Автор: Скрынникова Юлия Валерьевна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: ГБУСОН РО РЦ "ДОБРОДЕЯ" Населённый пункт: Ростовская обл. г. Шахты. Наименование материала: Рекомендации для родителей Тема: Суицид у подростков Раздел: среднее образование
Суицид у подростков
Многое,
из
того,
что
нам
взрослым,
кажется
пустяком,
для
ребенка
-
глобальная
проблема.
Обязанность
любого
родителя,
-
не
допустить
у
ребенка
мысли
о
том,
что
выхода
из
сложной
ситуации
н е т.
Что такое суицид и суицидальная попытка? Ведь суицид это уход, уход от
решения
проблемы,
от
наказания
и
позора,
унижения
и
отчаяния,
разочарования и утраты, отвергнутости и потери самоуважения... словом, от
всего того, что составляет многообразие жизни, пусть и не в самых радужных
ее проявлениях.
Проблемы
у
подростка
могут
возникнуть
из-за
расставания
с
любимым
человеком или его измена (в подростковом возрасте дети уверенны, что
первая любовь – это навсегда и относится к ней крайне серьезно); из-за
сложной психологической обстановке в семье (ссоры с родителями, скандалы
папы и мамы между собой, их развод), из-за перегрузок в школе или неудач в
учебе
(по
статистике:
число
депрессий
прямо
связано
с
уровнем
успеваемости школьников. «Лидируют» в статистике отличники, а замыкают
список двоечники). Проблемы ребенка с наркотиками или алкоголем, игровая
зависимость
или
зависимость
от
интернета,
подростковая
беременность
также могут «подтолкнуть» ребенка к попытке самоубийства.
Считается,
что
суицидом
ребенок,
впрочем,
как
и
взрослый,
пытается
изменить свои обстоятельства: избавиться от переживаний, вызвать жалость
и сострадание, добиться помощи и участия, привлечь внимание к своим
проблемам, настоять на своем, отомстить, избежать ответственности.
Что
в
поведении
подростка
должно
насторожить
родителей
или
педагогов?
Ребенок прямо или косвенно говорит о желании умереть или убить себя
или о нежелании продолжать жизнь. Разговоры о нежелании жить –
попытка привлечь ваше внимание к себе и своим проблемам. Бытует
миф, что если человек говорит об этом , то значит, этого не сделает.
Однако это не так! Отчаявшийся подросток, на которого не обращают
внимания, вполне может довести свое намерение до конца.
Рискованное
поведение,
в
котором
высока
вероятность
причинения
вреда своей жизни и здоровью.
Резкое изменение поведения. Например, стал неряшливым, не хочет
разговаривать с близкими ему людьми, начал раздаривать дорогие ему
вещи, теряет интерес к тому, чем раньше любил заниматься, отдаляется
от друзей.
У подростка длительное время подавленное настроение, пониженный
эмоциональный фон, раздражительность.
Наличие примера суицида в ближайшем окружении, а также среди
значимых взрослых или сверстников.
Всем детям необходимо следующее:
Любовь – без родительской любви подросток не сможет обрести чувство
доверия, собственного достоинства и уверенности.
Пространство – подростку необходима своя комната, где бы он рос,
думал, учился – и делал ошибки. Чрезмерная родительская опека и внимание
не смогут воспитать независимость и уверенность в себе, которые можно
приобрести только в самостоятельном полете.
Друзья – они облегчают выход за пределы родительского дома, предлагая
комфорт, надежность и сочувствие.
Традиции
–
будь
то
религиозные
или
этнические
узы,
церемонии
проведения школьных праздников или семейных торжеств, традиции дают
подростку корни и возможность обозначить настоящее.
Пределы – каждого подростка необходимо ограничивать, чтобы научить
вести себя в реальном мире. Правила обеспечивают основу и безопасность.
Взрослые – кроме родителей и учителей, общественных и религиозных
лидеров
и
любимых
родственников,
подростку
иногда
необходимо
поговорить о неприятных вещах с кем – то, кто старше его, кто доступен,
способен понять и мудр.
Мы убеждены также в том, что подростку необходимо иметь собственное
дело, хобби (спорт, автокружок или что – то другое), свой собственный способ
самовыражения
и
метод
привлечения
внимания
сверстников.
Если
он
социально приемлем, подросток, как правило, приспособлен жить в обществе
[4].
Советы
для
родителей
и
педагогов
по
профилактике
подростковых
суицидов.
1.
Открыто
обсуждайте
семейные
и
внутренние
проблемы
детей.
2. Помогайте своим детям строить реальные цели в жизни и стремиться к
н
и
м
.
3 .
О бя з ат е л ь н о
с од е й с т ву й т е
в
п р е од ол е н и и
п р е п я т с т в и й .
4. Любые стоящие положительные начинания молодых людей одобряйте
с л о в о м
и
д е л о м .
5.
Ни
при
каких
обстоятельствах
не
применяйте
физические
наказания.
6. Больше любите своих подрастающих детей, будьте внимательными и, что
особенно важно, деликатными с ними.
От заботливого, любящего человека, находящегося рядом в трудную минуту,
з а в и с и т
м н о г о е .
Самое главное, надо научиться принимать своих детей такими, какие они
есть. Ведь это мы, родители, формируя отношения, помогая ребёнку в его
развитии,
получаем
результат
воздействия,
результат
своего
труда.
"Что
посеешь,
то
и
пожнёшь!"
-
гласит
народная
м удро сть.