Напоминание

Методические рекомендации по совершенствованию техники гиревого спорта


Автор: Симонов Михаил Александрович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МКОУ Инзенская СШ№2
Населённый пункт: г.Инза
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: Методические рекомендации по совершенствованию техники гиревого спорта
Раздел: полное образование





Назад





МКОУ Инзенская СШ №2 им. П.И.Бодина

Методические рекомендации по совершенствованию технической

подготовки в гиревом спорте

Автор учитель физической культуры

Симонов Михаил Александрович.

г.Инза 2016




В современных экономических условиях для большинства населения России, когда материальная база многих видов спорта значительно ухудшилась, а спортивно-оздоровительные услуги приобрели платный характер, большую роль призваны сыграть те средства физического воспитания, которые не требуют больших финансовых затрат и доступны широкому кругу занимающихся. Одним из таких средств являются гиревые упражнения. Доступность гиревого спорта широкому кругу занимающихся в сочетании с высокой действенностью в решении задач укрепления здоровья, физического развития и роста показателей двигательной подготовленности позволяет рассматривать его как одно из эффективных средств физического воспитания молодежи. В связи с выходом гиревого спорта на международную арену приобрели актуальность и вопросы подготовки гиревиков высокого класса, способных достойно представить нашу страну на крупнейших соревнованиях. Решение проблемы вовлечения населения в занятия гиревым спортом и проблемы повышения спортивного мастерства гиревиков напрямую связаны с совершенствованием, как техники соревновательных упражнений, так и методики технической подготовки. Следует подчеркнуть, что в современных научных и методических работах рассматривались различные аспекты подготовки спортсменов-гиревиков. Наряду с этим вопросы технической подготовки в гиревом спорте являются малоисследованными. Большинство известных публикаций по этой проблеме представляют собой, как правило, методические рекомендации, основанные на личном тренерском и спортивном опыте авторов книг. В настоящее время одним из наиболее значимых факторов, побуждающих спортсменов и тренеров к совершенствованию техники гиревого спорта, является введение в правила соревнований 10-минутного лимита времени на выполнение соревновательных упражнений. Таким образом, имеет место противоречие между необходимостью широкого применения гиревых упражнений в качестве средства физического воспитания и дальнейшего роста мастерства спортсменов-гиревиков, с одной стороны, и недостаточной теоретической изученностью техники
гиревого спорта, практическим отсутствием научно обоснованной методики обучения способам выполнения гиревых упражнений - с другой. Это выдвигает в качестве актуальной проблему поиска путей повышения эффективности технической подготовки в современном гиревом спорте.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Обучение должно быть нацелено на овладение спортсменами теми вариантами техники гиревых упражнений, которые обеспечивают как более быстрое выполнение каждого цикла упражнения, так и повышение результа- тивности соревновательной деятельности. В частности, следует обучать та- кому варианту техники толчка двух гирь от груди по длинному циклу, кото- рый выполняется без подседа и последующего вставания в таких приемах, как подъем гирь на грудь и опускание гирь на грудь. При обучении рывку гири одной рукой наиболее рациональным является способ выполнения, ко- торый исключает фазы подседа и вставания перед фиксацией гири вверху и выпрямление ног при опускании гири в замах. При этом обучение должно начинаться с овладения спортсменами традиционными вариантами техники. Затем на основе усвоенного двигательного опыта можно перейти к обучению новым, более «быстрым» способам выполнения гиревых упражнений. В процессе обучения необходимо создавать условия для осознания и усво ения спорт сменами суще ственных признаков и с в о й с т в соревновательных упражнений гиревого спорта, их связей между собой, с другими действиями и особенностями ситуаций деятельности. Спортсмены должны овладевать не только конкретным, изучаемым в данный момент способом решения двигательной задачи, но и быть готовыми к выделению, осознанию и усвоению закономерностей решения задач этого класса, что обуславливает их возможности в творческой реализации усваиваемых способов в вариативных условиях соревновательной деятельности. Выполнение теоретических и двигательных заданий осуществляется в рамках общепринятых методов обучения двигательным действиям: методов обеспечения наглядности, словесных методов, методов расчлененного и це- лостного практического упражнения, методов стандартноповторного и ва-
риативного упражнения, методов идеомоторного и психорегулирующего уп- ражнения, метода фиксированных положений. В качестве алгоритмических предписаний, направляющих деятельность спортсменов при выполнении подводящих упражнений и гиревых уп- ражнений в полной координации, выступают карты-инструкции. Они содержат необходимый и достаточный объем информации о двигательной задаче, способе и условиях ее решения. Спортсмены переходят к выполнению практических упражнений только после полноценного усвоения зрительного и логического компонентов ориентировочной основы разучиваемого двигательного действия. Учебно-тренировочная деятельность осуществляется на основе при- менения организационной структуры коллективного способа обучения, включающего в свое содержание самостоятельную работу, коллективно- фронтальную форму обучения и взаимообучение в парах сменного состава. Вооружение спортсменов знаниями о технике гиревого спорта как целостной системе движений, знаниями и представлениями о способах выполнения отдельных соревновательных упражнений, приемов, фаз и элементов, осуществляется в рамках коллективно-фронтальной формы обучения, а также в процессе самостоятельной работы с рекомендуемой тренером учебной литературой. Формирование двигательных представлений об отдельных элементах соревновательных упражнений и упражнениях в целом, усвоение этих действий на уровне двигательного умения осуществляются через организацию взаимообучения спортсменов в парах сменного состава. Дополнительно используется и самостоятельная работа, в ходе которой спортсмены по заданию тренера повторяют изученные ранее упражнения, доводя качество их усвоения до уровня двигательного навыка.

