Напоминание

«Игровые технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста»


Автор: Марта Сергеевна Шерстнева
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №132"
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: Консультацию для воспитателей
Тема: «Игровые технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста»
Дата публикации: 27.01.2023
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Игровые технологии в экологическом

воспитании детей дошкольного

возраста»

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра-это огромное светлое

окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений,

понятий окружающего мира. Игра-это искра зажигающая огонёк пытливости и

любознательности».

В.А.Сухомлинский

Для повышения эффективности экологического образования используются разнообразные формы

и методы работы. Один из методов - это экологические игры.

Экологические игры бывают:

ролевые;

дидактические;

имитационные;

соревновательные;

игры-путешествия.

В экологических играх целесообразно применять наглядный художественно оформленный

материал, придумывать интересные игровые моменты, действия, занять всех детей решением

единой задачи. Можно прибегнуть к помощи сказочных героев, музыкального сопровождения.

Ролевые игры основаны на моделировании социального содержания экологической

деятельности, например игра «Строительство города».

Цель игры: формировать представление о том, что строительство может осуществляться только

при условии соблюдения экологических норм и правил.

Соревновательные игры стимулируют активность их участников в приобретении и демонстрации

экологических знаний, навыков, умений. К ним относятся: конкурсы, КВН, Экологическая

викторина, «Поле чудес» и т.д.

Успешно применяются в практике экологическом воспитании детей дошкольного возраста игры-

путешествия, в которых дети попадают на Северный полюс, на дно океана и т.д.

В работе с дошкольниками большое значение имеют дидактические игры: «Кто где живет?»,

«Летает, бегает, прыгает» (о приспособлении животных к среде обитания); «У кого какой дом» (об

экосистемах); «Живое - неживое», «Птицы-рыбы-звери».

Различные ботанические, зоологические - лото, пазлы, демонстрационные картины – учат детей

закреплять знания, систематизации объектов, формируя навык пользования моделями.

Игра доставляет большую радость ребёнку, потому что она даёт ему возможность активно

действовать. Очень нравятся дошкольникам игры в семейном кругу. В домашних условиях с

дошкольниками можно поиграть в словесно-дидактические игры. Они могут быть самыми

различными и вписываться в разнообразные бытовые ситуации. Важной особенностью таких игр

является возможность развивать с их помощью речь дошкольника и различные мыслительные

процессы, умение анализировать и описывать, учат детей обобщать явление, классифицировать

предметы, относить их к той или иной категории. («Когда это бывает?», «Что бывает круглое в

природе?», «Что это такое?», «Что третье?», «Назови одним словом»). Во всех случаях происходит

приятное общение и проникновение в мир интересов дошкольника.

В целях эффективности обучения детей были изготовлены пособия: лепбук «На лесной опушке и в

деревне у избушки». Игровое пособие может использоваться как для самостоятельной игры

детей, так и в ходе проведения игровых занятий. В группе оформляется Сезонное дерево, на

котором ребята совместно с воспитателем фиксируют сезонные изменения, тем самым выделяют

и анализируют основные признаки сезонных изменений.

Игровые технологии помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Как

показывает опыт, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни,

дошкольники легче усваивают материал любой сложности.

Практическая часть консультации с педагогами (экологические игры)

«Птицы, рыбы, звери»

Воспитатель бросает мяч ребёнку и произносит слово «птица». Ребёнок, поймавший мяч, должен

подобрать видовое понятие, например «воробей», и бросить мяч обратно. Следующий ребёнок

должен назвать птицу, но не повториться.

Аналогично проводится игра со словами «звери» и «рыбы».

«Воздух, земля, вода»

Воспитатель бросает мяч ребёнку и называет объект природы, например, «сорока». Ребёнок

должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребёнок отвечает «вода»,

на слово «волк» - «земля» и т.д.

Возможен и другой вариант игры: воспитатель называет слово «воздух». Ребёнок, поймавший

мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающее на земле: на слово «вода» -

обитателя рек, морей, озёр и океанов.

«Кто где живёт»

У воспитателя картинки с изображением животных, а у детей – с изображениями мест обитания

различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т.д.). Воспитатель показывает картинку

с изображением животного. Ребёнок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с его

картинкой, «поселить» у себя, показав карточку воспитателю.

«Летает, плавает, бегает»

Воспитатель показывает или называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить

способ передвижения этого объекта. Например: при слове «зайчик» дети начинают прыгать на

месте; при слове «карась» - имитируют плывущую рыбу; при слове «воробей» - изображают полёт

птицы.

Список использованных источников:

1. Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников: / С. Н. НиколаеваИзд.

Мозаика-синтез. Москва 2002г.

Интернет – источники:

1. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду Серия «Экологическое

воспитание в детском саду». [Электронный ресурс]:s.n-

nikoleva_programma_ehkologicheskogo_vospitanij.pdf(дата обращения: 22.01.2019).



В раздел образования