Напоминание

"Формирование словаря у детей с общим недоразвитием речи через проектную деятельность"


Автор: Шмырева Елена Александровна
Должность: воспитатель группы компенсирующей направленности для детей с ОНР
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 10 "Белочка"
Населённый пункт: город Кулебаки, Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование словаря у детей с общим недоразвитием речи через проектную деятельность"
Дата публикации: 25.01.2023
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Формирование словаря у детей с общим недоразвитием речи через

проектную деятельность»

Дошкольный возраст - период быстрого развития словаря. Его рост

находится в зависимости от условий жизни и воспитания.

Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного

накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и

формирование умения использовать их в конкретных условиях общения.

Словарная работа в детском саду – это планомерное расширение активного

словаря детей за счёт незнакомых или трудных слов (постоянное пополнение

словарного запаса у дошкольников).

Выделяют четыре основные задачи словарной работы в детском саду:

а) обогащение словаря

б) уточнение словаря

в) активизация словаря

г) устранение нелитературных слов, перевод их в пассивный словарь.

Однако важно не само по себе количественное накопление словаря, а его

качественное развитие - развитие значения слов.

Словарная работа с детьми направлена, с одной стороны, на расширение

их пассивного и активного словаря, на углубление понимания смысла слов; с

другой стороны, на овладение умением четко выражать свои мысли и в

дальнейшем использовать усвоенные слова для построения связного

высказывания.

Одним из принципов обогащения словаря дошкольников является связь

содержания словарной работы с постепенно развивающимися

возможностями познания ребенком окружающего мира.

Словарная работа, проводимая в детском саду, имеет огромное значение

для развития ребенка:

а) овладение словарём является признаком хорошо развитой речи, что

способствует улучшению общения ребенка с другими людьми;

б) делает ребенка успешнее, богатый словарный запас является показателем

высокого уровня умственного развития ребёнка;

в) усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений,

формирования понятий, развития содержательной стороны мышления.

г) своевременное развитие словаря – один из важных факторов подготовки к

школьному обучению.

Одной

из

главных

задач

словарной

работы

является

обогащение,

расширение и активизация словарного запаса, основу которого составляет

введение

в

языковое

сознание

ребенка

тематических

групп

слов,

синонимических рядов, антонимических пар, многозначных слов.

Основными средствами обогащения словаря детей, как рекомендует

методика, остаются:

а)

чтение

художественной

литературы

и

активное

обсуждение

прочитанного произведения;

б) дидактические игры и упражнения.

Актуальность

В настоящее время значимой проблемой является развитие словарного

запаса детей с общим недоразвитием речи (далее ОНР).

Актуальность данной темы обусловлена тем, что развитие запаса слов у

детей – одна из важнейших задач воспитания. Уточнение и расширение

словарного запаса играет большую роль и в развитии логического

мышления, так: чем богаче словарь ребенка, тем точнее он мыслит, тем

лучше развита его речь. Поэтому развитие словаря необходимо для

формирования

всесторонне

развитой

личности,

подготовки

детей

к

предстоящему школьному обучению, а также повышению уровня общения в

коллективе.

Увеличение словарного запаса влечет за собой развитие интеллекта,

внимания, воображения и восприятия. Ребенок с богатым словарным

запасом легче общается с окружающими, лучше адаптируется в обществе и

реализуется в жизни. Поэтому развивать активный словарь необходимо в

дошкольном детстве для успешной реализации в будущем.

К психолого-педагогической характеристика детей с ОНР относится:

позднее начало развития речи, замедленный темп речевого развития,

ограниченный, не соответствующий возрасту словарный запас, нарушение

формирования грамматического строя речи, нарушение звукопроизношения

и фонематического восприятия.

Н.В. Нищева отмечает, что несмотря на значительный количественный

рост словарного запаса, специальное обследование лексических значений

позволяет выявить ряд специфических недочетов:

а) полное незнание значений ряда слов (болото, озеро, ручей, петля,

бретельки, локоть, ступня, беседка, веранда, подъезд и др.),

б) неточное понимание и употребление ряда слов (подшивать - зашивать

- кроить, подрезать - вырезать).

в)

замена

названия

части

предмета

названием

целого

предмета

(циферблат – «часы», донышко – «чайник»);

г) подмена названий профессий названиями действия (балерина – «тетя

танцует», певец – «дядя поёт» и т. п.);

д) замена видовых понятий родовыми и наоборот (воробей – «птичка»),

е)

взаимозамещение

признаков

(высокий,

широкий,

длинный

«большой», короткий - «маленький»).

Для детей с общим недоразвитием речи характерна стереотипность и

шаблонность подбора слов, индивидуальная неразличимость высказываний

(лекарства продают в магазине). В игровой ситуации у дошкольников с ОНР

лексическая

недостаточность

проявляется

в

бедности

и

недифференцированности словарного запаса, недостаточности глагольного

словаря, заменах слов по сходству объектов, неправильном употреблении

или незнании отдельных слов.

Словарный запас - это тот строительный материал, который может

служить целям общения и познания действительности. Поэтому, что бы у

ребёнка активный словарь был хорошо развит, следует расширять контакты

ребенка с окружающим его социумом. Эту задачу хорошо решает такая

педагогическая технология (методика), как «метод проектов» (проектная

деятельность),

при

реализации

которой

одновременно

совершается

коррекция как речевой, так и познавательной деятельности.

Ожидаемые результаты.

1. Увеличился объем словарного запаса детей.

2. Словарный запас пополнился словами определениями.

3. Умение оперировать словом, выделять его смысловую сторону.

4. Произошли качественные изменения в развитии связной речи детей: речь

стала более плавной, эмоционально окрашенной.

5. Оказало положительное влияние на развитие устной монологической речи

дошкольников.



В раздел образования