Напоминание

Научные взгляды Жана-Этьена Эскироля на умственную отсталость


Автор: Рогалева Оксана Олеговна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Центр интеллектуального развития "Менар"
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: Научная статья
Тема: Научные взгляды Жана-Этьена Эскироля на умственную отсталость
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Научные взгляды Жана-Этьена Эcкироля на умственную

отсталость.
Рогалева Оксана Олеговна / Rogaleva Oksana Olegovna – учитель- олигофренопедагог. Центр интеллектуального развития «Менар», г. Новосибирск
Аннотация :
в статье освещаются прогрессивные научные взгляды Жана-Этьена Эскироля на умственную отсталость и анализируется его вклад в развитие современной науки.
Abstract : in the article highlights the progressive scientific views Jean-

Étienne

Dominique Esquirol

on

mental

retardation

and

analyzed

its

contribution to the development of modern science.

Ключевые

слова

:

умственная

отсталость,

история

изучения

умственной отсталости, Жан-Этьен Эскироль.

Keywords

:

mental

retardation,

history

of

the

study

of

mental

retardation, Jean-Étienne Dominique Esquirol.
Выдающийся ученый Жан-Этьен Доминик Эскироль родился в 1772 году в Тулузе (Франция). Эскироль был учеником Филиппа Пинеля, знаменитого французского психиатра, освободившего пациентов психиатрических лечебниц от цепей и объявившего принцип «долой притеснения!». Эскироль продолжил дело своего наставника. Он неустанно работал над улучшением условий содержания душевнобольных, боролся за ликвидацию жестоких способов лечения и призывал к гуманному обращению с аномальными лицами. Эскиролем было создано первое научное пособие по психиатрии «О душевных болезнях». Научная деятельность Жана-Этьена Эскироля вдохновила многих ученых того времени, а его вклад в развитие науки не забыт по сей день.
Эскироль стал одним из первых врачей, посвятивших свою научную деятельность изучению слабоумия. Эскиролем был предложен термин «умственная отсталость» и созданы различные классификации этого состояния. До Эскироля в науке не существовало четкой границы между врожденным и приобретенным слабоумием. Эскироль сформулировал мысль о двух особых состояниях : «аменции» и «деменции». Он предполагал, что аментное слабоумие является врожденным. Эскироль сравнивал развитие умственных способностей таких больных с жизнью нищего человека, который никогда не был богат. Их психические функции не были сформированы с рождения и не развивались в процессе жизни. Течение «деменции», напротив, напоминало ученому медленное разорение богача. Полноценное психическое развитие таких пациентов постепенно угасало и превращалось в слабоумие. Эскироль одним из первых классифицирует отклоняющееся развитие по степени выраженности психического дефекта. Ученый разделил слабоумных на идиотов, имбецилов и умственно отсталых. В дальнейшем, им была создана более детальная классификация слабоумия, которая основывалась на уровне речевого развития больных и включала в себя пять групп. Так, больные, хорошо владеющие речью и обладающие высоким уровнем ее понимания, были названы «имбециликами первой степени». К «имбециликам второй степени» относились люди, понимающие обращенную к ним речь, но имеющие очень бедный словарный запас. Слабоумные, пользующиеся только короткими фразами, были отнесены Эскиролем к «идиотам первой степени», а пациенты, чья речь состояла из несвязных выкриков, назывались «идиотами второй степени». Безречевые больные были причислены к последней, пятой группе, которая получила название «идиоты третьей степени».
Эскироль упорно трудился над созданием универсального определения слабоумия, постоянно изучал отдельные его симптомы. Наблюдение за пациентами помогло Эскиролю расширить представления о слабоумии. Он пришел к выводу, что один лишь речевой признак не может быть основанием для правильной градации психических расстройств. Давая оценку потенциальным возможностям больных, Эскроль создает следующую классификацию : 1. Послушные, уравновешенные субъекты, способные овладеть небольшим объемом знаний ; 2. Субъекты с неустойчивым поведением и неравномерным развитием способностей. Учение Эскироля о слабоумии послужило стимулом к появлению новых психиатрических исследований. Эскироль доказал, что слабоумные не являются однородной группой. Он обратил внимание на тот факт, что у каждого больного разные возможности и перспективы развития. Благодаря Эскиролю, изучение умственной отсталости стало актуальной психолого-педагогиче ской проблемой буд у щ е го . Прогрессивные взгляды ученого изменили ход современной науки и отношение общества к лицам с физическими и психическими недостатками. Главная заслуга Эскироля состоит в том, что на сегодняшний день, люди с умственной отсталостью больше не кажутся безнадежными и имеют все шансы для успешной социальной адаптации и самореализации в обществе.
Литература

1. Замский Х.С. – История олигофренопедагогики. – М. : Просвящение, 1980. – 398 с.


В раздел образования