Автор: Кочелаков Валерий Анатольевич
Должность: студент
Учебное заведение: ХГУ им. Катанова
Населённый пункт: г. Абакан
Наименование материала: статья
Тема: Развитие познавательного интереса у школьников…
Раздел: полное образование
Развитие познавательного интереса у школьников…
В нашей стране сейчас остро стоят вопросы, связанные с наукой и
обществом. Какое место занимает наука и познание, как с этим всем
обращаться и какие ценности руководят людьми разных профессий. Ответы
на данные вопросы определяют будущее, зависящее от педагогов, которые
воспитывают
и
помогают
найти
правильную
дорогу
подрастающему
поколению.
В 1864 году в результате земской реформы появился зародыш
современной школы (до этого богатые дети мирно учились дома). Один
учитель рассказывает что-то группе заинтересованных и не очень детей про
азбуку там и математику. Вроде, все в данных рамках оптимизировано:
молодость набирается опыту, но преподаватель может и сделать предмет
неинтересным, и комплексы тоже может сделать, и может из-за учителя
Россия потерять своего Ипатьева, Ломоносова. И приобрети тоже может,
может воспитать и научить мыслить, ясно изъясняться и быть достойным
членом современного общества.
Результат деятельности педагога очень велик и, к сожалению или
счастью, определяется его личностью. Может ли он подавать свой пример,
будут ли ученики хотеть быть похожим на своего наставника, может ли он
заинтересовать, занимательно объяснить. Кто-то может возразить: но не
достаточно ли уже сделано, может просто вести себе уроки как раньше? Ведь
педагоги давно не авторитарные деспоты, размахивающие розгами то налево,
то на Петю. Нет, не достаточно, потому что эта старая как мир проблема
просто
трансформируется
в
другие
–
менее
физические,
но
более
психологические. Выражение Конфуция: «Правитель подобно ветру, а народ
– траве», применимо и школе «Педагог подобно ветру, а ученики – траве».
Педагог (вместе с родителями) определяет моральные правила игры,
допустимость травли, атмосферу в коллективе.
Время требует новых решений, подходов. Совсем недавно были
школьные теракты в России и США. Учителя не смогли предотвратить на
начальном этапе случившееся, не смогли доложить о проблемных детях,
которые совершали данные преступления. Данный факт – нехватка людей,
который могут справляться с нестандартными ситуациями – даже показан в
фильмах, например, Ильмар Рааг «Класс», Кирилл Серебренников «Ученик»,
Иван Твердовский «Класс Коррекции». Это очень печальная ситуация. Да
даже
далеко
ходить
не
надо,
в
почти
каждом
классе
есть
дети,
испытывающие травлю. Учителя не могут им помочь. По мнению писателя
Д.Быкова, в таких ситуациях не помешает смена ролей: нужно хвалить тех
над кем издеваются и говорить издевающимся, что они не правы и публично
понижать их авторитет в классе (обычно, это всего несколько человек,
которые подстрекают других на обиды других, их авторитет и надо). Это,
конечно, не панацея, например, в книге Романа Иванова «Географ глобус
пропил» для того чтобы класс стал дружным и сломалась иерархия
«подчиненных – подчиняемых», отправился с детьми в поход, в котором он
подверг их экстремальной ситуации, риску для жизни, после чего, конечно,
класс сплотился и потерял табель о рангах.
Нельзя оставлять в стороне и тот факт, что сейчас дети с разных
уголков России получают определенный минимум знаний, который должен
помогать им в жизни. По крайней мере, ЕГЭ на это расчитано. Сейчас дети
легче социализируются, общаются с другими людьми, заводят друзей и
помогают друг другу.
Учителя должны учить детей мыслить, помогать справляться с
разными проблемами. Андерс Эриксон – шведский психолог – утверждает,
что 10 000 часов достаточно, чтобы стать профессионалом в любой области.
Школьники проводят 11 лет в школе, и этого времени достаточно, чтобы
стать профессиональными математиками, химиками, филологами. Почему у
нас тогда не все профессионалы? Потому что дети не знают зачем они учатся
и просто запоминают факты, которые вскоре забывают. Это подобно пьяному
матросу, совершающему случайные блуждания вперед и назад. Если он
сделает 100 шагов, то продвинется всего на десять вперед (факт из
математики). А если перед этим же матросом поставить красотку, то этот же
моряк преодолеет эти 100 шагов без единого назад.
Значит, дети должны понимать зачем они вообще ходят в эту школу.
На уроки должны ходить с любопытством и наслаждением. Если этого нет,
то зачем туда ходить? Обычно, родители говорят ребятне: потому что надо.
Но это просто насилие над личностью и неспособность понять ребенка.
Педагоги
не
должны
губить
любопытство.
Каждый
ребенок
любопытен, задает кучу разных почему, он действительно хочет познать наш
мир. Задача учителя не мешать ему это делать. Тут вспоминается, цитата
С.П. Капицы: «Руководить – значит не мешать хорошим людям работать».
Следовательно, учитель – хороший руководитель (если идеально). Дело даже
не в знаниях, которые учители предоставляют, а дети повторяют и следом
забывают. Следует воспитывать понимание, вместо меняющихся знаний,
которые можно запросто найти в учебниках, Интернете. Нужно давать детям
инструменты познания, учить задавать вопросы (а не бить по рукам за них),
то есть удочку, а не рыбу. Многознание уму не научает. Нужно уметь
применять знания, не изучать предметы в отрыве от реальности. Почему?
Потому что даже рабочему нужны законы физики, чтобы не нагревать
остывший баллон с газом (такой случай был, кончился трагично).
В самом деле, учителя могут даже не давать знания, они могут лишь
заинтересовать, дальше дети сами найдут ответы. К примеру, KhanAcademy,
где дети могут смотреть видеоролики (в своем темпе), решать задачи, а
только потом обсуждать непонятные моменты с учителем. Возможно, за этим
будущее.
Как из пяти аксиом Евклида следует вся школьная геометрия, так из
энтузиазма учителей следует успех в образовании. Советская школа была
очень сильной благодаря учителям, которые тратили свое время и силы,
чтобы поняли все до последнего. Энтузиазм нельзя купить поэтому, навряд
ли, школа, образование будут такими же сильными в ближайшем будущем.
В Лондоне каждую неделю проходят научно-популярные лекции по
последним достижениям науки для детей. Эта уже давняя традиция. В
Англии сильна наука. И вообще для англичан характерна любопытность,
ученые рассказывают, что на лекции по какой-нибудь физике твердого тела
ходят даже восьмидесятилетние граждане. Можно перенимать лучше из
других стран. Нужно также воспитывать любопытство у детей. Именно
воспитывать, а воспитание это не простой процесс, плоды он может давать не
сразу, но обязательно когда-нибудь усилия окупятся стократ.