Напоминание

Формы экологического образования и воспитания в "Дворце детского и юношеского творчества".


Автор: Костарнова Юлия Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО "ДДЮТ"
Населённый пункт: горо Братск
Наименование материала: статья
Тема: Формы экологического образования и воспитания в "Дворце детского и юношеского творчества".
Раздел: дополнительное образование





Назад





Формы экологического образования и

воспитания в «Дворце детского и юношеского творчества».
Ю.Н. Костарнова Педагог дополнительного образования МАУ ДО «ДДЮТ» Экологическое образование официально признано сегодня как одно из приоритетных направлений совершенствования деятельности образовательных систем. Экология в настоящее время является основой формирования нового образа жизни, характеризующегося гармонией в отношениях человека с окружающей средой. В реализации экологического воспитания одно из важнейших мест принадлежит учреждениям дополнительного образования, так как именно они обладают гибкой системой, быстро реагирующей на изменения индивидуальных и образовательных потребностей детей. С 2007 года во Дворце была сформирована система непрерывного экологического образования: детский сад – семья – школа – Дворец. По данной системе прошли обучение 1642 воспитанника.
Стратегическая цель экологического образования
: - сформировать у ребёнка природоориентированную картину мира на основе развития целостного эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира. Работа выстраивается в соответствии с принципом все более возрастающей по уровню сложности опытнической и учебно-исследовательской работы обучающихся. Применение комплекса методов, приёмов и форм работы с детьми по программе позволяют активно использовать в программе интерактивные формы обучения: дискуссии, практические работы, дидактические игры, учебно-исследовательскую работу учащихся, конференции, мультимедийные презентации. Ребята изучают растительный и животный мир не только родного края, но и всей планеты в целом, знакомятся с природными явлениями, рассматривают взаимодействие человека с природой, исследуют какой вред или пользу приносят действия человека природе. По окончанию обучения воспитанник должен:  воспринимает жизнь, во всех её проявлениях, как наивысшую ценность;  проявляет эмоциональный и познавательный интерес к природе;  умеет осознавать свои внутренние состояния;  стремится к творческому самовыражению, гармонии с самим собой и окружающим миром;  активен в получении новых знаний;  владеет базовыми знаниями об основных экологических законах жизни нашей планеты;  умеет критически оценивать информацию, отстаивать свою позицию, вести дискуссию;  умеет оценивать последствия своих поступков;  занимает социально-активную жизненную позицию. Сложившаяся экологическая ситуация формирует новые каноны культурности и образованности, они стали ориентирами для разработки инновационных педагогических технологий. В процессе экологического воспитания мы используем новые методы и формы развития экологической активности: конференции, дискуссии, семинары, ролевые игры, акции, проектная деятельность, компьютерные имитационные игры, экологические игры. Данная работа осуществляется по трем ступеням в соответствии с образовательной программой учреждения.. Первая ступень (дошкольники и воспитанники первого года). С ранних лет ребенок познает окружающим мир. Для этого разработаны образовательные программы «Игровая экология» для детей дошкольного возраста и «Краски природы» для ребят младшего школьного возраста. Проводятся экологические акции:  «Берегите ель» - конкурс альтернативных елок и новогодних композиций, новогодние игрушки из бросового материала, открытки своими руками. За 7 лет проведения этой акции в ней приняли участие более 2000 человек это дети от 3 до 14 лет с родителями, воспитатели и педагоги общеобразовательных учреждений  «Кормушка» - изготовление кормушек, подкормка птиц в зимнее время года и проведение мероприятий ко «Дню птиц». Каждый год в течении 5 лет дети дошкольного возраста изготавливают кормушки, развешивают их на деревьях, окнах и в холодное время года подкармливают птиц, на базе ДДЮТ и в дошкольных образовательных учреждениях проводим блок занятий на которых знакомим детей с видами птиц, их жизнью, проходят развлекательные мероприятия на которых дети участвуют в конкурсах, рассказывают стихи и поют песни о птицах. За это время в данных мероприятиях приняли участие 13 коллективов ДДЮТ и 7 дошкольных образовательных учреждений.
