связь
с
практикой,
ориентация
на
создание
конкретного
персонального продукта и его публичную презентацию;
возможность на практике применить полученные знания и навыки;
разновозрастный характер объединений;
возможность выбрать себе педагога, наставника, тренера.
2.Соответствие программы «Юный гитарист» принципам концепции.
Примерная программа внеурочной деятельности «Юный гитарист» в целом
соответствует
вышеперечисленным
принципам.
Несколько
слов
о
программе.
Программа
внеурочной
деятельности
«Юный
гитарист»
авторов
В.А.
Ерзунова
и
С.П.
Куприна,
относится
к
художественно-эстетическому
направлению
внеурочной
деятельности
и
органически
входит
в
систему
дополнительного образования. Программа подготовлена в рамках проекта
«Разработка,
апробация
и
внедрение
Федеральных
государственных
5
стандартов
общего
образования
второго
поколения»,
реализуемого
Российской академией образования по заказу Министерства образования и
науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию.
Программа издана в Москве издательством «Просвещение» в 2010 году в
сборнике «Примерные программы внеурочной деятельности» начальное и
основное образование, под редакцией В.А.Горского. Включенные в сборник
программы
официально
рекомендованы
Министерством
образования
и
науки РФ.
а).
Программа
рассчитана
на
один
учебный
год.
Это
дает
возможность
реализовать принципы:
права на пробы и ошибки.
Через год можно сменить программу,
педагога или организацию.
свободный личностный выбор деятельности.
возможность выбора педагога, наставника, тренера.
б).
Программа
имеет
несколько
вариантов-направлений:
классическая
гитара, эстрадная гитара, элементы джазовой гитары, пение под гитару –
бардовских,
популярных
песен,
шансон,
рок-композиций,
электрогитара,
семиструнная
гитара.
Это
дает
возможность
реализовать
следующие
принципы:
Участие
в
вариативных
развивающих
образовательных
программах,
Добровольный выбор детей (семей) образовательных программ в
соответствии с их интересами, склонностями и ценностями.
Свободный личностный выбор деятельности.
Доступность
глобального
знания
и
информации
для
каждого.
Вариативность содержания и форм организации образовательного
процесса.
в). Традиционно обучение игре на музыкальном инструменте проходит в
форме индивидуальных занятий, что дает ряд возможностей реализации
следующих принципов:
а. возможность выбора режима и темпа освоения образовательных
программ.
6
Удобный для ученика выбор режима освоения программы, происходит во
время
составления
расписания
индивидуальных
занятий.
Темп
освоения
образовательной программы осуществляется подбором доступного учебного
материала и художественного репертуара, разной степенью их прохождения
(чтение с листа, ознакомление, разбор, зскизное прохождение, прохождение
отдельных
частей,
самостоятельная
работа,
сдача
в
классе,
подготовка
к
публичному выступлению, удержание в активном репертуаре).
А так же
различной сложностью изучаемых пьес по музыкальной форме, фактуре,
исполнительским выразительным средствам.
выстраивания
индивидуальных
образовательных
траекторий.
Традиционно фиксация индивидуальных образовательных траекторий
осуществляется в «Индивидуальном плане учащегося».
Индивидуальные
занятия
дают
возможность
обучать
детей
и
подростков
разных
возрастов
и
способностей,
фактически
всех
желающих, что соответствует принципу разновозрастного характера
объединения.
Кроме этого, индивидуальные занятия дают возможность при желании
дальнейшего,
более
глубокого,
изучения
выбранного
направления
(варианта), или прохождение нескольких направлений программы. Другими
словами по программе, при желании, можно заниматься и год, и два, и три…
г). Итоги занятий по программе подводятся в конце мая, в форме отчетного
концерта, что соответствует следующим принципам:
Тесная
связь
с
практикой:
ориентация
на
создание
конкретного
персонального продукта. (Конкретные пьесы и песни исполняемые на
концерте).
