Автор: Шмырева Елена Александровна
Должность: воспитатель группы компенсирующей направленности для детей с ОНР
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 10 "Белочка"
Населённый пункт: город Кулебаки, Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование словаря у детей с общим недоразвитием речи через проектную деятельность"
Дата публикации: 25.01.2023
Раздел: дошкольное образование
«Формирование словаря у детей с общим недоразвитием речи через
проектную деятельность»
Дошкольный возраст - период быстрого развития словаря. Его рост
находится в зависимости от условий жизни и воспитания.
Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного
накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и
формирование умения использовать их в конкретных условиях общения.
Словарная работа в детском саду – это планомерное расширение активного
словаря детей за счёт незнакомых или трудных слов (постоянное пополнение
словарного запаса у дошкольников).
Выделяют четыре основные задачи словарной работы в детском саду:
а) обогащение словаря
б) уточнение словаря
в) активизация словаря
г) устранение нелитературных слов, перевод их в пассивный словарь.
Однако важно не само по себе количественное накопление словаря, а его
качественное развитие - развитие значения слов.
Словарная работа с детьми направлена, с одной стороны, на расширение
их пассивного и активного словаря, на углубление понимания смысла слов; с
другой стороны, на овладение умением четко выражать свои мысли и в
дальнейшем использовать усвоенные слова для построения связного
высказывания.
Одним из принципов обогащения словаря дошкольников является связь
содержания словарной работы с постепенно развивающимися
возможностями познания ребенком окружающего мира.
Словарная работа, проводимая в детском саду, имеет огромное значение
для развития ребенка:
а) овладение словарём является признаком хорошо развитой речи, что
способствует улучшению общения ребенка с другими людьми;
б) делает ребенка успешнее, богатый словарный запас является показателем
высокого уровня умственного развития ребёнка;
в) усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений,
формирования понятий, развития содержательной стороны мышления.
г) своевременное развитие словаря – один из важных факторов подготовки к
школьному обучению.
Одной
из
главных
задач
словарной
работы
является
обогащение,
расширение и активизация словарного запаса, основу которого составляет
введение
в
языковое
сознание
ребенка
тематических
групп
слов,
синонимических рядов, антонимических пар, многозначных слов.
Основными средствами обогащения словаря детей, как рекомендует
методика, остаются:
а)
чтение
художественной
литературы
и
активное
обсуждение
прочитанного произведения;
б) дидактические игры и упражнения.
Актуальность
В настоящее время значимой проблемой является развитие словарного
запаса детей с общим недоразвитием речи (далее ОНР).
Актуальность данной темы обусловлена тем, что развитие запаса слов у
детей – одна из важнейших задач воспитания. Уточнение и расширение
словарного запаса играет большую роль и в развитии логического
мышления, так: чем богаче словарь ребенка, тем точнее он мыслит, тем
лучше развита его речь. Поэтому развитие словаря необходимо для
формирования
всесторонне
развитой
личности,
подготовки
детей
к
предстоящему школьному обучению, а также повышению уровня общения в
коллективе.
Увеличение словарного запаса влечет за собой развитие интеллекта,
внимания, воображения и восприятия. Ребенок с богатым словарным
запасом легче общается с окружающими, лучше адаптируется в обществе и
реализуется в жизни. Поэтому развивать активный словарь необходимо в
дошкольном детстве для успешной реализации в будущем.
К психолого-педагогической характеристика детей с ОНР относится:
позднее начало развития речи, замедленный темп речевого развития,
ограниченный, не соответствующий возрасту словарный запас, нарушение
формирования грамматического строя речи, нарушение звукопроизношения
и фонематического восприятия.
Н.В. Нищева отмечает, что несмотря на значительный количественный
рост словарного запаса, специальное обследование лексических значений
позволяет выявить ряд специфических недочетов:
а) полное незнание значений ряда слов (болото, озеро, ручей, петля,
бретельки, локоть, ступня, беседка, веранда, подъезд и др.),
б) неточное понимание и употребление ряда слов (подшивать - зашивать
- кроить, подрезать - вырезать).
в)
замена
названия
части
предмета
названием
целого
предмета
(циферблат – «часы», донышко – «чайник»);
г) подмена названий профессий названиями действия (балерина – «тетя
танцует», певец – «дядя поёт» и т. п.);
д) замена видовых понятий родовыми и наоборот (воробей – «птичка»),
е)
взаимозамещение
признаков
(высокий,
широкий,
длинный
–
«большой», короткий - «маленький»).
Для детей с общим недоразвитием речи характерна стереотипность и
шаблонность подбора слов, индивидуальная неразличимость высказываний
(лекарства продают в магазине). В игровой ситуации у дошкольников с ОНР
лексическая
недостаточность
проявляется
в
бедности
и
недифференцированности словарного запаса, недостаточности глагольного
словаря, заменах слов по сходству объектов, неправильном употреблении
или незнании отдельных слов.
Словарный запас - это тот строительный материал, который может
служить целям общения и познания действительности. Поэтому, что бы у
ребёнка активный словарь был хорошо развит, следует расширять контакты
ребенка с окружающим его социумом. Эту задачу хорошо решает такая
педагогическая технология (методика), как «метод проектов» (проектная
деятельность),
при
реализации
которой
одновременно
совершается
коррекция как речевой, так и познавательной деятельности.
Ожидаемые результаты.
1. Увеличился объем словарного запаса детей.
2. Словарный запас пополнился словами определениями.
3. Умение оперировать словом, выделять его смысловую сторону.
4. Произошли качественные изменения в развитии связной речи детей: речь
стала более плавной, эмоционально окрашенной.
5. Оказало положительное влияние на развитие устной монологической речи
дошкольников.