Напоминание

Части речи


Автор: Виктория Викторовна Баженова
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ Приаргунская сош
Населённый пункт: п. Приаргунск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Части речи
Дата публикации: 23.01.2023
Раздел: начальное образование





Назад




Тема урока: «Части речи»

Баженова Виктория Викторовна, учитель начальных классов

Разделы: Русский язык, Начальная школа

Класс: 4

Ключевые слова: русский язык, УМК «Школа России», части речи

Цели:

Актуализация знаний по частям речи.

Развитие умения отличать части речи от состава слова; тренировка навыков

нахождения различных частей речи в тексте.

Воспитание доброты, чувства дружбы, коллективизма.

Формируемые УУД:

Познавательные:

определять части речи и обосновывать своё мнение;

определять морфологические признаки частей речи;

классифицировать объектов по выделенным признакам.

Коммуникативные:

согласовывать позиции с партнером и находить общее решение;

адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Регулятивные:

постановка учебной задачи;

оценивание качества усвоения материала.

Личностные: Уметь использовать, приобретенные знания и умения в практической

деятельности.

Тип урок: урок развития умений и навыков.

Оборудование: Учебник по русскому язык 4 класс Канакина В.П., Горецкий В.Г. 1 ч.;

мультимедийный проектор; карточки для индивидуальной работы.

Ход урока

I. Организационный момент

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Тихо девочки за парту сели,

Тихо мальчики за парту сели,

На меня все посмотрели.

II. Актуализация опорных знаний

– Откройте свои тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа.

1. Минутка чистописания

- Внимательно посмотрите на слова. Выявите закономерность, с помощью которой

подобраны пары.

Большой – маленький

Сухой - ?

Война - ?

Глубокий - ?

Старый - ?

Твёрдый - ?

Запись буквосочетаний м мм

2. Словарный диктант.

Работа по карточкам. (Карточка № 1)

У каждого есть карточка со словарными словами. В них пропущены буквы.

Пожалуйста, каникулы, хозяйство,

г

о

р

и

зонт, к

о

мбайн, б

а

гаж, к

а

л

е

ндарь, пр

е

красный,

ш

о

фёр, к

о

рабль, п

а

сс

а

жир.

-Вспомните, впишите нужные буквы.

Работа в парах. Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте.

-На экране вы видите правильный вариант. Проверьте правильность написания слов.

3. Взаимопроверка

4. Оценивание

0 ошибок – оценка «5»

1-2 ошибок – оценка «4»

3- 5 ошибок – оценка «3»

Более 5-ти ошибок – оценка «2»,

III. Самоопределение к деятельности

- Послушайте сказку.

Жили-были в стране Русского языка разные слова. Одни из них называли

предметы: солнце,

река,

трава,

птица,

ветер. И

назывались

эти

слова?

(Существительными.)

Другие - все время задавали вопросы Существительным: «Что делает?», «Что

сделает?»,

и

заставляли

предметы

действовать

- солнце светит,

река течет,

трава шумит, птицы поют. В этой стране слова-действия называли? (Глаголами.)

Были еще и очень любопытные, которые интересовались: «А солнце какое?», «Река

какая?», «Ветер какой?» - называли признаки и украшали нашу речь - солнце яркое,

река быстрая,

трава зеленая,

птицы звонкие.

И

эти

слова

называли?

(Прилагательными).

А также в этой стране жила очень странная семья. У них у всех были странные

имена: Я, Ты, Он, Она, Мы, Вы, Они. Они были недоверчивы, всегда прятали свои

настоящие имена. Они никому не доверяли и научили этому и существительное

сундук – он, золото – оно, семья – она. (Местоимение).

И когда они не могли всех сосчитать за обеденным столом к ним в гости приходила, та

которая знала все обо всем, например, сколько людей в стране, сколько земель и

замков, их порядок. И конечно же это? (Числительное)

Благодаря этим словам люди научились выражать и передавать свои мысли, чувства,

из них состоит речь Человека, поэтому и называют их ЧАСТЯМИ РЕЧИ.

- Назовите тему нашего урока.

- Части речи

Давайте определимся с нашими целями на урок.

(Повторим части речи и их признаки, научимся распознавать изученные части речи).

IV. Работа по теме урока

1. Составление кластера «Части речи»

- На какие 2 большие группы можно разделить слова русского языка?

Перечислите самостоятельные части речи?

Перечислите служебные части речи?

2. Работа в группах

Вспомним все, что мы знаем о частях речи. Для этого разделимся на группы. Отгадать

часть речи и подготовить ответ по плану. Каждой группе дается 5 минуты для сбора

информации. Затем каждая группа выступит с сообщением. (Ответ готовят по плану.)

План выступления.

1.

Часть речи.

2.

Что обозначает?

3.

На какие вопросы отвечает?

4.

Морфологические признаки.

5.

Роль в предложении.

Местоимение, числительное - совместно

V. Физкультминутка

-Я буду называть глаголы, а вы выполняйте движения

Махать, жмуриться, плыть, смеяться, бежать, стоять, гладить, прыгать, мычать,

молчать, нагнуться, опереться, сесть.

VI. Продолжение работы по теме

1. Разбор предложения

Работа по карточкам. (Карточка № 2)

У вас на партах лежат карточки со словами. Составьте из слов предложение и

запишите его в тетрадь.

Сильный ветер внезапно загудел в вышине.

Разберем это предложение по членам предложения.

2. Работа с учебником

1. Распознавание частей речи устно (с.67, упр. 111).

2. Выполнение упражнения, вставить подходящие по смыслу предлоги и союзы (с. 67,

упр. 112)

3. Запись нового словарного слова Двенадцать

3. Закрепление изученного

Подведем итоги нашего урока.

- Какова была цель нашего урока?

- Какие знания мы открыли?

- На что мы будем опираться при разборе слов как части речи?

Минитестирование

1.

Какая часть речи обозначает людей и животных?

2.

На какой вопрос отвечают слова думать, решать, считать?

3.

Что обозначает имя прилагательное?

4.

Выбери лишнее слово: роза, шарик, Анна, вера.

5.

В каком времени могут стоять глаголы?

6.

Как определить падеж имени прил.?

7.

Каким членом предложения чаще всего явл. глагол?

8.

Согласны ли вы, что имя сущ. в предложении всегда подлежащее?

9.

Какое слово не явл. именем сущ. в женском роде: речь, рожь, грач, печь?

10.Чем выбранное слово по написанию отличается от остальных?

Проверка в парах. Учитель называет правильные ответы.

- Оцените словами «молодец», «хорошо», «постарайся» работу своего соседа.

VII. Подведение итогов

1.

Рефлексия

Что мы с вами изучили на уроке?

Было интересно…

Было трудно…

Мне захотелось…

У меня получилось…

Была ли достигнута цель урока?

2. Оценивание

3. Домашнее задание

Повторить таблицы на с. 68-69, выполнить упражнение 114.



В раздел образования