Публичная презентация персонального продукта в форме участия в
отчетном концерте.
д).
Знания,
навыки
и
компетенции,
приобретенные
при
прохождении
программы, могут использоваться в дальнейшей самостоятельной работе по
поддержанию
и
обновлению
активного
художественного
репертуара,
что
соответствует принципу возможности применения на практике полученных
знаний и навыков.
Единственный
недостаток
–
итоги
занятий
подводятся
один
раз
в
конце
учебного
года
в
форме
отчетного
концерта
учащихся
занимавшихся
по
7
дополнительной
образовательной
программе
«Юный
гитарист».
Других
форм
подведения
итогов
не
предлагается,
что
противоречит
принципу
вариативного
характера
оценки
образовательных
результатов.
Так
же
отсутствуют средства определения результативности продвижения ребенка,
которые
помогли
бы
ему
увидеть
ступени
собственного
развития
и
стимулировали
бы
это
развитие.
Кроме
этого,
отсутствие
контрольно-
измерительных данных, не дают возможности делать объективные выводы
об
оценке
результативности
и
качестве
работы
самого
педагога,
и
как
следствие, всей образовательной организации в целом.
3.Закон об образовании, о программах дополнительного образования.
Согласно
новому
закону
об
образовании
принятого
в
2012
году
дополнительное
образование
подразделяется
на
дополнительное
образование
детей
и
взрослых,
на
реализацию
которого
используются
дополнительные общеобразовательные программы, и на дополнительное
профессиональное
образование.
В
свою
очередь
дополнительные
общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и
предпрофессиональные программы (часть 2 статьи 75).
Для
предпрофессиональных
программ
предъявляются
обязательные
утвержденные требования к минимуму содержания, структуре программ,
условиям их реализации и срокам обучения по этим программам. (пункт 8,
статьи
2).
Другими
словами
предъявляются
обязательные
требования
к
комплексу основных характеристик образования -
объему, содержанию,
планируемым результатам и форм аттестации представленных в программе.
(пункт 9, статьи 2).
Дополнительное
образование
не
сопровождается
повышением
уровня
образования (пункт 14, статьи 2). То есть, не могут предъявляться требования
к
объему,
содержанию,
планируемым
результатам
и
формам
аттестации
(пункт 4, статьи 2).
В
концепции
развития
дополнительного
образования
детей
принятой
Правительством
Российской
Федерации
от
4
сентября
2014
г,
перед
дополнительным
образованием
ставится
задача
проектирования
пространства персонального образования для самореализации личности.
8
Отсюда
следует,
что
требования
к
объему,
содержанию,
планируемым
результатам
и
формам
аттестации,
которые
п редо ста вляются
общеобразовательными
общеразвивающими
дополнительными
программами,
должны
исходить
из
потребностей
каждого
отдельного,
конкретного
обучающегося,
его
стремления
к
самореализации,
и
все
ко н т р ол ь н о - и з м е р и тел ь н ы е
м а те р и а л ы
дол ж н ы
о т с л е ж и в а т ь
удовлетворение этих потребностей.
Все
необходимые
контрольно-измерительные
данные
по
этим
вопросам
легко отражаются в универсальной карте результативности.
Универсальная карта результативности .
При составлении универсальной карты
результативности можно взять за
основу «индивидуальные планы» дополнительной предпрофессиональной
программы
по
предмету
«музыкальный
инструмент»,
естественно
с
изменениями и дополнениями. Возможен следующий вариант:
1. Первоначальная оценка компетентности
а). Первичное собеседование.
Первые
впечатления
об
ученике,
выявление
общих
представлений
о
музыкальной
деятельности, мотивов выбора объединения,
ожиданий от
занятий
и
т.
д.
Результаты
собеседования
отражаются
в
характеристике
ученика на начало года.
б). Тестирование при поступлении:
Оценка
по
пятибалльной
системе
чувства
ритма,
музыкального
слуха,
чистоты интонирования, музыкальной памяти, и т. д.
в).
