Напоминание

Моделирование экспозиции музея истории Боровичского педагогического колледжа


Автор: Хорькова Лидия Вячеславовна
Должность: старший методист
Учебное заведение: ОГАПОУ "Боровичский педагогический колледж"
Населённый пункт: город Боровичи, Новгородской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Моделирование экспозиции музея истории Боровичского педагогического колледжа
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Моделирование экспозиции музея истории Боровичского педагогического

колледжа на основе анализа предметной среды музейных экспонатов,

относящихся к основным фондам
Научный руководитель: Хорькова Лидия Вячеславовна, старший методист областного государственного автономного профессионального образовательного учреждения Боровичский педагогический колледж, к.п.н., студент 5 курса, очная форма обучения, группа Р113, специальность 42.02.01 Реклама Никифорова Марина Сергеевна 2016 г.
Содержание Введение 3 1 Экспозиция музеев образовательных организаций 7 1.1 Музейные экспозиции 7 1.2 Типы и классификация музеев. Фонды музеев 12 1.3 Моделирование экспозиции музея истории образовательной организации на основе создания одного из его компонентов – информационной брошюры как разновидности рекламной продукции 16 2 Разработка рекламного продукта как компонента экспозиции музея истории Боровичского педагогического колледжа на основе анализа предметной среды музейных экспонатов, относящихся к основным фондам 21 2.1 Аналитическая оценка этапов развития музея истории Боровичского педагогического колледжа на основе характеристики образовательной организации 21 2.2 Особенности разработки информационной брошюры как составной части экспозиции музея истории колледжа на основе предварительного анализа предметной среды музейных экспонатов, относящихся к основным фондам 29 Заключение 36 Список литература 39 Приложение А 42 Приложение Б 43 Приложение В 44 Приложение Г 45
Введение Школьный музей или музей образовательного учреждения – это одно из ярких проявлений отечественной культуры и образования, эффективное средство обучения и воспитания, результат краеведческой работы студентов и педагогического коллектива. Чаще всего к идее создания музея приходят в процессе длительной поисково-исследовательской деятельности, когда накопленные материалы по истории города, края, села, улицы, образовательной организации требуют размещения. Музей образовательной организации – это особая культурно- образовательная среда, в основе которой лежит экспозиция музея как основная форма музейной коммуникации, образовательные и воспитательные цели которой осуществляются путём демонстрации музейных предметов. Главной особенностью музея образовательной организации является то, что это «музей для студентов и созданный руками студентов». Данное выражение подразумевает активное участие обучающихся (учащихся и студентов) во всех видах деятельности, связанных с моделированием экспозиции музея истории на основе предварительного анализа предметной среды музейных экспонатов, относящихся к его основным фондам. Высокий статус музею образовательной организации придаёт интеграция его в образовательный процесс через музейные уроки и учебные занятия, поисковую исследовательскую деятельность. Только в этом случае музей колледжа становится важной составляющей жизни образовательной организации, импульсом для личностно – ориентированного образования и воспитания будущих специалистов в атмосфере целенаправленной включенности в учебно - исследовательскую и научно - исследовательскую деятельность. Изучая опыт музееведческой деятельности образовательных организаций области, следует сделать вывод, что их музеи часто являются просто хранилищем музейных предметов, «шкатулкой» с древностями, так как
их основная функция - хранение музейных предметов и показ через представленную экспозицию. В таких музеях уменьшается количество посетителей, так как редко используются основные подходы к моделированию экспозиции музея. В связи с этим усиливается актуальность моделирования отдельных составных компонентов экспозиции музея истории образовательной организации на основе анализа предметной среды музейных экспонатов, относящихся к основным фондам. Проблемой научного поиска в данном исследовании является выявление возможностей разработки рекламного продукта как составного компонента моделирования экспозиции музея истории конкретной образовательной организации. В 2016-2017 учебном году состоится празднование юбилея - 100-летия со дня образования Боровичского педагогического колледжа, что является значимым событием для данной образовательной организации. Именно в этих условиях становится актуальной необходимость обновления экспозиции музея истории колледжа. Различные категории посетителей, посещая новую экспозицию, должны увидеть преемственность в традициях колледжа студентов разных поколений, инновационные достижения образовательной организации по ключевым направлениям деятельности структурных подразделений колледжа. Значимость исследуемой проблемы повышается, так как разработка одного из составных компонентов экспозиции музея истории Боровичского педагогиче ского колледжа возможна на о снове и с п о л ь з о в а н и я профессиональных ресурсов выпускников колледжа, подготовленных по специальности 42.02.01 Реклама. В соответствии с этим были определены основные компоненты исследования данной выпускной квалификационной работы. Объект: пространственно-содержательные аспекты моделирования музейной экспозиции образовательной организации. Предмет: особенности разработки информационной брошюры, как
составного компонента моделирования экспозиции музея истории Боровичского педагогического колледжа на основе анализа предметной среды музейных экспонатов, относящихся к основным фондам. Гипотеза: создание информационной брошюры об организации учебно- исследовательской деятельности студентов и научно-методической деятельности преподавателей колледжа позволит ввести в экспозицию музея истории Боровичского педагогического колледжа данный вид рекламный продукции, способствующий повышению познавательного интереса обучающихся к исследовательской деятельности. Цель: выявление на теоретическом и практико-ориентированном уровне особенностей создания информационной брошюры об учебно- исследовательской и научно – исследовательской деятельности студентов и преподавателей колледжа как одного из условий, способствующего повышению качества моделирования экспозиции музея истории Боровичского педагогического колледжа с учетом специфики данного направления в подготовке будущих специалистов среднего профессионального образования. Задачи:  изучить теоретические источники, отражающие разнообразные возможности формирования выставочных экспозиций музея;  разработать макет брошюры, отражающей особенности учебно- исследовательской и научно- исследовательской деятельности студентов и преподавателей ОГА ПОУ «Боровичский педагогический колледж» как составного компонента моделирования музея данной образовательной организации;  проанализировать эффективность созданного рекламного продукта на основе установления обратной связи при проведении анкетирования. В процессе написания дипломной работы были использованы следующие методы исследования: Теоретические методы: анализ и синтез для выявления особенностей информационной брошюры; моделирование для последующего определения
содержательных и технических аспектов данного вида рекламной продукции как составного компонента экспозиции музея истории образовательной организации. Эмпирические методы: проектирование макета рекламной продукции - информационной брошюры; анкетирование как вид обратной связи, позволяющий оценивать эффективность созданного компонента экспозиции музея образовательной организации. Этапы работы:  систематизация экспонатов музея истории Б о р о в и ч с ко го педагогического колледжа, относящихся к основным фондам;  представление отличительных особенностей данных экспонатов музея истории Боровичского педагогического колледжа;  разработка информационной брошюры об учебно- исследовательской и научно - исследовательской деятельности студентов и преподавателей колледжа;  установление обратной связи для получения информации о значимости представленной информационной брошюры как составного компонента экспозиции музея истории колледжа. Новизна исследования заключается в том, что в доступной для абитуриентов форме обобщена информация об учебно-исследовательской деятельности студентов ОГА ПОУ «Боровичский педагогический колледж» в виде информационной брошюры как составного компонента моделирования экспозиции музея истории образовательной организации. Практическая значимость заключается в том, что представление особенностей учебно – исследовательской деятельности студентов колледжа в рекламно – информационном продукте оказывает более эмоциональное воздействие на самоопределение и самореализацию будущих специалистов. Систематическое представление системы научно - исследовательской и учебно - исследовательской деятельности в разных видах рекламной продукции экспонатов позволит более целостно представить основные этапы развития и достижения колледжа в данном виде профессиональной подготовки.
