Напоминание

"Каша из топора" театрализованная сказка


Автор: Капитунова Татьяна Викторовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МДОУ детский сад №8 "Сказка"
Населённый пункт: город Южноуральск, Челябинская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Каша из топора" театрализованная сказка
Дата публикации: 15.01.2023
Раздел: дошкольное образование





Назад




Каша из топора

Исполнители: солдат, старуха, исполнители песен и вокальный ансамбль,

ложечники.

Предварительная

подготовка:

Дети

разучивают

муз.

произведения,

которые встречаются в ходе сказки, исполнители ролей – свои тексты,

которые им придется произносить. Для исполнителя роли солдата

потребуется изготовить высокий головной убор – кивер, в руки можно дать

палку –воображаемое ружье, на плечах – солдатский ранец. Можно на

грудь ему надеть вырезанный из картона орден – например, Георгиевский

крест «За храбрость».

Старуха одета в национальный русский костюм.

В качестве муз. инструментов потребуются ложки и вырезанные из фанеры

балалайки.

Из сценических атрибутов понадобится вырезанный из картона топор,

глиняный горшок с крышкой, ложка для помешивания в нем «каши».

Даша Горбунова:

Здравствуйте, дорогие друзья!

Хочу загадать загадку вам я:

Для чего топор нам нужен?

Например, рубить дрова.

А еще он помогает строить новые дома.

Нужен всем топор в хозяйстве,

Без него нам не прожить.

А кто может догадаться,

Можно ли топор сварить?

Чтобы долго не гадать,

Лучше сказку показать.

Нашу сказку посмотрите

И тогда ответ дадите!

Звучит музыка (ф/гр) «Солдатушки, бравы ребятушки», по сцене проходит

солдат четким шагом, останавливается с одной стороны сцены.

Выходит ансамбль и

поет на мотив р.н.п. «Ах, вы, сени», выполняя

движения.

Солдат изображает действия, о которых говорится в песне.

Шел солдат домой веселый, девочки маршируют

Шел дорогою крутой.

Дали отпуск - на побывку

Он отправился домой.

На проигрыш девочки выполняют «полочку» с полуприседанием

Шел он, шел, да путь неблизкий,

Вот солдат и приустал.

В незнакомую деревню руку «под козырек»

По дороге он попал.

Видит, вечер наступает,

Вот и думает солдат:

У кого б остановиться?

Постучаться наугад.

Солдат. (поет на мотив р.н.п «Со вьюном я хожу)

На ночлег я пойду,

Ночь в тепле проведу.

Но не знаю, где мне ночь проводить,

У какой хозяйки голову склонить.

Ансамбль:

Осмотри на закат,

И подумай, солдат,

У кого изба наряднее всего,

Есть, наверно, щи да каша у него.

Пусть солдат постучит

Да хозяйке прокричит:

«Допусти солдату ночку ночевать,

Завтра снова ему рано вставать!»

Ой, ошибся солдат:

Ищет тех, кто богат.

Вот хозяйка, посмотри на нее,

Да гляди, какой характер у нее!

Открывается занавес. На сцене – русская изба. Около печки хлопочет

хозяйка. Солдат стучит в окно.

Солдат. Тук- тук- тук!

Хозяйка. Стучат в окно.

Кого там в гости принесло?

Солдат входит в избу.

Солдат. Хозяйка, здравия желаю!

Хозяйка. Тебя в избу не приглашаю!

Солдат. Дай чуток передохнуть,

Впереди нелегкий путь.

Хозяйка. А куда идешь?

Солдат. К детишкам

Да к жене моей Маришке.

Дали месяц отдохнуть,

Вот куда лежит мой путь.

Хозяйка. Ну, коль так, присядь с дороги,

Отдохнут немного ноги.

Солдат садится на лавку, принюхивается.

Солдат. Вкусно пахнет из печи.

Печешь, видно, калачи?

Хозяйка. Да, но только для себя,

Для тебя же есть вода. ( Подает ему кружку).

( Девочкам раздать ложки)

Ансамбль поет песню на мотив р.н.п. «Как у наших у ворот» (с

подыгрыванием на ложках)

Вот солдат тебе ответ:

Не надейся на обед.

Ой, люли, на обед.

Ой, люли, на обед.

Хоть хозяйка и одна,

Видно, жадная она.

Ой, люли, вот она,

Ой, люли, вот она!

Лишь смекалкою своей

Поделом ответишь ей.

Ой, люли, ответь ей.

Ой, люли, ответь ей.

Солдат (пьет воду)

Дай, хозяйка, чугунок

Да воды плесни чуток.