Выявление
исполнительских
навыков,
эмоциональность
исполнения,
артистичности.
Исполнение
любимых
песенок,
стихотворений,
при
наличии
соответствующих
навыков,
исполнение
на
музыкальном
инструменте.
Словесное описание по итогу наблюдения.
г). Выявление общего физического и психологического уровня развития.
9
Общая характеристика физического развития, развитие игрового аппарата,
коммуникабельность,
эмоциональная
реакция
на
новую,
незнакомую
обстановку
при
подготовке
и
проведении
тестирования
и
т.
д.
итоги
наблюдений заносятся в характеристику.
д).
Выявление
направления
программы
и
примерных
ожидаемых
результатов освоения программы.
Эти сведения формируются по итогам бесед и согласований с учеником и его
родителями. Работа с родителями начинается с выяснения тех задач, которые
они хотели бы решить, направляя ребенка в образовательное объединение.
Это своеобразный заказ, в котором отражается ожидаемый образовательный
результат,
который
в
конечном
итоге,
будет
влиять
на
оценку
результативности
образования
в
целом.
Другими
словами
-
конечный
ожидаемый
образовательный
результат
согласовывается
с
родителями
и
учеником.
Необходимо
найти
ответ
на
вопрос:
Что
нового
необходимо
узнать, чему научиться, чтобы способствовать самореализации ученика на
данном
этапе
развития?
Отслеживание
полученных
промежуточных
образовательных результатов продолжается на каждом этапе продвижения
ученика к ожидаемому результату.
1).Направления программы.
Классическая гитара, эстрадная гитара, элементы джазовой гитары, пение
под
гитару
–
бардовских,
популярных
песен,
шансон,
рок-композиций,
электрогитара, семиструнная гитара.
2). Примерные ожидаемые результаты.
обобщенная характеристика
примерного репертуара, который будет
показан
во время публичной презентации персонального продукта, на
отчетном
концерте
учащихся
занимавшихся
по
дополнительной
образовательной программе «Юный гитарист» в конце учебного года.
Например:
1.Исполнение
бардовских
песен
акцент
на
вокал.
2.
Исполнение простых пьес из классического репертуара.
Варианты без концертного выступления. Ознакомление «для себя»,
без показа на концерте. Например: 3. Знакомство с нотной грамотой
акцент на чтение с листа и разбор нотного текста. 4. Ознакомление с
табулатурой на примере эстрадных мелодий. 5. Изучение вариантов
10
аккомпанемента
для
популярных,
бардовских,
рок
песен.
6.
Общеразвивающий до нотный подготовительный период. И т.д.
Демонстрация публичной презентации персонального продукта в форме
доклада
в
конце
учебного
года.
В
докладе
ученик
отмечает,
чему
он
научился,
что
нового
узнал,
демонстрирует
приобретенные
навыки
на
инструменте. Другими словами демонстрирует свои достижения.
В итоге в универсальную карту результативности в произвольной форме
заносится:
Результаты тестирования музыкальных способностей.
Характеристика ученика на начало учебного года.
Направление программы
Примерные ожидаемые результаты.
2. Индивидуальная образовательная траектория.
и
полученные промежуточные предметные образовательные
результаты.
Первое полугодие.
Индивидуальная образовательная
траектория (ожидаемые результаты)
Сроки
прохождения
Полученные
промежуточные
предметные
образовательны
е результаты.
Планируемый материал:
1.
2.
3.
И т.д.
Второе полугодие.
Индивидуальная образовательная
траектория (ожидаемые результаты)
Сроки
прохождения
Полученные
предметные
образовательны
е результаты.
Планируемый материал:
1.
2.
3.
И т.д.
11
Комментарий:
Планируемый
материал
-
теоретические
сведения,
упражнения, гаммы, чтение с листа, пьесы и этюды, а также аккомпанемент к
песням и пение под гитару.
Сроки прохождения материала – с какого по какое число шло освоение, либо
дата сдачи материала.