1 Экспозиция музеев образовательных организаций 1.1 Музейные экспозиции Исторические экспозиции имеют целью возбудить интерес к истории своей Родины, способствовать популяризации исторических знаний, формированию научного мировоззрения, содействовать нравственному, политическому, эстетическому воспитанию. В каждой стране имеются свои особенности в построении исторических экспозиций. Они зависят от своеобразия исторического процесса, содержания музейных собраний и музееведческих решений. Однако основные проблемы выделяются и решаются этими музеями в одном направлении [12, с. 238]. Определим основные понятия, связанные с этой отраслью музейной деятельности, которую мы охарактеризуем как основную форму музейной коммуникации. Всякая целенаправленная демонстрация каких-либо предметов может быть названа экспозицией. Музейная экспозиция имеет свои особенности. Во - первых, в ней выставляются не предметы вообще, а музейные предметы, которые могут дать посетителю разнообразную информацию, возбудить чувство контакта с отраженными в них событиями, явлениями, оказать эмоциональное воздействие. Во – вторых, в основе музейных экспозиций лежит научная концепция, разработанная коллективом музея. Эта концепция определяет идейное содержание экспозиции, принципы отбора предметов из музейного собрания, их группировку, композицию, интерпретацию и, подчеркнем особо, обосновывает требования к художественным решениям, которые в музее имеют свои специфические черты. Знакомясь с музейной экспозицией, посетители музея, несмотря на различие в восприятии выставленных материалов, получают разнообразную информацию. Отвлекаясь от каждодневного труда, музейный зритель может также провести здесь свой досуг, рассматривая пребывание в музее как активный отдых и развлечение. Все
эти черты роднят музейные экспозиции с другими видами массовой коммуникации [12, c. 65]. В экспозиции музея музейные предметы представляют собой научно организованную совокупность, однако качественно иную по сравнению с музейным собранием или коллекцией. Музейные предметы, отражая, конечно, состав музейного собрания, служат раскрытию определенных тем. В организации выставленного материала учитывается восприятие музейного зрителя, характер информации, которую он может из него извлечь, возможность его использования для пропагандистской, учебной и воспитательной работы, для эстетического воздействия. Поэтому для экспонирования необходим тщательный отбор музейных предметов как источников информации, дополнительное целенаправленное изучение их с точки зрения аттрактивности и экспрессивности, определение их места в экспозиции и характера их художественного оформления, снабжение необходимыми пояснениями [13, c. 43]. Вместе с тем выставленные предметы должны быть отремонтированы, отреставрированы, подготовлены к долговременному пребыванию в музейных залах, отличающихся по условиям хранения от фондохранилищ. Так, музейный предмет из источника для добывания знаний превращается в активно воздействующий элемент экспозиции (передающий знания, возбуждающий эмоции) – музейный экспонат [4, с.78]. Имея в своей основе музейные предметы, экспозиция может включать и вспомогательные наглядные экспонаты - экспозиционный научно- вспомогательный материал, нужный для выполнения музеями образовательных и воспитательных функций (Некоторые музееведы предлагают термином «экспонат» обозначать лишь демонстрируемые музейные предметы). Постоянным спутником экспозиции является слово - письменные тексты разного характера и назначения (иногда они заменяются или дополняются фотоматериалами). Все эти элементы экспозиции называются экспозиционным материалом. Они группируются, организуются и размещаются в соответствии с
научной концепцией, задачами и тематикой экспозиции, с художественно- эстетическими требованиями. Совокупность взаимосвязанных и соподчиненных частей экспозиции составляют ее тематическую структуру. В соответствии с ней экспозиционные материалы объединяются в группы – экспозиционные комплексы, каждый из которых размещается на определенной, ограниченной экспозиционной площади и представляет собою тематическое и зрительное единство. Внутри каждого комплекса выставленные материалы как бы вступают во взаимодействие, «помогают» друг другу, могут взаимно подтвердить достоверность, содействовать выявлению заключенной в них информации, содержательных, а иногда и эстетических связей между разнородными предметами. Группировка, композиция и художественное оформление экспонатов может усилить, а в случае необходимости ослабить впечатление от каждого из них, поднять познавательную и эмоциональную ценность экспозиции. В экспозиции материал группируется по-разному. Он может воспроизводить (в определенном приближении) элементы реальной действительности (например, интерьер, ландшафтная диорама) или отражать ее при посредстве подбора музейных предметов, удостоверяющих эту действительность; можно размещать музейные предметы в определенной системе, способствующей их пониманию как продуктов труда, предметов искусства, объектов природы. Применение научно обоснованного, исходящего из содержания экспозиции, порядка группировки и организации экспозиционных материалов является методом построения экспозиции [20, c. 43]. Экспозиция располагается в специально отведенных для нее помещениях -экспозиционных залах. Они требуют не только особого оборудования и приспособлений для наиболее доступного осмотра. В них создается эстетически полноценная, эмоционально воздействующая среда, для чего используется целая система средств и приемов. Каждый элемент экспозиции,
каждая группа экспонатов и экспозиционный зал в целом получает свое, обусловленное содержанием архитектурно – художественное решение [15, c. 43]. Итак, музейная экспозиция - основная форма музейной коммуникации, образовательные и воспитательные цели которой осуществляются путем демонстрации музейных предметов, организованных, объясненных и размещенных в соответствии с разработанной музеем научной концепцией и современными принципами архитектурно-художественных решений [14, 32 c.]. Помимо постоянных музеев создаются и временные экспозиции – музейные выставки. Выставки – стационарные и передвижные - посвящаются актуальным вопросам современности - крупным политическим событиям, юбилеям, информации о текущем моменте. Они повышают доступность, общественную значимость музейных коллекций (выставки фондов), оперативно вводят в оборот научные достижения музея (отчеты по экспедициям, демонстрация реставрационных работ, новых поступлений). Временность выставок отражается на составе экспонатов. Здесь могут быть показаны музейные предметы, обычно не подлежащие экспонированию в целях обеспечения сохранности, предметы из других хранилищ. Выставки имеют возможность показать исчерпывающий материал по поставленной теме. В отдельных случаях тема может выйти за пределы профиля музея. Актуальность, а иногда и злободневность тематики выставок предъявляют особые требования к их архитектурно-художественному решению. Выставки значительно повышают просветительскую, пропагандистскую роль музеев, резко увеличивают количество посетителей, они расширяют географию деятельности музея – передвижные выставки обслуживают сельских жителей, направляются в отдаленные районы страны. Демонстрируя достижения своей страны за рубежом, выставки способствуют укреплению мира и дружбы между народами. Подготовка музейных выставок органически входит в экспозиционную работу музея. Экспозиционная работа является как бы «перекрестком» всех отраслей
деятельности музея. Она не только служит основной базой для идейно – воспитательной, просветительной работы музея, но и предъявляет свои требования к тематике научных исследований в области профильной дисциплины и выступает как один из ее продуктов, являясь одной из форм публикации научных трудов. Работа над экспозицией в значительной мере определяет тематику комплектования фондов и порядок изучения музейных предметов, очередность консервационных и реставрационных работ. Таким образом, работа над построением экспозиции стимулирует выполнение музеем его социальных функций [19, c. 45]. Однако основная задача экспозиции – осуществление функции музейной коммуникации, коммуникации демонстрационной, основанной в первую очередь на зрительном восприятии экспозиционных материалов, размещенных в определенном пространстве. Экспозиционный план, являющийся итогом научного труда, получает в экспозиционном зале определенную форму, подчиненную содержанию экспозиции, однако выдвигающую свои художественно-эстетические требования. Поскольку содержание и форма взаимосвязаны и неразрывны, архитектурно-художественные решения органически входят в экспозиционную работу музея, хотя и относятся не к профильной науке музея, а к другой области знаний и умений к декоративно – художественному, оформительскому искусству, к дизайну. В работе над экспозицией научный работник входит в контакт с художником и работает в тесном содружестве с ним, причем ряд проблем решается совместно. Таким образом, следует особо подчеркнуть, что моделирование экспозиции музея играет ведущую роль в гражданско - патриотическом воспитании будущих специалистов на основе разработки и использования рекламных продуктов, отражающих сущность отдельных направлений в ее подготовке.
