Автор: Османов Марлен Шевхивич
Должность: студент-бакалавр
Учебное заведение: ГБОУВО РК КИПУ имени Февзи Якубова
Населённый пункт: Республика Крым, г. Симферополь
Наименование материала: Статья
Тема: Способы обеспечения экологической безопасности автотранспортных средств
Раздел: высшее образование
Способы обеспечения экологической безопасности автотранспортных
средств
1.
Проблемы
обеспечения
экологической
безопасности
автотранспорта
Негативные последствия функционирования транспорта обусловливают
необходимость
усиления
работы
по
охране
окружающей
среды
и
природопользованию как со стороны государства, так и общественности в
аспекте
широкомасштабной
политики
экологической
безопасности.
Под
экологической
безопасностью
принято
понимать
процесс
обеспечения
защищенности жизненно важных интересов не только отдельного человека, но
и всего общества в целом от угроз, создаваемых антропогенным или
естественным воздействием на окружающую среду. Ключевыми проблемами
обеспечения экологической безопасности на транспорте являются защита от
загрязнения атмосферного воздуха, водных объектов, земельных ресурсов и
недр,
защита
от
транспортного
шума,
предупреждение
экологических
последствий
чрезвычайных
ситуаций
и
катастроф,
снижение
ущерба
природным ресурсам, в первую очередь биологическим, сохранение качества
природной
среды,
обеспечивающее
процессы
саморегулирования
и
самоочищения от вредных для нее веществ.
Выбросы ВВ по видам автотранспорта в крупных городах (10 млн.
населения).
2. Меры по предотвращению вредного воздействия транспорта на ОС
Политика экологической безопасности реализуется путем проведения
комплекса природоохранных мер, направленных на повышение экологических
характеристик подвижного состава и инфраструктуры транспорта. Эти меры по
направлениям
деятельности
подразделяются
на
четыре
группы:
организационно-правовые,
архитектурно-планировочные,
конструкторско-
технические, эксплуатационные.
Организационно-правовые
мероприятия
включают
формирование
нового
эколого-правового
мировоззрения,
эффективную
реализацию
государственной
экологической
политики,
создание
современного
экологического законодательства и нормативно-правовой базы экологической
безопасности,
а
также
меры
государственного,
административного
и
общественного контроля за выполнением функций по охране природы. Они
направлены на разработку и исполнение механизмов экологической политики,
природоохранного законодательства на транспорте, экологических стандартов,
норм, нормативов и требований к транспортной технике, топливно-смазочным
материалам, оборудованию, состоянию транспортных коммуникаций и других.
Архитектурно-планировочные
мероприятия
обеспечивают
совершенствование
планирования
всех
функциональных
зон
города
(промышленной, селитебной - предназначенной для жилья, транспортной,
санитарно-защитной, зоны отдыха и др.) с учетом инфраструктуры транспорта и
дорожного
движения,
разработку
решений
по
рациональному
землепользованию
и
застройке
территорий,
сохранению
природных
ландшафтов, озеленению и благоустройству.
Конструкторско-технические
мероприятия
позволяют
внедрить
современные инженерные, санитарно-технические и технологические средства
защиты окружающей среды от вредных воздействий на предприятиях и
объектах транспорта, технические новшества в конструкции подвижного
состава.
Эксплуатационные
мероприятия
осуществляются
в
процессе
эксплуатации транспортных средств и направлены на поддержание их
состояния на уровне заданных экологических нормативов за счет технического
контроля и высококачественного обслуживания.
Перечисленные группы мероприятий реализуются независимо друг от
друга и позволяют достичь определенных результатов. Но комплексное их
применение обеспечит максимальный эффект.
МЕРЫ
ПО
ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ
ОТРИЦАТЕЛЬНОГО
ВОЗДЕЙСТВИЯ ТРАНСПОРТА НА ОС
совершенствование структуры парков подвижного состава;
преимущественное
развитие
в
городах
малотоксичных
видов
транспорта (метро, скоростной трамвай, городские железные дороги
облегченного типа) и применение экологически чистых видов
топлив;
расширение использования городского автобусного сообщения;
совершенствование транспортной планировки городов;
организация дорожного движения;
улучшение ТО и Р;
контроль технического состояния транспортных средств;
ввод системы сертификации.