Полученные
предметные
образовательные
результаты
–
сдано,
зачет,
ознакомление,
разбор,
зскизное
прохождение,
прохождение
отдельных
частей,
самостоятельная
работа,
академический
концерт,
повторение,
поддержание активного репертуара, и т. д.
3. Отражение опыта освоения теории.
Контрольные работы (тесты), по музыкальной грамоте и элементам теории
музыки. На материале изучаемых упражнений и пьес.
№
Содержание.
Дата проведения
Результат.
1.
2.
3.
И т. д.
4. Отражение опыта освоения практической деятельности
(умения, навыки, компетентности).
Фактически
конечный
результат
напрямую
связан
с
выступлением
перед
аудиторией,
публикой.
Для
этого
требуется
способность
сосредоточиться на музыкальном материале, повести аудиторию за собой и
при этом держать ситуацию под контролем. Чтобы подойти к этому уровню,
кроме
знания
теории
необходимо
освоить
посадку
за
инструментом,
постановку рук, приемы звукоизвлечения, приемы работы с нотным текстом
и
многое,
многое
другое.
Для
этого
ученику
приходится
внимательно
вникать, то есть адекватно воспринимать информацию идущую от педагога.
Все это способствует развитию коммуникативной компетентности.
12
Кроме
этого
самостоятельные
домашние
занятия
способствуют
развитию
следующих качеств: самостоятельно организовывать свое рабочее место к
деятельности и убирать за собой, самостоятельно организовывать процесс
работы,
эффективно
распределять
и
использовать
время,
аккуратность
и
ответственность в работе то, что обозначают словом «прилежание». Таким
образом
самостоятельные
домашние
занятия
развивают
регулятивные
универсальные
учебные
действия,
что
содействует
становлению
организационной компетентности.
Контроль
освоения
опыта
освоения
практической
деятельности
можно
отразить в следующих таблицах:
Технические зачеты
№
Содержание.
Дата проведения.
Результат.
1.
2.
3.
И т. д.
Академические концерты.
№
Репертуар.
Дата проведения.
Результат.
1.
2.
3.
И т. д.
Содержание технических зачетов - упражнения, гаммы, чтение с листа и
этюды.
Репертуар академических концертов – пьесы.
Результат – сдано, либо доработать, устранить выявленные недочеты.
5. Публичная презентация персонального продукта.
(Конечный образовательный результат).
1).Отчетный концерт.
Отчетный концерт.
Репертуар
Дата
13
2). Доклад на заключительной конференции. В письменном виде.
6. Опыт творчества.
Инициатива в выборе репертуара
Название пьесы. (Песни).
Степень освоения выбранной
пьесы.(Песни).
Инициативы при работе над художественным материалом. (Своя
аппликатура, нюансы, фразировка, и т.д. )
Название пьесы. (Песни).
Суть инициативы
Дата
7. Социальная активность
Участие
в
концертных
мероприятиях
не
предусмотренных
программой,
бытовое
музыцирование.
Составляется
по
сведениям
полученным
в
результате
беседы
с
учащимися
и
свидетелями
выступления,
или
письменного
официального
подтверждения
в
виде
благодарность
или
грамоты.
Например:
выступил
на
классном
родительском
собрании.
Источник информации – ученик и классный руководитель. Или подарил маме
на
день
рождения
новую
песню.
Источник
информации
ученик
и
его
родители. В этом разделе отмечаются так же выступления на школьных и
внешкольных
мероприятиях
различных
уровней.
Подготовка
к
этим
выступлениям требуют белее высокий исполнительский уровень в сравнении
с
требованиями
программы.
Что
является
показателем
получения
результатов
выше
предусмотренных
программой
что
свидетельствует
о
высокой результативности образования.
14
№
Название мероприятия.
(Название события).
Репертуар.
Дата
проведения
Источник
информации
1.
2.
3.