1. Имитационные упражнения для обучения технике рывка

Имитационные упражнения для разучивания стартового положения:

И.П. - стойка ноги врозь:
1)1 - полуприсед; 2 - 3 — сохранение позы; 4 - И.П. 2)1 - полуприсед; 2 - наклон туловища вперед, прогнутся; 3 - правую руку вперед ладонью внутрь, другую отвести в сторону; 4 - И.П. 3)1 - полуприсед; 2 - наклон туловища вперед, правую руку вперед ладонью внутрь, левую в сторону; 3 - сохранение позы; 4 - И.П.
2. Имитационные упражнения для разучивания замаха:
И.П. - стойка согнутые в коленях ноги врозь, наклон туловища вперед, работающая рука вперед, другая (свободная) в сторону-книзу: 1)1 - отвести работающую руку вниз между ног, свободную назад; 2 - И.П. 2)1 - перенос тяжесть тела на пятки; 2- отвести работающую руку вниз между ног, свободную назад; 3- сохранение позы; 4- И.П. 3)1 - отвести работающую руку вниз между ног, свободную назад, перенос тяжесть тела на пятки; 2-И.П.

3.Имитационные упражнения для разучивания тяги и подрыва:
И.П. — стойка ноги врозь, работающая рука отведена вперед-книзу, свободная в сторону-книзу: 1 - полуприсед, наклон туловища вперед, работающую руку отвести между ног вниз, свободную назад; 2 - обратное движение рук до уровня ног; 3 - разгибание ног и туловища с выходом на носки, работающую руку отвести вперед-книзу, свободную вперед; 4-И.П. И.П. — стойка замаха: 1 - стойка ноги врозь, подняться на носки, работающую руку отвести вперед- книзу, свободную вперед; 2 - И.П.
4. Имитационные упражнения для разучивания подседа и фиксации:
И.П. — стойка ноги врозь, работающая рука вперед-книзу, свободная в сторону-книзу: 1 - свободную руку вперед, подняться на носки, таз вперед; 2 - плечо работающей руки вверх (рука в локтевом суставе согнута); 3 - полуприсед, в пояснице прогнуться, работающую руку выпрямить вверх, свободную отвести в сторону-книзу;
4 - разгибая ноги выполнить фиксацию.

5. Имитационные упражнения в согласовании с дыханием
И.П. — стойка старта, дыхание произвольное: 1 - замах — выдох; 2 - при подъеме - вдох; 3 - фиксация - выдох - вдох; 4 - опускание - выдох.
Имитационные упражнения для обучения технике толчка двух гирь от

груди

6. Имитационные упражнения для разучивания замаха:

И.П. - стойка согнутые в коленях ноги врозь, наклон туловища вперед, руки вперед ладонями внутрь, дыхание произвольное: 1)1 - отвести руки вниз между ног; 2-И.П. 2)1 - перенос тяжесть тела на пятки; 2- руки вниз между ног; 3- сохранение позы; 4-И.П. 3)1 - перенос тяжесть тела на пятки, руки вниз между ног; 2 - И.П.
7. Имитационные упражнения для разучивания подрыва:
И.П. - стойка ноги врозь, руки вперед-книзу, ладони внутрь, пальцы согнуты 1 - полуприсед, наклон туловища вперед, руки вниз между ног — замах; 2 - обратное движение прямых рук до уровня ног; 3 - сразгибанием ног и с выпрямлением туловища подняться на носки, руки вперед-книзу, плечи назад; 4 - И.П. И.П. - стойка полуприсед ноги врозь, наклон туловища вперед, руки вниз между ног - замах: 1 - с разгибанием ног и с выпрямлением туловища подняться на носки, таз подать вперед, плечевой пояс вверх-назад, руки вперед-книзу; 2 - И.П.
8.Имитационные упражнения для разучивания подъема гирь на грудь:
И.П. - стойка ноги врозь, руки вперед-книзу, ладони внутрь: 1 - подняться на носки, таз подать вперед; 2 - руки согнутые вниз, ладони внутрь; 3 - опуститься на всю ступню; 4 - И.П.
9.