1.2 Типы и классификация музеев. Фонды музеев Проблема типологии музеев является наименее разработанной в современном музееведении. Ее изучение продолжает сохранять свою остроту в связи с существенными изменениями, которые произошли в теории, методике и практике музейного дела за последние десятилетия. Классификация музеев - это их группировка по признакам, существенным для организации и развития музейной сети и для осуществления музейной деятельности. Современное музееведение знает несколько систем классификации музеев: по масштабам деятельности (музеи центральные, региональные, местные); по форме собственности (государственные, ведомственные, обще ственные, частные); по а д м и н и с т р ат и в н о - территориальному признаку (республиканские, краевые, областные, городские, районные) [21, c.32]. Кроме того, есть классификация по типам. Выделение типа происходит в зависимости от выполнения музеем своих социальных функций и их приоритета в его деятельности. В соответствии с этой классификацией музеи делят на исследовательские, учебные, просветительские. Исследовательские музеи (академические музеи) чаще всего создаются при научных учреждениях. Такой музей нуждается, прежде всего, в коллекциях, которые служат базой для организации научных исследований. Формирование фондов и их изучение (т.е. он выполняет по преимуществу научно-документационную, охранную и научно-исследовательскую функции) – главное в его работе. Такой музей может вовсе не иметь экспозиционно-выставочных площадей, не организовывать экспозиций, не проводить выставок. Учебные музеи нацелены на решение, прежде всего, образовательной функции. Как правило, они создаются при школах, вузах и др. учебных заведениях, иногда при ведомствах (особенно военизированных: таможня, МВД и где есть необходимость выработки у сотрудников особых навыков). Школьные, вузовские и др. музеи формируют коллекции, помогающие приобрести необходимые навыки в процессе
образования, а также помогающие в реализации учебных программ и педагогических методик. Но учебные музеи достаточно часто относятся к музеям закрытого типа: их экспозиции доступны ограниченному числу посетителей [18, c.45]. Просветительские музеи (массовые музеи) ориентированы на посетителя всех возрастов, социальных групп. Главное в его деятельности – организация работы с посетителем (через экспозиции, организацию доступа исследователям к коллекциям музея, проведение рекреационной работы). Деятельность просветительского музея, как правило, связана с выполнением всего многообразия социальных функций современного музея. Именно эти музеи относятся к музеям в полной мере публичным (общедоступным). Среди просветительских музеев есть ориентированные на специфическую аудиторию детские музеи. Они ориентированы на психологические и возрастные особенности детей. В коллекции таких музеев, наряду с редкими (уникальными) предметами, включают и те, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни, это специально сконструированные модели с обучающими целями. Важное значение имеют экспонаты, которые можно потрогать, привести в движение, использовать в игре. Родина этих музеев -США. Первым детским музеем, появившимся в мировой музейной практике, принято считать Бруклинский музей (1899г.). 1960–1980-е гг. в связи с развитием сети музеев-ансамблей, музеев-заповедников создается классификация по признаку осуществления музеем своей научно- документационной функции. В соответствии с этой классификацией выделяют музеи коллекционного и ансамблевого типов. В основе музея коллекционного типа лежит коллекция предметов, соответствующая профилю музея (основные усилия направлены на ее формирование). Документирование такие музеи осуществляют посредством сохранения, комплектования, изучения фондов музея. Музеи ансамблевого типа осуществляют функцию документирования посредством сохранения недвижимых памятников, интерьеров, ландшафтов (основные усилия направлены на сохранение сложившейся природной и
культурно-исторической среды). Развитие музейной сети ведет к усложнению классификаций. Однако до сих пор основной классификацией остается классификация музеев по профилю. Профиль музея - отношение музея к профильной дисциплине, комплексу наук, виду искусства, отрасли культуры или производства. Может также иметь территориальные, хронологические границы, в которых музей документирует социальные феномены (например, Музей нового искусства относится к группе художественных музеев, но при этом ограничен в своей деятельности собиранием предметов только современного искусства, классическое искусство, прикладное - для него, непрофильное). Развитие науки, культуры и производства приводит к выделению новых профильных дисциплин, сфер культуры, новых отраслей, что соответственно отражается и на классификации по этому признаку - профильных групп становится все больше. Профильная классификация делит музеи на крупные группы, которые в свою очередь могут быть разделены на более узкие подгруппы. Впоследствии эти подгруппы могут преобразоваться в новую профильную группу музеев. При всех сложностях создания полноценной классификации по профилю можно выделить следующие группы музеев: Исторические музеи. Коллекции таких музеев документируют историю человечества с древнейших времен до сегодняшнего дня, могут включать материал по истории человечества в целом, ориентироваться только на национальную историю, могут быть и узкоспециализированными: археологическими, этнографическими, нумизматическими [22, c.21]. Художественные музеи. Хранят коллекции, документирующие историю развития изобразительного искусства и призванные удовлетворять эстетические потребности человека. Литературные музеи - документируют историю литературы. Как и художественные, могут заниматься историей мировой литературы, какой-либо национальной литературы, творчеством отдельных направлений, течений, групп и писателей.
Музыкальные музеи - документируют историю музыкальной культуры. Профильная группа объединяет музеи музыкальной культуры и истории музыки (мировой и отдельных национальных музыкальных культур (классика и фольклор), иногда и отдельных музыкальных направлений и школ), мемориальные музеи выдающихся музыкантов, композиторов. Театральные музеи - документируют историю театра и театрального искусства. Различают театральные музеи, посвященные истории театра и театрального искусства мирового, отдельной страны, отдельного течения, направления, школы, отдельного театра, и мемориальные музеи выдающихся театральных деятелей. Естественнонаучные музеи - документируют процессы, происходящие в природе, в том числе в ходе взаимодействия человека и общества с окружающей средой. Ранее в эту группу включали музеи техники, промышленные, сельскохозяйственные музеи, которые сейчас выделяют в отдельные профильные группы. Выделяют комплексные музеи, ведущие коллекционирование сразу по нескольким естественнонаучным направлениям; и музеи, имеющие коллекции в рамках отдельной дисциплины: ботанические, зоологические, палеонтологические, геологические, минералогические, почвоведческие, антропологические, медицинские. Педагогические музеи - документируют историю и современное состояние народного образования, педагогической науки. К данной профильной группе относят и мемориальные музеи выдающихся педагогов. Комплексные музеи - музеи, собрания которых документируют социально значимые феномены, относящиеся к разным профильным дисциплинам. В их коллекциях представлены источники всех видов по различным отраслям знания. Деятельность музея может быть представлена комплексом как гуманитарных и естественнонаучных (как в краеведческих музеях), так и только гуманитарных (историко - художественные, литературно-художественные и др. музеи), или только естественнонаучных дисциплин (музеи науки и техники, политехнические музеи). Собственно комплексными музеями следует считать
музеи-усадьбы, музеи-заповедники, музеи-дворцы, музеи под открытым небом, музеи исторического пространства. Таким образом, проведенный теоретический анализ подтверждает, что фонды музея - это научно организованная совокупность принадлежащих музею музейных предметов и научно-вспомогательных материалов. Основные фонды музея являются ведущим условием для реализации ключевых направлений музейной деятельности, а также базой для представления профильных музею наук. Фонды музея складываются исторически в ходе реализации музеем одной из ведущих своих функций документирования процессов и явлений, происходящих в обществе. В результате выше изложенного следует сделать вывод, что, моделирование экспозиции музея предполагает анализ предметной среды музейных экспонатов, относящихся к основным фондам. Особо значимую роль играют основные фонды музея, которые представляют его основу и на их базе строится экспозиция любого музея, в том числе и музея образовательной организации. 1.3 Моделирование экспозиции музея истории образовательной организации на основе создания одного из его компонентов – информационной брошюры как разновидности рекламной продукции В рамках исследуемой проблемы весьма важно представить трактовку ключевых понятий, связанных с моделированием музейной экспозиции музея истории образовательной организации с учетом его основных фондов. Моделирование

чаще всего рассматривается

как исследование объектов познания на их моделях, построение и изучение моделей реально существующих объектов, процессов или явлений с целью получения объяснений этих явлений, а также для предсказания явлений, интересующих исследователя. В более лаконичном варианте трактовки моделирование – это представление процесса или ситуации с помощью модели. Следует отметить,
