Автор: Виктория Викторовна Баженова
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ Приаргунская сош
Населённый пункт: п. Приаргунск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Части речи
Дата публикации: 23.01.2023
Раздел: начальное образование
Тема урока: «Части речи»
Баженова Виктория Викторовна, учитель начальных классов
Разделы: Русский язык, Начальная школа
Класс: 4
Ключевые слова: русский язык, УМК «Школа России», части речи
Цели:
Актуализация знаний по частям речи.
Развитие умения отличать части речи от состава слова; тренировка навыков
нахождения различных частей речи в тексте.
Воспитание доброты, чувства дружбы, коллективизма.
Формируемые УУД:
Познавательные:
определять части речи и обосновывать своё мнение;
определять морфологические признаки частей речи;
классифицировать объектов по выделенным признакам.
Коммуникативные:
согласовывать позиции с партнером и находить общее решение;
адекватно использовать речевые средства для представления результата.
Регулятивные:
постановка учебной задачи;
оценивание качества усвоения материала.
Личностные: Уметь использовать, приобретенные знания и умения в практической
деятельности.
Тип урок: урок развития умений и навыков.
Оборудование: Учебник по русскому язык 4 класс Канакина В.П., Горецкий В.Г. 1 ч.;
мультимедийный проектор; карточки для индивидуальной работы.
Ход урока
I. Организационный момент
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.
II. Актуализация опорных знаний
– Откройте свои тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа.
1. Минутка чистописания
- Внимательно посмотрите на слова. Выявите закономерность, с помощью которой
подобраны пары.
Большой – маленький
Сухой - ?
Война - ?
Глубокий - ?
Старый - ?
Твёрдый - ?
Запись буквосочетаний м мм
2. Словарный диктант.
Работа по карточкам. (Карточка № 1)
У каждого есть карточка со словарными словами. В них пропущены буквы.
Пожалуйста, каникулы, хозяйство,
г
о
р
и
зонт, к
о
мбайн, б
а
гаж, к
а
л
е
ндарь, пр
е
красный,
ш
о
фёр, к
о
рабль, п
а
сс
а
жир.
-Вспомните, впишите нужные буквы.
Работа в парах. Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте.
-На экране вы видите правильный вариант. Проверьте правильность написания слов.
3. Взаимопроверка
4. Оценивание
0 ошибок – оценка «5»
1-2 ошибок – оценка «4»
3- 5 ошибок – оценка «3»
Более 5-ти ошибок – оценка «2»,
III. Самоопределение к деятельности
- Послушайте сказку.
Жили-были в стране Русского языка разные слова. Одни из них называли
предметы: солнце,
река,
трава,
птица,
ветер. И
назывались
эти
слова?
(Существительными.)
Другие - все время задавали вопросы Существительным: «Что делает?», «Что
сделает?»,
и
заставляли
предметы
действовать
- солнце светит,
река течет,
трава шумит, птицы поют. В этой стране слова-действия называли? (Глаголами.)
Были еще и очень любопытные, которые интересовались: «А солнце какое?», «Река
какая?», «Ветер какой?» - называли признаки и украшали нашу речь - солнце яркое,
река быстрая,
трава зеленая,
птицы звонкие.
И
эти
слова
называли?
(Прилагательными).
А также в этой стране жила очень странная семья. У них у всех были странные
имена: Я, Ты, Он, Она, Мы, Вы, Они. Они были недоверчивы, всегда прятали свои
настоящие имена. Они никому не доверяли и научили этому и существительное
сундук – он, золото – оно, семья – она. (Местоимение).
И когда они не могли всех сосчитать за обеденным столом к ним в гости приходила, та
которая знала все обо всем, например, сколько людей в стране, сколько земель и
замков, их порядок. И конечно же это? (Числительное)
Благодаря этим словам люди научились выражать и передавать свои мысли, чувства,
из них состоит речь Человека, поэтому и называют их ЧАСТЯМИ РЕЧИ.
- Назовите тему нашего урока.
- Части речи
Давайте определимся с нашими целями на урок.
(Повторим части речи и их признаки, научимся распознавать изученные части речи).
IV. Работа по теме урока
1. Составление кластера «Части речи»
- На какие 2 большие группы можно разделить слова русского языка?
Перечислите самостоятельные части речи?
Перечислите служебные части речи?
2. Работа в группах
Вспомним все, что мы знаем о частях речи. Для этого разделимся на группы. Отгадать
часть речи и подготовить ответ по плану. Каждой группе дается 5 минуты для сбора
информации. Затем каждая группа выступит с сообщением. (Ответ готовят по плану.)
План выступления.
1.
Часть речи.
2.
Что обозначает?
3.
На какие вопросы отвечает?
4.
Морфологические признаки.
5.
Роль в предложении.
Местоимение, числительное - совместно
V. Физкультминутка
-Я буду называть глаголы, а вы выполняйте движения
Махать, жмуриться, плыть, смеяться, бежать, стоять, гладить, прыгать, мычать,
молчать, нагнуться, опереться, сесть.
VI. Продолжение работы по теме
1. Разбор предложения
Работа по карточкам. (Карточка № 2)
У вас на партах лежат карточки со словами. Составьте из слов предложение и
запишите его в тетрадь.
Сильный ветер внезапно загудел в вышине.
Разберем это предложение по членам предложения.
2. Работа с учебником
1. Распознавание частей речи устно (с.67, упр. 111).
2. Выполнение упражнения, вставить подходящие по смыслу предлоги и союзы (с. 67,
упр. 112)
3. Запись нового словарного слова Двенадцать
3. Закрепление изученного
Подведем итоги нашего урока.
- Какова была цель нашего урока?
- Какие знания мы открыли?
- На что мы будем опираться при разборе слов как части речи?
Минитестирование
1.
Какая часть речи обозначает людей и животных?
2.
На какой вопрос отвечают слова думать, решать, считать?
3.
Что обозначает имя прилагательное?
4.
Выбери лишнее слово: роза, шарик, Анна, вера.
5.
В каком времени могут стоять глаголы?
6.
Как определить падеж имени прил.?
7.
Каким членом предложения чаще всего явл. глагол?
8.
Согласны ли вы, что имя сущ. в предложении всегда подлежащее?
9.
Какое слово не явл. именем сущ. в женском роде: речь, рожь, грач, печь?
10.Чем выбранное слово по написанию отличается от остальных?
Проверка в парах. Учитель называет правильные ответы.
- Оцените словами «молодец», «хорошо», «постарайся» работу своего соседа.
VII. Подведение итогов
1.
Рефлексия
Что мы с вами изучили на уроке?
Было интересно…
Было трудно…
Мне захотелось…
У меня получилось…
Была ли достигнута цель урока?
2. Оценивание
3. Домашнее задание
Повторить таблицы на с. 68-69, выполнить упражнение 114.