Автор: Петянова Елена Вячеславовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАДОУ "Надежда"
Населённый пункт: ЯНАО, г.Ноябрьск
Наименование материала: Конспект занятия по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста
Тема: „Путешествие в страну Злости„
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия «Путешествие в страну Злости».
Конспект разработала
Петянова Елена Вячеславовна,
педагог-психолог МАДОУ «Надежда»,
ЯНАО, г. Ноябрьск
Цель: развитие эмоционального мира детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1) познакомить детей с эмоцией «злость, гнев»;
2) формировать умение адекватно выражать в речи эмоциональное состояние;
3) способствовать проявлению эмоции социально приемлемыми способами;
4) формировать навык адекватного эмоционального реагирования на совершенное действие или
поступок;
5) обучать различать эмоциональное состояние по его внешнему проявлению и выражению
через мимику, пантомимику, интонацию;
6) учить анализировать свою агрессивность и устранять ее через игру и позитивное поведение.
Материалы: игрушка Петрушка; мольберт; картинка с изображением «злость»; карточки с
изображениями злых, сердитых людей; сюжетные картинки с изображением злых, сердитых
детей, людей; зеркала; игровое поле с сердитым, злым смайликом, картинки со сказочными
героями;
газета;
подушка;
мешочки;
мишень;
фотографии
девочек
и
мальчиков,
цветные
карандаши.
Ход занятия
Организационный момент
Психолог:
Здравствуйте,
ребята!
Мы
продолжаем
удивительное
путешествие
по
разным
странам. А покажет нам эти страны очень добрый сказочный герой. Это Петрушка. Сегодня мы
отправимся в волшебную страну. Но для начала, давайте поприветствуем друг друга.
Игра-приветствие «Давайте поздороваемся».
Психолог: Ребята, вы будите хаотично двигаться по комнате и здороваться со всеми, кто
встретится на пути, но здороваться нужно определённым образом, услышите:
Один хлопок – здоровайтесь за руку,
Два хлопка – здоровайтесь плечиками,
Три хлопка – здоровайтесь спинками.
Дети садятся на стульчики, расставленные полукругом.
Психолог: Петрушка предлагает отгадать загадку.
Ее трясёт, глаза горят.
Сама пряма, как гвоздь!
Кидается на всех подряд.
Что это? Это… (злость)
Психолог: Как же называется страна, в которую мы сегодня отправимся? (ответ детей)
Правильно, вместе с Петрушкой мы отправимся в страну Злости.
Основной (практический) этап
Психолог: А вот и жители страны Злости и зовут их «злинки».
На мольберте прикреплены карточки с изображениями злых, сердитых людей.
Психолог: Посмотрите внимательно на этих жителей. Какие чувства, эмоции они испытывают?
(ответы детей)
Психолог: А как вы догадались, что они сердитые, злые? (ответы детей)
Психолог: Правильно, по лицу не трудно узнать злого, сердитого человека. Брови опущены,
нахмурены, глаза раскрыты, губы сжаты, зубы стиснуты. Кисти рук сжаты в кулаки, он может
сильно размахивать руками или топать ногами, громко кричать.
Упражнение «Зеркало».
Каждому ребенку предлагается взять зеркало и изобразить перед ним свой гнев. Дети
описывают свое выражение лица.
Психолог: В стране Злости живут сердитые, злые сказочные герои. Помогите нам с Петрушкой
их найти.
Игра «Подбери героя».
На столе или на полу лежат карточки со сказочными персонажами, героями. А на
мольберте или на столе карточка с игровым полем, в центре которого сердитый, злой смайлик.
Детям
предлагается
рассмотреть
всех
сказочных
героев
и
выбрать
только
тех,
которые
сердитые, злые.
Психолог: Ребята, вы справились с заданием. А давайте подумаем, что же могло рассердить
сказочных героев, какие ситуации могли вызвать чувство злости (ответы детей).
Задание «Составь рассказ по картинке».
Детям
по
очереди
демонстрируются
сюжетные
картинки.
По
каждой
картинке
необходимо составить небольшой рассказ, при этом обязательно рассказать:
- какие чувства, эмоции испытывают герои,
- какая ситуация могла спровоцировать появление данных чувств,
- что произойдет дальше,
- как герои могли избавиться от гнева и злости (ответы детей).