что моделирование обеспечивает корректное (адекватное) отображение свойств оригинала, существенных с точки зрения исследуемой операции. Особое внимание следует уделять трактовке такого понятия как моделирование музейной экспозиции. Моделирование музейной экспозиции – целенаправленная, научно- обоснованная демонстрация музейных предметов, которые организованы композиционно, снабжены комментарием, технически и художественно оформлены и в итоге создают специфический музейный образ природных и общественных явлений [24, c.145]. Искусство музейной экспозиции за последние годы окончательно утвердившееся в статусе самостоятельного и самоценного жанра творчества, обусловлено многими современными эстетическими и общекультурными предпосылками. Оно в значительной мере определилось общекультурной ситуацией, изменением социокультурного заказа общества и прежде всего, общими художественными и архитектурными концепциями. Экспозиционное творчество является ничем иным, как средовым творчеством. В его задачу входит комплексное создание «концептуально» обусловленной среды, органически включающей в себя определенное соотношение ряда компонентов
-
экспонатуры и тематики, архитектуры и предметно - пространственной стилистики, дидактического материала и технологических режимов [16, c.102]. В музейной экспозиции особое внимание уделяется разработке различных видов рекламной продукции (один из таких вариантов – информационная брошюра) как дидактический материал, повышающий информированность ее посетителей о содержательных аспектах различных видов деятельности образовательной организации. В соответствии с этим автору-разработчику информационной брошюры необходимо учитывать следующие требования: - макет может быть выполнен в любой программе;
- формат брошюры каждой страницы 210*145мм.; вылеты под обрез 5 мм с каждой стороны; - каждая страница должна четко располагаться на листе в программе; - расстояние от краев обрезного формата до значимых элементов составляет не менее 10-15мм; - максимальное количество страниц в брошюре на двух скрепках составляет 80 страниц с учетом обложки на бумаге плотностью 80 г/м2; - рекомендуется выбирать бумагу плотностью 135-170 г/м2 с обложкой 220-250 г/м2, в такой комбинации количество страничек уменьшается до 32; - никаких меток реза и дежурных символов в макете не должно быть; - все импортируемые растровые фото, фоны, заливки и рисунки должны иметь разрешение не более 300 dpi. Следует учитывать, что очень близкое расположение текста от края плохо смотрится и тем самым портит внешний вид брошюры. Не рекомендуется делать резкие и контрастные границы между стыками двух страниц брошюры. Напечатанный лист должен быть сфальцован. Фальцовка происходит автоматически в брошюровальной машине и возможны незначительные сдвиги в расположении фальца 1мм, но это не считается браком [1, c.36]. Структура информационной брошюры:
-
обложка; - титульный лист; - выходные данные; - содержание; - предисловие; - основная информация брошюры (согласно содержанию). Обложка Содержит указание на авторов-составителей. Содержит произвольное (литературное, привлекательное) название пособия. Содержит указание на тип пособия.
Содержит указание на город и год выпуска. Обложка имеет оригинальное дизайн-оформление: цветовая гамма, оформление - рамка, нестандартные шрифты, эмблема, картинка, заставка и т.п. Титульный лист оформляется в соответствии с требованиями образовательной организации. В центре страницы представляется аннотация к пособию (текст из 10-12 предложений: о чём, зачем, кому). Содержание оформляется в соответствии с т р е б о ва н и я м и , предъявляемыми к оформлению текстовых документов. Предисловие В тесте предисловия обозначается проблема, в связи с которой возникла необходимость создания данного рекламного продукта. Рекомендуется подтвердить актуальность проблемы фактическими данными (специальные исследования, мнения учёных, методистов, учителей- практиков и т. п.) [1, c.45]. Обозначается адресность информационной брошюры: например, предназначена различным категориям посетителей музейных экспозиций (учащимся, учителям, родителям и т.п.). Основная информация брошюры Все структурные компоненты информационной брошюры необходимо располагать в соответствии с нумерацией страниц (лист «содержание»). Продумать систему оформления (выделения в общем тексте) структурных компонентов - цветовая гамма, нестандартные шрифты, эмблема, картинка, заставка и т.п. Рекомендуется начинать каждый структурный компонент с новой страницы. Отзыв о востребованности рекламного продукта - информационной брошюры предполагает рефлексивную деятельность с ориентацией на следующие критерии:
-
актуальность и целесообразность создания рекламного продукта;

-
оценка выбора методов, приемов, средств для разработки рекламного продукта;
-
оценка структуры рекламного продукта (логика и удобство в использовании);
-
преимущества и недостатки в разработке рекламного продукта;
-
востребованность данного рекламного продукта [10, c.206]. Таким образом, следует особо отметить, что начинающему специалисту по рекламе необходимо точно представлять специфику разработки различных видов рекламной продукции, способствующих моделированию экспозиции музея истории образовательной организации на основе создания одного из них при учете его основных фондов.
2 Разработка рекламного продукта как компонента экспозиции музея истории Боровичского педагогического колледжа на основе анализа предметной среды музейных экспонатов, относящихся к основным фондам 2.1 Аналитическая оценка этапов развития музея истории Боровичского педагогического колледжа на основе характеристики образовательной организации История Боровичского педагогического коллежа является достаточно длительной, и к ней неоднократно обращались журналисты, ветераны педагогического труда в преддверии юбилейных дат. Профиль музея истории колледжа определен педагогиче ской целесообразностью и характером имеющихся коллекций. Вопрос об открытии музея решался педагогическим советом. Музей истории областного го сударственного а вто н ом н о го профессионального образовательного учреждения «Боровичский педагогический колледж» является составной частью службы заместителя директора колледжа (воспитательная работа). Его функционирование основано на следующей нормативно - правовой базе: - Письмо Министерства образования России № 28-51-181/16 от 12 марта 2003г. «О деятельности музеев образовательных учреждений»;  нормативные документы о фондах государственных музеев России;  ФЗ РФ О музейном фонде РФ и музея в РФ (принят Государственной Думой 24.04.1996г. с дальнейшими изменениями и дополнениями). Осуществлялись публикации в местной периодической печати, собирались воспоминания выпускников и на этой основе осуществлялось оформление альбомов, посвящённых отдельным проблемам (музей жизни, спортивной жизни, базовой школы) а также отдельным периодам в жизни колледжа. В результате сбора материалов, посвящённых истории образовательной организации перед празднованием 75-летия Боровичского
педагогического колледжа, было начато под руководством Марины Владимировны Смирновой, заместителя директора по воспитательной работе, создание экспозиции, посвящённой истории данной образовательной организации. Были сделаны запросы в Российский государственный исторический архив и получены фотосъёмки ряда документов, относящихся к периоду открытия Боровичской мужской учительской семинарии; затем изготовлены стенды и экспозиционные витрины. Для осуществления этой деятельности привлекались профессиональные художественные - оформители; в качестве фонового материала использовались стандартные стенды, покрытые белой водоэмульсионной краской. Надписи под фотографиями были произведены чёрной тушью. Стенды раскрывали сущность различных периодов развития образовательной организации на протяжении всех лет ее существования. Впоследствии значительная часть экспозиции была сильно повреждена в результате произошедшего пожара, что предполагало возникновение необходимости в восстановлении ранее имеющейся экспозиции и представления дальнейшего развития образовательной организации, которая получала первоначально статус Боровичского (высшего) педагогического училища, а затем - Боровичского педагогического колледжа. Следует отметить, что образовательная организация меняет не только своё название, но и коренным образом изменяется специфика ее деятельности. Происходит открытие эльконинского класса; появляются новые специальности; вводятся специализации, дающие возможность выпускникам колледжа более успешно реализовывать себя в сфере профессиональной деятельности. Требовалось в новой экспозиции отразить данные изменения и показать дальнейшие перспективы развития колледжа. В 2000-2001 учебном году начинается работа над формированием и оформлением новой экспозиции, посвящённой истории колледжа. Студенты специальности 050146 «Преподавание в начальных классах», имеющие дополнительную специализацию в области изобразительной деятельности, приступили к выполнению коллективной выпускной квалификационной работы. В качестве