Наварю я каши сам,

И тебе немножко дам

Я попробовать ее. Старуха приносит чугун и ставит на стол.

Хозяйка. Кашу сваришь из чего?

Солдат. Я сварю из топора. (Достает из мешка топор)

Хозяйка. Что еще за ерунда?

Солдат. Давай попробую!

Хозяйка. Давай!

Солдат. Воды скорее наливай. Старуха наливает воду из ведерка

Топор положим, а потом,

Чугун мы в печку отнесем.

Солдат опускает топор и ставит чугунок с топором в печь. Хозяйка

заглядывает в него.

Хозяйка. Скоро ль будет он готов?

Солдат. Я сейчас подброшу дров. (Сопровождает слова движениями)

Солдат. Помешаю ложкой,

Попробую немножко. (Пробует ложкой).

Каша будет просто класс!

Жаль, перловки нет у нас.

Хозяйка. Так и быть, крупы я дам,

К топору добавишь сам.

Хозяйка подает Солдату крупу, он высыпает ее в чугунок, помешивает и

пробует.

Ансамбль окружает старуху, поет на мотив «Из под-дуба» Во втором

куплете пение подхватывает старуха.

Вот лучок, а вот морковка,

Певцы показывают правую, потом левую

руку

Вот и соли ложечка,

Хлопают в ладоши

Как он кашу варит ловко,

«Мешают кашу»

Погоди немножечко

Я сейчас наемся каши, (Старуха подхватывает песню)

Всех вокруг я обхитрю.

Ни копейки не потрачу,

Есть задаром я люблю.

Вот лучок, а вот морковка, Ансамбль вновь повторяет первый куплет с

Вот и соли ложечка. движениями

Как он кашу варит ловко,

Погоди немножечко.

Хозяйка. Вкусно?

Солдат. Очень. Только, знаешь,

Чуть-чуть соли не хватает.

Хозяйка. Ладно, соли дам немножко. (Протягивает солонку).

Солдат. Посолил, мешаю ложкой.

Каша пухнет и пыхтит

И как будто говорит:

«Маслицем меня заправьте» (Обращается к хозяйке)

Чтоб она вкуснее стала,

Ты бы маслица достала.

Хозяйка. Ладно, так и быть, бери,

Поскорее довари.

Хозяйка подает масло. Солдат кладет его в чугунок, берет в руки ухват

и ставит чугун на стол.

Солдат. Кушать подано, прошу!

Хозяйка. Сесть за стол скорей прошу!

Солдат. Угощайся, вот она – каша из топора.

Солдат накладывает кашу в тарелку и подает Хозяйке. Она пробует

кашу. Сам солдат ест ложкой из чугунка. Звучит р.н.м (тихо).

Хозяйка. До чего ж она вкусна,

Ароматна и густа.

А топор когда есть будем?

Солдат. Ты не бойся, не забудем. (Стучит ложкой по топору)

Вот беда! Не доварился.

Видно я поторопился.

Надо было час попарить,

А потом на стол уж ставить.

Достает топор из чугунка и убирает его в мешок.

Ладно, после доварю. (Встает и кланяется)

Хозяйку я благодарю

За приют. Пора идти.

Хозяйка. Вам счастливого пути!

Солдат уходит. Хозяйка опять садится за стол и ест кашу.

Хозяйка. Столько лет я прожила,

Но кашу из топора

Не варила никогда.

До чего ж она вкусна!

Девочкам раздать балалайки!

Ансамбль исполняет заключительный хоровод на мотив р.н.п. «Во поле

береза стояла»

Как солдат нас всех удивил,

С топором он кашу сварил.

Люли, люли сварил,

Люли, люли сварил.

Вот что значит ум и сноровка, Идут в середину круга, затем возвращаются

С кашей он управился ловко. к его краям.

Люли, люли так ловко.

Люли, люли так ловко.

Приходите все угощаться, Вытягивают руки вверх, идут по кругу.

С нашей доброй сказкой прощаться. Опускают руки вниз.

Люли, люли прощаться,

Люли, люли прощаться.

Солдат. Вот видите, как я жадную хозяйку перехитрил и каши вкусной

наелся. Недаром говорится, что «русский солдат не знает преград»!

ДашаГ.:

Сказка – ложь,

Да в ней намек –

Добрым молодцам урок!

Тут и сказочке конец –

А кто слушал молодец!

Все исполнители встают в один ряд, делают один шаг вперед и кланяются

зрителям.

При составлении сценария использованы фрагменты разработки сказки

М.А.Давыдовой из сборника «Музыкальное воспитание в детском саду»

Москва, «Вако» 2006



В раздел образования