Психолог: Ребята, как вы думаете, можно или нельзя гневаться, злиться на других людей? На
друзей? Почему? (ответы детей)
Психолог: Я открою вам тайну: взрослые тоже злятся. И каждый по-своему выражает это
чувство: одни с помощью слов, другие – с помощью кулаков. Для того чтобы не портить
отношения с другими людьми, можно научиться волшебным приемам, которые помогают эту
злость прогнать.
Упражнение «Прогони злость».
Детям
предлагается
взять по
газете и
представить, что каждый
из
них на
кого-то
разозлился. Затем надо скомкать газету и бросить ее в сторону.
Затем дети закрывают глаза, а взрослый достает подушку и кладет ее на стол. После того
как дети откроют глаза, взрослый объясняет, что это волшебная подушка, которая помогает
прогнать злость. Каждому ребенку по очереди предлагается подойти, представить, что он на
кого-то очень сильно разозлился, и со всей силы начать по ней бить.
Можно предложить каждому ребенку взять в руки по маленькому мешочку, со всей силы
сжать его рукой, а затем бросить об пол, проговаривая слова «Уходи злость».
Психолог: Ребята, вы научились различными способами выражать свой гнев, злость и при этом
вы не будите никому причинять вреда. Но хотелось бы отметить, что каждый из вас испытывал
чувство
злости,
которая
бывает
слабой,
средней
и
сильной.
Предлагаю
вам
выполнить
следующее упражнение.
Упражнение «Шкала злости».
Детям
предлагается
подойти
к
мишени
и
по
очереди
кинуть
в
нее
маленькими
мешочками. Первый раз со словами «Я слегка разозлился…», второй раз со словами «Я
разозлился сильнее…» и последний раз со словами «Я разозлился очень сильно…». Главное в
этом упражнении - это сила, с которой нужно бросить мешочек.
Психолог: Ребята, я думаю, что после таких упражнений вам стало легко. Вы научились
понимать свой гнев, самое главное его не нужно избегать, а уметь им управлять и правильно
его выражать. Сегодня мы познакомились с жителями страны Злости «злинками». Давайте
попробуем нарисовать наше выражение лица, когда мы злимся.
Задание «Рисование злости».
На столах лежат карточки с фотографиями девочек и мальчиков с «пустыми лицами» и
наборы цветных карандашей. Каждому ребенку предлагается дорисовать сердитое, злое лицо:
глаза, брови, нос и рот. Затем дети демонстрируют свои работы.
Психолог: Я желаю вам, как можно меньше злиться и сердиться. Но, если вы разозлились, то
вспомните о волшебных приемах, которые вам обязательно помогут.
Заключительный этап, рефлексия
Психолог: Ребята, становитесь в круг.
Мы попрыгаем немножко (дети прыгают).
И похлопаем в ладоши (хлопают в ладоши).
А теперь мы покружились (кружатся).
И на пол опустились (садятся на пол близко друг к другу).
Потянулись, потянулись (потягиваются).
И друг другу улыбнулись (поворачивают голову друг к другу и улыбаются).
Здесь мы вместе ты и я (показывают сначала на соседа, потом на себя).
Потому что мы – друзья! (встают, берутся за руки).
Психолог: Ребята, что вам сегодня запомнилось в нашем путешествии? А что больше всего
понравилось? Что было трудно? С каким настроением уходите? (ответы детей)
Психолог: До свидания, до новых встреч!
Список используемой литературы:
1.
Иллюстративно-демонстрационный материал для занятий с детьми 3-7 лет «Мир эмоций и
чувств».
2.
Монакова Н.И. Развитие эмоций у ребенка. Программа «Путешествие с Гномом». – Санкт-
Петербург; Москва, 2021.
3.
Развитие
внимания
и
эмоционально-волевой
сферы
детей
4-6
лет:
разработки
занятий,
диагностические и дидактические материалы/сост. Ю.Е. Веприцкая. – Волгоград.
4.
Цветик-семицветик. Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 5-6
лет/Н.Ю. Куражева, Н.В. Вараева, А.С. Тузаева, И.А. Козлова. – Санкт-Петербург; Москва,
2021.