практической части требовалось осуществить оформление экспозиции музея истории колледжа. Руководителем выпускной квалификационной работы являлась Бочкова Любовь Сергеевна, консультантами - Гусаров Виктор Владимирович, преподаватель колледжа и Александрова Галина Александровна, старший научный сотрудник Боровичского краеведческого музея. При оформлении экспозиции использовались ранее имеющиеся витрины, которые были обновлены в соответствии с изменившимися эстетическими представлениями. При оформлении стендов были использованы прежние стенды из древесно - стружечной плиты, обитые мешковиной коричневого цвета и обрамлённые рейками, покрашенными в охристый цвет. Перед оформлением экспозиции были проанализированы документы, хранящиеся в Боровичском краеведческом музее и государственном архиве Новгородской области. В частности, были ксерокопированы документы о первом директоре музея - Петре Ивановиче Дворянском; отсканированы статьи о колледже из периодической печати, а также ксерокопированы фотографии педагогов дореволюционных лет в г. Боровичи. На стендах имелись заголовки, характеризующие отдельные этапы развития образовательной организации. Для изготовления данных заголовков использовалась самоклеящаяся пленка тёмно- коричневого цвета. Первые два стенда были посвящены истории дореволюционного образования на территории Боровичского уезда. Следующий стенд представлял информацию об открытии Боровичской мужской учительской семинарии, е е функционировании как образовательного учреждения и первых выпускниках. Затем на следующих двух стендах представлялось описание студенческой жизни на протяжении предвоенных лет, в годы Великой Отечественной войны. Особое внимание уделялось представлению выпускников, которые участвовали в ней. Последние стенды характеризовали послевоенный период, раскрывающий особенности педагогического процесса в колледже. Стенды были размещены в холле третьего этажа в условиях свободного доступа. В витринах размещались подлинные экспонаты (тетрадь по географии одного из
первых семинаристов; подлинные фотографии двадцатых-тридцатых годов; документы об окончании образовательной организации - аттестаты, дипломы). В дальнейшем экспозиция музея истории колледжа была пополнена двумя дополнительными стендами, которые о свещали историю образовательной организации на протяжении 2001 – 2006 годов. В них нашло отражение современное состояние образовательной организации накануне 90- летнего юбилея. Подготовка и оформление материалов осуществлялась Гусаровым В.В., Кузнецовым А О., преподавателями колледжа На данный момент деятельность музея истории колледжа осуществляется на основе положения о данном структурном подразделении. Музей истории колледжа является систематизированным, тематическим собранием подлинных памятников истории комплектуемых, сохраняемых и экспонируемых в соответствии с действующими правилами. В состав музея истории колледжа входит виртуальный музей, представленный на сайте образовательной организации, с регулярно обновляемой экспозицией. В основе поисковой и собирательской деятельности музея лежит краеведческий принцип. Подлинные памятники истории, культуры, хранящиеся в фондах музея, входят в состав музейного фонда и Государственного архивного фонда России и подлежат государственному учету и сохранности в установленном порядке. Ключевые задачи музея истории колледжа:  использование возможностей экспозиционных площадей и виртуального пространства для проведения профориентационных мероприятий с учащимися выпускных классов Новгородской области;  содействие в организации и проведении учебно-воспитательного процесса в колледже при использовании основных фондов музея истории колледжа;  проведение экскурсионно-массовой работы с учащимися выпускных классов;
 сохранение тесной связи с ветеранскими и общественными объединениями, выпускниками образовательной организации;  о су щ е с т вл е н и е ч е р е з с туд е н ч е с ко е н ау ч н о е о б щ е с т в о исследовательской работы по изучению истории системы образования на территории Новгородской области, роли выпускников и педагогов образовательной организации в ее развитии;  формирование фонда музея истории колледжа и обеспечение его сохранности. Исследование показало, что музей истории колледжа способствует:  воспитанию у обучающихся и выпускников школ Новгородской области патриотизма, гражданственности, бережного отношения к традициям, культуре и истории своего и других народов;  приобщению студентов к историческому и духовному наследию системы образования Новгородской области через практическое участие в сборе и хранении документов, изучение материалов по истории системы образования Новгородского края, встречи с ветеранами педагогического труда;  формированию у студентов понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии. Музей истории колледжа принимает участие в п л а н о в ы х переаттестациях, выставках, конкурсах, смотрах, включается в программы культурно-патриотического и молодежного движения [23, c.32]. Текущую работу музея осуществляет Совет музея. Состав Совета музея истории колледжа утверждается приказом директора колледжа и включает в себя руководителя музея, председателя Совета ветеранов Боровичского педагогического колледжа, председателя первичной профсоюзной организации колледжа, представителей предметной (цикловой) комиссии социально- гуманитарных наук, методического объединения классных руководителей, актива студенческого научного общества. Совет музея истории колледжа выполняет следующие доминирующие
виды деятельности:  изучает документальные источники по истории системы образования на территории Новгородской области;  систематически пополняет фонды и библиотеку музея путем активного поиска;  осуществляет взаимодействие с выпускниками и ветеранами образовательной организации, сбор и дальнейшую обработку их воспоминаний;  взаимодействует в рамках выполнения с руководителями курсовых и выпускных квалификационных работ, в которых студенты осуществляют исследовательскую деятельность по истории системы образования на территории Новгородской области;  систематически обновляет информацию в виртуальном музее истории образовательной организации;  ведет строгий учет фондов в инвентарной книге, обеспечивает сохранность музейных предметов;  создает и обновляет экспозиции, выставки;  проводит экскурсионно-лекторскую и массовую работу для учащихся выпускных классов школ Новгородской области, учащихся 8-9 классов, студентов 1-2 курсов Боровичского педагогического колледжа;  устанавливает и поддерживает связь с музеями соответствующего профиля и музеями учреждений системы профессионального образования области. Создание музея истории колледжа являет ся р е зул ьт ат ом целенаправленной, творческой поисково - исследовательской работы студентов и педагогов по истории своей образовательной организации, что является возможным при наличии:  актива студентов, способного осуществлять систематическую поисковую, фондовую, экспозиционную, культурно - просветительскую работу;  руководителей творческих групп и активного участия в этой работе
всего педагогического коллектива;  собранной и зарегистрированной в инвентарной книге коллекции музейных предметов, способствующих развитию музея данного профиля;  экспозиций, отвечающих по содержанию и оформлению современным требованиям;  помещения, площадки и оборудования, обеспечивающих сохранность музейных предметов и условий их показа. Проведенный анализ основных фондов музея истории позволяет отметить целый ряд положительных сторон его функционирования. Учет и регистрация музея истории колледжа осуществляются в соответствии с инструкцией о паспортизации музеев образовательных учреждений, утверждаемой Министерством образования Российской Федерации. На основе аналитической и рефлексивной деятельности выявлено, что основными функциями музея истории колледжа являются следующие:  документирование истории образовательного учреждения, достижений его педагогов и выпускников;  осуществление музейными средствами деятельности по воспитанию, обучению, развитию, социализации обучающихся;  о р га н и за ц и я к ул ьт у р н о – просветительской, методической, информационной и иной деятельности, разрешенной законом:  развитие студенческого соуправления на основе взаимодействия с Советом музея истории колледжа. Учет музейных предметов собрания музея осуществляется раздельно по основному и научно-вспомогательному фондам:  учет музейных предметов основного фонда осуществляется в книге поступлений музея истории колледжа;  учет научно-вспомогательных материалов (копий, макетов, диаграмм и т.п.) осуществляется в книге учета научно-вспомогательного фонда. Закрепление музейных предметов и музейных коллекций в
собственность образовательной организации производится собственником в соответствии с законодательством Российской Федерации на праве оперативного управления. Выполняются и технические требования, ответственность за сохранность фондов музея несет руководитель музея истории колледжа. Хранение в музеях взрывоопасных и иных предметов, угрожающих жизни и безопасности людей, категорически запрещается. Хранение огнестрельного и холодного оружия, предметов из драгоценных металлов и камней осуществляется в соответствии с действующим законодательством. Музейные предметы, сохранность которых не может быть обеспечена музеем, должны быть переданы на хранение в ближайший или профильный государственный музей, архив. Непосредственное руководство практической деятельностью музея осуществляет руководитель музея, назначенный приказом по образовательному учреждению. В целях оказания помощи музею истории колледжа может быть организован Совет содействия или Попечительский совет. Вопрос о реорганизации (ликвидации) музея, а также о судьбе его коллекций решатся директором колледжа. На основе представленной информации, следует сделать следующий вывод: - музей истории колледжа имеет определенные традиции, которые тщательно передаются из поколения в поколения; - его функционирование способствует профессиональной ориентации выпускников школ города, Новгородской области, гражданско-патриотическому воспитанию студентов; - музейные экспонаты, относящиеся к основным фондам, постоянно расширяются при взаимодействии с выпускниками общеобразовательных учреждений и выпускниками колледжа разных лет. В результате проведенного анализа необходимо отметить, что любой музей, в том числе и музей образовательной организации, выполняет значимые
