Научные взгляды Жана-Этьена Эскироля на умственную отсталость
Автор: Рогалева Оксана Олеговна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: Центр интеллектуального развития "Менар" Населённый пункт: город Новосибирск Наименование материала: Научная статья Тема: Научные взгляды Жана-Этьена Эскироля на умственную отсталость Раздел: среднее профессиональное
Научные взгляды Жана-Этьена Эcкироля на умственную
отсталость.
Рогалева Оксана Олеговна / Rogaleva Oksana Olegovna – учитель-
олигофренопедагог.
Центр интеллектуального развития «Менар», г. Новосибирск
Аннотация : в статье освещаются прогрессивные научные взгляды
Жана-Этьена Эскироля на умственную отсталость и анализируется его
вклад в развитие современной науки.
Abstract : in the article highlights the progressive scientific views Jean-
Étienne
Dominique Esquirol
on
mental
retardation
and
analyzed
its
contribution to the development of modern science.
Ключевые
слова
:
умственная
отсталость,
история
изучения
умственной отсталости, Жан-Этьен Эскироль.
Keywords
:
mental
retardation,
history
of
the
study
of
mental
retardation, Jean-Étienne Dominique Esquirol.
Выдающийся ученый Жан-Этьен Доминик Эскироль родился в 1772
году
в
Тулузе
(Франция).
Эскироль
был
учеником
Филиппа
Пинеля,
знаменитого
французского
психиатра,
освободившего
пациентов
психиатрических
лечебниц
от
цепей
и
объявившего
принцип
«долой
притеснения!».
Эскироль
продолжил
дело
своего
наставника.
Он
неустанно работал над улучшением условий содержания душевнобольных,
боролся
за
ликвидацию
жестоких
способов
лечения
и
призывал
к
гуманному обращению с аномальными лицами. Эскиролем было создано
первое научное пособие по психиатрии «О душевных болезнях». Научная
деятельность
Жана-Этьена
Эскироля
вдохновила
многих
ученых
того
времени, а его вклад в развитие науки не забыт по сей день.
Эскироль стал одним из первых врачей, посвятивших свою научную
деятельность
изучению
слабоумия.
Эскиролем
был
предложен
термин
«умственная
отсталость»
и
созданы
различные
классификации
этого
состояния.
До
Эскироля
в
науке
не
существовало
четкой
границы
между
врожденным
и
приобретенным
слабоумием.
Эскироль
сформулировал
мысль
о
двух
особых
состояниях
:
«аменции»
и
«деменции».
Он
предполагал, что аментное слабоумие является врожденным.
Эскироль
сравнивал развитие умственных способностей таких больных с жизнью
нищего человека, который никогда не был богат. Их психические функции
не были сформированы с рождения и не развивались в процессе жизни.
Течение «деменции», напротив, напоминало ученому медленное разорение
богача. Полноценное психическое развитие таких пациентов постепенно
угасало и превращалось в слабоумие.
Эскироль одним из первых классифицирует отклоняющееся развитие
по
степени
выраженности
психического
дефекта.
Ученый
разделил
слабоумных на идиотов, имбецилов и умственно отсталых. В дальнейшем,
им
была
создана
более
детальная
классификация
слабоумия,
которая
основывалась на уровне речевого развития больных и включала в себя пять
групп. Так, больные, хорошо владеющие речью и обладающие высоким
уровнем ее понимания, были названы «имбециликами первой степени». К
«имбециликам
второй
степени»
относились
люди,
понимающие
обращенную к ним речь, но имеющие очень бедный словарный запас.
Слабоумные, пользующиеся только короткими фразами, были отнесены
Эскиролем к «идиотам первой степени», а пациенты, чья речь состояла из
несвязных выкриков, назывались «идиотами второй степени». Безречевые
больные были причислены к последней, пятой группе, которая получила
название «идиоты третьей степени».
Эскироль
упорно
трудился
над
созданием
универсального
определения
слабоумия,
постоянно
изучал
отдельные
его
симптомы.
Наблюдение за пациентами помогло Эскиролю расширить представления о
слабоумии. Он пришел к выводу, что один лишь речевой признак не может
быть
основанием
для
правильной
градации
психических
расстройств.
Давая оценку потенциальным возможностям больных, Эскроль создает
следующую классификацию :
1.
Послушные, уравновешенные субъекты, способные овладеть
небольшим объемом знаний ;
2.
Субъекты
с
неустойчивым
поведением
и
неравномерным
развитием способностей.
Учение Эскироля о слабоумии послужило стимулом к появлению
новых психиатрических исследований. Эскироль доказал, что слабоумные
не являются однородной группой. Он обратил внимание на тот факт, что у
каждого больного разные возможности и перспективы развития.
Благодаря
Эскиролю,
изучение
умственной
отсталости
стало
актуальной
психолого-педагогиче ской
проблемой
буд у щ е го .
Прогрессивные
взгляды
ученого
изменили
ход
современной
науки
и
отношение
общества
к
лицам
с
физическими
и
психическими
недостатками.
Главная
заслуга
Эскироля
состоит
в
том,
что
на
сегодняшний день, люди с умственной отсталостью больше не кажутся
безнадежными и имеют все шансы для успешной социальной адаптации и
самореализации в обществе.
Литература
1.
Замский Х.С. – История олигофренопедагогики. – М. :
Просвящение, 1980. – 398 с.