Экол. Акции/года 2007 2008 2010 2013 2014 2015 2016 Береги те ель. 9 чел 21 чел 43 чел 156 чел 542 чел 697 чел. Корму шка 2 обр.учр. 4 обр.учр. 7 обр.учр. 11 обр. учр. Совместно с театральной студией Дворца были организованны и проведены театрализованные познавательные программы ко всемирном дням Земли и Воды. С каждым годов охват детей посетивших данные программы растет. В 2009 году 45 воспитанников дошкольных учреждений посмотрели программы, а в 2012 году их число возросло до 380 человек. В 2011 году на базе ДДЮТ было организованно и работает проектно-исследовательское общество «Юные Творцы» для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Работа общества ведется по трем секциям, в том числе в секции Экология. Ребята создают исследовательские проекты, защищают их и участвуя в конференциях. Наиболее яркие проекты : «В лесу родилась елочка»- МБДОУ «ДСОВ № 75», «Жизнь леса зимой» Зорина Марина МБОУ СОШ № 8, «Маленькой елочке холодно зимой» МБДОУ «ДСОВ № 39», «Сохраним лесную красавицу» ученики 1Б класса МБОУ СОШ № 45 Вторая ступень (воспитанники 2 и 3 годов обучения) ориентирована на детей среднего школьного возраста. Для них разработана образовательная программа «Школьное лесничество». Ребята изучают природу родного края, проходят летние практикумы на базе «Падунского лесхоза». Воспитанники этого коллектива ежегодно ездят на Областной слет Школьных лесничеств. Кроме этого во Дворце детского и юношеского творчества проводятся, ставшие традиционными конкурсы рисунков и декоративно-прикладного творчества на экологическую тему:  конкурс рисунков и декоративно-прикладного творчества «Братск: вчера, сегодня, завтра»- наш город глазами детей. На конкурс за 5 лет было представлено 490 работ разных техник исполнения: рисунки, панно из соленого теста, пластилина, аппликации, лоскутная пластика.  конкурс фотографий и рассказов о животных «Мы в ответе за тех, кого приручили»- 434 ребят представили фотографии и рассказы о своих любимцах в течении последних 8 лет.  конкурс рисунков «Наша планета пока что жива, но без защиты погибнет она…» конкурс рисунков, за два года приняли участие 461 человек из разных образовательных учреждений города.  В этом году организован новый конкурс «Сохраним лес живым». Ребята изготавливают листовки в защиту леса от пожара. В конкурсе приняли участие 148 ребят из разных образовательных учреждений города Конкурсы/г ода 2008 2010 2013 2014 2015 2016 «Братск: вчера, сегодня, завтра» 46 работ 70 работ 87 работ 120 работ 167 работ « М ы в ответе за тех, кого приручили» 48 работ 94 работы 125 работ 167 работ «Наша планет а п о ка что жива, но без защиты погибнет она…» 53 работы 178 работ 230 работ В данных мероприятиях участвовали 19 учреждений дошкольного образования и 10 общеобразовательных учреждений Падунского и Правобережных округов. Третья ступень (третий и последующие года, одаренные дети) экологического образования включает в себя научно-исследовательскую работу в исследовательском обществе «Юный исследователь» и рассчитана на ребят старшего школьного возраста. Ребята делают исследовательские работы и выступают с докладами на конференциях. Наши воспитанники участвуют в конкурсах, конференциях, семинарах, слетах разного уровня по экологическому направлению:  В городской научно-практических конференциях «Природа: проблемы, поиск, решения», «Аксиомы биологии»  В городском конкурсе «Экология глазами детей» в номинации «Вторая жизнь отходов»
 В Международном школьном проекте использование ресурсов и энергии, семинар «Образование школьников в области климата и энергии», семинар «Семь шагов к экологически устойчивой школе» в рамках Международной программы «Эко-школа/Зеленый флаг»  В Региональном заочном фотоконкурсе «Берегите лесную красавицу», проводимый в рамках акции «ЕЛЬ».  В заочном конкурсе "Сохраним лес живым", проводимый в рамках Всемирного дня защиты окружающей среды и приуроченном к пожароопасному периоду.  В Областном экологическом конкурсе творческих работ «Дети о лесе».  Во Всероссийском конкурсе научно-исследовательских и творческих работ молодежи – Всероссийском молодежном форуме по проблемам культурного наследия, экологии и безопасности жизнедеятельности «ЮНЭСКО-2010» «ЮНЭСКО - 2011» В прошлом году организованны формы работы с родителями: экологические стенды, информационные проспекты, выпуск буклетов, плакатов. Сейчас продолжается работа по экологическому направлению. Готовятся работы на участие в Областной экологический конкурс творческих работ «Дети о лесе», планируется провести в марте этого года конференцию «Весеннее настроение», в апреле конкурс фоторабот и рассказов о животных, экологические акции «Кормушка» приуроченная ко всемирному Дню птиц, «Без чистой воды ни туды, ни сюды…» в рамках всемирного дня воды, «Богатство земли родного края» игровая программа ко всемирному дню Земли, «Сохраним лес живым» в рамках Всемирного дня защиты окружающей среды и приуроченном к пожароопасному периоду.


В раздел образования