для социума функции по воспитанию подрастающего поколения, способствует развитию не только познавательной активности, но и обеспечивает вовлечению в поисково – исследовательскую деятельность максимальное количество учащихся и студентов образовательной организации. 2.2 Особенности разработки информационной брошюры как составной части экспозиции музея истории колледжа на основе предварительного анализа предметной среды музейных экспонатов, относящихся к основным фондам Боровичский педагогический колледж имеет славные традиции. Это одно из старейших учебных заведений города и области. Его история начинается с 1916 года, когда по указу царя Николая II была открыта учительская семинария на 29 воспитанников. 5 июля по указу императора ее директором был назначен Петр Иванович Дворянский, ранее занимавший пост директора народных училищ Новгородской губернии. Здание для нового образовательной организации выбрали на улице Георгиевской (ныне 9-го января). В данный момент в этом доме размещается детская школа искусств. В данном учебном заведении сложился сильный коллектив учителей. Директор преподавал физику, Михаил Федосеевич Рожин – естествознание, географию, математику, Александр Никитич Никитин – русский язык и историю, Федор Иванович Сиромахин – пение и музыку (для учебных занятий были приобретены фисгармония и 20 скрипок), а Алексей Петрович Бобров– гимнастику. В 1919 году учительская семинария переименована в учительские курсы по подготовке учителей I ступени. Учебные занятия одно время велись в здании Свято-Духова монастыря, а затем были перенесены в бывшую женскую гимназию. В 1920 году состоялись первые выпуски образовательной организации. Н.С. Владимирский, закончивший курсы в том легендарном году рассказывал в воспоминаниях как в период тяжелых лишений и всеобщей разрухи студенты первого выпуска, вместе с директором Владимиром
Григорьевичем Вульфсоном, отправились в поездку по Волге. Они побывали во многих городах, в том числе и Царицыне (современном Волгограде). В 1920 году на курсах по подготовке учителей 1 ступени в Боровичах обучалось 126 человек. Большая часть из них это девушки. В 1921 году учительские курсы переименованы в педтехникум (выпуск его составил 28 человек); в 1937 году педтехникум реорганизован в Боровичское педучилище. Среди выпускников двадцатых О.И. Фофанская – кандидат исторических наук, В.Е. Евграфов – впоследствии директор института философии АН СССР. В 1938 году педучилище располагается в новом здании на улице Пушкинской, а в здании на улице Комсомольской организуется общежитие. Война прервала слаженный ритм работы училища. 7 июля 1941 года приказом директора все преподаватели отозваны из отпусков. В РККА были призваны: историк Прудников С.М., физик Параничев П.М., географ Максимов А.Е. Уходили на фронт и учащиеся: Михайлов Я., Романов Г., Орлов Н., Матвеев И., Смирнов И., Панкратов А., Екимов П. Четверо из них погибли при освобождении Тихвина. В 1942 году были призваны в РККА Бойков А., Зубов А., Копасов А., Кашеваров Н., Скороспехов А. Во время войны в здании учебного корпуса располагался госпиталь, учащиеся занимались в здании медучилищав годы Великой Отечественной войны два выпускника Боровичского педагогического училища были удостоены высшей награды Родины – звания Героя Советского Союза (В.Е. Иванов, А.М.Денисов). В 1950 году открыто физкультурное отделение. В пятидесятые годы начала свой трудовой путь в Боровичском педагогическом училище Бобылева Капитолина Николаевна. В 1963-1964 гг. она организовала сотрудничество с Лабораторией по изучению творчества А. С. Макаренко. В гости к учащимся педучилища приезжает Семен Калабалин (прототип Семена Карабанова – одного из героев «Педагогической поэмы» Макаренко). Капитолина Николаевна готовила высококвалифицированных педагогов для боровичских школ много десятилетий, будучи рядовым преподавателем,
председателем предметно-цикловой комиссии, заведующей заочным отделением, она всегда уделяла огромное внимание личности своих воспитанников. Заслуги Капитолины Николаевны оценены государством. Она была удостоена звания Заслуженный учитель школы РСФСР. В 1967 году – построено общежитие на 260 мест, в 1975 году построены спортзал, один из лучших в области и столовая на 120 мест, в 1987 году на улице Некрасовской сдано общежитие на 360 мест. В 1993 году Боровичское педагогическое училище получило статус высшего педагогического училища (педагогического колледжа). В 1997 году открыта специальность «Социальная педагогика». В 1998 год – организован учебный процесс в филиале Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого по педагогическим специальностям. В 2000 году Боровичское педагогическое училище (педагогический колледж) преобразовано в Государственное образовательное учреждение Боровичский педагогический колледж (ГОУ БПК). В 2001 году – прошла государственная аккредитация, состоялся первый выпуск в Боровичском филиале Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого студентов, окончивших колледж. В 2002 году открываются новые специальности: «Русский язык и литература»; «Коррекционная педагогика в начальном образовании»; 2004 г. – открыта новая специальность «Информатика»; 2006 г. – открыта новая специальность «Социальная работа»: 2009 г. – открыта новая специальность «Прикладная информатика по отраслям»; 2010 г. - открыта новая специальность «Менеджмент»; 2011г. – открываются новые специальности «Реклама» и «Документационное обеспечение управления и архивоведение». Выпускники трудятся в самых различных регионах России, но большинство – в родной Новгородской области. Основные направления деятельности колледжа:  реализация нового содержания образования повышенного уровня на основе современных технологий обучения, воспитания и развития личности
будущего специалиста;  модернизация содержания среднего п р о ф е с с и о н а л ь н о го педагогического образования на компетентностной основе;  создание гибкой, открытой и развивающейся системы непрерывного образования на основе реализации региональной системы непрерывного педагогического образования;  обеспечение требуемого качества подготовки специалистов со средним профе ссиональным образованием, их конкуренто спо собно сти и профессиональной мобильности;  создание нормативно – правовой учебно - методической и материальной базы для успешного ведения образовательного процесса;  повышение уровня профессионализма преподавателей педагогического колледжа;  внедрение новых организационно – экономических отношений в сфере внебюджетной деятельности;  отработка показателей и критериев качества работы педагогического коллектива. Трудно найти школу, дошкольное или социальное учреждение, где бы ни работали выпускники колледжа. За годы существования Боровичский педагогический колледж дал путевку в жизнь более 14 тысячам специалистов. Среди них кандидаты наук, ответственные работники в системе образования и управления, Заслуженные учителя школы РФ, учителя с многолетним стажем работы, пользующиеся всеобщим авторитетом. Студентам предоставляется возможность выбрать образовательную траекторию в зависимости от своих способностей и прилежания к учебе. Боровичский педагогический колледж предлагает курсы переподготовки и повышения квалификации для работников образования и социальной сферы Новгородской области. Главные цели деятельности ОГА ПОУ «Боровичский педагогический
колледж»:  совершенствование программно-методического обеспечения реализуемых специальностей;  совершенствование форм работы по повышению научного потенциала преподавателей колледжа;  совершенствование воспитательного процесса, создание условий для гармоничного развития личности и реализации ее творческой активности;  активизация работы по приобретению, созданию обучающих компьютерных программ, по использованию компьютерных технологий при проведении лабораторных и практических работ, тестировании;  развитие материально-технической базы колледжа;  организация деятельности психологической службы на основе разработки и реализации программы поэтапного формирования психологически значимых качеств личности выпускника педагогического колледжа;  создание системы методического сопровождения основных психологических аспектов образовательного процесса;  совершенствование системы контроля качества подготовки специалистов. На основе представленной информации можно сделать вывод о том, что для эффективного проведения профориентационной работы среди учащихся общеобразовательных организаций, а также для активного вовлечения в учебно - исследовательскую деятельность студентов ОГА ПОУ «Боровичский педагогический колледж», требуется разработать рекламную продукцию - информационную брошюру, которая будет способствовать представлению особенностей исследовательской деятельности студентов данной образовательной организации. Для осуществления основных целей, стоящих перед образовательной организацией, следует создать такой рекламный продукт, который позволил бы продемонстрировать достижения студентов в интеллектуальных соревнованиях разного уровня; показывал бы возможности учебно-профессионального роста студентов и давал бы возможность выбора