И т. д
Характеристика учащегося на конец учебного года
Педагог
в
характеристике
освещает
отношение
ученика
к
занятиям,
его
домашнюю
подготовку,
прилежание,
поведение,
наиболее
значимые
достижения, отмечает сильные и слабые стороны, и т. д.
15
Заключение.
Универсальная карта результативности осуществляет фиксацию конкретных
данных, а именно: 1).Первоначальная оценка компетентности. 2).Выявление
направления
программы
и
примерных
ожидаемых
результатов
освоения
программы. 3).Индивидуальная образовательная траектория и полученные
промежуточные
предметные образовательные результаты.4). Отражение
опыта
освоения
теории.5).
Отражение
опыта
освоения
практической
деятельности.6). Публичная презентация персонального продукта. (Конечный
образовательный
результат).7).
Опыт
творчества.8).
Социальная
активность.9).Характеристики учащегося на начало и конец учебного года.
Фиксация данных дает возможность отражать вариативный характер оценки
образовательных
результатов,
судить
об
успехах
конкретного
ученика,
отследить динамику освоения им учебного материала, в конечном счете,
судить
об
удовлетворении
его
потребностей,
ради
которых
он,
ученик,
собственно и записался в объединение. (Сравнение ожидаемых результатов
с
результатами
публичной
презентацией
персонального
продукта).
Эти
задокументированные
сведения
дают
возможность
провести
анализ,
на
основе
которого
можно
судить
об
оценке
результативности
и
качестве
работы педагога и всей образовательной организации в целом. О высоком
качестве
работы
педагога
свидетельствует
желание
ученика
продолжить
з а н я т и я
в
о б ъ е д и н е н и и ,
а
т а к ж е
п е р е ход
н а
о б у ч е н и е
п о
предпрофессиональной
программе,
что
свидетельствует
о
формировании
стойкого
интереса
к
творческой
деятельности,
изучения
замечательного
музыкального инструмента – гитары
16
Приложения
(
Универсальная карта результативности)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
17
Города Иркутска.
Средняя общеобразовательная школа № 39.
(МБОУ г. Иркутска. СОШ № 39 г.)
Объединение _______________________________________
Руководитель _______________________________________
Универсальная карта результативности
Ученика _______________________________
20___ - 20___ учебный год.
1. Музыкальные способности
Чувство ритма
Музыкальный слух
Чистота интонирования
18
Музыкальная память
Эмоциональность исполнения, артистичность.
2.
Характеристика ученика на начало учебного года.
3. Направление программы
4.
Примерные ожидаемые результаты
5.
Индивидуальная образовательная траектория (ожидаемые и
промежуточные образовательные результаты)
Первое полугодие.
Индивидуальная образовательная
траектория (ожидаемые результаты)
Сроки
прохождения
Полученные
промежуточные
19
предметные
образовательные
результаты.
Второе полугодие.
Индивидуальная образовательная
траектория (ожидаемые результаты)
Сроки
прохождения
Полученные
промежуточные
предметные
образовательные
результаты.
6. Отражение опыта освоения теории.
Контрольные работы (тесты), по музыкальной грамоте и элементам теории
музыки. На материале изучаемых упражнений и пьес.
№№
Содержание.
Дата
Результат.
20
проведения
7. Отражение опыта освоения практической деятельности.
Технические зачеты
№№
Содержание.
Дата
проведения
Результат
Академические концерты.
№№
Репертуар.
Дата
проведения
Результат
8. Публичная презентация персонального продукта.
21
Репертуар, доклад.
Дата
проведения
9. Опыт творчества
Инициатива в выборе репертуара
Название пьесы. (Песни).
Степень освоения выбранной
пьесы.(Песни).
Инициативы при работе над художественным материалом. (Своя
аппликатура, нюансы, фразировка, и т.д. )
Название пьесы. (Песни).
Суть инициативы
Дата
10. Социальная активность
Название мероприятия.
(Название события).
Репертуар.
Дата
проведения
Источник
информации
22
Характеристика учащегося на конец учебного года
23