Имитационные

упражнения

для

разучивания

выталкивания

и

опускания гирь на грудь:

И.П. - стойка ноги врозь, таз подан вперед, руки согнутые вниз опущены максимально до касания локтевыми суставами подвздошных тазовых костей: 1) 1 - не меняя положение туловища и рук полуприсед (плавно); 2-И.П. 2) 1 - не меняя положение туловища и рук полуприсед (плавно); 2 - с разгибанием ног подняться на носки; 3 – сохранение позы; 4-И.П. 3) 1 - руки вверх, ладони внутрь, прогнуть спину в пояснице; 2 - И.П. 4) 1 - не меняя положение туловища и рук полуприсед (плавно), с разгибанием ног подняться на носки, поднять плечи вперед (руки в локтевом суставе согнуты); 2- полуприсед, руки вверх, в пояснице прогнуться; 3- выпрямить ноги - фиксация; 4- опускание рук в И.П. перед очередным выталкиванием.
10. Имитационные упражнения для обучения технике толчка в согласо-

вании с дыханием:
И.П. - стойка старта, дыхание произвольное: 1 - замах — выдох; 2 - короткий вдох, подрыв, взятие гирь на грудь; И.П. - стойка перед выталкиванием — выдох - вдох (несколько циклов): 1 - при подседе короткий выдох, непосредственно перед выталкиванием короткий вдох; выталкивание выполняется на задержанном вдохе, второй подсед и разгибание ног - вдох; 2- фиксация - выдох - вдох (несколько циклов); 3 - опускание гирь в И.П. перед выталкиванием - выдох, а затем вдох - выдох (несколько циклов)
Подводящие упражнения для обучения технике рывка

1. Для разучивания замаха применяются следующие упражнения:

И.П. - стойка согнутые в коленях ноги врозь, наклон туловища вперед, рука с гирей вперед, захват за дужку сверху, свободная рука в сторону-кни-зу: 1 - гири между ног назад (замах); 2 - движение гири вперед. И.П. — стойка согнутые в коленях ноги врозь, наклон туловища вперед, гиря стоит впереди ступней на расстоянии 20-25 см., одной рукой взяться за дужку гири хватом сверху, свободная рука в сторону-книзу: 1 - перенос тяжесть тела на пятки, оторвав гири от помоста сделать замах между ног назад, свободную руку назад; 2-И.П.
2. Подводящее упражнение для разучивания подрыва:
И.П. - стойка ноги врозь, подняться на носки, работающая рука вниз, гиря у бедер, свободная рука вперед: 1 - полуприсед, наклон туловища вперед, направить гирю вниз между ног, свободную руку назад; 2 - с разгибанием ног и туловища подняться на носки, гирю направить дугой вперед-вверх, свободную руку вперед;
3. Подводящее упражнение для разучивания подседа и фиксации:
И.П. — стойка ноги врозь, гиря поднята вверх на прямую руку, свободная рука в сторону: 1 - прогибаясь в пояснице и не отрывая пятки полуприсед; 2 - разгибая ноги - фиксация.
Рывок с гирей в полной координации с дыханием
выполняется так же, что и имитационные движения в согласовании с дыханием.
Подводящие упражнения для обучения технике толчка двух гирь от

груди

4. Подводящие упражнения для разучивания замаха:
И.П. - стойка старта, захват за дужку гирь ладонями внутрь:
1 - отвести гири назад между ног; 2 - И.П. И.П. - то же: 1 - оторвать гири от помоста, перенести тяжесть тела на пятки, плечевой пояс подать вперед, сделать замах между ног назад, руки прямые; 2 - И.П.
5. Подводящее упражнение для разучивания подрыва:
И.П. - стойка ноги врозь, подняться на носки, руки вперед-вниз, захват за дужку гирь ладонями внутрь, плечевой пояс поднять вверх-назад: 1 - опуститься на всю ступню, ноги в коленях согнуть, наклон туловища вперед, гири между ног назад; 2 - на обратном движении гирь, когда они доходят до уровня ног, резко разгибать ноги и туловище с вставанием на носки (сделать подрыв), руки прямые, плечевой пояс вверх-назад.
6. Подводящее упражнение для разучивания взятия гирь на грудь:
И.П. - стойка ноги врозь, согнутые вниз руки прижаты к туловищу, гири у груди, захват за дужку гирь ладонями вверх: 1 - разгибая руки и сгибая ноги, опустить гири в вис между ног; 2- резким разгибанием ног и притягивающим усилием рук направить гири вперед-вверх (по дуге); 3 - 4 - в «мертвой точке», сгибая руки и поворачивая гири, взять их на грудь.
7. Подводящие упражнения для разучивания выталкивания:
И.П. — стойка перед выталкиванием, гири у груди: 1 - не меняя положение туловища и рук, плавно выполнить полуприсед; 2 - И.П. И.П. — то же: 1 - не меняя положение туловища и рук, плавно выполнить полуприсед и, не задерживаясь в нем, резким разгибанием ног сообщить гирям посыл вверх; 2 - полуприсед, в пояснице прогнуться, руки с гирями вверх; 3 - разгибая ноги - фиксация;
- максимально расслабляя руки, разгибать их в плечевых и сгибать в лок- тевых суставах, плечевой пояс и грудь приподнять, встречая гири, а затем, под давлением их, опустить, смягчая удар в исходное положение перед очередным выталкиванием.


В раздел образования