3. Методы снижения токсичности отработавших газовавтотранспорт
токсичность
Различают два основных метода снижения уровня токсичности вредных
выбросов.
Первичный метод - основан на снижении содержания в остаточных газах
СО, СН, NOx внутри рабочего цилиндра, т.е. за счет оптимизации рабочего
процесса. Сюда входит и использование альтернативных топлив и организация
рабочего процесса, регулировки, применение различных добавок к топливам и
т.д.
Вторичный метод - направлен на удаление вредных примесей уже на
выходе
из
цилиндра
двигателя,
каталитическое
обезвреживание
ОГ,
включающее фильтрацию от сажи и аэрозолей на пористых материалах с
периодической термической регенерацией фильтра, каталитическое дожигание
газообразных продуктов неполного сгорания на медно-хромовых, палладиевых
и др. катализаторах, селективное каталитическое восстановление окиси азота
аммиаком, улавливание SO
2
в режиме конденсации при охлаждении газов ниже
точки росы и многое другое.
Конечно, целесообразно использовать эти два метода совместно, чтобы
повысить эффективность очистки. Мероприятия по сокращению вредных
примесей в ОГ основываются на использовании в конструкции и системе
управления
карбюраторных
двигателей
известных
зависимостей
между
составом рабочей смеси и вредных компонентов в ОГ. Оптимальным по
большинству показателей (СО, Be, СН, NOx и Ре) является является)
стехиометрическое сгорание (а=1). При а=1 значительно сокращается в ОГ
содержание СО и СН при незначительном ухудшении экономичности и
мощности. Недостатком является возрастание содержания NO*. Мероприятия
по улучшению экологических показателей карбюраторных двигателей сводятся
к следующему:
Обеспечение их работы в зоне стехиометрического состава рабочей смеси
в комбинации с различными мерам ко сохранению состава NOx в ОГ
(катализаторы).
Конструктивные изменения двигателей, обеспечивающих работу при
сверхбедных смесях.
Различные
конструктивные
изменения,
связанные
с
исключением
испарения топлива, выбросов картерных газов и т.д. Существенное улучшение
экологических характеристик двигателей основывается на их конструктивном
совершенствовании, оборудовании средствами контроля управления составом
ОГ, управлении впрыском топлива. Замкнутая система вентиляции картера
начала применяться с 1963 г. на всех моделях легковых автомобилей. Контроль
выхлопных
газов
как
элемент
конструкции
автомобиля
получил
распространение с 1966г. и включал основные способы.
Подача с помощью специального насоса дополнительного воздуха в
выхлопной коллектор с целью дожигания вредных примесей. Этот способ
сокращает содержание СО и СН в остаточных газах. Конструктивные
изменения двигателя улучшают процесс сгорания: изменение КС и поршня,
автомата подогрева всасываемого воздуха при холодном двигателе, снижение
степени сжатия (г), применение свечей со сдвоенным электродом и др.
Регулирование продолжительности зажигания, влияющей на температуру в КС.
Понижение температуры сокращает содержание NOx в выхлопных газах.
Сокращение испаряемости топлива из бака конструктивно решается путем
отбора паров бензина из бака и направления их через обратный клапан и фильтр
в карбюратор.
Улучшение контроля по NOx сводится в основном к рециркуляции ОГ.
При этом часть ОГ после их охлаждения в змеевике направляется во
всасывающий коллектор, в котором смешивается с рабочей смесью. Это
снижает температуру в камере сгорания и количество NOx в выхлопных газах.
Особенностью этой системы является применение простейшего бортового
компьютера, который получает сигналы о скорости автомобиля и температуре
охлаждения жидкости.
При учёте трех основных токсичных компонентов, содержащихся в
выхлопных газах дизелей, их доля к суммарной токсичности.
