Автор: Марта Сергеевна Шерстнева
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №132"
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: Консультацию для воспитателей
Тема: «Игровые технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста»
Дата публикации: 27.01.2023
Раздел: дошкольное образование
«Игровые технологии в экологическом
воспитании детей дошкольного
возраста»
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра-это огромное светлое
окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений,
понятий окружающего мира. Игра-это искра зажигающая огонёк пытливости и
любознательности».
В.А.Сухомлинский
Для повышения эффективности экологического образования используются разнообразные формы
и методы работы. Один из методов - это экологические игры.
Экологические игры бывают:
ролевые;
дидактические;
имитационные;
соревновательные;
игры-путешествия.
В экологических играх целесообразно применять наглядный художественно оформленный
материал, придумывать интересные игровые моменты, действия, занять всех детей решением
единой задачи. Можно прибегнуть к помощи сказочных героев, музыкального сопровождения.
Ролевые игры основаны на моделировании социального содержания экологической
деятельности, например игра «Строительство города».
Цель игры: формировать представление о том, что строительство может осуществляться только
при условии соблюдения экологических норм и правил.
Соревновательные игры стимулируют активность их участников в приобретении и демонстрации
экологических знаний, навыков, умений. К ним относятся: конкурсы, КВН, Экологическая
викторина, «Поле чудес» и т.д.
Успешно применяются в практике экологическом воспитании детей дошкольного возраста игры-
путешествия, в которых дети попадают на Северный полюс, на дно океана и т.д.
В работе с дошкольниками большое значение имеют дидактические игры: «Кто где живет?»,
«Летает, бегает, прыгает» (о приспособлении животных к среде обитания); «У кого какой дом» (об
экосистемах); «Живое - неживое», «Птицы-рыбы-звери».
Различные ботанические, зоологические - лото, пазлы, демонстрационные картины – учат детей
закреплять знания, систематизации объектов, формируя навык пользования моделями.
Игра доставляет большую радость ребёнку, потому что она даёт ему возможность активно
действовать. Очень нравятся дошкольникам игры в семейном кругу. В домашних условиях с
дошкольниками можно поиграть в словесно-дидактические игры. Они могут быть самыми
различными и вписываться в разнообразные бытовые ситуации. Важной особенностью таких игр
является возможность развивать с их помощью речь дошкольника и различные мыслительные
процессы, умение анализировать и описывать, учат детей обобщать явление, классифицировать
предметы, относить их к той или иной категории. («Когда это бывает?», «Что бывает круглое в
природе?», «Что это такое?», «Что третье?», «Назови одним словом»). Во всех случаях происходит
приятное общение и проникновение в мир интересов дошкольника.
В целях эффективности обучения детей были изготовлены пособия: лепбук «На лесной опушке и в
деревне у избушки». Игровое пособие может использоваться как для самостоятельной игры
детей, так и в ходе проведения игровых занятий. В группе оформляется Сезонное дерево, на
котором ребята совместно с воспитателем фиксируют сезонные изменения, тем самым выделяют
и анализируют основные признаки сезонных изменений.
Игровые технологии помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Как
показывает опыт, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни,
дошкольники легче усваивают материал любой сложности.
Практическая часть консультации с педагогами (экологические игры)
«Птицы, рыбы, звери»
Воспитатель бросает мяч ребёнку и произносит слово «птица». Ребёнок, поймавший мяч, должен
подобрать видовое понятие, например «воробей», и бросить мяч обратно. Следующий ребёнок
должен назвать птицу, но не повториться.
Аналогично проводится игра со словами «звери» и «рыбы».
«Воздух, земля, вода»
Воспитатель бросает мяч ребёнку и называет объект природы, например, «сорока». Ребёнок
должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребёнок отвечает «вода»,
на слово «волк» - «земля» и т.д.
Возможен и другой вариант игры: воспитатель называет слово «воздух». Ребёнок, поймавший
мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающее на земле: на слово «вода» -
обитателя рек, морей, озёр и океанов.
«Кто где живёт»
У воспитателя картинки с изображением животных, а у детей – с изображениями мест обитания
различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т.д.). Воспитатель показывает картинку
с изображением животного. Ребёнок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с его
картинкой, «поселить» у себя, показав карточку воспитателю.
«Летает, плавает, бегает»
Воспитатель показывает или называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить
способ передвижения этого объекта. Например: при слове «зайчик» дети начинают прыгать на
месте; при слове «карась» - имитируют плывущую рыбу; при слове «воробей» - изображают полёт
птицы.
Список использованных источников:
1. Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников: / С. Н. НиколаеваИзд.
Мозаика-синтез. Москва 2002г.
Интернет – источники:
1. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду Серия «Экологическое
воспитание в детском саду». [Электронный ресурс]:s.n-
nikoleva_programma_ehkologicheskogo_vospitanij.pdf(дата обращения: 22.01.2019).