вариантов построения траектории самореализации студентов как будущих специалистов. Дизайн предполагает конкретные виды деятельности, которые связаны с оформлением создаваемого вида рекламной продукции. Следует особо подчеркнуть, что с помощью выбора определенного цвета можно управлять отношением посетителей музея истории колледжа к его экспонатам, представляемой информации в конкретных информационных брошюрах. При правильном выборе цвета осуществляется благоприятное представление о созданной информационной брошюре как составного компонента моделирования музейной экспозиции. Так, например, в макете разработанной информационной брошюры, использован преимущественно синий цвет, он создаёт внутреннюю силу и гармонию. Для работы по созданию макета рекламной полиграфической продукции, была использована программа графического редактора Photoshop 7.0. Основными командами и инструментами, используемыми в качестве главных помощников при разработке такого вида рекламных продуктов явились: прямоугольное выделение; переместитесь; лассо; штамп клона; ластик; пятно; градиент; горизонтальный шрифт; масштаб; пипетка. Очень важно обратить внимание на шрифт, который был использован при создании макета информационной брошюры. Для облегчения восприятия и понимания смысла заголовков рекламного текста, при помощи команд программы Photoshop 7.0. были выбраны шрифт – TimesNewRoman. TimesNewRoman – литеры шрифта имеют небольшие горизонтальные штрихи в верхней и нижней части букв, засечки, помогающие удерживать внимание читателя вдоль линии шрифта. По этой причине большинство рекламных текстов набираются TimesNewRoman. Следует особо отметить, что при работе над дизайном рекламного продукта большую роль оказывает выбор шрифта, цветовой гаммы для обложки брошюры и для фонового оформления, и в зависимости от используемого
графического редактора возможны различные варианты их выбора. Главной причиной окончательного выбора будет являться необходимость достижения с помощью рекламного продукта наиболее значимых результатов, которые будут выявлены при востребованности данного вида информационной брошюры. Рекламный продукт (информационная брошюра), создаваемый в ходе выполнения практической части выпускной квалификационной работы, предназначен для следующих категорий потенциальных потребителей:  классные руководители групп ОГА ПОУ «Боровичский педагогический колледж», которые будут иметь возможности использовать его при проведении классных часов и внеурочных занятий;  студенты, проводящие экскурсии по музею истории Боровичского педагогического колледжа;  преподаватели и студенты, осуществляющие профориентационную деятельность в общеобразовательных учреждениях. Экономические показатели, выявленные в ходе реализации практической части дипломного проекта, основываются на информации о целевой политики различных полиграфических предприятий г. Боровичи. Единовременные затраты были подсчитаны на основе составления тиража и цены за единицу продукции в результате будут выявлены ценовые преимущества тех или иных полиграфических предприятий. Каче ство разработ анной информационной брошюры и е е востребованность оценивались на основе анкетирования (предварительный этап представления эскиза информационной брошюры; завершающий этап представления конечного варианта информационной брошюры).Следует особо подчеркнуть, что в процессе восприятия экспозиции различают три фазы: предкоммуникационную, коммуникационную (фазу непосредственного о б щ е н и я с р а з л и ч н ы м и в и д а м и м у з е й н ы х э к с п о н а т о в ) и посткоммуникационную. При этом корректировка восприятия возможна на разных фазах восприятия информационной брошюры как составного компонента музейной экспозиции.
Таким образом, следует особо подчеркнуть, что перед начинающим специалистом по рекламе наряду с решением задач, связанных с дизайнерскими видами деятельности, решается задача по созданию ясного, цельного, ёмкого текста для определенной категории посетителей музея истории колледжа, способствующего оптимизации коммуникативных свойств экспозиции на основе использования информационной брошюры. Она призвана обеспечить не только адекватное восприятие посетителем информации, содержащейся в экспозиционном повествовании, но и эмоциональное воздействие как рекламного продукта. Заключение Проведенное теоретическое и практико-ориентированное исследование позволило выявить, что представляет собой музей образовательной
организации и чем он отличается от обычного музея; определить основные функции музея; указать ключевые задачи развития музея, в частности разработка концепции музея образовательной организации с учетом требований, предъявляемых в современных условиях их функционирования. Были выявлены факторы, влияющие на создание музея истории в Боровичском педагогическом колледже в ходе анализа предметной среды музейных экспонатов, относящихся к основным фондам: наличие письменных, вещественных источников по истории образовательной организации; потребность в формировании профессионально-личностных и морально- нравственных качеств будущих учителей средствами музейной педагогики; социальная потребность в формировании общественного мнения о значимости и роли образовательной организации. Помимо факторов, повлиявших на создание музея, в данной работе отразились основные этапы создания музея и содержание деятельности общеколледжной рабочей группы. Работа происходила по следующим направлениям: фондовая работа, обеспечивающая учёт и хранение фондов; научно-исследовательская работа, осуществляющая комплектование музейного собрания. Музей необходим каждому учебному заведению, с помощью своей экспозиции, он способен дополнить и обогатить любую информацию, сделать сам процесс обучения и воспитания предметным, наглядным, осязаемым. Музеи образовательных учреждений давно и прочно заняли место в современной жизни, как форма гражданского патриотического воспитания, как социально – ценностный процесс, как результат поисково – исследовательской деятельности. Участие в поисково – собирательской работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами способствуют к приобщению человека к культурному наследию с помощью бесценных сокровищ, хранящихся в музеях истории образовательных организаций. Деятельность музея истории образовательной организации в
Боровичском педагогическом колледже имеет огромное воспитательное, нравственное, культурно – образовательное значение, так как готовит будущих специалистов к участию в краеведческой работе, созданию музеев и применению методов и средств музейной деятельности. Ре зул ьт атом р е а л и з а ц и и п р а кт и ч е с ко й ч а с т и в ы п у с к н о й квалификационной работы является создание рекламного продукта, отражающегося развитие учебно - исследовательской деятельности студентов ОГА ПОУ «Боровичский педагогический колледж». Данный рекламный продукт предполагает, что в результате его дальнейшего использования будет формироваться более активная жизненная позиция учащихся 8–9 классов, студентов 1-2 курсов, а также абитуриентов, сделавших выбор будущей профессии для ее освоения в колледже. Кроме того, разработанная информационная брошюра будет направлена на формирование устойчивых профессиональных интересов в области учебно-исследовательской и научно- исследовательской деятельности. В результате ее использования в входе внеучебной воспитательной работы будет формироваться готовность студентов к изменению своих подходов к самосовершенствованию. Значение рекламного продукта может быть достаточно существенным для организации работы студенческого научного общества, может привлекать студентов, обучающихся на начальном этапе обучения к дальнейшей исследовательской деятельности. Гипотеза, сформулированная на начальном этапе исследовательской деятельности, в ходе дальнейшей работы нашла подтверждение. Данный рекламный продукт, созданный в ходе реализации практической части исследовательской работы, может являться средством повышения интереса студентов к учебно - исследовательской деятельности. Список литературы
1 Бритвиной Н.А., Карповой О.Б. Маленькое окно в большой мир: методические рекомендации в помощь организаторам музеев образовательных учреждений. М.:Москва, 2004. 79 с. 2 Верба И. А., Галкин Я. П., Радищев А. П. Титова В. В. Туристско- краеведческие кружки в школе: Методические указания. М.: Просвещение, 2000. 265 c. 3 Гусев Б.Б. Методические рекомендации департамента молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей Министерства образования и науки Российской Федерации по деятельности школьных музеев и развитию краеведческих объединений. М.: Москва, 2011. 56 с. 4 Дьякова Р. А., Емельянов Б. В., Пасечный П. С. Основы экскурсоведения. Емельянов Б. В. Методика подготовки и проведения экскурсий. Просвещение. М.:Москва, 2014. 222 c. 5 Емельянов Б. В. Организация экскурсионной работы: методика, опыт. М.: Профиздат, 2012. 123 c. 6 Жегалова С.А., Майстров Л.Е. Методические рекомендации по выявлению отбору и научному описанию памятников науки и техники в собраниях музеев. Государственный исторический музей. М.: Москва, 2008. 234 c. 7 Закон Российской Федерации об образовании от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ. 8 Кондратович М.В. Музеи общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования: аннотированный каталог. 2004. 198 с. Карповой О.Б. Школьный музей: жизнь в творчестве: методические рекомендации. М.: Москва, 2009. 100 с. 9 Кремлева Я. Я. О развитии учебно-исследовательской деятельности учащихся в системе. Решение коллегии МО РФ. Вестник детско-юношеского туризма в России. М.: Москва, 2010. 400 c. 10 Леныкипа К.Г. Музееведение. Музей исторического профиля. М.: Москва, 2009.. 231 c.