№ Мероприятия по
снижению токсичности
ОГ
Окиси
углерода,
%
Углеводороды,
%
Окислы
азота, %
Мощность
двигателя,
%
Расход
топлива,
%
1
2
3
4
5
6
7
1.
Применение
диагностических
комплексов
нор.
нор.
нор.
нор.
-10…30
2.
Работа на экономичных
скоростях и режимах
(профессиональное
мастерство)
нор.
нор.
нор.
нор.
-15…20
3.
Уменьшение угла
опережения зажигания
нор.
-15...25
-20…60
-
нор.
(впрыска) топлива.
4.
Рециркуляция
отработавших газов (до
15…20 %)
нор.
нор.
-35…40
нор.
нор.
5.
Автоматическое
отключение привода
вентилятора
нор.
нор.
нор.
нор.
-10…20
6.
Индивидуальная
регулировка системы
холостого хода
карбюратора
-30
-30
нор.
нор.
нор.
7.
Повышение частоты
вращения коленчатого
вала на режиме
холостого хода
-10
-10
нор.
нор.
+5…10
8.
Обеднение главной
дозирующей системы
карбюратора (α=1.05…
1.15)
-40
-15
-30
-8…10
-5…10
9.
Прогрев воздуха перед
карбюратором
нор.
умен.
+
нор.
нор.
10
Подогрев горючей смеси
-40
-40
+40
нор.
нор.
11
Увеличение зазора
между электродами
свечей зажигания
нор.
-30
нор.
нор.
нор.
12
Установка оптимальных
углов опережения
зажигания
нор.
-30
-20
нор.
нор.
13
Применение
электронной системы
зажигания
нор.
нор.
нор.
нор.
умен.
14
Замкнутая система
вентиляции картера
нор.
-30
нор.
нор.
5…6
15
Применение
нейтрализаторов-
катализаторов тройного
действия.
-90
-90
-76
-7…8
5…6
16
Впрыск воды (водяного
пара) до 8…10 % или
применение
воднотопливных
эмульсий
-30…33
+200
-20…50
нор.
нор.
17
Форкамерно-факельное
зажигание или
расслоение заряда.
-30
-15
-30
нор.
нор.
18
Конструкция камеры
сгорания (Fкс/Vкс)
нор.
-35...50
-10…15
нор.
нор.
19
Применение регулятора
разрежение (ЭПХХ) или
выключение подачи
топлива на ПХХ
нор.
-30...40
нор.
нор.
-3…5
20
Впрыск бензина
-10
-10
нор.
нор.
нор.
21
Совершенствование
системы уплотнения
«стержень - клапан -
направляющая втулка»
-15
-32..40
-7
нор.
нор.
22
Применение
Уменьшение сажи до 90 %
антидымных присадок
23
Использование
газообразных
углеводородных топлив
-100
-50
нор.
нор.
нор.
24
Применение водорода
отс.
отс.
+30
-20
-20…30
25
Применение наддува
-20
-30
+60
+30
+20
26
Теплоизоляция стенок
камеры сгорания
-60
-50
+40
-30
-10
27
Применение четырех и
более клапанов на один
цилиндр
-60
-20
-20
+15
-10
28
Повышение степени
сжатия с 9.5 до 12
нор.
-25
+100
+25
-15
29
Много искровые
зажигания или установка
более одной свечи
зажигания
нор.
-20
-25
нор.
нор.
30
Изменение
гидродинамического
состояния горючей
смеси
-9
нор.
нор.
-5
+9
31
Дожигание ОГ путем
нагнетания воздуха во
впускной тракт
-50
-50
нор.
нор.
нор.
32
Применение в дизелях
двухфазного
смесеобразования
(газодизели)
-150
-180
-350
+9
нор.
33
Отключение цилиндров
-15…25
-30...40
+5…15
-10…15
-10…20
34
Применение
антидетонатора - этил-
трет-бутилового эфира
или применение
неэтилированного
бензина
Уменьшается содержание свинца и его соединений