11 Маленкова Л.И. Пидкасистого П.И. Теория и методика воспитания: Учебное пособие. М.: Москва, 2011. 432 c. 12 Михайловская А.И. Хранение и учет фотографических коллекций в музеях. НИИ краеведческой и музейной работы. М.: Москва, 2006. 123 c. 13 Молчанов В. Фотография в музейном деле. НИИ культуры. М.: Москва, 2007. 139 c . 14 Мезенцева Б.С. Музеи на общественных началах. Методические рекомендации. М.: Москва, 1980. 67 c. 15 Попов В.И. Музеи в современном мире на службе взаимопонимания народов. М.: Москва, 2005. 321 c. 16 Прутченков А. Музейная педагогика. Воспитание школьников. Санкт- Петербург, 2012. 221 c. 17 Родин А. Ф., Соколовский Ю. Е. Экскурсионная работа в музее по истории. Просвещение. М.: Москва, 2010. 38 c. 18 Самсонов А. М.. Сталинградская битва. М.: Москва, 2000. 76 c. 19 Сичинава В. А. Экскурсионная работа. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 2011. 43 c. 20 Сеченова Л.С. Сотрудничество взрослых и детей в школьном музее. Образование в современной школе. М.: Москва, 2012. 345 c. 21 Смирнова Л.М. Три этапа создания музея. М.: Москва, 2005. 54 c. 22 Туманов В.Е. Школьный музей. М., 2013. 76 c. 23 Илюхин М. М. Особенности и средства показа в экскурсии. Методические рекомендации. М., 2010. 154 c. 24 Игумнова Т. Г. Музееведение. Музеи исторического профиля: Учебник для вузов. М.: Высшая школа, 2000. 125 c. 25 Финягина Н.П. Музейное дело в СССР. М.: Сов. Россия, 1973. 322 c. 26 Черникова Т.В. Развитие познавательных во зм ож н о с т е й старшеклассников в группах общения. Волгоград, 2010. 78 c. 27 Шевелева Н. Л. Создаём музей вместе: методические рекомендации в помощь организаторам музеев учреждений образования. М., 2007. 98 с.
28 Школьный музей. Методические рекомендации по учету и хранению фондов общественных музеев. Волгограда, 2013. 76 c. 29 Шмакова М.П. Поисковая работа в школьном музее как средство воспитания патриотов. М., 2015. 111 c. 30 Шмит Ф.И. Музейное дело. Вопросы экспозиции. М., 2005. 54 c. 31 Щеглова Т.К. Методика сбора устных исторических источников. Школьное краеведение. М., 2011. 65 c. 32 Ханин М. И. Практикум по культуре речи, или Как научиться красиво и убедительно говорить: Учебное пособие. СпБ.: Паритет, 2012. 380 с. 33 Юренева Т.Ю. Музееведение: учебник для высшей школы. М.: Академический проект, 2003. 54 c. 34 Юхневич М.Ю. Детский музей: былое исполняется в настоящем. М.: Мир музея, 2014. 32 c. 35 Юхневич М.Ю. Детский музей: прошлое и настоящее. Ориентиры культурной политики. М., 2012. 76 c. 36 Юхневич М.Ю. Педагогические, школьные и детские музеи дореволюционной России. Методическое пособие. М., 2012. 143 c. 37 Ямбург Б. А. Воспитание историей. М.: Знание, 2000. 47 c . Приложение А (обязательное)
Общие требования к разработке анкеты Основные требования к составлению анкет: вопросы должны быть понятны для опрашиваемых, учитывать их уровень; просты и ясны. Затем: не нести значительных эмоциональных нагрузок, формулироваться нейтрально, не выдавать установок исследователя. Правильная формулировка вопроса предполагает нейтральную интонацию. В закрытых вопросах все возможные варианты ответа должны быть перечислены. Можно разбить варианты ответа на смысловые блоки. Не следует утомлять опрашиваемых, затраты времени на заполнение анкеты должны составлять не более 30 минут. Обычная последовательность построения анкеты такова: Введение, в котором указано, какая организация проводит опрос и для чего. Как правило, подчеркивается анонимность ответов. За основной частью анкеты следуют вопросы паспортички, которые предоставят исследователю сведения о социально-демографических характеристиках участников опроса. Чаще всего здесь используются вопросы о поле, возрасте, роде занятий, материальном и образовательном статусе респондентов.
Приложение Б (обязательное) Таблица 1 - Сравнение ценовой политики полиграфических предприятий города Боровичи (стоимость цветной печати брошюры объемом 20 страниц) Наименование организации Контактные данные Стоимость брошюры, руб. ИП Матвеев А.А Подбельского , 21 Тел:9022843151 700,00 Фотоцентр «Европа» Дзержинского, 8 Тел:4-48-45 500,00 «Реклама - Боровичи» Пушкинская , 49 Тел: 4-22-01 600,00
Научный руководитель: Хорькова Л.В., старший методист, к.п.н. Составитель: Никифорова Марина Сергеевна выпускница пятого курса специальности 42.02.01 Реклама Учебно-исследовательская деятельность студентов колледжа - основа готовности к профессиональной мобильности Приложение В (обязательное) Макет информационной брошюры
Приложение Г (обязательное) Анкета Уважаемый респондент, просим Вас заполнить анкету, которая позволит выявить эффективность брошюры. Анонимность гарантируется. Время заполнения анкеты 3-5 мин. 1. Насколько доступна и понятна информация в брошюре? - да, понятна - понятна не в полном в виде - нет, не понятна 2. Привлек ли Ваше внимание дизайн брошюры? - да, привлек - нет, не привлек - интересно только содержание 3. Как Вы оцениваете качество информационной брошюры? - высокий уровень - средний уровень - низкий уровень 4. Каким слово можно описать рекламную продукцию? - скучная - креативная - уникальная 5. Посоветовали бы Вы знакомому или родственнику ознакомиться с брошюрой? - да - нет - возможно 6. Считаете ли Вы, что изготовленная рекламная продукция является эффективной? - да - нет Благодарю за ответы!


В раздел образования